что делает кощей бессмертный
Кто такой Кощей Бессмертный
Злой Кощей – именно так предстает он перед нами в русских народных сказках. Кто же такой Кощей Бессмертный и откуда взялся сей фольклорный персонаж?
Откуда пошло слово Кощей
Считается, что появился он в сказках только в конце XVIII века, до того его роль мог играть Карачун. Имя его – Кощей, пошло скорее всего либо от слова кость, а также худой, тощий человек либо от слова кастить – т.е. вредить, пакостить, вредничать и так далее. Есть и еще варианты: от тюркского кощ – невольник, раб. Кстати, во многих сказках Кощей оказывается в плену и сидит там крайне долго пока либо хитростью, либо за счет помощи других персонажей не освобождается. В «Слове о полку Игореве» говорится, что Игорь, попав в плен к Кончаку «садится в кощеево седло» — т.е. становится пленником.
Там Кощей над златом
В сказках Кощей Бессмертный предстает перед нами в образе колдуна дюже злобного и вредного. Ничего хорошего он не делает, кроме того, как «над златом чахнет» и девок ворует себе для услады. Кстати, обычно и бегут спасать всяких царевен и принцесс царевичи-королевичи и в большинстве своем головы складывают.
Любопытно, что Кощей, судя по всему, гаремы-то не заводит и кучами баб не держит в подвале. А украв одну, начинает за ней ухаживать, по-своему конечно, весьма пугательно местами, желая, чтобы девица-краса в него таки влюбилась и жила с ним по собственному желанию. Но, ухаживать его за женщинами не учили, внешне Кощей тоже не красавец: очень худой, старый, кожа да кости, а на лысом черепе корона. В общем девки уворованные пугаются, и предпочитают неуклюжим попыткам Кощея влюбить их в себя, молодого красавца Ивана-царевича, а на ходой конец простолюдина, но тоже красавца – Ивана-дурака. Именно эти антагонисты Кощея и спасают из цепких ручек злого колдуна своих нареченных.
Царь Кощей
Есть также версия, что при толковании слова Карачун ученые ошиблись. Так как в празднование зимнего солнцестояния есть одноименный велик-день – Карачун, а в той же Молдавии до сих пор называют Рождество – Карачун, то скорее всего это был бог, который поворачивал зиму вспять, открывая ворота будущему лету. Но, при этом можно вспомнить присказку, которую и сейчас можно часто слышать: «Придет тебе карачун…».
В общем двуликий такой Карачун получается, возможно, и это только мои предположения, до зимнего солнцестояния он был злым богом подземного царства, смерти, холода и мрака, а вот после него выходил на свет и перерождался. Но, я к чему это все рассказываю-то: царь Кощей, который над златом чахнет, царем стал возможно из-за своего предшественника Карачуна, так сказать принял эстафету на владение подземным миром. Наверное, его можно считать правителем Нави. Но – это все вилами по воде, как говорится.
Бессмертие Кощея: как Кощея победить
Черный меч Кощея
Помимо того, что Кощей обладает личным могуществом, он еще и владеет разными артефактами. Например, у Кощея есть Черный меч, рубящий все что хочешь – с одного удара богатырей располовинивает, а еще есть конь, который самый быстрый и умный на всем свете. Часто его называют Сивка-Бурка. Меч – этот чаще всего Кладенец, который всякие иваны-дураки и царевичи тырят у Кощея почем зря. Кстати – коня тоже все время воруют. Есть у Кощея и другие интересные штуки, которые тоже все время пытаются спереть и судя по всему — весьма успешно: молодильные яблоки, Жар-Птица, волшебная уздечка и так далее.
Так что тут еще надо посмотреть внимательно: такой ли Кощей Бессмертный злой или все же его обстоятельства вынуждают собственность защищать от гопоты и сынков-мажоров.
Помощники Кощея Бессмертного
Кощей предстает в сказках не один – есть у него и приближенные, и помощники, и даже войско, появляющееся иногда на горизонте.
Баба Яга, которая в разных сказках вроде как стоит на стороне Кощея, но тут же может и переметнуться на противоположную: помочь и меч с конем стырить, и самого Кощея обмануть или погубить. Еще помогает Кощею Бессмертному Змей Горыныч, он в предательстве замечен не был, и вообще действует на стороне зла от всей своей широкой души.
Любопытно, что сам Кощей никому не помогает, но обладая немеряной силой может превратить целый город в камень, как в сказке Иван Соснович. Легко он оборачивает и девиц лягушками или змеями. Да и всяких царевичей соляными столбами или каменными с легкостью.
Вот такой он – Кощей Бессмертный с Черным мечом, да на коне Сивке-Бурке, сильный чародей и злобный колдун.
Кощей — тёмный бог славян
Кто не знает Кощея? Все мы с раннего детства знакомимся с русскими сказками, где бессмертный царь со скверным характером непременно крадёт красавиц, однако всегда терпит поражение от сил добра. Но задумывались ли вы над тем, что основой народных сказок очень часто становились древние мифы, известные нашим предкам?
Кощей – одна из самых загадочных личностей в славянских верованиях. Задолго до того, как люди сделали его сказочным героем, он был известен как страшное божество, повелитель смерти и мира, недоступного и опасного для смертных. Давайте же познакомимся с «неизвестным» Кощеем-богом и узнаем его историю.
Кощей — младший из сыновей
«Было у отца три сына»… Да, я именно так хочу начать рассказ о Кощее. Его отцом был знаменитый Чернобог, повелитель тёмных сил. Старшими братьями Кощея были Вий и Горын, каждый из которых унаследовал отцовский талант, однако в младшем божестве качества тёмного божества отразились гораздо ярче.
В Навьем царстве, где жили злые божества, рождалась сама тьма, было особенное место – Лунный Чертог. Его и доверил Чернобог Кощею, а поскольку чертог этот был обителью владыки мрака, старшие братья стали почитать Кощея как царя Нави.
Кощей в представлении современного художника / kolgallery.spb.ru
Старинные предания гласят, что Кощея избегали даже светлые божества. Его сила заключалась в необыкновенных магических способностях, которыми владел бог. Кощей заколдовал свои доспехи и меч, а потому стал неуязвим для противников, подчинил себе всех тёмных созданий и полуночных тварей, которых только могло нарисовать человеческое воображение.
И знаете, в этом аспекте можно даже взглянуть на персону Кощея с иного ракурса. Ведь он просто служил своему отцу, как любой из светлых богов, просто находился «по ту сторону», в Нави. Возможно, страх перед ним был преувеличен боязнью чего-то нового и необъяснимого?
Виктор Васнецов «Кощей Бессмертный», 1926 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Тайна имени Кощея
Кощей являлся загадкой не только для наших предков, но и для многих поколений фольклористов. Его имя является одной из тех тайн, которые пытаются разгадать и поныне.
Фасмер высказывает мнение, что основой его является «кощ», что напоминает слово «кощун». Согласно гипотезе этого исследователя, «Кощей» может означать имя богохульника, проявлявшего кощунство в отношении светлых божеств, или же язычника.
Иван Билибин «Кощей Бессмертный», 1901 год
Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»
А вот Срезневский высказал иную трактовку имени Кощея. Если верить ему, «кощ» указывает на нечестивца, тёмную личность, а также может ассоциироваться со словом «кость» (если вы помните, в сказках Кощей лысый и костлявый).
На мой взгляд, версии обоих исследователей близки к истине, ведь они открывают нам натуру Кощея, какого мы знаем даже по сказочным историям: обманщика, противостоящему свету и добру.
Кощеевы семья и помощники
В отличие от большинства своих тёмных соратников и родственников, Кощей не любит менять свой облик. Крайне редко легенды рассказывают, что он мог принимать вид чёрного ворона, предвестника беды.
Кощей / © Vasylina Holodilina / cruzine.com
Несмотря на не слишком привлекательный облик, Кощей-бог не похищал красавиц, а обзавёлся законной супругой себе под стать. Это была Морена, повелительница смерти и зимы. История встречи этой тёмной пары рассказывается в одном из мифов.
Когда Чернобогом были похищены Зорька, Вечорка и Полуночка, Морена по своей воле отправилась в царство мрака. Условием Кощея был обмен Морены на жизни похищенных девиц, и богиня согласилась на эту сделку.
Я хочу заметить, что семейная жизнь Кощея и Морены была вполне счастливой. К тому же у бога был ещё один верный помощник – конь. Как и его устрашающий хозяин, животное это было необычным: наполовину живым, наполовину мёртвым.
«Кощей Бессмертный похищает Марью Моревну», 1904 год
Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»
Непобедимый и бессмертный Кощей
Ещё в детских сказках мы узнаём о тайне смерти Кощея Бессмертного. Да, она хранилась в Яйце, которое, как говорится в преданиях, было сотворено самим Родом.
Здесь я замечаю особенный символизм, ведь яйцо – символ возрождения и энергии, постоянной жизни. Именно оно и указывает на бессмертную натуру Кощея, что никогда не исчезнет из мира людей. Возможно, наши предки ассоциировали этого бога с тёмной стороной души человека и, увы, она тоже наделена бессмертием.
Кощей Бессмертный
Символом Кощея был чёрный круг или, как называли его, Чёрное Солнце. Это заставляет призадуматься, ведь солнце являлось символом жизни и покровителем всего народа. Его чёрная ипостась – только противоположная сторона жизни, не менее могущественная, чем свет. Такой символ мог указывать на могущество Кощея, его власть над всеми созданиями Нави и мертвецами.
Также мощным знаком бога являлся меч в виде клыка, загнутого вниз. В старину те, кто занимался колдовством и тёмными обрядами, носили подобный оберег, который, как верили, охранял их от врагов и наделял качествами самого Кощея.
Кощей Бессмертный / © Hicory Shido / hicory.artstation.com
Он проявляет своеобразное благородство, нагоняя страх, однако не направляя свою силу против людей. Именно эти качества делают его самым «светлым» среди божеств мрака и царства мертвых.
Кем был Кощей Бессмертный на самом деле?
В книге Виктора Калашникова «Русская демонология» предпринята попытка систематизировать героев и сюжеты русских народных сказок. Делается это не из-за желания создать энциклопедию фольклора, а ради того, чтобы разглядеть, как за наслоениями эпох и культур (христианства, светского государства) в детских сказках растворился древний славянский эпос, героями которого были языческие боги и духи.
Далее фрагмент книги Виктора Калашникова «Русская демонология», посвященный Кощею Бессмертному.
Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках. Афанасьев, например, считал, что Змей Горыныч и Кощей Бессмертный если не один и тот же, то, во всяком случае, взаимозаменяемый персонаж: «Как существо демоническое, змей в народных русских преданиях выступает нередко под именем Кощея бессмертного. Значение того и другого в наших сказках совершенно тождественно: Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей».
Но разве можно спутать живую мумию и дракона? Они ведь такие разные! Да и вообще, что за странное имя — Кощей? Что оно значит? Афанасьев считал, что оно происходит то ли от «кость», то ли от «кощуны» — колдовства. Другие ученые, склонные видеть в русских словах заимствования из языков соседних народов, считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, означающего «раб, слуга».
Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью.
Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. М. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала:
«Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества (волхвов). Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного».
То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба?
Обложка книги Виктора Калашникова «Русская демонология».
Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида.
Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен.
Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.
Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд. Согласно многочисленным легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, но и подземные глубины; не только ясный День, но и темная Ночь, не одно лишь Добро, но и Зло также. Следуя логике мифа, нужно вернуться к самому началу времен, чтобы поразить Зло в его зародыше, при этом разломав… иглу. Почему — иглу? В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов, которым били морского зверя и белого медведя. Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами.
Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках.
И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать? Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа. Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей. Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец.
Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников.
И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была.
Так как я в это время был еще мальчиком, то интересовался, почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. «Старые люди» мне отвечали, что «ото ж бессмертники — цветы мертвых родичей, потому что они и при жизни как мертвые». Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе:
Действительно, пришлось наблюдать позже — крестьяне держать бессмертники в доме не любили. Это были могильные цветы. К ним было отношение почти религиозное. Сорвав несколько таких цветов, я пришел домой с кладбища, куда собирались весной дети для игры, и хотел цветы ставить в воду, но прислуга, заметив их, отобрала и бросила в огонь.
Если считать Кощея рабом, то он был слугой своего проклятого бессмертия. Все же он, скорее, принадлежал к потустороннему миру, ведь о появлении Ивана он узнает по запаху живого: «Русской костью пахнет!» Для мертвых, как известно, непереносим запах живых, так же как для живых отвратителен запах мертвечины. Этнограф В. Я. Пропп в «Исторических корнях волшебной сказки» писал по этому поводу: «Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху… Этот запах живых в высшей степени противен мертвецам… Мертвые вообще испытывают страх перед живым. Ни один живой не должен переступать заветного порога».
На Руси чрезмерных долгожителей подозревали в причастности к колдовству, считалось, что они «заживают» (то есть отнимают) чужой век. Самым правильным считалось умереть в свое время, в окружении большой семьи. Бессмертие же никого не прельщало. К чему оно, если люди, обладающие бессмертной душой, продолжают бесконечное существование в новом, более счастливом мире, Синей Сварге, стране в небесах, где живут наши предки?
В. Калашников. Русская демонология — М.: ЛомоносовЪ, 2014.
Кощей Бессмертный: персонаж из сказок или реальное существо?
Доброго времени суток, друзья! Даже очень далекий от мифологии и фольклора древних славян человек с детства все же знаком с такими персонажами, как Баба Яга, Леший или Кикимора.
Они встречаются во многих сюжетах русских народных (и не только) сказок. К числу популярных отрицательных героев относится и Кощей Бессмертный, считающийся, пожалуй, самым страшным и могущественным существом из «иного» мира.
Эксперты не сомневаются, что Кощей – не просто вымышленный отрицательный герой сказок, придуманный для того, чтобы пугать детей. Это многогранный персонаж с долгой историей, вызывающий до сих пор немало вопросов.
Описание Кощея Бессмертного
В привычном представлении Кощей Бессмертный – некий худой, часто высокий старец, больше похожий на живой скелет. Он сидит в своем замке, путь до которого очень долог и непрост.
Владеет различными сокровищами, водит сомнительную дружбу с Бабой Ягой и иной нечистью. Он – темный колдун, злой чародей, ворующий прекрасных юных дев, по силе превосходящий многих древнерусских богатырей.
В легендах Кощей Бессмертный – тьма и зло. Он уничтожает все живое на своем пути. Притронется колдун к домашнему скоту – животные дохнут. Коснется деревьев и цветов – они чахнут. Он приносит горе, болезни, вызывает природные катаклизмы.
Нередко образ существа ассоциируется со смертью, которая способна внезапно настигнуть даже самого добропорядочного человека. Однако исследователи личности Кощея Бессмертного настаивают, что его нельзя воспринимать исключительно как «ангела» смерти, бога смерти или некроманта, который умеет оживлять мертвецов.
Этот фольклорно-мифологический персонаж фигурирует во многих сказаниях и сказочных историях. Четкого и однозначного описания его внешности не существует. Портрет Кощея Бессмертного – расплывчат. Но определенные общие черты все равно прослеживаются в разных легендах.
Некоторые варианты внешности:
На внешний облик и черты характера отрицательного героя сказок, мифов и легенд наложило отпечаток его имя. Есть несколько популярных предположений, что оно означает:
Некоторые исследователи-фольклористы предполагают, что имя персонажа произошло от древнеславянского слова «касть» – мерзость, пакость, гадость, хворь, порча. Также ряд экспертов придерживается мнения, что правильно именовать существо Кащеем (Бессмертным).
Верным другом, помощником и спутником мифологического персонажа выступает волшебный конь, умеющий говорить. Он – наполовину живое существо, наполовину скелет. Появился скакун ввиду неких магических экспериментов, которые проводил Кощей Бессмертный в своем Темном царстве.
Он, нередко ради забавы, подстерегает одиноких путников на проселочных дорогах и возле лесов, болот. Черный чародей или исполняет просьбу человека, если тот чист душой, или крадет его жизненную силу и забирает с собой в Темное царство.
Символами Кощея Бессмертного считаются:
Волшебная сила Кощея
Не зря именуют сказочного персонажа некромантом, заклинателем, могущественным колдуном и черным чародеем. Кощей Бессмертный в совершенстве владеет различными магическими искусствами. Однако, в отличие от многих иных подобных героев легенд и мифов, он не любит представать перед публикой в измененном виде.
Имея способность к оборотничеству, иногда чародей перевоплощается в черного гигантского ворона. В таком облике он преследует своих врагов и жертв или собирает нужную ему информацию, летая по всем трем мифологическим мирам – Яви, Прави и Нави.
Воздух – стихия, которая подвластна Кощею. Если он не восседает верхом на коне, то предпочитает летать. При этом для полета ему совсем не нужны крылья. Он управляет воздушными потоками, способен развивать небывалую скорость.
Что еще умеет делать Кощей Бессмертный:
Физические и волшебные силы колдун очень легко восстанавливает с помощью простой воды. При этом он способен обходиться без питья и еды очень долгое время. С другой стороны, его отличительной чертой является ненасытность. Она распространяется как на пищу, так и на сокровища, власть.
За одну трапезу заклинатель съедает три обеда, которыми насытились бы несколько богатырей. Он выпивает за раз целую бочку вина или чистой воды. И после все равно Кощей ощущает голод и жажду. Такая прожорливость роднит его с образом ненасытной смерти.
Однако, несмотря на владение магией, персонаж не состоянии самостоятельно справиться с кандалами, выбраться из заточения, темницы. Подобный сюжет фигурирует в некоторых сказках. Он основывается на древнеславянской мифологии.
В далекие времена, когда богиня Мара еще состояла в отношениях с Кощеем, она заговорила его доспехи так, чтобы никто не мог их уничтожить. Позднее, желая разорвать брак с колдуном, она создала волшебные кандалы и цепи, которыми сковала заклинателя. В таком виде Мара оставила его в темнице на триста лет.
В некоторых сказаниях также упоминается, что сказочные положительные герои убивали колдуна и без использования яйца. В одном случае Кощея умертвили палицей. В другом – отсекли голову, после сожгли и череп, и тело, а прах завеяли по ветру. Но это – более новые интерпретации, спорящие с каноном.
Однако почему же называют мифического персонажа бессмертным, если таковым он не является? Эксперты полагают, что в яйце, которое на заре времен создал бог Род, заключена первозданная энергия, вселенский импульс. Оно – истинная суть Мироздания. Если уничтожить его, то рухнут мир и порядок, наступит тотальный хаос, который уничтожит все вокруг.
Ученые считают, что все объекты, связанные со смертью Кощея Бессмертного, объединяются в модель Вселенной:
Откуда появился образ
Кощей Бессмертный – не самостоятельный фольклорный персонаж. В сказочные истории он проник из древнеславянской мифологии. Несмотря на то, что он имеет тесную связь с божественным пантеоном, существует несколько версий его происхождения.
В мифологии его часто называют Черным Божеством или Кощным Богом. Он считается младшим сыном Чернобога. В мифологическом контексте персонаж предстает в образе мудрого и полного злобы, ненависти старца, который с легкостью управляет силами Тьмы. Он воскрешает мертвецов, правит Миром мертвых и искренне недолюбливает Светлых богов.
Три иных распространенных предположения о происхождении фольклорного персонажа:
Сказки с Кощеем
Немало есть народных сказок и авторских произведений, в которых одним из персонажей выступает Кощей Бессмертный.
Примеры славянских сказок:
Авторские волшебные истории:
Присутствует образ темного заклинателя в фэнтезийных романах, мультфильмах, детских телевизионных фильмах и сказочных телесериалах. К примеру, он появляется в мультике «Баба Яга против!» (1980), в сериале «Гримм» (2014), в кинофильме «Книга мастеров» (2009).
Кощей Бессмертный на украинском языке
В украинских сказаниях персонаж появляется под именами «Костей» или «Костiй».
Дословный перевод имени мифологического героя звучит как Чахлик Невмерущий.
Дополнительные факты о персонаже
Благодарим вас, дорогие читатели, за проявленный к статье интерес! Оставляйте комментарии, особенно, если вам есть, что добавить к интересным фактам о черном колдуне. Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях, подпишитесь на новости сайта. Хорошего вам настроения, увлекательных сказок и до новых встреч!