что делает лирический герой стихотворения тютчева осенний вечер
Краткий анализ стихотворения Ф И. Тютчева «Осенний вечер»
1. История создания
Стихотворение «Осенний вечер» появилось на свет в октябре 1830 года.
Находясь далеко от Родины, Ф. И. Тютчев скучал по дому. Осень в далеком Мюнхене, где поэт занимал пост атташе при дипломатической миссии, навевала воспоминания о России. Ностальгические настроения нашли отражение в стихах.
2. Литературное направление
В стихотворении поэт придерживается романтического направления, в котором присутствуют элементы реализма.
Одухотворенная природа оживает под пером мастера. Загадочная красота осеннего вечера сменяется вполне реальным предвестником зимы «порывистым холодным ветром».
3. Род
Произведение относится к роду лирики.
4. Жанр
Жанр стихотворения: пейзажная лирика, наполненная философскими размышлениями автора о взаимосвязи человека и природы.
5. Проблематика
Проблемы, которые поднимает Ф. И. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер», будто проникают одна в другую:
6. Тематика
Тема стихотворения — рассказ о наступившей осени.
Последний всплеск ярких красок окутан печалью увядания природы. Но это не мешает лирическому герою насладиться всей прелестью осеннего вечера.
7. Идея
Связь между явлениями природы и человеческой жизнью неразрывна. Все в этом мире развивается, изменяется и движется по одним и тем же законам, воспринимать которые надо со смирением, улыбкой и надеждой.
8. Пафос
В стихотворении Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» звучит пафос грусти и печали, который связан с наступлением осени.
9. Система образов
Образный ряд стихотворения состоит из главного символического образа осени и множества деталей.
Мы видим «пестроту дерев», «туманную лазурь». Слышим «легкий шелест» «багряных листьев». Чувствуем «порывистый холодный ветр».
Эпизодические образы – являются неотъемлемой частью осеннего вечера.
10. Центральные персонажи
Центральный персонаж произведения — осень, которая предстает перед читателем в облике осеннего вечера. В образе соединяются грусть и очарование.
Природа, чувствуя приближение зимних бурь, наполняется «зловещим блеском» и яркими красками. Буйство красок органично вписывается в печальную картину угасающего дня.
11. Лирический герой
Чувства лирического героя созвучны авторским переживаниям. Печальная картина осени осознается им как неизбежность, с которой следует смириться, наслаждаясь «умильной таинственной прелестью», и надеяться на возрождение.
12. Сюжет
В произведении отсутствует сюжетная линия в обычном понимании этого слова. Перед читателем статичная картина осеннего вечера.
Природа будто замерла в «предчувствии сходящих бурь». Жизнь на «грустно – сиротеющей» земле готовится к долгому периоду покоя и оцепенения.
13. Композиция
Произведение воспринимается как целостная пейзажная зарисовка. Оно не подразделяется на привычные строфы, состоит из одного предложения, протяженностью в двенадцать стихотворных строк.
Условно «Осенний вечер» можно разделить на три смысловые части, три четверостишия:
14. Художественное своеобразие
Строки стихотворения великого поэта наполнены необычными противопоставлениями и оксюморонами:
Взаимоисключающие понятия и образы, дополняя друг друга, создают сложную картину целостного окружающего мира.
15. Размер, рифма, строфика
Произведение не делится на строфы, состоит из одного сложного предложения.
Для его создания поэт использует пятистопный ямб и перекрестный способ рифмовки (АБАБ) с чередованием мужской и женской рифмы.
16. Средства художественной выразительности
Передать глубокий философский смысл произведения, отобразить очаровательную прелесть осенней природы автору помогают необычные средства художественной выразительности:
Каждый из тропов несет в себе большую смысловую нагрузку необыкновенную образность и символичность.
17. Значение произведения
Стихотворение «Осенний вечер» побуждает читателя задуматься о быстротечности жизни. Погрузившись в волшебный мир осеннего вечера, начинаешь ценить каждое мгновение, которому никогда не суждено повториться.
18. Актуальность
Природа мудра, совершенна и вечна. Поэтому человек никогда не перестанет наслаждаться ее красотой, учиться у нее философскому отношению к жизни и смерти.
19. Мое отношение
Я не люблю осень, но стихотворение Ф. И. Тютчева завораживает и заставляет переосмыслить свое отношение к этому грустному времени года. Печальные строки рождают в душе неизведанное чувство терпеливой покорности вечным законам бытия.
20. Чему учит
«Кроткая улыбка увядания» природы учит человека с достоинством воспринимать жизненные испытания и надеяться на счастливое будущее.
«Осенний вечер» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – идея, история создания, лирический герой
В русской поэзии особое место занимает пейзажная лирика Федора Ивановича Тютчева, способного удивительно точно передавать красоту природы. Стихотворение «Осенний вечер» является тонким отображением увядающей красоты и своеобразного очарования осени. Краткий анализ «Осенний вечер» по плану поможет ученикам 8 класса подготовиться к уроку литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осенний вечер.
История создания – Стихотворение было написано в 1830 году, во время пребывания писателя в Мюнхене.
Тема стихотворения – Осмысление единства природы и человека. Сравнение тихого осеннего вечера с человеческой жизнью, духовной зрелостью, когда приобретается мудрость ценить каждое мгновение.
Композиция – Стихотворение состоит их трех условных частей: в первой автор описывает красоту осеннего пейзажа, во второй – драматизирует неизбежность изменений в природе, в третьей – приходит к философскому выводу о цикличности бытия.
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Пятистопный ямб с двусхложной стопой, с перекрестной рифмовкой.
Метафоры – «пестрота деревьев», «таинственная прелесть».
Эпитеты – «порывистый, холодный», «багряных».
Олицетворения – «кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот».
Инверсии – «багряных листьев», «холодный ветр порою».
История создания
Сразу после окончания Московского университета Федор Иванович вплотную занялся государственной дипломатической службой и был определен в Мюнхен. Будучи прекрасно образованным человеком, он стремился познакомиться с лучшими умами Европы, регулярно посещал лекции выдающихся ученых своего времени. Однако ностальгия по родине давала о себе знать.
Не имея возможности поговорить с кем-либо заграницей на родном языке, молодой дипломат восполнял эту пустоту написание стихов. Тоска по дому, которая лишь усиливалась осенней погодой, подтолкнула Тютчева к написанию невероятно лиричного, волнующего и чуть меланхоличного произведения.
Главной темой стихотворения является отождествление человека и природы, живого и неживого мира, между которыми Тютчев всегда видел неразрывную связь.
Несмотря на «осеннее» настроение литературного произведения, оно, все же, не вызывает депрессивного настроения. Лирический герой стремится увидеть прекрасные моменты даже сквозь призму общего увядания: «легкий шелест», «таинственная прелесть», «светлость вечеров».
В представлении автора осень олицетворяет собой душевную зрелость человека, пережившего немалые испытания, но не разочаровавшегося в жизни.
В эту пору года, как никогда, остро ощущается быстротечность жизни, утрата молодости, красоты, силы. Однако за осенью неизменно приходит зима, а после – весна, дарующая новое перерождение. В природе все циклично, равно как и в жизни человека: на смену грусти неизменно придут радостные и светлые дни, а пройденные жизненные испытания оставят после себя бесценный опыт, который пригодится в будущем. Умение ценить и радоваться каждому моменту жизни, не поддаваться унынию и тоске – вот истинная мудрость и главная идея, которую хотел донести поэт в своем произведении.
Композиция
Для стихотворения «Осенний вечер» характерна стройная трехчастная композиция. Строфу, состоящую из двенадцати строк, можно безболезненно разделить на три четверостишия. Все они будут гармонично выстраиваться в единую линию повествования, в которой светлая лирика пейзажной зарисовки плавно переходит к глубокому философскому осмыслению.
В первой части стиха представлена общая картина осеннего пейзажа. Автором выдвигается общий тезис, на котором строится все стихотворение.
Во второй части в силу вступают драматические составляющие произведения, подчеркивающие неизбежность увядания природы.
В финале приводится философский взгляд на изменения в природе, в которых писатель видит цикличность и неразрывную связь человека с окружающим миром.
Стихотворение «Осенний вечер» написано в жанре пейзажной лирики, где центральное место отведено красоте природы.
Произведение состоит из двенадцати строк, написано пятистопным ямбом с двухсложной стопой, с использованием перекрестной рифмовки. Примечательно, что стихотворение представляет собой сложносочиненное предложение. Но, невзирая на столь необычное построение, читается очень легко, на одном дыхании.
Средства выразительности
Для описания природы в своем произведении Тютчев умело использовал различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсию.
Невероятная красочность и богатая образность строчек достигается путем употребления многочисленных эпитетов («порывистый, холодный», «багряных», «умильная, таинственная») и метафор («пестрота деревьев», «таинственная прелесть»).
Благодаря олицетворениям («кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот») природа будто оживает, приобретает человеческие чувства.
Встречаются в тексте и инверсии: «багряных листьев», «холодный ветер порою».
Писатель сравнивает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы с «божественной стыдливостью страданья» в человеке.
Стихотворение и анализ «Осенний вечер»
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Краткое содержание
В творчестве Федора Ивановича Тютчева, которого заслуженно называют «певцом природы», значительное место занимает пейзажная лирика. Поэт обладал способностью не только достоверно изобразить картину, но и вызвать у читателя эмоциональный отклик при восприятии того или иного природного явления. Проживая длительное время за границей, Тютчев постоянно поддерживал духовную связь с родиной, не переставая воссоздавать в своих произведениях очарование русской природы. По-видимому, немецкая осень 1830 года вызвала у него такой прилив вдохновения и воспоминаний, что он посвятил этому свое очередное стихотворение.
«Осень». Художник Е. Волков. 1890
Сюжет, как таковой, здесь отсутствует, перед читателем разворачивается картина безмолвного осеннего вечера, когда вся природа находится в ожидании наступающего оцепенения. «Таинственная прелесть» заключается в зловещем блеске деревьев, усыпанных пестрой листвой, очаровывающей призывным шелестом. Сквозь сгущающийся туман проглядывает небесная лазурь, и вся эта мистическая картина разворачивается над «грустно-сиротеющей землею».
Природа словно предчувствует наступление «сходящих бурь», когда свирепый и жгучий ветер начинает ломать ветви деревьев и срывать с них последнюю листву. Изменения в природе напоминают герою человеческую жизнь. Осеннюю пору можно сравнить с наступлением духовной зрелости, обретением жизненного опыта и мудрости, поэтому в стихотворении нет ноток уныния и безнадежности, вместо них сквозит лишь легкая грусть.
Анализ
История создания
Стихотворение было написано в октябре 1830 года, в Мюнхене, во время выполнения Ф.И. Тютчевым дипломатической миссии. Под впечатлением от картин осеннего пейзажа, который вызывал у поэта ностальгические чувства, он сочинил это проникнутое светлой грустью, лирическое произведение.
Персонажи и образы
Осень является центральным образом, в котором переплетаются восхищение и грусть. Лирический герой видит в этом не простое изменение в природе, а воплощение собственных переживаний. «Грустно-сиротеющая земля» подразумевает и увядающую природу, и угасание молодости, утрату душевных порывов и былого воодушевления. Печаль, навеянная осенней картиной, смиренно воспринимается героем как неизбежность, после которой последует возрождение. Осень – в самой душе поэта, она является отражением его внутреннего состояния. В этом для автора и состоит неразрывная связь человека и природы.
Немаловажную роль в стихотворении играют и эпизодические образы, которые представляют собой выразительные детали общей картины осеннего вечера: «туманная лазурь», «порывистый холодный ветер», «пестрота деревьев», «легкий шелест» багряных листьев. Природа полна зловещего блеска, который нужно воспринимать, как ее последнее сопротивление наступающим зимним бурям. Прощальное буйство красок органично завершает картину наступившего осеннего вечера.
Композиция
Стихотворение представляет собой завершенную лирическую зарисовку, состоящую из одной строфы в двенадцать строк. По смыслу оно делится на три части. Первая часть посвящена описанию осеннего пейзажа, которым восхищается автор от лица героя. Во второй части раскрывается тема неизбежного угасания природы, которое накладывает отпечаток на его внутреннее состояние. Прочная связь окружающего мира и человека отражена в третьей части стихотворения.
Несмотря на романтическое направление произведения, в нем просматриваются элементы, присущие реализму: таинственное очарование осеннего вечера сменяется натуралистическими образами предвестников зимы (порывистый холодный ветер). По жанру стихотворение принадлежит к пейзажной лирике философского содержания на тему человека и природы.
Размер и средства художественной выразительности
При написании стихотворения использовался пятистопный ямб с перекрестной (АБАБ) рифмой и чередованием мужских и женских слогов.
Для отображения очарования осеннего пейзажа, а также философской глубины произведения автор использовал большую палитру средств художественной выразительности. Образные эпитеты, органично входящие в состав олицетворений, указывают на связь природы и человеческой жизни: «зловещий блеск дерев», «томный легкий шелест» листьев, «грустно-сиротеющая земля», «кроткая улыбка увяданья».
Воображение читателя разыгрывается при помощи отточенных метафор: «божественная стыдливость страданья», «светлость осенних вечеров». Реалистические сравнения позволяют ощутить скорое наступление зимы: «предчувствие сходящих бурь», «порывистый, холодный ветр».
Проблематика и основная идея произведения
Главная проблема, озвученная автором – неотвратимость скоротечности бытия, которое неспособно остановить никакое усилие воли. Человек лишен возможности постоянно пребывать в состоянии молодости, расцвета и подъема. Вслед за этим неминуемо следует спад, влекущий за собой старение. Эту закономерность нельзя ни опровергнуть, ни предотвратить, ее нужно принять как данность и продолжать жить дальше.
Несмотря на это положение, находящийся в «предчувствии сходящих бурь» герой, способен ощущать радость от каждого мгновения, от малейшего изменения, происходящего в живой природе. Ведь, вступающий в осеннюю пору своей жизни человек, оставил позади многие испытания, обогатился бесценным опытом и, самое главное, не утратил жизнелюбия и способности ценить драгоценные моменты, отпущенные ему на этой земле.
Анализ стихотворения «Осенний вечер» (Ф. И. Тютчев)
История создания
Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в октябре 1830 года. Поэт тогда находился в Мюнхене в качестве атташе дипломатической миссии.
Примечательно, что за границей молодому литератору практически не с кем было поговорить на родном для него языке – русском. Лишь поэзия и общение с его дядькой Н.А. Хлоповым были способны восполнить это пустоту. Вероятно, тоска по дому, осенняя погода навевали Тютчеву меланхолические раздумья, что послужило импульсом для создания стихотворения «Осенний вечер».
Темы, настроения, проблемы
Жанр, направление и размер
В данном стихотворении ощутимо юношеское увлечение Тютчева русской поэзией XIX века. Это проявляется в торжественном одическом характере произведения, в использовании ярких эпитетов (умильная, грустно-сиротеющая), а также в употреблении неполногласных форм (ветр). Однако же «Осенний вечер» относится к зрелому периоду, когда автор интересуется Шеллингом, Блейком и Гейне. В это время у Тютчева формируется его особая натурфилософская поэзия.
Стихосложение не отличается изобретательностью: размер этого произведения – пятистопный ямб, а рифма – перекрестная. Тютчев оригинален в другом, в частности — в переосмыслении жанра пейзажной лирики.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осенний вечер.
История создания – Стихотворение было написано в 1830 году, во время пребывания писателя в Мюнхене.
Тема стихотворения – Осмысление единства природы и человека. Сравнение тихого осеннего вечера с человеческой жизнью, духовной зрелостью, когда приобретается мудрость ценить каждое мгновение.
Композиция – Стихотворение состоит их трех условных частей: в первой автор описывает красоту осеннего пейзажа, во второй – драматизирует неизбежность изменений в природе, в третьей – приходит к философскому выводу о цикличности бытия.
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Пятистопный ямб с двусхложной стопой, с перекрестной рифмовкой.
Метафоры – «пестрота деревьев», «таинственная прелесть».
Эпитеты – «порывистый, холодный», «багряных».
Олицетворения – «кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот».
Инверсии – «багряных листьев», «холодный ветр порою».
Композиция
Стихотворение имеет стройную трёхчастную композицию. Строфу из двенадцати строк можно разделить на четверостишия, и они будут по градации выстраиваться в особую линию: от светлой пейзажной зарисовки до глубокого философского вывода.
Темы и настроение
Таким образом, основной темой сочинения выступает противостояние увядания и несгибаемого оптимизма. Автор сопереживает природе, он неравнодушен к её старению, но всё же поэт не желает поддаваться меланхолии и грусти.
Средства выразительности
Для описания природы в своем произведении Тютчев умело использовал различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсию.
Невероятная красочность и богатая образность строчек достигается путем употребления многочисленных эпитетов
(«порывистый, холодный», «багряных», «умильная, таинственная») и
метафор
(«пестрота деревьев», «таинственная прелесть»).
(«кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот») природа будто оживает, приобретает человеческие чувства.
Встречаются в тексте и инверсии
: «багряных листьев», «холодный ветер порою».
Писатель сравнивает « кроткую улыбку увяданья » осенней природы с « божественной стыдливостью страданья » в человеке.
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.
«Осенний вечер» является одним из ярких примеров натурфилософской лирики Ф.И. Тютчева. Общей идеей такого рода стихотворений служит рассуждение о человеке и природе, сравнение их. Тютчев осознавал людскую ничтожность в сравнении со Вселенной, а в некоторых случаях призывал читателей брать с окружающего мира пример.
В данном же стихотворении основной мыслью является соотношение осенней поры с «существом разумным». Похожи они тем, что испытывают сходное чувство, именуемое «божественной стыдливостью страданья». Проявляется оно у людей и окружающего мира одинаково – в «кроткой улыбке», только показывают её по-разному: человек — мимикой, а в природе листья меняют цвет, пустеет земля, небо становится пасмурным.
Литературные приемы
Тютчев в произведении «Осенний вечер» использовал средства выразительности, которые делают такое короткое стихотворение глубоким по смыслу и легко читаемым. К ним относятся:
С первых строк становится понятен главный образ произведения — образ осени, наделенной человеческими характеристиками. Лирический герой ощущает осень в своей душе, размышляет о философских вопросах.
Вечер, описанный автором во всех подробностях, побуждает читателя размышлять о каждом мгновении, наблюдать за красотой окружающего мира. Каждая пора прекрасна по-своему и важно научиться разглядывать что-то хорошее в картинах серой, увядающей осенней природы.
Помня о своей неразрывной связи с природой, человек должен не господствовать над ней, а взаимодействовать.
Средства художественной выразительности
Богатая образность произведения достигается путём использования многочисленных средств художественной выразительности. Наиболее часто автор обращается к эпитетам, порой применяя сразу два определения к существительному: «Умильная, таинственная прелесть», «томный, легкий шелест, «порывистый, холодный ветр».
Тютчев сравнивает увядание природы с человеческим страданием. Встречаются в тексте инверсии: багряных листьев, холодный ветр порою.
Олицетворение — сквозной троп стихотворения. Этот приём затрагивает эпитеты (грустно-сиротеющая, томный), существительные, участвующие в описании природных явлений (улыбка, изнеможенье). Кроме того, «поведение» ветра объясняется предчувствием «сходящих бурь». И все процессы, происходящие в природе осенью, сравниваются с человеческим старением.
Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
«Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер. «Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение – одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы.
Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами – туманная, легкая.
Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию («ущерб», «изнеможенье»), олицетворение («томный шепот» листьев), метафоры («зловещий блеск», «Улыбка увяданья»), эпитеты (умильная, кроткая, стыдливая, туманная).
«Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению эпитетами – синтетическими («зловещий блеск и пестрота дерев»), цветовыми («багряных листьев»), сложными («грустно-сиротеющей»). Контрастные эпитеты – «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск», «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» — очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.
Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация, при помощи которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот»), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр»).
Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.
Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая», акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством – ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.
В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость – мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.