что делает инспектор по охране труда и технике безопасности
ТОП‑5 вопросов: как разграничить работу отдела кадров и службы охраны труда
юрист, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе
Практические советы, как достичь консенсуса в решении смежных вопросов и эффективно взаимодействовать
Как организовать медосмотры работников
Закон не говорит, кто должен организовывать медицинские осмотры. Этот вопрос каждый руководитель решает с учетом своих потребностей и структуры организации. Чаще организовать обязательные медицинские осмотры для сотрудников поручают специалисту по охране труда, но и кадровик в стороне не остается.
Ключевые задачи специалиста по охране труда
Ключевые задачи кадровика
Прием на работу оформляют, если на медосмотре у кандидата не обнаружили медицинских противопоказаний. С таким кандидатом заключают трудовой договор, издают приказ на работу, вносят запись в трудовую книжку, если сотрудник не отказался от бумажного бланка, заполняют личную карточку.
Если по результатам предварительного медосмотра у кандидата выявляют противопоказания к работе, ему отказывают в трудоустройстве. Если соискатель требует письменный отказ, в нем ссылаются на результаты медосмотра.
Если допустите к работе сотрудника, который не прошел периодический медосмотр, компании грозит штраф до 130 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если сотрудник не смог вовремя пройти медосмотр по вине компании, период отстранения оплачивают в размере 2/3 среднего заработка (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Чтобы бухгалтерия правильно оплатила период отстранения, кадровик должен подготовить приказ об отстранении от работы. В нем указывают срок отстранения «до прохождения медосмотра» и порядок оплаты. Когда сотрудник пройдет медосмотр, кадровик оформит приказ о допуске к работе.
Если в организации есть работа, которая не противопоказана сотруднику по состоянию здоровья, кадровик предлагает перейти на другую работу. Если сотрудник соглашается, с ним заключают дополнительное соглашение к трудовому договору о временном или постоянном переводе. На основании дополнительного соглашения кадровик издает приказ о временном или постоянном переводе. Если сотрудник отказывается перейти на другую работу, его сначала отстраняют от работы, а потом увольняют. Все зависит от срока перевода и самого сотрудника.
Если допустите к работе сотрудника, у которого есть медицинские противопоказания, ГИТ оштрафует компанию на 130 000 рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП).
Как ознакомить с результатами специальной оценки условий труда
После специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) работодатель обязан ознакомить сотрудников с ее результатами, направить копию утвержденного отчета в организацию, которая проводила СОУТ, разместить отчет на своем сайте и направить в ГИТ декларацию о рабочих местах, на которых не выявили вредных или опасных факторов.
Обычно эту работу закрепляют за специалистом по охране труда, поскольку она напрямую не связана с кадровой работой.
С результатами СОУТ специалист по охране труда знакомит сотрудников под подпись. Сотрудники ставят свою подпись и дату на листе ознакомления. Срок ознакомления — 30 календарных дней со дня, когда утвердили отчет о результатах СОУТ (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха сотрудника (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Если сотрудник попросит карту СОУТ и оформит запрос в письменном виде, специалист по охране труда должен подготовить ему копию этого документа (ч. 1 ст. 62 ТК РФ). Без письменного запроса копию карты сотрудникам не выдают.
Если на рабочем месте установлены допустимые условия труда, специалист по охране труда знакомит сотрудника с декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и заключением эксперта об отсутствии вредных или опасных производственных факторов на рабочем месте (ч. 2 ст. 5 Закона № 428-ФЗ, ст. 212 ТК РФ).
Как внести изменения в трудовой договор, если по результатам СОУТ изменились условия труда
«Изменения в трудовой договор, если по результатам СОУТ меняются условия труда на рабочем месте, вносит кадровик. Кадровик составляет проект дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывает новый класс, подкласс условий труда, полагающиеся сотруднику гарантии и компенсации, а также сведения о профессиональных рисках на рабочем месте.
Если риски расписали в карте оценки профессиональных рисков, то в дополнительном соглашении к трудовому договору кадровик указывает, что оценку рисков провели, и делает ссылку на карту оценки профессиональных рисков.
В дополнительном соглашении кадровик указывает дату, с которой организация предоставляет сотруднику льготы. Это дата подписания отчета о проведении СОУТ (п. 3 Письма Минтруда от 26.04.2014 № 17–3/10/В-1579).
Если условия труда по результатам СОУТ улучшились и это произошло вследствие изменений, которые провел работодатель, кадровик действует в порядке ст. 74 Трудового кодекса.
Кадровик уведомляет сотрудника о том, что через два месяца организация отменит льготы, так как улучшились условия труда на рабочем месте. Если сотрудник не согласится работать в новых условиях, кадровик переведет его на другую работу, которую он может выполнить с учетом его состояния здоровья. Если сотрудник откажется от перевода или другой работы не будет, кадровик оформит увольнение сотрудника по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса».
Кто информирует об условиях труда
Работодатель обязан проинформировать сотрудников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 Трудового кодекса, п. 41, 42 Типового положения, утв. Приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).
Информирование об условиях и охране труда на рабочих местах работодатель обеспечивает:
Информирование при заключении трудового договора
Статья 57 Трудового кодекса устанавливает, что в трудовом договоре необходимо указывать в том числе условия труда работника и гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях.
Укажете эти сведения в трудовом договоре — проинформируете об условиях труда, полагающихся гарантиях и компенсациях работника. Подпись работником трудового договора с информацией о классе условий труда, который установлен по результатам СОУТ, подтверждает факт ознакомления с результатами СОУТ.
Информирование при ознакомлении с результатами СОУТ
Чтобы избежать ошибок и проблем с инспекторами ГИТ при проверках, помните, что работодатель обязан ознакомить письменно работника с результатами СОУТ на рабочем месте.
Если СОУТ на рабочем месте проводилась во время работы сотрудника в организации, ознакомьте его с картой СОУТ не позже 30 календарных дней со дня, когда утвердите отчет о СОУТ.
Собирать ли подписи работников в картах СОУТ, если сотрудников приняли на работу после проведения спецоценки?
Комментирует Елагина Маргарита, эксперт в сфере охраны труда, спикер практико-ориентированных конференций по охране труда, автор экспресс-курса «Экономика охраны труда. Обоснование затрат и расчет эффективности» в Школе охраны труда:
«Вы имеете право подстраховаться и поставить подписи работников, которых приняли на работу после проведения СОУТ на их рабочих местах, в картах спецоценки. Понятно, что срок ознакомления «не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о СОУТ» соблюсти не удастся. Однако оштрафовать вас в этом случае инспектор ГИТ не имеет права. Помните, что страница карты СОУТ с подписями работников — составная и неотъемлемая часть карты СОУТ. Если в организации, например, оформлена одна карта СОУТ на 20 аналогичных рабочих мест (на которых работает 20 сотрудников) и не хватило места на последней странице карты СОУТ для ознакомительных подписей работников, то в этом случае, чтобы выполнить нормативные указания по обязательной форме карты СОУТ и инструкции по ее заполнению, необходимо:
Лист ознакомления — неотъемлемая часть карты СОУТ, храните его вместе с картой».
Кто собирает данные для расследования несчастных случаев
Расследованием несчастного случая занимается комиссия, которую создает руководитель организации. В состав комиссии включают не менее трех человек. В нее, как правило, входят: специалист по охране труда, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Возглавляет комиссию руководитель организации или уполномоченный им представитель (ч. 1 ст. 229 Трудового кодекса).
Специалист по охране труда совместно с другими членами комиссии выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, которые нарушили требования охраны труда, изучает необходимую информацию и материалы об обстоятельствах несчастного случая, формирует документы для расследования и для страхового обеспечения пострадавших (ч. 1 ст. 229.2 Трудового кодекса, профстандарт «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом от 04.08.2014 № 524). Конкретный перечень материалов определяет председатель комиссии с учетом характера и обстоятельств несчастного случая.
Документы по расследованию несчастных случаев на производстве остаются на хранении в службе охраны труда (п. 7.10 Рекомендации по организации службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14).
Кто организовывает обучение по охране труда и гражданской обороне
Организовать обучение по охране труда обязан специалист по охране труда (п. 3.1.2 профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом от 04.08.2014 № 524).
Специалист по охране труда:
Без обучения по охране труда допускать сотрудников к работе нельзя (абз. 9 ч. 2 ст. 212, абз. 4 ст. 214 Трудового кодекса).
Новые сотрудники проходят обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в течение месяца с даты приема на работу. В дальнейшем обучение по охране труда сотрудники проходят по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (абз. 8 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса).
Обучение специалист по охране труда организовывает:
Если сотрудник после обучения не пройдет проверку знаний по охране труда с первого раза, повторную проверку назначают не позднее чем через месяц.
Если в организации нет специалиста по гражданской обороне, специалисту по охране труда могут поручить организацию курсового обучения по гражданской обороне.
Кадровик принимает участие в организации обучения по охране труда и гражданской обороне в своей части:
Если обучение по охране труда работник не прошел по вине работодателя, за сотрудником сохраняют 2/3 среднего заработка. После того как сотрудник пройдет обучение и проверку знаний, кадровик оформляет приказ о допуске сотрудника к работе.
Если сотрудник отказывается проходить обучение по охране труда без уважительной причины, кадровик готовит документы, чтобы привлечь его к дисциплинарной ответственности. Если сотрудник отказывается пройти обучение неоднократно без уважительной причины, кадровик оформляет увольнение.
Как распределить обязанности между службой охраны труда и кадровой службой, чтобы эффективно взаимодействовать
«Эффективность взаимодействия службы охраны труда и кадровой службы — ключевой показатель внедрения трудовых норм на предприятии и организации социально-трудовых отношений в коллективе. Рациональное распределение обязанностей между данными службами во многом определяет полноту воплощения законодательных норм.
В нашей группе компаний регламент работы подразделений определен такими внутренними нормативно-правовыми актами, которые мы кратко называем «бизнес-процессами». Бизнес-процесс удобен тем, что отражает поэтапный функционал основных процессов хозяйственной деятельности предприятия и занимает, как правило, не более 5 листов формата А4.
Пример: бизнес-процесс «Прием на работу» отражает путь вновь принятого сотрудника от его входа на контрольно-пропускной пункт предприятия до прохождения сотрудником вводного инструктажа в службе охраны труда. Держатель бизнес-процесса обязан применять документ в своей трудовой деятельности, направлять смежным службам для обязательного исполнения и своевременно актуализировать его. Так вот, держателем бизнес-процесса «Прием на работу» является служба кадров, но в нем содержится пошаговый функционал, который обязателен к применению и нашей службой охраны труда. Очень удобно и практично в работе.
Такие бизнес-процессы, как «Предварительный медосмотр» (держатель — служба кадров), «Периодический осмотр» (держатель — служба охраны труда), «Ротация кадров» (держатель — служба кадров) во многом сближают наши службы и определяют основные обязанности по достижению общей трудовой цели. Естественно, задокументированные бизнес-процессы не отменяют живого общения — только регулярные дискуссии и собрания служб охраны труда и кадров помогают решить даже самые сложные задачи».
Подробнее о том, как выстроить взаимодействие службы охраны труда и кадровой службы при проведении обучения по охране труда, обеспечении работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами, как разграничить функции при направлении работников на медосмотры и разработать регламент взаимодействия между службами, вы узнаете на вебинаре «Как разграничить смежные обязанности между кадровиками и службой охраны труда».
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Образцы. Приказ и Дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей 458.9 КБ
Должностная инструкция инженера по охране труда
Должностная инструкция инженера по охране труда применяется для определения спектра функций и обязанностей специалиста. Для этого в ней описывают базовые параметры его работы, такие как трудовые обязанности, требуемые навыки и квалификация. Поскольку документ обладает юридической значимостью, то от работодателя требуется внимательное отношение к качеству его составления и оформления.
Образец должностной инструкции инженера по охране труда
1. Основной раздел
2. Должностные функции
3. Ответственность
Инженер по охране труда может привлекаться к ответственности работодателем в следующих случаях:
4. Права
Инженер по охране труда наделяется следующими правами:
Параметры написания должностной инструкции
Трудовое законодательство не содержит четких критериев составления инструкции. Это дает возможность работодателям адаптировать содержимое документа под свои потребности. Обычно это происходит в процессе модернизации типовых инструкций и профстандартов. Но есть и некоторые общепринятые принципы составления этого документа. Так, обычно в него включают следующие разделы, охватывающие основные сферы деятельности сотрудника:
Многие крупные работодатели, стремясь возможно более подробно документировать свое взаимодействие с сотрудниками, добавляют ещё несколько разделов. Вот наиболее популярные:
При составлении инструкции следует помнить, что её положения не должны выходить за границы тех, которые даны в трудовом договоре.
Внимание! Должностную инструкцию можно оформить как локальный правовой акт или как отдельное приложение к трудовому договору.
Общий раздел
Начальный раздел инструкции, где описываются основы взаимодействия сотрудника и его нанимателя.
В разделе присутствуют следующие базовые пункты:
Рекомендованные требования к квалификации инженера закреплены в соответствующем профстандарте, а его навыки могут быть расширены в соответствии с потребностями нанимателя.
Внимание! Если на предприятии присутствуют объекты с особой опасностью, тогда от соискателя на эту должность требуется специальный аттестат в сфере промышленной безопасности.
Функции
В разделе дан перечень трудовых обязанностей инженера по охране труда, основанный на соответствующем профессиональном стандарте. Данный список должен примерно соответствовать навыкам, перечисленным в предыдущем разделе.
Внимание! Необходимость введения данной должности для компаний со штатной численностью свыше 50 человек закрепляется в статье 217 ТК. Основные параметры должности инженера по охране труда даются в соответствующем профстандарте №192, введенном в действие приказом Минтруда №524н (ред. от 12 декабря 2016 года).
Ответственность
Ещё один типовой раздел, отведенный для прописывания нарушений, за которые специалиста можно привлечь к ответственности. Меры наказания, как и возможные нарушения, даются в общем виде, поскольку конкретика определяется лишь после соответствующих административных и юридических разбирательств.
Права
Здесь дано описание прав сотрудника, предоставленных ему работодателем. У инженера по охране труда права довольно обширны. Так, он может привлекать других сотрудников для выполнения своих задач, проводить внезапные и плановые проверки рабочих мест, рекомендовать поощрения и наказания для работников компании в пределах своей зоны ответственности.
После окончания составления инструкции она должна быть согласована с работником отдела персонала и юристом. После учета их замечаний документ поступает на утверждение к директору предприятия. Сам сотрудник знакомится с инструкцией в процессе приема на работу. В силу должностная инструкция вступает после проставления подписей всеми сторонами. Её должны подписать принимаемый на работу специалист, руководитель предприятия и те сотрудники, которые согласовывали это назначение.
Сама должностная инструкция должна обладать всеми официальными атрибутами — датой, расшифровкой подписей, реквизитами компании/ Обычно используют фирменный бланк предприятия.
Специалист по охране труда: требования к квалификации и профессиональному обучению
юрист, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе
Расскажем про требования профстандарта, где и как проходить обучение
Государство повышает требования в части соблюдения охраны труда и заставляет работодателей отбирать на должности специалистов по охране труда высококвалифицированные кадры.
Безграмотный работник может привести работодателя в лучшем случае к шестизначному штрафу инспекции по труду. В худшем случае — не предотвратить несчастный случай из-за отсутствия должной подготовки.
Штраф для работодателя — до 80 000 руб., если на предприятии работает сотрудник, не отвечающий требованиям профстандарта (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Требования к специалисту по охране труда: квалификация и соответствие профстандарту
Требования к квалификации, объему знаний специалиста по охране труда, а также руководителя службы охраны труда установлены в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н.
Профстандарт содержит законодательно установленный минимум требований к компетенции специалиста по охране труда. Соблюдать их обязаны все работодатели, принимающие на работу таких сотрудников.
Важно: с 1 сентября 2021 для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н. Одновременно документ отменяет пока еще действующий профстандарт, утвержденный Приказом от 04.08.2014 № 524н. Подробности читайте в статье «Новый профстандарт в охране труда-2021: главные изменения»
Квалификационные требования в профстандарте «Специалист в области охраны труда»
Чтобы стать руководителем службы охраны труда, нужно высшее образование — это знаковый фактор при назначении на вышестоящую должность.
В профстандарте 3 квалификации:
Наименование квалификаций | ||
---|---|---|