что делает художник по свету
Художник-технолог по сценическому свету
Художник-технолог по сценическому свету призван подчеркнуть общую идею спектакля через свето-цветовое решение, поэтому он работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком и разрабатывает стилистику светового оформления спектакля.
Современное свето-сценическое оборудование предоставляет неограниченные возможности для этого. А в некоторых постановках свет является главной составляющей в декорациях. Художник-технолог по сценическому свету является полноправным участником творческой постановочной группы в театре.
Современная светотехническая аппаратура в театре разнообразна и сложна. Сценическое освещение обеспечивается осветительными приборами, установленными в самых разных местах:
Кроме того, используется дополнительное световое оборудование для спецэффектов: световой занавес, контражур, стробоскоп для мерцающего эффекта и т. п.
В старинных театрах сценическим светом управляла команда осветителей вручную, располагаясь в разных концах театра. В современном театре управление световым оборудованием осуществляется централизованно при помощи компьютерных программ из одного специального помещения. Чтобы управлять всем этим непростым оборудованием, необходимо получить соответствующее образование.
В ходе подготовки нового спектакля составляется световая партитура, в которой отражены:
Световые партитуры уточняются во время свето-монтировочных репетиций, в процессе которых отрабатываются позиции и режимы освещения, а также действия работников осветительного цеха. Световая партитура должна выполняться строго и без изменений.
Особенности профессии
Профессиональная деятельность художника-технолога по сценическому свету может быть реализована в трех аспектах:
Художественно-творческая деятельность – в ходе которой специалист:
Организационно-управленческая – в процессе которой художник-технолог может руководить отделами театра, которые занимаются световым оформлением представлений или производят свето-техническое оборудование для театра. Кроме того, он контролирует правильность выполнения сотрудниками световой партитуры представления и правила техники безопасности и охраны труда при работе с подобным оборудованием (правил пожарной безопасности и санитарии). Проведение монтировочных световых репетиций и в ходе их необходимая корректировка светового оборудования также входит в обязанности художника-технолога по свету.
Педагогическая деятельность заключается в преподавании дисциплин по световому оформлению спектакля в учебных заведениях театрального искусства (технология светового оформления спектакля, проектирование постановочного освещения театрально-зрелищных предприятий, макетирование, основы светотехники и светотехническое оборудование для театра, театрально-техническая графика, технический расчет конструкций).
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Место работы
Художники по сценическому свету могут работать в театрах, на киностудиях и телевидении, концертных залах, площадках, стадионах, в цирке.
Важные качества
Обучение на художника-технолога по сценическому свету
Оплата труда
Оплата труда специалистов данного профиля в российских театрах невелика: от 20 тысяч рублей. Но опытных специалистов часто приглашают на подработку в антрепризе, концертных организациях, ночных клубах, где можно достойно заработать — за 2 ночи работы от 25 тысяч рублей.
Ступеньки карьеры и перспективы
Интересные факты
История возникновения сценического света
Но художественное световое оформление спектакля развивалось не только параллельно развитию световой техники. Многие режиссеры с помощью света визуально выражали звучание музыки (Аппиа), либо подчеркивали объем фигуры человека или архитектурные формы, либо выражали трагизм души героя (Крэг).
Великий Мейерхольд использовал световые проекции для изображения лозунгов, рекламы, названий эпизодов. То есть, свет становился выразителем пропагандистских, критических или сатирических позиций режиссера. Чешский сценограф Й.Свобода, используя современные технологии (лазеры и компьютеры), превратил свет в главное действующее лицо театра. Световое оформление создавало атмосферу, воздух, стены, коридоры, занавес. Эти принципы сценического освещения стали использоваться во всем мире. Й.Свободе принадлежит идея использования в театре видео.
Другие режиссеры, такие как Л.Мондзика и Р.Уилсон, считают силу воздействия света сильнее и выразительнее мастерства актеров. Л.Мондзик создавал свои камерные спектакли как противоборство тьмы и света. Р.Уилсон утверждал, что «свет имеет собственную роль, как актер». Такого рода режиссеры способствовали тому, что возникла профессия художника по сценическому свету. В России эту традицию продолжают и совершенствуют Д.Исмагилов в Москве и Г.Фильштинский в Санкт-Петербурге.
Современное световое оборудование
Управляемые (цифровые, интеллектуальные) световые приборы подразделяются на 2 вида: рисующие и заливающие.
Они представляют собой сканеры и головы с подвижными корпусами. У сканера управлением проекцией светового луча занимается подвижное зеркало, а у головы — движущийся во все стороны корпус. Оба прибора могут изменять цвет и рисунок луча. Управление световым оборудованием выполняется по цифровому протоколу DMX.
Аналоговое световое оборудование представляет собой световые пушки, излучающие следящий луч и приборы заливающего света.
В сегодняшнем театре имеется множество осветительных приборов, создающих великолепные эффекты:
Особенности работы художника по свету
В театральных постановках организации освещения и декорациям отводится важная роль. Световые эффекты дополняют актерскую игру, обогащают восприятие спектакля или шоу. Благодаря мастерству художника по свету, на сцене можно добиться многого, этому способствует и современная светотехника, и технологии.
Обязанности художника по свету
Задачей этого специалиста является создание светового оформления спектакля. Разработка стилистики и уникального дизайна происходит с непосредственным участием режиссера-постановщика.
Подготовка каждого спектакля включает в себя составление световой партитуры, включающей следующие пункты:
Отработка режима освещения происходит во время свето-монтировочных репетиций, в результате чего формируется окончательный вариант световой партитуры. Затем она должна выполняется согласно своему содержимому.
Современная аппаратура для оформления света на сцене
В профессии художника по свету много времени уделяется изучению светотехнической аппаратуры. Осветительных приборов в театре должно быть много, все они устанавливаются на разных уровнях и в разных местах, отчего дают необходимый эффект:
Также в сценических постановках используется:
Возможности световых эффектов огромны. С их помощью добиваются таких задач как:
Особенности профессии художника по свету
В прошлом требовалась работа нескольких осветителей, управляющих световыми приборами из разных концов зала. Современное оборудование управляется из одного помещения через компьютер, а сама профессия приобрела новые особенности.
Специалист по сценическому свету востребован в театре, на телевидении и киностудии, в цирке, на концертных площадках и стадионах, а также в учебных заведениях. Он может заниматься не только художественно-творческой деятельностью, но и организационно-управленческой или педагогической. Организационно-управленческая работа художника-технолога заключается в руководстве отделами, производящими театральное свето-техническое оборудование. Он же контролирует соблюдение техники безопасности и охраны труда при работе со свето-техническими приборами, проводит световые репетиции, вносит в них корректировки.
Педагогическая деятельность художника по свету состоит в полном обучении световому оформлению в учебных учреждениях театрального искусства.
Профессии художника по свету учатся на протяжении жизни, азов в ней недостаточно. Стремительное развитие шоу-индустрии и появление новых технологий заставляют искать новые спецэффекты.
Создание проекта в сотрудничестве с другими техническими специалистами – вот что дает эксклюзивное представление, к которому нужно стремиться. Достичь этого и помогает талантливый художник по свету, разрабатывающий дизайн сцены, создающий световые инсталляции и полностью сопровождающий проект.
Профессия «Художник по свету»: как создается магия концертов и fashion-шоу
Марина Ларикова, художник по свету с 20-летним профессиональным опытом, провела открытую лекцию в Санкт-Петербурге. Она рассказала, в чем специфика ее работы, как должен выстраиваться процесс подготовки к мероприятию, а также какое оборудование сейчас в тренде. Лекция состоялась в рамках лектория «Ясная поляна». ITMO.NEWS записал главные тезисы.
Освещение на концерте. Источник: unsplash.com
Художник и техник в одном лице
Существует три специальности, которые нередко путают: осветитель, светооператор и художник по свету. Но если разобраться, то станет ясно, что у них всё-таки разные сферы ответственности. Осветитель — это технический специалист, который делает монтаж, подключение, направку света и управляет световым оборудованием. Светооператор частично выполняет функции художника по свету, но в основном в его обязанности входит программирование пульта, создание световой партитуры, направка приборов, как правило, он программирует свет вместе с художником по свету.
А вот художник по свету — это более глубокая профессия, потому что он разрабатывает световую композицию, которая отвечает замыслу режиссера и художника декоратора, в то же время он должен хорошо разбираться в работе с цветом, в светотеневой композиции, электротехнике и подключениях, чтобы не создать макет, который просто невозможно реализовать.
Лекция «Световые решения для мероприятий»
Как говорить о свете и цвете с клиентом
Художник Теодор Юнг говорил: «Свет не умел ставить только мой сосед, потому что он был слепым». Эта фраза должна объяснить вам, что интуитивно в свете разбираются все, потому что свет — это «вкусовщина». Но всё-таки есть профессиональные знания, которыми художник по свету отличается от обывателя, в частности это теория восприятия цвета, цветовая температура, естественное свечение объекта (SRI).
Все эти знания призваны вам помочь понять желания клиента по яркости, тону лиц на фотографиях, освещенности зала и так далее. И в то же время именно эти понятия будут вашей аргументацией, если возникнут спорные вопросы, связанные с пресловутой вкусовщиной в цвете и свете на мероприятии.
Лекция «Световые решения для мероприятий»
Этапы работы художника по свету
Также Марина Ларикова поделилась алгоритмом своей работы, который, на ее взгляд, может уберечь проект от финансовых провалов и неучтенных моментов.
Лекция «Световые решения для мероприятий»
Свет для разных мероприятий
На каждом этапе работы нужно задавать конкретные вопросы: по таймингу, ожиданиям и так далее. Но самое первое, что вы должны определить — это тип мероприятия, с которым вы работаете. Существует несколько типов задач, с которыми вы можете столкнуться: театральные спектакли, fashion-шоу, стадионные шоу, боксерские бои, ледовые шоу, концерты, конференции, встречи аудитории сетевого маркетинга, выставки, крупные корпоративные мероприятия, ТВ-съемки (ток-шоу), уличные фестивали, open air.
Вид мероприятия определяет технические особенности предстоящей работы, бюджет, цели, а также сроки, например, для единоразовой конференции вы можете установить сложную монтажную конструкцию, которая не подойдет для гастролирующего концерта. Там нужно придумать механизм, который можно будет достаточно быстро установить и собрать обратно. Если это уличный фестиваль, то стоит предусмотреть изоляцию оборудования от непогоды, схемы по удалению проводов из пространства со зрителями, чтобы никто не споткнулся, не поранился и не сломал конструкцию.
Освещение на концерте. Источник: unsplash.com
Сила светодиода
Основные типы светильников, с которыми художник по свету работает на мероприятии, — это светодиодные палки, «анимационное звездное небо» (диоды в бархате применяются для создания графических элементов), светодиодная лента (для контурного освещения, в особенности на сложных конструкциях и большой высоте), световоды, лазеры.
Сейчас в тренде — Table LED (беспроводные настольные лампы). Они обладают умеренным свечением и могут добавить свет на столы, не мешая гостям, при этом подсветив еду и сервировку для качественных фотографий.
Table LED. Источник: designersofas4u.co.uk
Еще одно трендовое направление в освещении мероприятий — светодиодные браслеты, шнурки, костюмы, управляемые с пульта художника по свету. Это возможность включить зрителей в процесс создания световой картинки мероприятия. Если вы раздадите им на входе браслеты, шарфы или другой элемент костюма, а потом будете управлять его свечением с пульта, то сможете комбинировать свет со сцены с залом, таким образом создавая уникальную картинку.
ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов
Художник по свету
Должностные обязанности. Разрабатывает совместно с художником-постановщиком и режиссером-постановщиком стилистику художественно-светового оформления новой постановки. Участвует в приемке макета сценического оформления спектакля (концерта), разрабатывает проект художественно-светового оформления, монтировки световых приборов с учетом имеющихся технических средств и возможности приобретения дополнительных. Разрабатывает световые эффекты, необходимые для них технические средства и документацию. Проводит световые репетиции с фиксацией установленного художественного освещения в световой партитуре. Контролирует точное выполнение зафиксированного художественно-светового оформления в текущем репертуаре. Разрабатывает перспективные планы модернизации постановочного освещения. Организует художественное освещение при проведении организацией исполнительских искусств выставок, рекламных кампаний и т.п.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств, технические параметры, сценическую технику и технологию, параметры и технические характеристики осветительной аппаратуры, основные приемы художественного освещения в соотношении со сценографическим решением, новейшие достижения науки и техники в области сценического освещения, электротехнику, оптику, электронику, вычислительную технику, цветоведение, механику, правила эксплуатации, хранения и транспортировки осветительных приборов, опыт работы организаций исполнительских искусств и специализированных организаций в области сценического света, историю материальной культуры и театрально-декорационного искусства, основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Хозяин света
Профессию эту можно назвать уникальной еще и потому, что она практически по всей России передается, так сказать, из поколения в поколение – в списках Министерства образования нет такой специальности. И на сегодняшний день только в одном колледже ТХТК и одном-единственном Техническом институте культуры (и это на всю страну) учат специальности «театральный осветитель», или художник по свету. Факультет световой режиссуры Театрального художественно-технического колледжа не страдает от отсутствия студентов. А к моменту выпуска все студенты уже, как правило, трудоустроены – спрос на светохудожников превышает предложения. Кстати, в пресловутой Америке, например, будущие художники по свету обучаются не только своей профессии, но и любой другой специальности в области искусства, что немаловажно для подготовки художника по свету. Ведь все-таки в первую очередь он художник. В любом же российском городе, кроме Москвы, в осветители чаще всего приходят молодые ребята с улицы и постепенно перенимают опыт у старших товарищей. Таким образом, изучили на своей шкуре труд осветителей и некоторые ныне известные актеры, например, Михаил Горевой. Он только со второй попытки поступил в школу-студию МХАТ, а до этого поработал театральным осветителем. Передача такой трудной профессии по наследству – это, конечно, последнее дело. Правда, относительно недавно в нашей стране была, наконец, создана Российская ассоциация художников по свету. В нее вошли известные столичные и питерские художники – Дамир Исмагилов, Анатолий Кузнецов, Евгений Ганзбург, Владимир Лукасевич, Глеб Фильштинский… Эти мастера света надеются изменить отношение к своей профессии. «… То, что сегодня обсуждается, кто будет в спектакле художником по свету, в этом и моя заслуга», – говорит, например, Фильштинский.
«Самый лучший свет – темнота!»
«Гаснет рампа – театра больше нет», – эффектно подытожил когда-то Михаил Булгаков знаменитую сентенцию «Театр начинается с вешалки». Действительно, невозможно представить себе театральную постановку даже с самыми великолепными декорациями, роскошными костюмами и гениальными актерами, но без обычных софитов и прожекторов.
Театралы давным-давно поняли значение света. Так, в Индонезии еще в прошлом тысячелетии получил развитие театр теней Ваянг-пурво, представления которого воспринимались зрителями как магический ритуал общения с духами предков. Но непосредственно профессия театрального осветителя впервые появилась во времена Шекспира. Тогда на время спектакля нанимались специальные помощники, которые должны были следить, чтобы свечи не коптили. А специальные системы для освещения театров начали разрабатывать в Италии во времена эпохи Возрождения. Первый прототип прожектора представлял собой отполированную чашку брадобрея, расположенную позади свечи или факела, а линзой служила круглая бутылка. Разработал такой осветительный прибор художник и архитектор Себастьян Серлио, живший в XVI веке. Он также придумал систему так называемых цветных фильтров, представивших собой прозрачные емкости, заполненные разноцветными жидкостями. Много позже композитор Скрябин придумал соединить музыку со светом, чтобы каждой ноте соответствовал свой цвет.
Сегодня, для того чтобы стать настоящим художником по свету, надо не только хорошо знать электротехнику, но и обладать хорошими организаторскими способностями, иметь врожденный художественный вкус и выверенное чувство света, а еще нужно знать электротехнику, сопротивление материалов, физику, оптику, фотографию, режиссуру и ее историю, сценографию и ее историю, историю костюма, что-то понимать в телевидении. И при этом надо обязательно родиться художником в душе. Как видите, требований много, именно поэтому художник по свету в нашей стране товар штучный.
«То, что для художника значат краски, для нас, осветителей, значат прожекторы, софиты, рампы. », – говорят светотехники.
Во время спектакля световой феерией руководит начальник осветительной службы, которому подчиняются операторы по свету. В разных театрах их количество разное, например, в осветительном цехе МХТ работает порядка тридцати человек. Основные рабочие места осветителя – галерки и осветительская рубка. А вот на колосниках осветитель появляется редко, да и с любимой поэтами рампой (фонарями, которые находятся перед авансценой и светят снизу на лица актеров) осветитель особо не работает – только включает в начале спектакля и выключает в конце.
Ошибка осветителя может дорого обойтись, вплоть до срыва спектакля. К примеру, если вдруг у светотехника вместо одного фонаря включатся все. Тут же меняется характер света, а вместе с ним и образ спектакля. Или из-за того, что компьютеры старые (в некоторых театрах их не меняли два десятка лет!), память у них уже дает сбои и при понижении напряжения в сети, компьютер «не соображает», что надо делать, тогда, например, прожектор выезжает не в то место, куда нужно. Тут уже сбивается актер… Кстати, как бы ни развивалась техника, но полностью компьютеризировать свет и записать на один компьютер полное оформление спектакля никогда не удастся. Дело в том, что главной командой к действию для техники является реплика актера. А он – не машина, и может какую-то фразу сказать на несколько секунд раньше или позже запланированного. Поэтому, какая бы умная техника ни находилась в распоряжении осветителя, все зависит только от него. Поэтому светотехник всегда хорошо знает текст.
Светотехники утверждают, что лет через двадцать вся используемая ныне аппаратура принципиально поменяется. «Сейчас у нас используются лампы накаливания, газоразрядные лампы. А потом все это умрет. И аппаратура будет базироваться на светодиодах. Срок службы такого оборудования более 10 лет, в то время как у обычной лампы самое большое – 2000 часов. Этот светодиод состоит из трех цветов, к примеру, зеленого, синего и красного. Они находятся в наложении. И при различном их смешении получаются разные цвета и оттенки, а дать они могут неимоверную палитру цветов. При всем при этом такие прожекторы потребляют энергии в 25 раз меньше, чем сегодняшние, кроме того, они легкие и мобильные».
А вообще специалисты признают – на сцене для освещения можно использовать что угодно – от бытовой лампочки до уличного фонаря. Например, в «Снах изгнания» Гинкаса сцену освещает голая 100 ваттная лампочка – больше тут не надо. При этом светотехники шутят: самый удачный свет – затемнение на сцене. «Лучший свет тот, которого не замечаешь», – утверждает Дамир Исмагилов, имя которого в Москве гремит. Этот художник по свету работал с Большим, МХТ имени Чехова, театром Пушкина, РАМТом и многими другими. Он осуществил более 200 постановок и недавно выпустил книгу, в которой раскрыл некоторые секреты своего мастерства. «Свет пишется заранее, а потом в этот свет уже входят артисты», – говорит мастер. Он считает, что артист должен четко выполнять поставленные мизансцены, а не искать свет лицом и не подстраиваться под него. «Когда артист появляется на сцене, я понимаю, где мне надо видеть его глаза, а где нет».