что делает красивыми любимых героев толстого
Сочинение Любимые герои Толстого в романе Война и мир
В эпическом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» очень много действующих лиц. Безусловно, кто-то из них является положительным героем, а кто-то отрицательным. Каждый читатель проникается историей одного из персонажей, который становится его любимцем. Однако любимчики есть не только у читателей, но у самого автора. Их несложно угадать, если читать роман внимательно. Именно их жизнеописанию Толстой уделяет большую часть времени. Несложно догадаться, что это Наташа Ростова и Пеьер Безухов.
На первый взгляд кажется, что они абсолютно разные люди. И действительно, они довольно редко пересекались, но в итоге автор объединил их жизненные пути в единое целое, связав судьбу персонажей. Если разобраться, у Наташи и Пьера очень много схожих черт. Каждый из них по-своему выделялся среди светского общества. И если Наташа привлекала к себе внимание своей чистотой и детской непосредственностью, то Пьер попросту не вписывался, будучи сомневающимся в своих взглядах и физически неуклюжим юношей.
Именно эти черты и делают их положительными героями с точки зрения автора. Толстой открыто восхищается тем, насколько сердце Наташи открыто, готово любить каждого, кто в этом нуждается абсолютно бескорыстно и беззаветно. Толстой считал в женщине приоритетными качествами готовность заботиться о своих близких, а также дарить им любовь и все свое внимание. Так Наташа спасла свою мать после гибели младшего брата.
Пьеру пришлось пройти немало испытаний, чтобы превратиться из метущегося юноши в сильного мужчину. Он искал любви светских дам, но разочаровался в браке. Хотел приносить пользу окружающим, вступив в масонскую ложу, но и здесь не чувствовал себя на месте. Лишения войны помогли Безухову осознать, что он наиболее ценит в жизни и к чему стремится. Ему удалось победить свои страхи.
Примечательно, что Толстой показывает любимых героев очень приземленно. Несмотря на все свои положительные стороны, они прежде всего люди, которые как и остальные совершают ошибки. И эти промахи сильно влияют на их жизнь, только закаляя героев, делая их еще лучше. Именно такой ошибкой можно считать побег Наташи вместе с Анатолем Курагиным или брак Безухова с Элен Курагиной. Через персонажей автор пытается донести простую мысль: хороший человек не тот, кто не ошибается, а тот, кто может достойно выйти из положения.
Все решения, которые Наташа и Пьер приняли на своем жизненном пути, сделали их сильнее и увереннее, и в конце концов свели два любящих сердца вместе.
2 вариант
В своём романе-эпопее Л. Н. Толстой провел достаточно сложную работу по описанию одного из важнейших промежутков отечественной истории, незаметно описав и вложив в исторические события свои философские взгляды. Воззрения автора отражаются в поведении персонажей его произведения, особенно в поведении его любимых героев. Он отнюдь не идеализирует таких персонажей, но через их жизненный путь раскрывает лучшие их качества.
Наиболее любимым из героев Толстого является двадцатилетний Пьер Безухов. Внешне толстый и неуклюжий, лишенный излишнего аристократизма в своём поведении Пьер за время произведения претерпевает большие внутренние изменения. Искрений, простодушный и бескорыстный Пьер ищет ответы на самые важные вопросы жизни. Разочарование в своей возлюбленной, Элен Курагиной, а так же светской жизни московской аристократии, крушение «веры» в Наполеона, неудачная попытка найти истину в масонском братстве, спасение ребенка во время пожара, пережитый французский плен и знакомство с Платоном Каратаевым, привели Пьера к «толстовской истине». Именно этому герою, неуклюжему, но искреннему юноше в начале, но сильному мужчине, который увидит мир совершенно по-другому, больше всех симпатизирует Толстой.
Среди мужских персонажей автор так же выделяет друга Пьера Безухова, князя Андрея Болконского. Серьезный и сдержанный, удостаивается на войне от своего полка прозвища «наш князь». Он так же ищет истину (эпизод с дубом), а так же претерпевает огромные духовные изменения (разочарование в Наполеоне, мысли, посетившие Андрея на поле Аустерлицкой битвы), однако истину, лежащую «вне материального» и «неотъемлемого от человека» герой находит только перед самой смертью от ранения, полученного на войне 1812 года.
Оба любимых Толстым мужских персонажа «Войны и мира» имеют общие черты – отреченность от пустого и шумного мира светской аристократии (однако, стоит отметить, что изгоями в этом мире они отнюдь не являются, скорее даже наоборот), искренность и честность, патриотизм и любовь к Отчеству, и, что самое важно, стремление найти истину и ответы на наиболее важные философские вопросы: «Кто мы?» и « Для чего мы тут?», терзавшие когда-то и самого автора.
Среди женских персонажей романа Толстой наиболее сильно симпатизирует Наташе Ростовой, прототипом которой частично стала жена писателя. В начале романа она предстаёт перед нами 13-летней девочкой, в конце же 29-летней девушкой. Подобней «разброс» временных промежутков даёт нам полную картину жизни и изменений взглядов персонажа. Отличительными чертами Наташи, которые выделяет Толстой и которые наблюдаются на протяжении всего романа, является её искренность, эмоциональность и естественность, которые противоречат идеалам «холодных светских дам». Во многих эпизодах «Войны и мира» она помогает кому-то, олицетворяя своим поведением любовь к ближнему. Наташа видит и понимает мир через «ум сердца», что и делает её такой сострадательной и готовой к самозабвенной помощи людям, что видно в эпизоде, когда она отдаёт подводы семьи Ростовых для того, чтобы из Москвы можно было вывезти больше раненых солдат. Этот эпизод так же демонстрирует патриотизм Наташи Ростовой.
Помимо Наташи, Толстой выражает свою симпатию другой героине – Марье Болконской. Её образ так же близок к взглядам и идеалам автора – самозабвенная помощь и искреннее сострадание, как родным и близким, так и незнакомым людям, как в эпизоде с мужиками, умирающими от голода. Она испытывает настоящее счастье, когда чувствует себя нужной людям, а так же олицетворяет собой такое женское начало, которое считает «правильным» и истинным сам автор.
Также читают:
Картинка к сочинению Любимые герои Толстого в романе Война и мир
Популярные сегодня темы
С помещиком Маниловым Чичиков познакомился на балу у губернатора. При первом знакомстве Павел Иванович был в восторге от Манилова, настолько он оказался учтивым и обходительным. Во время беседы Манилов пригласил Чичикова
Замечательный рассказ, который называется «Фотография, на которой меня нет», написан русским и советским писателем Виктором Астафьевым. Данной творение является одним из тех произведений
Щи, солянка, окрошка, осетрина, холодец (он же студень), разносолы, пироги… Количество исконно русских блюд поражает воображение даже самых избалованных гурманов. И каждое из этих лакомств имеет свою символику,
Двумя ключевыми персонажам произведения Пушкина являются Дубровский и Троекуров. Этих двух героев объединяет много общего, так например, оба они являются представителями одного сословия, имеют хорошей образование
3449. Любимые герои Толстого в романе Война и мир Русский язык
Сочинение — Любимые герои Толстого в романе Война и мир. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
Лев Николаевич из тех писателей, которые не скрывают своего истинного отношения к героям. Автор не скрывает своей любви и неприязни к отдельно взятым персонажам.
Для автора очень ценны такие качества, как: простота, доброта, любовь, искренность, способность мыслить и размышлять. Его главные герои постоянно находятся в поисках себя, у них стоят очень высокие цели. Его герои не могут довольствоваться малым, им нужно что-то масштабное и великое. Они хотят принести пользу обществу, сделать этот мир лучше.
Автор очень тонко чувствует женскую натуру. Он отлично понимает чувства, желания, страсти и терзания прекрасного пола. Любимыми героинями автора являются Маша Болконская и Наташа Ростова. Они имеют прекрасные качества характера, которые необходимы каждой женщине. Обе героине способно любить своих избранников всем сердцем и отдавая себя до последней капли. Они всё сделают для того, чтобы восхищать своего мужчину и удивлять его снова и снова. Для этих девушек истинным счастьем является забота о близких и родных людях. Они никогда не пройдут мимо чужого горя. Они способны быть лучшими и любящими матерями.
Толстого восхищает внутренняя красота Натальи. Эта девушка способна своей жизнерадостностью и оптимизмом согреть окружающих людей, она способна развеселить грустного человека и наполнить его жизнь смыслом. Девушка очень счастливая и делится своим счастьем с окружающими. После смерти Андрея, Наташе показалась, что ее жизнь завершена. Теперь ее счастье ушло в мир иной вместе с возлюбленным. После случившегося Наташа закрылась в себе. Однако, на этом потери не закончились. Младший брат Петр погибает на войне. Мать потеряла рассудок от горя, Наташа пыталась вернуть ее к жизни. Именно любовь к матери оживляет Наташу для новой жизни. Своей любовью Наташа спасает мать.
Маша обретает счастье от осознания того, что нужна своим близким людям. Девушка стала своему племяннику как мать, она всю свою любовь отдает Андрею и отцу.
Девушки заботятся об раненых солдатах и делают всё, чтобы им помочь. Они не понимают, как их можно оставить в таком положении.
Любимые герои автора – это Андрей и Пьер. Автор также симпатизирует всей семье Ростовых и Болконских. Особой любви был удостоен Пьер Безухов. Читатель знакомится с ним с первых страниц романа. Пьер выглядит простым, наивным и неуклюжим. Светское общество не принимает его, пока тот не обрел состояние.
У Пьера есть друг по имени Андрей, он единственный любит и принимает героя таким, какой он есть. У персонажа также есть и другие друзья, но они постоянно насмехаются и издеваются над ним. Болконский пытается открыть глаза друга, тот понимает, что он прав. Однако, желания резвиться и наивность делают свое злое дело. Впоследствии герой женится на подлой женщине, которая предает его, вступая в связь с ее другом.
Болконский очень выдержан, он просчитывает каждый свой шаг и не действует на эмоциях. Пьер же очень подвержен вспыльчивости, он младше Андрея, и во многих вопросах ему не хватает опыта. Оба героя очень умны и воспитаны, ищут высокий смысл. Преданы своему Отечеству.
Вариант 2
Лев Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые достаточно открыто выражают свои оценки героям собственных произведений. Не является здесь исключением и его знаменитый роман-эпопея «Война и мир». Если внимательно вчитываться в текст, можно с лёгкостью разделить персонажей произведения на любимых и не любимых автором.
Рассмотрит это на примере женских персонажей произведения. Здесь любимыми героинями Толстого являются, несомненно, Наташа Ростова и Мария Болконская. Автор видит в них свои любимые женские черты: способность искренне и самозабвенно любить, быть хорошей женой и матерью, чьё счастье заключается в семье. Эти черты мы видим и в Наташе, и в Марии.
Юная Наталья полюбила Андрея Болконского, её сердце всегда жаждало любви, ведь именно это желание любить и быть любимой, дарить любовь, толкнуло её на измену. Когда же погибает князь Болконский, Наташа переносит свою любовь на семью, которую постигло страшное горе – погиб на войне младший сын. Именно дочерняя любовь Наташи помогает оправиться её матери от горя. В конце же мы видим, что Наташа становится прекрасной, любящей женой и матерью.
Марию Болконскую на протяжении произведения мы видим любящей сестрой, дочерью, а после и матерью, и просто сострадательным человеком. Стоит только вспомнить, как она взяла на себя заботы о своём племяннике, как беспокоилась о голодающих мужиках, пыталась помочь ей.
Обратите внимание, что в любимых героинь Толстой всегда изображает глаза. Как известно, глаза – зеркало души. Видим ли мы хоть раз глаза, к примеру, Элен? Нет, у неё изображены только лишь открытые плечи – вульгарность и пошлость, о души речь даже не идёт. К тому же любимых героинь Толстой изображает на лоне природы, так как они близки к ней, близки и к народу. Вспомним только эпизод охоты с участием Наташи или ту сцену с голодными мужиками – простые люди не чужды любимым героиням автора. Изобразил ли Толстой хоть раз ту же Элен на фоне природе? Отобразил ли связь этой женщины с народом? Нет, ведь никакой связи у бездуховной Элен с простыми людьми и быть не может. Так и в конце она не стала ни женой, ни матерью.
Как мы видим, концепция Толстого вполне ясна и однозначна. В своих любимых героинях он ценит умение любить, ценит их душу, близость к своей родине. Автор достаточно ясно показывает своё отношение к героям, отображая это не только в сюжетной линии, но и даже в портрете, окружающей их обстановке.
Сочинение Любимые герои Толстого в романе Война и мир
В эпическом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» очень много действующих лиц. Безусловно, кто-то из них является положительным героем, а кто-то отрицательным. Каждый читатель проникается историей одного из персонажей, который становится его любимцем. Однако любимчики есть не только у читателей, но у самого автора. Их несложно угадать, если читать роман внимательно. Именно их жизнеописанию Толстой уделяет большую часть времени. Несложно догадаться, что это Наташа Ростова и Пеьер Безухов.
На первый взгляд кажется, что они абсолютно разные люди. И действительно, они довольно редко пересекались, но в итоге автор объединил их жизненные пути в единое целое, связав судьбу персонажей. Если разобраться, у Наташи и Пьера очень много схожих черт. Каждый из них по-своему выделялся среди светского общества. И если Наташа привлекала к себе внимание своей чистотой и детской непосредственностью, то Пьер попросту не вписывался, будучи сомневающимся в своих взглядах и физически неуклюжим юношей.
Именно эти черты и делают их положительными героями с точки зрения автора. Толстой открыто восхищается тем, насколько сердце Наташи открыто, готово любить каждого, кто в этом нуждается абсолютно бескорыстно и беззаветно. Толстой считал в женщине приоритетными качествами готовность заботиться о своих близких, а также дарить им любовь и все свое внимание. Так Наташа спасла свою мать после гибели младшего брата.
Пьеру пришлось пройти немало испытаний, чтобы превратиться из метущегося юноши в сильного мужчину. Он искал любви светских дам, но разочаровался в браке. Хотел приносить пользу окружающим, вступив в масонскую ложу, но и здесь не чувствовал себя на месте. Лишения войны помогли Безухову осознать, что он наиболее ценит в жизни и к чему стремится. Ему удалось победить свои страхи.
Примечательно, что Толстой показывает любимых героев очень приземленно. Несмотря на все свои положительные стороны, они прежде всего люди, которые как и остальные совершают ошибки. И эти промахи сильно влияют на их жизнь, только закаляя героев, делая их еще лучше. Именно такой ошибкой можно считать побег Наташи вместе с Анатолем Курагиным или брак Безухова с Элен Курагиной. Через персонажей автор пытается донести простую мысль: хороший человек не тот, кто не ошибается, а тот, кто может достойно выйти из положения.
Все решения, которые Наташа и Пьер приняли на своем жизненном пути, сделали их сильнее и увереннее, и в конце концов свели два любящих сердца вместе.
2 вариант
В своём романе-эпопее Л. Н. Толстой провел достаточно сложную работу по описанию одного из важнейших промежутков отечественной истории, незаметно описав и вложив в исторические события свои философские взгляды. Воззрения автора отражаются в поведении персонажей его произведения, особенно в поведении его любимых героев. Он отнюдь не идеализирует таких персонажей, но через их жизненный путь раскрывает лучшие их качества.
Наиболее любимым из героев Толстого является двадцатилетний Пьер Безухов. Внешне толстый и неуклюжий, лишенный излишнего аристократизма в своём поведении Пьер за время произведения претерпевает большие внутренние изменения. Искрений, простодушный и бескорыстный Пьер ищет ответы на самые важные вопросы жизни. Разочарование в своей возлюбленной, Элен Курагиной, а так же светской жизни московской аристократии, крушение «веры» в Наполеона, неудачная попытка найти истину в масонском братстве, спасение ребенка во время пожара, пережитый французский плен и знакомство с Платоном Каратаевым, привели Пьера к «толстовской истине». Именно этому герою, неуклюжему, но искреннему юноше в начале, но сильному мужчине, который увидит мир совершенно по-другому, больше всех симпатизирует Толстой.
Среди мужских персонажей автор так же выделяет друга Пьера Безухова, князя Андрея Болконского. Серьезный и сдержанный, удостаивается на войне от своего полка прозвища «наш князь». Он так же ищет истину (эпизод с дубом), а так же претерпевает огромные духовные изменения (разочарование в Наполеоне, мысли, посетившие Андрея на поле Аустерлицкой битвы), однако истину, лежащую «вне материального» и «неотъемлемого от человека» герой находит только перед самой смертью от ранения, полученного на войне 1812 года.
Оба любимых Толстым мужских персонажа «Войны и мира» имеют общие черты – отреченность от пустого и шумного мира светской аристократии (однако, стоит отметить, что изгоями в этом мире они отнюдь не являются, скорее даже наоборот), искренность и честность, патриотизм и любовь к Отчеству, и, что самое важно, стремление найти истину и ответы на наиболее важные философские вопросы: «Кто мы?» и « Для чего мы тут?», терзавшие когда-то и самого автора.
Среди женских персонажей романа Толстой наиболее сильно симпатизирует Наташе Ростовой, прототипом которой частично стала жена писателя. В начале романа она предстаёт перед нами 13-летней девочкой, в конце же 29-летней девушкой. Подобней «разброс» временных промежутков даёт нам полную картину жизни и изменений взглядов персонажа. Отличительными чертами Наташи, которые выделяет Толстой и которые наблюдаются на протяжении всего романа, является её искренность, эмоциональность и естественность, которые противоречат идеалам «холодных светских дам». Во многих эпизодах «Войны и мира» она помогает кому-то, олицетворяя своим поведением любовь к ближнему. Наташа видит и понимает мир через «ум сердца», что и делает её такой сострадательной и готовой к самозабвенной помощи людям, что видно в эпизоде, когда она отдаёт подводы семьи Ростовых для того, чтобы из Москвы можно было вывезти больше раненых солдат. Этот эпизод так же демонстрирует патриотизм Наташи Ростовой.
Помимо Наташи, Толстой выражает свою симпатию другой героине – Марье Болконской. Её образ так же близок к взглядам и идеалам автора – самозабвенная помощь и искреннее сострадание, как родным и близким, так и незнакомым людям, как в эпизоде с мужиками, умирающими от голода. Она испытывает настоящее счастье, когда чувствует себя нужной людям, а так же олицетворяет собой такое женское начало, которое считает «правильным» и истинным сам автор.
Задачи: знакомство учащихся с произведениями живописи к «Слову о полку Игореве» знакомство учащихся с оперой А. П. Бородина «Князь Игорь», с арией князя Игоря
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
все черты ее были неправильны, глаза узки, лоб мал, нос хорош, но нижняя часть лица, под бородок и рот так велики и губы так несоразмер ны толсты, что, рассмотрев ее, нельзя было понять, почему она так нравится. Она еще носила открытые лифы и коротенькие юбки. Детские ножки ее в кружевных панталончиках и открытых башмачках содрогнулись, она, как козочка, лег кая, тоненькая, грациозная, подскочила к матери, обняла ее, спрятала лицо в ее кружевах и разра зилась таким смехом, что все захохотали.
— Для Толстого-писателя глаза человека — окно в его душу. Покажите это на 2-3 при мерах. (слайд 5)
«Нет красоты там, где нет правды», — скажет Толстой, и мы будем свидетелями превращения некрасивой Марьи в красавицу в семейных сценах, увидим полное перевоплощение Наташи в присутствии любимых ею людей. Мы посмотрим на лицо Элен и вместе с автором удивимся, что при всей схожести черт лицо красавицы Элен будет точно таким же, как у ее брата — Ипполита.
— Что же делает красивыми любимых ге роев Толстого?( слайд 9)
Красота Наташи и Марьи — от душевной переполненности, которую вполне поймут Андрей, Пьер. Николай. В день своих именин и ее матери Наташа, «смеясь глазами и краснея», приглашает Пьера на танец; «Смотрите на папа, — закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленям головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». Петя, «зажмурившись, трясся от беззвучного смеха». У Николая «во всем лице выражались стремительность и восторженность». За именинным столом «Соня и толстый Петя прятались от смеха», Наташа громко спрашивает о мороженом, «вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо», «кричит смело и капризно-весело». Увидев плачущую Соню, «Наташа заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Эпитеты, данные Наташе, подтвердятся: «казак девка», «зелье», «порох».
Не скрывает радости Наташа в день приезда с фронта Николая с Денисовым: «держась за полу его венгерки, прыгала, как коза, все на одном месте и пронзительно визжала. «Голубчик, Денисов», — взвизгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его». Искренне огорчена Наташа в сцене гадания, потому что ничего и никого не увидела. Самобытна, непосредственна она в сцене охоты : когда вдруг ощутит страстное желание чувствовать за всех, восторг общности с природой, единение со всем миром.
Удивительно тонко, поэтично воспринимает Наташа красоту летней ночи в Отрадном, поэтому так естественно ее стремление летать в такую волшебную лунную ночь.
И даже знакомый зимний лес становится для нее фантастическим, сказочным, таинственным в святочную ночь. Богат человек с таким душевным миром, не замкнутым на обыденном. Счастливым даром «читать тайное» людей и природы наделяет автор любимую героиню: «Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов, выражений лиц», «Наташа со своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата», «Наташа разделяла чувство (князя Андрея) бережного и ответственного отношения к своей будущей жизни, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала», «. я знаю наверное, что мы были ангелами там где-то и здесь были, и от этого все помним».
Открыт людям, удивительно прямодушен и Николай Ростов: «. я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую», «Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть», — сказал Ростов, краснея. «Как только Ростов услыхал этот звук голоса (мольба о прощении вора Телятина), с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость, и а то же мгновение ему стало жалко несчастного». Он абсолютно уверен, что стыдно учиться, когда все идут на войну, по-настоящему напуган и прямо признается себе в этом, когда, оставшись в арьергарде, наткнулся на французский разъезд; честен с собой на мосту через реку Энс: «Я трус», И офицера Телятина он уличит в воровстве с присущим им, Ростовым, прямодушием.
Им свойственно располагать к себе хороших в высоком, толстовском понимании этого слова) людей. Наташин чистый, светлый, поэтический мир души почувствуют не только домашние, но и дядя, и тетка Ахросимова (они тоже — из Ростовых), и Аксинья, и Пьер, и Андрей, и Денисов. Ее не примет только старшая сестра Вера. Но родители и сами чувствуют ее чужеродство: «Со старшей мы перемудрили», и не любят «правильную» Веру. Даже 16-летний Петя, уйдя добровольно на войну, вызовет ответную любовь у Денисова и офицеров. Совсем еще мальчик, этот сын добряка и хлебосола Ростова найдет семью в офицерском кружке и всех захочет обогреть детской любовью: «Батюшки! Я и забыл совсем, — вдруг вскрикнул он, — У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. Я купил 10 фунтов. Я привык что-нибудь сладкое. Хотите. Кушайте, господа, кушайте», Он не может сдержать восторга перед отзывчивостью Денисова: «»Позвольте вас поцеловать, голубчик. Ах, как отлично! как хорошо!» — И, поцеловав Денисова, он побежал на двор» (Денисов разрешает позвать к офицерскому столу пленного мальчика-барабанщика).
— Почему в семье Ростовых и нельзя быть иным? (слайд 9)
Потому что открытость души, радушие – ее главное свойство: именины – 80 кувертов, полный дом родственников, даже в Отрадном «полно гостей», в честь гостя дома Денисова устраивается праздник; устройство обеда в английском клубе в честь князя Багратиона было поручено графу Ростову: «редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир».
Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение сопереживать, соучаствовать. И все это — на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой. Петя пожалеет французского барабанщика Винсента и пригласит на обед: «. покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал: «А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему чего-нибудь поесть. может. «»
Открытость души Ростовых — это и способность жить одной жизнью с народом, разделить его участь: уходят на войну Николай и Петя, Ростовы оставляют имение под госпиталь, а подводы — для раненых. И вечер в честь Денисова, и праздник в честь героя войны Багратиона — все это действия одного нравственного порядка.
Чувство патриотизма заставит Николая преодолеть страх, стать мужественным, храбрым человеком, получить крест. А желание подвига уведет из жизни Петю. И скупые слезы Денисова будут ему лучшим памятником.
— Но только ли к радости и счастью при ведет открытость, доверчивость младших Ро стовых?
Наташа поверит в искренность чувств Анатоля и согласится на побег, Николай превратится в нерассуждающего рубаку, поверив ложному представлению об офицерской чести.
Ростовы не способны на ложь, скрытность претит их честным натурам: Николай сообщит отцу о проигрыше Долохову в 43 тысячи, Наташа расскажет Соне о предстоящем побеге с Анатолем. А потом напишет княжне Марье о разрыве с Андреем, искренне раскается; не простив себе, отравится.
Сила Наташи — в умении жить дальше, Ее душа способна обновляться. Одухотворенность На
таши проявляется даже в том, как она поет и танцует, обнаруживая и здесь редкий дар родства, душевного единения с народной стихией, гармонию звука и движения,
Но главный талант ее души — любить — откроется позже. И Наташа возьмет нелегкий семейный груз на свои хрупкие плечи.
Но только ли по вине Наташи не состоится ее любовь с Андреем?(слайд11)
Наташа ждала любовь, и она пришла. Но три недели разлуки и год ожидания! «Год! Я не вынесу этого! Я сейчас хочу любить!» Безмерно отчаяние Наташи, непереносима разлука.
Андрей, много переживший, перечувствовавший, знает, что и чувству любви дано воскресать, поэтому он может ждать. Он решил. И за себя, и за нее.
Глубоко, по-человечески полно будут счастливы в семейной жизни и Наташа, и Николай. Именно здесь особенно ярко проявится красота души героев: «Все силы душевные ее (Наташи. —
Т.П.) были устремлены на то, чтобы служить. мужу и семье». «предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж. и дети. ».
Николай стремится избавиться от вспыльчивости, горячности под влиянием жены — княжны Марьи: «Главное основание его твердой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».
«Он гордился тем, что она так умна и хороша, сознавая свое ничтожество перед нею в мире духовном, и тем более радовался тому, что она со своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого».
Частичку ростовского дома — любовь к Наташе, младшей сестре, — он перенесет на свою дочь — любимую Наташу.
Привлекаю внимание учащихся к кадрам диафильма «»Война и мир» в искусстве», посвященным Наташе.
— Какая Наташа, на ваш взгляд, дороже автору: мечтательная девочка или заботливая мать?
Учащиеся опираются на текст в своих ответах и зачитывают отрывки из домашнего сочинения
«В Наташе-девочке — «постоянно горит огонь оживления, составляющий ее прелесть». Она переполнена жизненной энергией, наделена многими талантами: поет, танцует, врачует души, дарит дружбой. В Наташе-матери «очень редко зажигался. теперь прежний огонь. Это бывало только тогда, когда, как теперь, возвращался муж, когда выздоравливал ребенок. » «И а те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде»».
«Наташа правдива с собой и окружающими с детства, а в замужестве она вообще отбрасывает «золотое правило», по которому жена «должна прельщать мужа так же, как она прежде прельщала не мужа». «Она делала все противное этим правилам. Она чувствовала, что те очарования, которые инстинкт ее научил употреблять прежде теперь были бы только смешны в глазах ее мужа которому она с первой минуты отдалась вся — то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него». В этом доверительном отношении Наташи к мужу особенно ярко проявляется сила и чистота души ее. Она предельно требовательна к себе — матери и жене. Вот она делится с Пьером замечаниями, что княжна Марья «во всех отношениях лучше ее», «что она видит превосходство Мари», но мы видим, что для Наташи здоровье и счастье ее детей — смысл ее существования. Наташа разделяет взгляды мужа, считает его деятельность самой важной. Она гордится близостью своей к «такому важному и нужному человеку для общества». Она предугадывает и ис- полняет все его желания. В семье Наташа находит возможность быть собою; она с мужем говорит совершенно так, как говорят любящие супруги: без логики, больше намеками, чем словами. Между нею и Пьером такая близкая связь, «как связь ее собственной души с ее телом». О подобных семейных отношениях можно сейчас только мечтать, а на встречу с такой девушкой, как Наташа, сегодня даже рассчитывать трудно. Но мечтать об этом очень приятно.
«Толстому важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа-мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту — таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом — настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой, У Пьера эта мечта сбылась. Хочется, чтобы она сбылась у каждого из нас. »
Как часто употребляет Толстой слово семья, семейство для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и дорогого всем слова! Для Толстого за этим словом — мир, согласие, любовь.
Чем похожи дом Болконских и дом Ро стовых?(12слайд)
— Гостеприимность отличительная черта этих домов: «Даже в Отрадном собиралось до 400 гостей», в Лысых Горах — до 100 гостей 4 раза в год. Наташа, Николай, Петя честны, искренни, откровенны друг с другом; открывают душу родителям, надеясь на полное взаимопонимание (Наташа — маме о любви к себе; Николай — отцу даже о проигрыше в 43 тысячи; Петя — всем домашним о желании уйти на войну. ); дружны Андрей и Марья (Андрей — отцу о жене) —
Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях: Ростова-старшая колеблется между выбором — подводы для раненых или фамильные ценности (будущая материальная обеспеченность детей). Сын-воин — гордость матери, Она занимается воспитанием детей: гувернеры, балы, выезды в свет, молодежные вечера, пение Наташи, музыка, подготовка к учебе в университете Пети; планы об их будущем, семье, детях. Детей Ростовы и Болконский любят больше, чем себя: Ростова-старшая не переносит смерти мужа и младшего сына Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.
Чем интересна личность старика Бол конского Толстому и нам, читателям?
— Болконский привлекает и Толстого, и современного читателя своей незаурядностью.«Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых блестящих глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Друг Кутузова, он еще в молодости получил генерал-аншефа. И опальный, он не переставал интересоваться политикой. Его энергичный ум требует выхода. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками. » «Он сам занимался воспитанием своей дочери». Недаром у Андрея (опять толстовский прием родства!) настоятельная потребность общаться с отцом, ум которого он ценит и аналитическим способностям которого не перестает удивляться: «Как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов». Гордый и непреклонный, князь просит сына «записки. государю передать после. моей смерти». А для Академии он приготовил премию тому, «кто напишет историю суворовских войн. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу».
Он создает ополчение, вооружает людей, старается быть полезным, приложить свой воинский опыт на практике. Николай Андреевич сердцем видит смятенность сына и сам помогает ему в трудном разговоре об оставляемой жене и неродившемся ребенке: «»Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын. чтоб он вырос у вас. пожалуйста». — «Жене не отдавать?» — сказал старик и засмеялся». Сдержанный в чувствах, старый князь под резкостью слов прячет доброе, незащищенное сердце, теплые отцовские чувства: «Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя. «Простились. ступай! — вдруг сказал он. — Ступай!» — закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета»,
И назначенный старым князем год для испытания чувств Андрея и Наташи — это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого было жалко отдавать девчонке»,
Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому.
— Почему старик Болконский требовате лен к дочери до деспотизма? (слайд 11)
— Ключ к разгадке — во фразе самого Николая Андреевича: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». Источником людских пороков он считает праздность и суеверие, а главным условием деятельности — порядок. «.„Порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности»: «Он сам. давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях». «Нерешенный, постоянно заглушаемый вопрос» — вопрос о том, «решится ли он (отец) когда-нибудь расстаться с княжной Марьей и отдать ее мужу. Жизнь без княжны Марьи. была немыслима».Прямой с собой, он понимает, что Марья «дурна, неловка». «И кто ее возьмет из любви. Возьмут за связи, за богатство». Отец, гордящийся умом сына, знает, что между Андреем и Марьей не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов, мыслей. Он понимает, как богат духовный мир его дочери; знает, какой красивой она может быть в минуты большого душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой «глупой, бессердечной породы»».
— Когда и как заявит о себе отцовская гордость в княжне Марье?
— от Анатоля Курагина, которого отец привез свататься к Болконским; она с негодованием отклонит покровительство
Она сумеет отказаться от Анатоля Курагина, которого отец привез свататься к Болконским; она с негодованием отклонит покровительство французского генерала Рома; сумеет подавить гордость в сцене прощания с разорившимся Николаем Ростовым: «не лишайте меня вашей дружбы». Скажет даже фразой отца: «Мне будет больно».
— Как проявляется порода Болконских в князе Андрее?
— Как и его отец, Андрей разочаруется в свете и уйдет в армию. Мечту отца о совершенном воинском уставе захочет воплотить сын, но работа Андрея не будет оценена. Сына товарища по службе Кутузов определит в адъютанты и будет писать Николаю Андреевичу, что Андрей обещает быть выдающимся офицером. Мужество и личная храбрость молодого Болконского в Аустерлицком сражении не приводят героя к вершинам личной славы, а участие в Шенграбенском сражении убеждает в том, что истинный героизм скромен, а герой — внешне обычен. Поэтому так горько видеть капитана Тушина, которому, по убеждению Андрея, «обязаны успехом дня», на собрании офицеров высмеянным и наказанным. Только Андрей вступится за него, сумеет пойти против общего мнения.
Деятельность Андрея так же неустанна, как и работа отца. Работа в комиссии Сперанского, попытка составить и утвердить свой план расположения войск у Шенграбена, попытка утвердить свой план (диспозицию) в Шенграбенском сражении, освобождение крестьян, улучшение условий их жизни. Но во время войны, сын, как и его отец, видит «главный интерес в общем ходе военного дела».
— В каких сценах с особой силой про явится чувство отцовства в старике Болкон ском?
— Перечитайте строки о том, как реагирует старик на признание сына в любви к Ростовой кричит, потом «разыгрывает тонкого дипломата» те же приемы, что и при сватовстве Курагиным к Марье.
— Как воплотит Марья отцовский идеал семьи?
По-отцовски требовательна станет она к своим детям, наблюдая их поведение, поощряя за добрые поступки и наказывая за злые. Мудрая жена, она сумеет воспитать в Николае потребность советоваться с собой, а заметив, что его симпатии — на стороне младшей дочери, Наташи, попеняет ему за это. Она будет укорять себя за недостаточную, как ей кажется, любовь к племяннику, но мы с вами знаем, что слишком чиста душой и честна Марья, что никогда она не изменила памяти любимого брата, что Николенька для нее — продолжение князя Андрея. «Андрюшей» назовет она своего старшего сына.