что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен

Кто такой финансовый уполномоченный?

Финансовый уполномоченный рассматривает не любые требования потребителей (их законных представителей) или третьих лиц, а только имущественные требования, связанные с взысканием с финансовой организации денежных средств* в их пользу.

*Исключение составляют требования потребителя (его законного представителя) или третьего лица об организации и оплате страховой организацией восстановительного ремонта поврежденного имущества, например, поврежденного автомобиля, по договорам ОСАГО, ДСАГО и каско.

При этом Законом № 123-ФЗ устанавливается ряд исключений из перечня имущественных требований, подлежащих рассмотрению финансовым уполномоченным.

По результатам рассмотрения спора финансовый уполномоченный принимает решение об удовлетворении (частичном удовлетворении) требований потребителя (его законного представителя) или третьего лица или об отказе в их удовлетворении.

В случае удовлетворения требований потребителя (его законного представителя) или третьего лица, решение финансового уполномоченного подлежит обязательному исполнению финансовой организацией.

Финансовый уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального Банка Российской Федерации и иных организаций, должностных лиц.

Досудебный порядок рассмотрения споров финансовым уполномоченным является обязательным, потребитель (его законный представитель) или третье лицо, которому уступлено право требования потребителя к финансовой организации, вправе обратиться в суд только после его соблюдения.

Источник

Как направить обращение финансовому уполномоченному

1. Кто такой финансовый уполномоченный?

Финансовый уполномоченный (омбудсмен) — независимое должностное лицо, действующее на основании Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Финансовый уполномоченный помогает разобраться в спорах между физическими лицами и финансовыми организациями, позволяя избежать обращения в суд.

Важно знать, что если спор подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, то потребители финансовых услуг вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному.

Прием и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение об удовлетворении требований исключительно имущественного характера, при этом размер взыскиваемой суммы не должен превышать 500 тысяч рублей. Исключение составляют лишь случаи нарушения страховщиком порядка страхового возмещения по договору ОСАГО — такие требования могут быть рассмотрены независимо от их размера.

Финансовый уполномоченный независим от федеральных и муниципальных органов власти, Центрального банка Российской Федерации и иных организаций и должностных лиц.

Подготовку к рассмотрению финансовым уполномоченным обращений потребителей финансовых услуг осуществляет Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного (АНО «СОДФУ») — некоммерческая организация, созданная Банком России.

2. В каких случаях можно обратиться к финансовому уполномоченному?

С финансовым уполномоченным обязаны взаимодействовать:

Банк России ведет реестр таких финансовых организаций. Финансовые организации, которые согласились взаимодействовать с финансовым омбудсменом на добровольной основе, включены в перечень АНО «СОДФУ». Если финансовая организация не входит в реестр или перечень финансовых организаций, организовавших взаимодействие с финансовым уполномоченным, обратитесь в суд для защиты своих прав.

3. Кто может обратиться к финансовому уполномоченному?

4. Как обратиться к финансовому уполномоченному?

Обратите внимание, до направления обращения финансовому уполномоченному вы должны сначала направить заявление (претензию) в организацию, с которой у вас возник спор, в письменной или электронной форме по стандартной форме. Если вы направили заявление (претензию) в электронной форме по стандартной форме и со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней, вам должны ответить в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения заявления (претензии). В иных случаях — в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения заявления (претензии). Ответ должен прийти на вашу электронную почту или на почтовый адрес. Если ответ финансовой организации вас не устроил или не был ею дан в вышеуказанные сроки, вы можете обращаться к финансовому уполномоченному.

Отправить обращение финансовому уполномоченному можно:

5. Какие документы понадобятся?

К обращению прилагаются:

Обратите внимание: для подачи обращения финансовому уполномоченному проведение независимой экспертизы (оценки) не требуется. При необходимости она будет проведена по инициативе финансового уполномоченного.

Обращение должно содержать:

6. Как быстро будет вынесено решение?

Если обращение приняли, решение по нему должно быть вынесено:

Если по предмету спора нужно произвести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.

7. Как рассматривают обращение?

В ходе рассмотрения обращения вы можете:

По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.

8. Как узнать о решении финансового уполномоченного?

Решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня со дня его принятия будет направлено вам одним из следующих способов:

Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания. Решение финансового уполномоченного будет направлено финансовой организации в течение одного рабочего дня со дня его принятия. Финансовая организация обязана исполнить решение в указанный в нем срок.

9. Как исполняется решение финансового уполномоченного?

Кроме этого, если финансовая организация не исполнила в добровольном порядке решение финансового уполномоченного, суд на основании вашего заявления взыщет с финансовой организации штраф в размере 50 процентов суммы требования потребителя, которое подлежало удовлетворению в соответствии с решением финансового уполномоченного.

В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного вы вправе в течение 30 календарных дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении.

Для подтверждения факта обращения к финансовому уполномоченному по указанному требованию вам необходимо предоставить в суд документы, подтверждающие ваше обращение к нему.

Копия вашего иска в суд должна быть направлена финансовому уполномоченному.

Источник

Онлайн-бухгалтерия для бизнеса

1С:Предприятие 8 через интернет

Преимущества 1С:Фреш

Веские причины для работы в удовольствие

Доступ с любого устройства

Используйте телефон или компьютер для входа в систему. При наличии интернета вы имеете доступ к системе в любой точке мира

Техническая поддержка 24/7

Будьте уверены, что вам помогут в любое время суток. На связи по телефону и почте

Экономия на оборудовании

Никаких затрат на сервер и его обслуживание. Ваша экономия ≈100 000₽ в месяц

Все данные хранятся в проверенном временем и хорошо защищённом дата-центре 1С

Работайте всегда с самой свежей версией приложения. Вам не придётся тратить время на обновление программы

Наша программа универсальна. Сервис подходит для организаций всех форм собственности

Более 1150 довольных клиентов

6570 довольных пользователей

В 62 регионах России!

Решения для каждого

Быстрый старт на раз, два, три …

Облако или коробка?

Давайте сравним их

Функция1С:Фреш1С:Предприятие
Быстрый запуск1С:Фреш что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен1С:Предприятие что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен
Доступ с любого устройства
и операционной системы
1С:Фреш что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен1С:Предприятие что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен
Бесплатные обновления,
включая шаблоны форм
1С:Фреш что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен1С:Предприятие что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен
Совместная работа с коллегами1С:Фреш что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен1С:Предприятие что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен
Высокая скорость работы
независимо от мощности компьютера
1С:Фреш что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен1С:Предприятие что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен
Зависимость от интернета1С:Фреш что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен1С:Предприятие что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен

Всё, что нужно для учета

что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен

Каждый найдет,
что ему необходимо

что делает финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен

Идеальные помощники
для автоматизации

Мегаплан —
сертифицированный
партнер 1С

Подберем идеальное решение под сферу вашего бизнеса, установим, настроим и будем поддерживать вас 24/7

Отзывы клиентов

Вопросы и ответы

Где будут храниться мои данные?

Ваши данные будут храниться на серверах администратора сервиса (фирмы «1С»), которые находятся в надежном и охраняемом дата-центре (в настоящее время используется самый крупный коммерческий дата-центр в России NORD-4). Администратор сервиса и сотрудники дата-центра обеспечивают работу необходимого оборудования и программного обеспечения, оперативно устраняют неисправности, в случае их возникновения, осуществляют резервное копирование данных.

Возможна ли коллективная работа с приложениями?

Да, с приложениями сервиса одновременно могут работать несколько человек. Все данные приложений хранятся в одном месте и они одновременно доступны вам и вашим коллегам. Вы сами определяете, кому предоставить доступ и к каким данным, распределив права доступа ваших пользователей к различным приложениям. Максимальное количество пользователей, которое может одновременно работать с приложениями, зависит от тарифов, на которые подписан абонент сервиса.

Кто обновляет приложения в сервисе?

Всю работу по обновлению и поддержке приложений в сервисе выполняет администратор сервиса — фирма «1С». Это гарантирует, что вы всегда будете работать с самой новой версией приложения. Обновления приложений производятся в ночное время и очень быстро, так что пользователи сервиса не испытывают неудобств. Пользователи заранее оповещаются об обновлениях приложений в сервисе.

Как перенести данные из локальной информационной базы в сервис?

Если у вас имеется локальная информационная база того же прикладного решения, которое опубликовано в сервисе, то для переноса следует:

В результате в сервисе будет создано новое приложение с данными, загруженными из файла. И вы сможете продолжить работу со своими данными в сервисе.

Источник

Финансовый омбудсмен

В России такой институт появился в 2010 году. Инициатором его создания выступила Ассоциация российских банков (АРБ). 20 сентября 2010 года советом АРБ были утверждены «Положение об Общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене)» и «Регламент Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена)».

Финансовый омбудсмен имеет право решать споры, возникающие между финансовыми организациями и их клиентами, на сумму до 300 тыс. рублей. Инициировать обращение к омбудсмену может только физлицо. Общественный примиритель не может разбирать спор, который находится в суде, также на период рассмотрения спора заявитель обязуется не передавать дело в суд. До подачи заявления омбудсмену клиент обязан направить жалобу в адрес банка, который должен ответить по существу в течение 30 дней.

Омбудсмен рассматривает только письменные жалобы. Форма заявления, рекомендации по составлению жалобы размещены на официальном сайте АРБ. К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих позицию заявителя (кредитного договора, страховки, квитанций по платежам, переписки с банком по возникшему спору и т. п.), в двух экземплярах.

Рассмотрение споров возможно только в отношении финансовых организаций, официально присоединившихся к институту. Эти организации обязаны исполнять вынесенные им решения и не имеют права обжаловать их в государственных судах. Кредитным организациям, не являющимся участниками системы, омбудсмен направляет только запросы и предложения о добровольном урегулировании спора без применения формальных процедур. Заявитель, в случае если он не согласен с решением финансового омбудсмена, имеет право обратиться с аналогичным требованием в суд.

По результатам рассмотрения спора омбудсмен утверждает подписанное сторонами примирительное соглашение, выносит постановление, разрешающее спор по существу, либо постановление о прекращении разбирательства. Соглашение может быть передано по согласию сторон на утверждение суду или третейскому суду в качестве мирового соглашения.

Сегодня россияне чаще всего обращаются к общественному примирителю с просьбой помочь им добиться согласия банка на реструктуризацию кредита.

Источник

Финансовый уполномоченный/финобмудсмен

По мере нарастания таких споров всплывают всё новые сложности.

Но на этом хорошие новости заканчиваются.

Так, согласно разъяснений Верховного суда от 18 марта 2020 г. «в случае несогласия суда с отказом финансового уполномоченного в удовлетворении требований потребителя или с размером удовлетворенных финансовым уполномоченным требований потребителя суд, соответственно, взыскивает или довзыскивает в пользу потребителяденежные суммы или возлагает на ответчика обязанность совершитьопределенные действия. В случае взыскания судом дополнительных денежных сумм по отношению к тем, которые взысканы решением финансового уполномоченного, решение финансового уполномоченного и решение суда исполняются самостоятельно в установленном для этого порядке. При необходимости суд вправе изменить решение финансового уполномоченного».

Невозможно согласиться с логикой Верховного суда о том, что суд, разбирая дело потребителя, может лишь довзыскивать какие-то суммы, отталкиваясь исключительно от решения финомбудсмена; решение суда должно разрешать вопрос в целом и по существу, а не быть придатком и заложником результатов досудебного урегулирования спора. Тем более, что финомбудсмен уполномочен рассматривать не все требования потребителя.А как быть в том случае, если после вынесения решения по иску потребителя будет рассмотрен иск ФО к ФУ и будет принято решение об отмене или изменении решения ФУ?Положение об отдельном исполнении решения ФУ и решения суда – в этом свете тоже кажется абсурдным, способным только затруднить получение взысканного.

Еще Верховный суд поднял деликатный вопрос о том, в каких случаях досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным. Массовым явлением стал отказ в рассмотрении обращения финомбудсменом и прекращение рассмотрения обращение, а как следствие – невозможность даже вступить на порог суда.Верховный Суд пишет: «при отказе в рассмотрении или прекращении рассмотренияфинансовым уполномоченным обращения потребителя…в случае непредставленияпотребителем финансовых услуг документов, разъяснений и (или)сведений в соответствии с данным законом, если это влечетневозможность рассмотрения обращения по существу (пункты 2, 11, 12части 1 статьи 19, пункт 2 части 1 статьи 27 Закона), обязательныйдосудебный порядок является несоблюденным. Поскольку законом не предусмотрено обжалование решений финансового уполномоченного об отказе в принятии обращенияпотребителя к рассмотрению либо о прекращении им рассмотренияобращения потребителя, то в случае несогласия потребителя с такимрешением финансового уполномоченного потребитель, применительно кпункту 3 части 1 статьи 25 Закона, может предъявить в суд требования кфинансовой организации с обоснованием мотивов своего несогласия срешением финансового уполномоченного об отказе в принятии егообращения к рассмотрению либо о прекращении рассмотрения обращения.Если судья при разрешении вопроса о принятии искового заявленияили суд при рассмотрении дела придут к выводу об обоснованности отказафинансового уполномоченного в принятии обращения потребителя илирешения о прекращении рассмотрения обращения потребителя,досудебный порядок разрешения спора считается несоблюденным, в связис чем исковое заявление потребителя, соответственно, возвращаетсясудьей на основании пункта 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ либо подлежитоставлению судом без рассмотрения на основании абзаца второгостатьи 222 ГПК РФ.В случае необоснованности отказа финансового уполномоченного впринятии обращения потребителя или решения финансовогоуполномоченного о прекращении рассмотрения обращения потребителя досудебный порядок считается соблюденным, и спор между потребителеми финансовой организацией рассматривается судом по существу».Отсюда следует, что вопрос о доступе к правосудию целиком и полностью отдан на усмотрение судьи, который без вызова сторон разрешает, обоснованно или необоснованно омбудсмен отказался или прекратил рассматривать обращение. Данное разъяснение категорически неприемлемо.Почитаем, что пишет об этой ситуации сам омбудсмен. В опубликованном на официальном сайте Отчете о деятельности Финансового уполномоченного в 2019г. указано: «закон № 123-ФЗ не содержит правила о состязательности сторон спора, предоставляя Потребителю право направить Обращение финансовому уполномоченному без предоставления доказательств, на которых он основывает свои требования. В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона № 123-ФЗ в целях получения соответствующих доказательств финансовый уполномоченный запрашивает необходимые для рассмотрения Обращения сведения у финансовой организации, которая обязана предоставить их финансовому уполномоченному в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. Непредоставление финансовой организацией сведений не препятствует рассмотрению Обращения по существу, однако возможность запроса финансовым уполномоченным дополнительных сведений у Потребителя Законом № 123-ФЗ не предусмотрена. Таким образом, в случае, когда финансовая организация в ответ на запрос финансового уполномоченного не предоставляет необходимые сведения или предоставляет их не в полном объеме, а предоставленных Потребителем при подаче Обращения сведений недостаточно для вынесения решения по существу спора, финансовый уполномоченный прекращает рассмотрение Обращения Потребителя. В указанных случаях рассмотрение Обращения прекращается на основании пункта 2 части 1 статьи 27 Закона № 123-ФЗ. Непредоставление финансовой организацией сведений, связанных с рассмотрением обращения, негативно отражается на правах Потребителей, которые не могут реализовать право на защиту своих прав посредством досудебного урегулирования спора финансовым уполномоченным. Право Потребителя на обращение в суд с иском к финансовой организации в указанной ситуации также ограничено, поскольку досудебный порядок урегулирования спора в данном случае считается несоблюдённым, что является основанием для возвращения искового заявления истцу согласно статье 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, невозможность рассмотрения финансовым уполномоченным Обращения Потребителя по существу в связи с непредоставлением финансовой организацией сведений в ответ на запрос финансового уполномоченного существенно нарушает права Потребителей финансовых услуг».

Ранее высказываемые опасения о пресекательном сроке на подачу потребителем иска в суд, который сократился вдруг с 3 лет до 30 дней, также получили свое подтверждение и закрепление в разъяснениях Верховного суда – «при обращении потребителя финансовых услуг в суд по истечении установленного частью 3 статьи 25 Федерального закона«Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»30-дневного срока, если в заявлении либо в отдельном ходатайстве не содержится просьба о восстановлении этого срока, заявление подлежит возвращению судом всвязи с пропуском указанного срока (часть 2 статьи 109 ГПК РФ), а еслиисковое заявление было принято судом, оно подлежит оставлению безрассмотрения».

Не секрет, что организуемые омбудсменом экспертизы и поручаемые им экспертам из списка аккредитованных – носят крайне поверхностный характер, что признается даже судами. И после такого Верховный Суд ставит на пути потребителя к защите своих прав еще один барьер – отсутствие права (или крайнюю затруднительность его реализации) на назначение судебной экспертизы. Вот это положение: «Если при рассмотрении обращения потребителя финансовым уполномоченным было организовано и проведено экспертноеисследование, то вопрос о необходимости назначения судебнойэкспертизы по тем же вопросам разрешается судом применительно кположениям статьи 87 ГПК РФ о назначении дополнительной илиповторной экспертизы, в связи с чем на сторону, ходатайствующую оназначении судебной экспертизы, должна быть возложена обязанностьобосновать необходимость ее проведения. Несогласие заявителя срезультатом организованного финансовым уполномоченным экспертногоисследования, наличие нескольких экспертных исследований,организованных заинтересованными сторонами, безусловными основаниями для назначения судебной экспертизы не являются». Боюсь, что на практике эти «безусловные основания» могут не появиться и вовсе во многих делах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *