что делает молитва с человеком
Зачем нужна регулярная молитва?
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Молитва — основа духовной жизни, и ее оставлять опасно. Почему же? Ведь, не помолившись, человек не впадает тут же в тяжкие грехи. О какой опасности тогда идет речь?
Удивительно, но людям, только пришедшим к вере, святитель Игнатий (Брянчанинов) советует начинать духовную жизнь именно с молитвы. Не с чтения Евангелия или творений святых отцов, не с изучения «Катехизиса» святителя Филарета Дроздова, в котором излагаются азы православной веры, а именно с молитвы, ведь именно она — живая связь с Богом.
Святитель Игнатий говорит, что в мирской жизни человек может быть мудрым, опытным, много чего уметь, но его знания не влияют на возрастание в вере, ведь для этого необходим личный опыт богообщения. Получается, что можно знать Священное Писание и при этом в духовном плане оставаться младенцем.
Чтобы помочь верующим, Православная церковь установила обязательное молитвенное правило: утренние и вечерние молитвы, молитвы перед едой и началом всякого дела, молитвы для подготовки к Причастию и другие. Цель их — наполнить душу богоугодными мыслями, поддерживать в сознании человека память, что мы постоянно ходим перед Богом.
Порой людей смущает, что они обращаются к Господу не своими словами, а читают готовое правило. Казалось бы, каждый понимает, в чем он грешен, какие у него скорби. Зачем тогда читать молитвословия, составленные пусть и святыми, но другими людьми, у которых были свои проблемы и вопросы к Богу? Например, зачем читать «Псалом 50» святого пророка и царя Давида, если верующий не совершал тех грехов, в которых царь раскаивался, произнося эти полные смирения слова?
Ответ прост. Святые, которые составляли молитвы, были ближе к Богу, чем люди, только начинающие путь борьбы со своими страстями. Корень любого зла, совершенного человеком, — повреждение грехом. Царь Давид отчетливее видел в себе и немощи, и действия Божии, имел правильный настрой, глубокое чувство покаяния, которое отражено в его псалмах. Так же и с другими молитвами. Стоит только вникнуть в них, и начинаешь понимать, что они подходят под любую ситуацию. Возьмем, например, спортсмена. Он не говорит тренеру: «Что учишь меня, как бить по мячу. Я и сам умею!» Но он внимательно слушает тренера и отрабатывает различные приемы. Так и мы каждый день, читая молитвенное правило, впитываем опыт борьбы с грехом, оставленный нам святыми отцами.
Важно, чтобы молитвенное правило было регулярным, а значит, оно должно быть по силам человеку. Некоторые святые подчеркивали, что основа молитвенного правила — утренние и вечерние молитвы. Остальное — чтение Псалтири, канонов, акафистов, тропарей и других молитв — по мере сил и внутреннего состояния. Чтобы не вести расслабленную жизнь, и, напротив, не взять на себя непосильное правило, важно посоветоваться с духовником. Более того, молитвенное правило можно корректировать в разных ситуациях и на разных жизненных этапах, только не оставлять его совсем.
Святой Исаак Сирин пишет, что Господь спросит с человека не за оставление молитвы, а «за последующий оставлению их вход в нас бесов». Они «войдут и затворят двери очей наших», — говорит святой. Тогда бесы уже руководят человеком, заставляя его делать все противное Богу. Это — духовный закон. Нельзя построить жизнь так, чтобы и к Господу не обращаться, и злых духов к себе не подпускать. Поэтому Исаак Сирин замечает: «Не покоряющий воли своей Богу подчинится сопернику своему». Вот почему опасно забывать о молитве.
Злые духи не обязательно сразу заставят совершать тяжкие грехи воровства, прелюбодейства, убийства. Они могут сделать худшее: усыпить бдительность верующего, возбудить в нем хорошее мнение о себе. Человек станет думать, что он благочестивый, праведный, что может обойтись без церкви и молитвы, а на самом деле будет находиться в состоянии бесовской прелести.
Приведу аналогию. Один знакомый рассказывал, что пять раз переносил пневмонию (еще до ситуации с коронавирусом). Вот какую закономерность он заметил: когда чувствуешь себя хорошо, значит, болезнь в тебе капитально прогрессирует. Напротив, если кажется, что стало хуже, значит, организм усиленно борется с недугом, и дело идет на поправку.
Так и здесь: перестав молиться, человек думает, что в духовном плане он не изменился: как и прежде старается исполнять заповеди, творить добро, помогать окружающим, не совершает великих грехов. Если возникла обманчивая мысль, что молиться незачем, — это первый признак опасного духовного состояния.
Молитвы бесы боятся, а без нее человек становится беззащитным, впадает в духовное ослепление, невежество. Он не чувствует, как в нем развиваются греховные страсти. По этой причине «по откровению Свыше, для хранения живота нашего» Церковь и утвердила молитвенное правило.
Очень редко бывает, что молиться легко. Чаще правило дается с большими усилиями, внутренним подвигом, понуждением себя. В такие моменты одолевает мысль: «Ладно, сегодня пропущу, а завтра точно помолюсь». На это нужно решительно себе сказать: «Нет, и сегодня помолюсь, и завтра!» Как мы боимся телесных заболеваний, так же надо бояться и духовных недугов, которые возникнут, если человек будет оставлять правило. Молитва — это нелегкий труд, но без нее мы безоружны, бессильны в духовной жизни.
Что делает молитва, какую пользу несет человеку?
Что делает молитва? Человек, проживая свою физическую жизнь, встречается со множественными проявлениями зла, несправедливости и горем. Все эти обиды хлопоты занимают огромное внутренне пространство человека. И когда человеку плохо, наступает опустошение, тоска, ему просто необходима помощь. Этой помощью может оказаться молитва.
Что делает молитва, нужна ли она и какую пользу несет человеку?
Очень многие хотят узнать, что делает молитва, нужна ли она и какую пользу несет человеку? Молитва – монолог с Богом. Это очень откровенный разговор, он осмысленный и доверительный. В этой беседе очень важно, как вы относитесь к Богу. Если он для вас друг, если вы верите в него как Создателя, готового всегда придти к нам на помощь, то и беседа будет доверительной, ласковой. Правильное отношение к Господу порождает у вас к нему доверие.
Некоторые стесняются молиться, не могут найти определенных слов, испытывая проблемы. Но на самом деле, Господь слышит не наши слова, а наши сердца. Он слышит наши чувства даже в глубине души.
Молитв существует очень много: они бывают внутренние, наружные. Какая молитва лучше, зависит от религиозной практики.
Например, в молитвах тибетского буддизма используются барабаны. Они могут приводится в движение не только человеком, но и ветром, водой, теплом свечи. В Православии ценится молитва внутренняя. Молитвы могут быть общественным и частными. Общественные молитвы помогают проводить общественные богослужения.
Проживая свою жизнь, добиваясь цели, мы испытываем стрессы, теряем здоровье и силы. И как же восстановиться? Вот здесь и поможет молитва. Что делает молитва? Она возвратит вам покой, восстановит силы, поможет преодолеть беспокойство о своем здоровье и близких, даст возможность жить полноценной жизнью.
«Говорите, вас слушают». Как работает молитва
Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Подход к молитве должен быть не утилитарный, а, как говорится, феноменологический. Чтобы правильно оценить ее «результативность», смотреть стоит не на то, что произойдет в будущем (осуществление желания), а на сам процесс. Потому что в разговоре участвуют две стороны.
Почему мы не слышим и не видим Бога? В Ветхом Завете Он говорит прямо, что невозможно увидеть Его и остаться в живых. Причина – приобщение человека к смерти через принятие зла (наравне с добром: именно это произошло с первыми людьми в Эдеме). Христос как раз и пришел на землю, чтобы человека отнять у смерти – и дать возможность вернуться к жизни. Естественно, без воли человека это невозможно. А она должна отречься от смерти – греха. Лишь тогда мы снова сможем говорить с Ним лицом к лицу.
Поскольку нам до полного отречения от греха далеко, мы и не готовы услышать утвердительный или отрицательный ответ. Хотя в реальности он есть всегда, кроме случаев, когда мы тарабаним текст, не задумываясь о смысле. На заклинания ни Бог, ни Его святые не отвечают.
Впрочем, даже из греховного состояния ответ услышать можно. Из церковного опыта известно, что часто до общения с грешником снисходит Божия Матерь (поэтому мы Ее почитаем как «Скорую Помощницу», «Ходатаицу», «Надежду и Предстательство»): история Мария Египетской, иконы «Нечаянная Радость» и многие другие. Кроме того, отцы-аскеты разрабатывали свою «технику молитвы».
Ее главная составляющая – внутренняя тишина. Это значит, что надо отвлечься от посторонних мыслей. Такая рекомендация содержится в любом молитвослове в начале утренних молитв: «немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».
Это трудно, но было бы желание – постепенно получается.
Не стой под стрелой: техника безопасности
Когда человек начинает погружаться в аскетику, он неизбежно увлекается и теряет чувство меры. Часто, начитавшись афонских подвижников и отцов-пустынников, он пытается практиковать молитву Иисусову «по правилам»: определенная поза, четки, непрестанное произнесение… Но пустынники на то и пустынники, что уже имеют внутреннюю молитву или как минимум нацеленность на нее. Для тех, кто живет в условиях, где полная тишина и постоянное сосредоточение на своем внутреннем мире рискуют привести в лучшем случае к рассеянности в выполнении обязанностей, в худшем – к повреждению психики, «техника» даже не вторична, а вообще не имеет особого значения.
Святитель Феофан Затворник напоминает, что молитва Иисусова – это только способ достижения молитвы непрестанной. От того, что ты перестанешь думать, а только будешь повторять молитву Иисусову, ты просто разучишься думать. Господу это совершенно не нужно. Тот же святитель Феофан призывает к «Богомыслию» – то есть размышлению о Боге, которое в себя включает и серьезную тренировку разума богословием.
Вообще вникать в смысл молитвы – необходимо, это касается не только молитвы Иисусовой. Механическое повторение – грубая ошибка. Именно это Господь в Евангелии называет «многоглаголанием» и предупреждает, что так человек уподобляется язычникам, которые думают, что «в многословии своем будут услышаны».
Радикально неправильный подход – искать в молитве наслаждения. Этой проблеме целые страницы посвятил святитель Игнатий (Брянчанинов), за что часто подвергается осуждению как якобы «борец с радостью». На самом деле речь о предохранении от экзальтации.
Радость – это не задача и цель молитвы, а ее результат. Цель молитвы – достигнуть постоянного памятования о Боге, взрастить веру и иные добродетели.
Задача – настроиться на достижение этой цели. Можно достигнуть и наслаждения, и радости, и даже созерцания Фаворского света. Но если вы начали молиться для этого – лучше остановитесь, а то в конечном итоге очнетесь в кабинете психиатра. Либо увидите не то что «нетварный свет», а «все ангельское воинство», либо впадете в жесточайшее уныние, переходящее в депрессию, потому что не сможете увидеть вообще ничего.
Кому помолиться, чтобы отомстить?
Церковница в нашем соборе рассказывает:
– Подходит женщина и спрашивает: «Кому мне помолиться? Мне отомстить надо». Я отвечаю: «У нас таким не занимаются». Она обиделась и ушла, даже слушать не стала.
Человек слаб и, претерпевая обиду, хочет, чтобы злодей получил по заслугам. Принципиально молитва против обидчика – явление не уникальное. Вот 108-й псалом: «Да будут дни его кратки, и достоинство его да приимет другой. Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою…» Но это текст ветхозаветный.
Нет, отказываться от Ветхого Завета, а тем более от Псалтири – не стоит. Христианские толкователи обычно объясняют эти строки как проклятия бесам.
Митрополит Антоний Сурожский не соглашался и считал, что такие слова естественным образом просятся на ум от обиды. Действительно, мы возмущаемся несправедливостью как неправедностью. Поэтому мы ужасаемся новостям об отнятых у матери-инвалида детях или о террористических актах. Но несправедливость в свой адрес адекватно оценить сложно, потому что «своя рубашка ближе к телу», мы субъективны.
Ветхозаветная рефлексия была проще евангельской. Человек умел отличать хорошее от плохого, а при должном внимании мог оценить, где пострадал за дело (покаяние Давида), а где – просто так (Иов), но мудрости у него было меньше. Заповеди любви к врагам не могло быть, пока человек не научился воспринимать соперника как «равноправного другого», то есть – понимать ограниченность своей оценки.
Нельзя молиться о мести не потому, что в идее воздаяния самой по себе есть нечто неправильное, а потому, что мы не знаем мотивов, внутреннего состояния и душевных возможностей обидчиков.
Пример: несколько месяцев назад соцсети взорвались гневом против депутатки, заявившей, что нельзя сокращать зарплату ее коллегам, потому что ей и так зарплаты (около 130 тысяч рублей) еле хватает. Хотя ее реплика может показывать не столько цинизм чиновницы, сколько искреннее непонимание ситуации. Возможно, она не воспринимает, что бывают и зарплаты по двадцать тысяч, а кто-то и на десять выживает. То есть формально знает, а в душе не укладывается: «Наверное, они подрабатывают или им помогают».
Так что молиться «против» кого-то нельзя потому же, почему нельзя осуждать: какой мерой судишься, той же будешь осужден. Молиться надо о восстановлении справедливости, а не о наказании виноватого. А там Господь разберется.
Трезвость – норма жизни
У знакомого священника есть выражение: «Промаливать ситуацию». В смысле, если что-то запуталось – начать просто молиться и ждать разрешения или ответа от Бога. Если это срабатывает, то срабатывает именно так: либо проблема сама по себе рассасывается, либо находится на нее адекватный ответ. Причем иногда ответ рождается уже в процессе молитвы.
И здесь надо четко отдавать себе отчет в нашей поврежденности. Нет, речь не о том, что мы обязательно находимся в состоянии духовной прелести или вот-вот в него ввергнемся. Мы просто часто слышим то, что хотим услышать. А хотим мы услышать не всегда правильные вещи. А иногда нам просто лень, вот и придумываем, что попроще. Поэтому если вдруг вы молились о понимании химии перед экзаменом и вам прямо на молитве или в тонком видении после нее явился периодический закон – лучше запишите его и разберите, что называется, на трезвую голову. Дабы не выдать какой-нибудь галиматьи.
Трезвомыслие на молитве необходимо. «Я молился, и на ум пришло…» – можно услышать как от неофита, так и от человека с огромным церковным стажем. Иногда действительно пришло на ум в результате молитвы. А иногда – вопреки ей. Например, читал человек вечерние молитвы, клюнул носом и в полудреме вспомнил последний телефонный разговор с другом. И обдумывать его стал не по причине большой душеполезности разговора, а потому что отвлекся. Поэтому рожденную на молитве мысль стоит отложить на несколько часов – если эта мысль такая мудрая, то она вернется еще более ясная.
К посторонним, да даже и не очень посторонним мыслям, родившимся на молитве, стоит относиться как к снам. Если они смущают или отвлекают – игнорировать. А вот если они предлагают какие-то великолепные решения – верифицировать.
Иными словами, тщательно проанализировать, помолиться еще раз, спросить совета у опытных людей – и только тогда осторожно протестировать. Лучше сначала «на черновике». Ровным счетом ничего не потеряете, а вот риски сильно снизите. Если нет времени на проверку – хотя бы просто помолитесь, но очень сосредоточенно и целенаправленно. И не жалуйтесь, если не сработало – это не Бог обманывает ожидания, это мы можем обмануть сами себя.
Православная Жизнь
Молитва: от теории к практике.
Молитвословы включают в себя множество молитв на разные нужды. Они более угодны Богу?
Представьте себе, что маленький ребёнок говорит маме, что желает стать музыкантом. Он пытается импровизировать на фортепиано. Маме радостно его слушать, хоть он и не умел? Да. Но ребёнок никогда не станет музыкантом, если не обучится у учителя музыки, не приобщиться сокровищу великих классических мелодий.
Так и с молитвой. Христос радуется, когда мы с Ним говорим. Он ведь как Мама. Но, чтобы нам настроить свою душу на правильный, праведный лад, нам необходимы не только свои молитвы, но и составленные святыми людьми. Ведь святые искали и просили неба.
Вот отрывок из молитвы Иоанна Златоуста: «Господи, в покаянии прими меня. Господи, не оставь меня». Так молились святые. О подобном они просили.
Молитвы из молитвослова помогают настроит душу так, чтобы Бог нам был дороже всего.
А как писались молитвы?
Все молитвы рождались не в кабинетах, а в момент, когда святой молился. Живое ощущение присутствия Бога, покаянное чувство и благодарность – всё это рождало слова. Сама любовь святых помогала им найти лучшие слова для выражения своей любви. Молитва являлась песнью произнесённой любви, словом надежды там, где ждали утра, когда кругом простиралась ночь.
Как молитва связана с покаянием?
Этот путь и называется духовной жизнью.
Чтоб ступить на этот путь надо сделать с собой 2 вещи:
Как любимую сделать несчастной
Знают все. Как счастливой – никто.
Нужно остро пережить, что состояние постоянных предательств любви и Бога ненормально.
Кто идёт без любви хоть минуту,
На похороны свои идёт
Завёрнутый в собственный саван.
Понять что я – грешен и захотеть научиться любить.
Честертон: «Самое трудное на свете по настоящему научиться любить то, что любишь».
Покаяться и никогда не оставлять покаяние.
Святой Исаак Сирин: «Покаяние – это трепет души пред вратами рая».
Нужно узреть во Христе такую красоту, ради которой можно и жить и умереть.
Христос нам отдал Всего Себя. Для Него, по слову святых отцов: «душа каждого одного человека так же дорога, как все души вместе».
Ради Него, ради верности Ему мы живём. Ради Него мы готовы оставить свой грех.
Именно покаянием святые восходили на высоту святости. Святой Иоанн Лествичник говорит, что, если праведник молится не ощущая себя грешником, его молитва не приемлется Богом.
— Смотри, к чему может привести покаяние.
Каллист Уэр: «Как говорит св. Иоанн Лествичник, «покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния». Это не упадок духа, но энергичное ожидание; это не значит, что ты оказался в тупике, но что ты обретаешь выход. Это не ненависть к себе, но утверждение своего истинного «я» как созданного по образу Божию.
Иоанн Кронштатский говорит, что Бог открывает грехи только тому, кто не отчается, но пойдёт по пути исправления. Остальным Бог, не желая их мучить, не показывает их грехи, и они потому уверены в собственной непогрешимости.
Что даёт молитва человеку?
Многие беды, скорби и несчастия происходят оттого, что человек забывает о Боге.
Святой Амвросий Оптинский: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог».
Святой Силуан Афонский говорил, что все его падения были оттого, что в минуту искушения он не молился…
Утром и вечером необходимо читать правило. В течении дня вспоминать о Боге, и обращаться к Нему. В течении дня что бы с вами не происходило – обращать это в молитву.
Молится нужно так, как если бы ты разговаривал со своей мамой или просил её о чём-то. Даже если вы не веруете, молитесь: «Господи, я не верю. Помоги, дай мне веру». Молитесь просто, не изображайте себя кем-то на молитве, а в простоте открывайте своё сердце Богу.
Бог жаждет нашего сердца. Если будем обращаться к Нему от сердца, то непременно получим ответ.
Молитва сопряжена не только с радостью, но и с кропотливым трудом. Часто не хочется молиться, но нужно понуждать себя к молитве и молиться через силу. Мы не хотим молиться потому что душа мертва. Молитва же оживит её.
Молясь мы освящаемся, но молитва – это труд.
Святые жили как молились и молились как жили. Их молитвы – плод Святого Духа жившего в их сердцах, и мы можем соприкоснуться с этим.
Цель молитвы – соединить душу с Богом.
Почему человеку скучно молиться?
Но без Его помощи мы не сможем по настоящему сделать Его центром и смыслом своей жизни, поэтому владыка Митрофан говорит: «Нужно у Бога просить сил помолиться Богу».
Какое расположение души важно иметь молящемуся человеку кроме покаяния?
Очень важно в молитве доверие. Доверие Богу, Богородице и святым. Что они действительно видят всего тебя и ты им до последней глубины нужен. Бог не над нашим страданием, а в самой глубине нашего страдания. Он крестом доказал, что мы Ему нужны. И такому Богу можно доверять. Как говорит Антоний Сурожский: «мы предаёмся в Его руки с надеждой, что в меру сил любим Его и сами любимы Им вплоть до креста и воскресения».
Интересно, что когда святой Иоанн Кронштатский стал священником и однажды пришёл о ком-то молиться, ему одна старушка сказала, что он не так молится, что нужно просить у Бога и верить, что Бог даст. Он стал так молиться и с тех пор иначе не молился никогда.
Святой Иоанн Кронштатский: «Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдёшь от Неё, не получивши милости. приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Её, как оскорбляется благость Божия, когда приступают в молитве к Богу и не надеются получить от Него просимого».
Почему молитва помогает?
Я хочу рассмотреть эту проблему с разных позиций:
1. психологической;
2. медицинской или физиологической;
3. философской;
4. морально-этической;
5. религиозной;
6. научной или квантово-механической.
1. С психологической точки зрения молитва, медитация, мантры активируют части коры головного мозга, отвечающие за положительные эмоции, а это означает, что они укрепляют иммунную систему. Один из современных духовных учителей Рамта называет мысль высшим творцом: «Всё, что вы думаете, а затем позволяете себе прочувствовать, становится реальностью вашей жизни». Особенно опасны и разрушительны нытье, негативное мышление, глубинные агрессивность и некрофилия. Нельзя психологически сдаваться или поддаваться болезни — ей нужно противостоять, и это мощнейший стимул для излечения! Одна из самых распространенных причин неудач — привычка опускать руки перед временными поражениями. Психологи давно выяснили, что человеческое воображение и научная смелость — мощные инструменты сознания, позволяющие творить реальность по своему выбору. Не случайно возникло такое выражение: «Человек способен создать всё, что он способен вообразить». Для разума нет никаких ограничений, кроме накладываемых им самим. Человеку дана возможность выбирать собственную реальность с помощью мыслей, которые будут создавать эту реальность. Наше сознание — мощнейшая творческая сила, которая запускает все необходимые механизмы, дабы привести мир и себя самого в соответствие с поставленной задачей. Несокрушимая вера — мощнейшее противоядие от неприятностей и болезней. Доброжелательство, взаимопомощь, взаимопрощение, любовь, чувство свободы действуют на здоровье сильнее лекарств. И наоборот, чем тяжелее психическая жизнь человека (народа), чем они агрессивнее, тем короче их жизнь — вся мировая статистика подтверждает эту закономерность.
2. Влияние молитвы на оздоровление с медицинской или физиологической точки зрения также связано с ее благотворным влиянием на психику и душевное состояние. С помощью энцефалографии установлено, что во время молитвы ритм биотоков головного мозга замедляется настолько, что можно говорить о существовании четвертого состояния сознания — «молитвенного бодрствования» или «молитвенной терапии», оказывающих исцеляющее воздействие на человека. Во время «молитвенного бодрствования» происходит резкое замедление ритмов биотоков до так называемого «дельта-ритма», наблюдаемого лишь у младенцев. Наверное, недаром в Евангелии сказано: «Будьте как дети и спасетесь». Феномен исчезновения или уменьшения быстpых мозговых pитмов позволяет физиологам оценивать глубину молитвенного погpужения. В мистике состояние «молчания разума» ведет к просветлению, в медицине — к выздоровлению. Прямыми физиологическими измерениями выяснено, что молитвы, божественное пение, медитации, занятие йогой (душевный покой и расслабление) нормализуют кровяное давление, количество холестерина и сахара в крови, благотворно сказывается на обменных процессах. Молиться особенно полезно тем и за тех, кто периодически впадает в глубокую депрессию и страдает маниакально-депрессивным психозом. Молитва способствует психологическому преодолению стрессов и страхов, ведет к душевному покою и стимуляции защитной функции иммунной системы.
3. С философской точки зрения важно введенное мной понятие сознания-бытия: сознание и бытие — это такая же целостность, как пространство-время. И именно холотропность, единство духа и материи, позволяет нам ориентироваться в мире, познавать-изменять его, заниматься вероцелительством, то есть силой воли, мыслительным импульсом корректировать материальные процессы в нашем теле.
4. Что касается морально-этической точки зрения, то давно замечено, что в патpиаpхальных сообществах, где сохpаняется пpочная семья, выполняются стpогие пpавила поведения, pелигии, этики и моpали, очень редки психические заболевания, депрессии, самоубийства, а также резко снижается количество сердечно-сосудистых заболеваний. Дух является выражением веры и надежды, ибо где есть вера, там есть и молитва, так как верить и не молиться фактически невозможно. Духовное равновесие, умиротворенное состояние души и высокая нравственность, таким образом, являются целительными факторами. Со своей стороны, молитва важна для нравственного совершенствования человека, являясь проводником целомудрия: душа и сердце молящегося чутко реагируют на отклонения от норм нравственной жизни, побуждая его зорко следить за чистотой собственной совести пред Богом и всеми людьми.
5. С религиозной точки зрения молитва является «стоянием пред Богом», способом вступить с ним в общение, движением души к Богу, цель которого — достижение открытости Богу и готовности воспринять его ответное воздействие. Молитва является потребностью человеческого духа и душой веры. Иисус Христос постоянно указывал на спасительную роль молитвы: «Стучите и отверзится, просите и дастся». Психиатр Владимир Бехтерев говорил про своих пациентов: «Этот пусть принимает лекарства, а вот этому лучше пойти к священнику». Целительные и даже чудесные свойства молитвы подробно описаны в книгах по спонтанной ремиссии, а также при массовом медицинском обследовании больных паломников в Лурде, Фатиме и других святых и намоленных местах. Медики определили даже долю «чудесных исцелений», которая, увы, оказалась малой (менее 0,1%). Столь незначительная доля «чудесных исцелений» связана с недостаточными глубиной веры и силой воли к исцелению: верить и молиться следует глубоко, истово, от сердца, иначе лечебного эффекта не будет. Уверенность — главная составляющая молитвы, так как молитва успокоит вас только в том случае, если вы верите в то, что она будет услышана. Вот почему религиозные лидеры часто просят молиться с верой, надеждой и убежденностью. Есть многочисленные свидетельства того, что глубоко верующий и часто молящийся неоперабельный онкологический больной живет примерно на 5-6 лет дольше, чем неверующий и немолящийся. Причиной является «молитвенная терапия» — подавление страха, умиротворение, укрепление иммунной системы. С другой стороны, страх, уныние, депрессия больного эту систему разрушают. Кроме того, молясь, больной пpеодолевает стресс и тоску, а это пpиводит к укреплению иммунной системы, улучшению сопpотивляемости организма болезни, пpодлению жизни, возможному спонтанному самоизлечению. Так что молитвенная терапия — не вымысел попов, а научно подтвержденный факт: темпы выздоровления после нее резко возрастают, так как молитвы влияют на физиологические процессы, идущие в организме. Более того, есть данные о том, что молитва способна на два порядка уменьшить количество патогенных бактерий не только в человеческом организме, но и в воде.
6. Квантовая физика впервые преодолела разделение или противопоставление материи и духа, признав не только единство сознания-бытия, но глубинную связь познаваемого со своим инструментом. Современная квантовая теория рассматривает сознание как самостоятельный квантовый объект, так что можно говорить о «взаимодополнительности» психики и реальности. «Квантовость» человеческого сознания состоит в том, что мы «видим» вне себя лишь те структуры, с которыми сознание наиболее интенсивно взаимодействует. Постичь тонкие структуры мироздания и психические состояния способен лишь «квантовый» наблюдатель, способный полностью слиться с Миром. В.Паули первым высказывала мысль о необходимости включения сознания наблюдателя в квантовую теорию, а Ю.Вигнер и Э.Шредингер поняли, что сознание не только необходимо включить в теорию измерения, но что сознание оказывает влияние на реальность, меняя результат эксперимента. Физики подошли к той точке в развитии науки, когда дальнейшее продвижение познания невозможно без разгадки феномена сознания и понимания внутренней взаимосвязи не только бытия и небытия, реальности и виртуальности, но объективности и субъективности, а именно — результата эксперимента с наличием наблюдателя. Реальность не исчерпывается вещественностью, а то, что мы называем измерением, появляется лишь тогда, когда появляется сознание. По словам ведущего специалиста в области современной квантовой механики М.Б.Менского, «идеальное» сознание не просто органически включено в реальность, но является функцией всего мира, а не его частей. Его носителем является не мозг отдельного человека, а весь мир. Поэтому «сознание не просто пассивно воспринимает одну из вероятных квантовых альтернатив, но может отчасти осуществлять выбор между квантовыми альтернативами, сдвигая вероятности наступления того или иного события». По терминологии Д.А.Уилера, наблюдатель, наделенный активным сознанием, способен не только регистрировать, но и творить бытие. Сознание творит бытие еще потому, что наши фантазии и наше воображение формирует новые концепции, трансформируемые в новые реалии. Мы явно недооцениваем мощь и возможности собственного сознания как при исследовании мира, так и в оказании самопомощи. Именно с помощью сознания можно превращать негатив в позитив и слабость — в силу!
Кстати, биоэнергетика также рассматривает человека как целостную систему, в которой разум, тело, эмоции, дух или душа, энергия взаимосвязаны между собой, а сам человек является составной частью Мира. Нездоровье — это нарушение равновесия, гомеостаза, иммунитета. Работа биоэнергетиков-профессионалов направлена на восстановление нарушенного равновесия, на укрепление иммунитета и энергетическую подпитку. В каком-то смысле биоэнергетик — это канал по, которому течет энергия, или трансформатор, в котором преобразовывается и обрабатывается энергия.