что делает дирижер в оркестре своей палочкой
Разбираемся в классической музыке: зачем оркестру нужен дирижер
Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией, на которой объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.
Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.
Оркестр может играть без дирижера?
— На дирижере лежит грандиозная ответственность. Ему нужно, чтобы все 80–90 человек в оркестре (а их может быть и больше) играли в правильном ритме, понимали, кому и когда нужно вступать.
Если состав оркестра немаленький, то музыкант, который, например, сидит в правом углу, скорее всего, не слышит, что играет его коллега в левом. Просто физически невозможно распознать, когда зазвучал дальний инструмент. Музыкант слышит только ближайших соседей. Без дирижера ошибиться было бы проще простого — необходим человек, который подскажет, когда начинать играть.
Однако был и оркестр без дирижера — Персимфанс (Первый симфонический ансамбль). Он существовал в СССР с 1922 по 1932 год. Музыканты в нем рассаживались по кругу, чтобы видеть друг друга, а кому как играть — договаривались на репетициях. Этот оркестр, кстати, возобновил свое существование благодаря стараниям Петра Айду. Он признается, что это не совсем точная копия того оркестра — музыканты продолжают традиции, сложившиеся в 20-х годах ХХ века. Примерно один-два раза в год оркестр представляет публике различные программы. 25 ноября он выступит в концертном зале «Зарядье».
В партитуре дирижера записаны все инструменты?
— Да. С ее помощью дирижер видит все. В ней все инструменты, вся канва произведения. Если пианист, допустим, выражает себя и задумку композитора только посредством фортепиано, то дирижер, можно сказать, играет сразу на всех инструментах оркестра.
Почему у дирижеров одно и то же произведение может звучать по-разному?
— Дирижер должен донести до зрителя мысль, которую заложил в музыку композитор. При этом дирижер учитывает, к какой эпохе принадлежит произведение. Например, если это барокко, скрипка должна звучать более приглушенно (раньше у нее были по-другому устроены струны). Но следовать этому или нет — конечно, личное дело каждого. Именно поэтому у дирижеров получаются разные интерпретации одних и тех же симфоний. Иногда они звучат даже с разной скоростью. Дирижер может смотреть на произведение иначе, чем его коллеги, использовать свой личный опыт, который сказывается на музыке.
Как раньше обходились без дирижера?
— Профессия дирижера появилась относительно недавно, в начале XIX века. Раньше оркестром управлял один из музыкантов, чаще всего — скрипач (выбирали самого опытного). Он отсчитывал такт ударами своего смычка или же просто кивками головы. Иногда в роли главного был клавесинист или виолончелист. Но музыка развивалась, материал усложнялся, и человек просто не успевал одновременно и руководить, и играть.
Если заглянуть в еще более далекое прошлое, то, например, в древнегреческом театре во главе хора был корифей. На его ногах были сандалии с железными подошвами, с помощью них ему было удобно отбивать ритм.
А палочкой дирижеры всегда пользовались?
— Нет. Дирижерская палочка в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, появилась в XIX веке. Некоторое время до нее использовали баттуту. Это могли быть жезл или трость, служившие для отбивания такта. Кстати, именно баттута стала причиной смерти Жан-Батиста Люлли, создателя французской оперы и придворного композитора короля Людовика XIV. Отбивая ритм во время исполнения произведения Te Deum, написанного по случаю выздоровления короля после тяжелой болезни в 1687 году, Люлли пробил стопу острым наконечником баттуты. Началось заражение крови, и композитор вскоре скончался.
Еще использовали свернутые в трубочку ноты, другие предметы, дирижировали и руками.
Но пользоваться или нет палочкой сегодня — это личное дело каждого дирижера. Валерий Гергиев, например, предпочитает держать в руках зубочистку.
Зачем оркестру дирижёр?
Может ли оркестр играть без дирижёра? Зачем ему палочка? В чем секрет всемирно известных дирижеров?
У музыкантов популярен такой анекдот. Однажды дирижёр знаменитого оркестра заболел, и за дирижёрский пульт поставили одного из скрипачей. Тот удачно провёл концерт, затем ещё один и так несколько недель, пока основной дирижёр не выздоровел. Когда скрипач вернулся на место, коллеги с искренним любопытством допрашивали его, где же он так долго пропадал.
Эта шутка точно передаёт сомнения многих обывателей в том, действительно ли оркестру так нужен дирижёр. Музыканты во время исполнения смотрят в ноты и лишь изредка поднимают глаза на машущего палочкой руководителя. На афишах концертов всегда стоит имя дирижёров, они всемирно популярны, часто известнее многих исполнителей-виртуозов. Но разве так сложно махать палочкой и раскланиваться перед публикой?
Руководитель коллектива
Объяснить роль дирижёра помогает этимология этого слова. По-французски глагол diriger значит «руководить», «управлять». Именно в этом главная функция дирижёра. Он не подставная фигура, а реальный начальник. Управлять десятками музыкантов нелегко: они творческие люди и не отличаются дисциплиной. Дирижёр должен набрать лучший состав исполнителей, утвердить за каждым его место, обеспечить стройность и техническое совершенство исполнения, по-своему изложить музыкальное произведение, чтобы его трактовка отличались от предыдущих.
Основная работа дирижёра происходит до концерта, на репетициях. Во время исполнения он лишь следит за игрой своих подопечных и задаёт ритм с помощью палочки. Военный дирижёр во время парада использует для этого большой жезл, чтобы его отовсюду было видно. Всемирно известный маэстро Валерий Гергиев, наоборот, часто дирижирует обычной зубочисткой, многие его коллеги вообще отказываются использовать палочку.
История профессии
Те обязанности дирижера, которые он исполняет сегодня, сложились лишь в XIX веке. До этого дирижёр часто сам играл на одном из инструментов, отбивая ритм ногой. Сейчас такое можно увидеть во время выступления хора, когда хоровой дирижёр поёт вместе с остальными певцами. Интересно, что долгое время дирижёр был повернут лицом к публике, а не к оркестру. Многие композиторы сами дирижировали своими произведениями.
В 1920-е годы в СССР попытались ввести революционные оркестры без дирижера. Считалось, что это будет символизировать равенство. Однако отказаться от этой буржуазной, как тогда казалось, традиции не удалось. Вскоре дирижёры вновь встали за пульты прославленных советских оркестров.
Разбираемся в классической музыке: как устроен симфонический оркестр
Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией — объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.
Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.
Из каких инструментов состоит симфонический оркестр?
— Существуют четыре основные группы музыкальных инструментов (перечисляю их в порядке удаления от слушателя): струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. (В составе струнных смычковых — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Деревянные духовые — это флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые — валторны, трубы, тромбоны, тубы. Ударные — барабаны, литавры, тарелки, треугольники — Прим. ред.).
Музыканты в оркестре всегда рассаживаются по одной схеме?
— Нет, существует две основные схемы рассадки: немецкая и американская. Идеальной нельзя назвать ни ту, ни другую, ее не существует и поэтому их часто комбинируют.
У немецкой (иногда ее называют бетховенской) схема такая: с левой стороны от дирижера находится группа первых скрипок, с правой — вторых. В середине — виолончели и альты.
В американской схеме группа первых скрипок сидит рядом с группой вторых, а дальше уже альты и виолончели (слева направо).
В чем сложность выбора?
— Рассадка — головная боль всех дирижеров. Ведь именно им нужно разместить музыкантов так, чтобы всех было одинаково хорошо слышно. Но идеал так до сих пор и не найден. Например, струнные (виолончели, скрипки и альты) по сравнению с духовыми звучат гораздо тише.
Многие оркестры до сих пор не определились, какая схема рассадки лучше. Так что это остается личным делом дирижера.
В России используют обе схемы и их комбинации. Оркестр Владимира Спивакова придерживается немецкой рассадки, Оркестр московской филармонии — американской. С оркестром Большого театра все сложнее. Там оркестровая яма, все по-другому, места гораздо меньше.
Бывает, что типы рассадок комбинируют?
— Бывает. Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова сидит почти в американской. Группы первых и вторых скрипок сидят рядом, но виолончели и альты — наоборот. Случается, что контрабасистов, например, пересаживают из одной стороны в другую. Дирижер, рассаживая музыкантов, думает прежде всего об акустике конкретного зала.
Некоторые дирижеры идут по экстремальному пути. Они могут решить поменять рассадку за два часа до концерта, если понимают, что так произведение будет звучать лучше. Для исполнителя это стресс, потому что он привык ориентироваться на знакомых соседей.
Зачем нужен дирижер?
Зачем нужен дирижер, если у всех музыкантов есть ноты?
Зачем нужен дирижер, если на него все равно никто не смотрит?
Зачем нужен дирижер, если он ни на чем не играет?
Хоть что-то изменится, если его оттуда убрать?
Примерно такие вопросы появляются у людей, далеких от академической музыки.
Попробую ответить на эти вопросы простым языком, дополнив пост любопытными забавными видео на эту тему (все видео короткие).
Итак, представьте себе бегунов на старте. Они приготовились сорваться с места и ринуться вперёд. И вдруг вместо выстрела им кричат: «Ну, вы это, бегите, что ли!» Как, по-вашему, смогут бегуны по такой команде оторваться от старта одновременно? Оркестру, в котором иногда играет более ста человек, нужна чёткая команда, чтобы всем одновременно начать играть.
Но в отличие от бегунов, которые к финишу придут один за другим, оркестранты должны закончить музыку все вместе – опять таки по знаку дирижера.
Музыку, которую играет оркестр, нужно исполнить, как говорят, «с душой». А ведь каждый человек чувствует и понимает музыку по-своему. Поэтому нужен кто-то один, чтобы по его воле все играли с одинаковым, продиктованным им «выражением».
Обычно композитор в своих нотах очень чётко прописывает, как, в каком темпе, с какой громкостью нужно играть его музыку. Но даже в строгих рамках нот всегда есть некая возможность для маневра, и с помощью некоторых штрихов можно придать музыке свое звучание, свое видение. Где-то сыграть тише, мягче, нежнее, или наоборот. Темп можно сделать чуть подвижней или плавнее, и т.д. Таким образом, дирижер расставляет в музыке свои авторские ньюансы.
Послушайте, как по-разному звучит знаменитое бетховенское «та-та-та-таааа» из 5 симфонии в исполнении разных дирижеров, и вы поймете, о каких ньюансах идет речь:
Почему дирижеры отказываются от палочек и как относятся к музыкальным экспериментам
Нашу собеседницу, Марину Третьякову, можно назвать продолжательницей этой традиции. Она – дирижер Белорусского государственного академического музыкального театра. Единственная в стране.
– Женщины-дирижеры чаще всего руководят хором, оркестр – скорее прерогатива мужчин. Почему сделали такой выбор?
– Я тоже была дирижером хора, но после окончания Белорусской государственной академии музыки уехала в Херсон, где некоторое время работала в музыкально-драматическом театре. Дирижер оркестра вскоре ушел на пенсию, и мне предложили занять его место. Я вначале отказалась – не была уверена, что справлюсь. А потом передумала и рискнула. Интернета тогда не было, и я штудировала специализированную литературу. Необходимое образование решила получить по возвращении в Минск. Еще раз окончила академию музыки, правда, уже как дирижер-симфонист.
– Есть разница в дирижировании хором и оркестром?
– Хором дирижировать гораздо легче. Даже если вы раскладываете партию на 12 голосов, природа их звукоизвлечения будет одной и той же. Оркестр куда более сложный организм. Каждый инструмент – особенный, поэтому нужно знать специфику и возможности струнных, духовых, ударных, клавишных, чтобы умело соединить их и соблюсти музыкальный баланс.
– Может ли оркестр сыграть без дирижера?
– Да, если ударник задает определенный ритм и держит его до конца произведения. Как правило, это несложные композиции. Как только партитура требует замедлений, ускорений, интерпретаций, обязательно нужен «центр управления» – человек, который объединит оркестр.
– Интерпретация в произведениях допустима?
– Считаю, что да. Возьмем, к примеру, Вивальди. Это музыка эпохи барокко, со своими законами. Но сегодня XXI век, многие инструменты звучат по-новому, появились другие возможности, которые стоит использовать. Мне всегда интересно слушать музыкальные эксперименты, и неважно, понравится итоговый результат или нет. Однако я уважаю тех дирижеров, которые внимательно относятся к авторским указаниям и знают законы стиля конкретного произведения.
– Как выбирают палочку – рабочий инструмент дирижера?
– Палочки бывают разные: деревянные, пластиковые, полегче, потяжелее. Но в последнее время я, как и многие дирижеры, от палочки отказываюсь: руки более выразительные, пластичные. Когда свободны пальцы, можно показать гораздо больше музыкальных оттенков, например, кантилену (термин, обозначающий напевность музыки. – Прим. авт.). Кроме того, во время концерта палочка может выпасть из рук. Так однажды и было. Я дирижировала в оркестровой яме, когда моя палочка уперлась в пульт и отскочила. Правда, ее тут же поднял зритель, который явно был счастлив помочь мне. Палочку также очень неудобно носить в дамской сумочке (улыбается).
– Труд дирижера тяжел и физически.
– Особенно это чувствуется с возрастом. Но если заниматься регулярно, то тело привыкает к серьезным нагрузкам (я имею в виду ежедневные четырехчасовые репетиции и концерты, которые могут длиться до 3 часов). Правда, на репетициях дирижеры могут позволить себе сидеть на высоком стуле.
– Сегодня некоторые коллективы отказываются от бумажных нот в пользу планшета. Как вам такое новшество?
– Мой коллега, преподаватель и дирижер музыкального училища, рассказал мне как-то об одном случае, произошедшем несколько лет назад. Его студенты, артисты оркестра, однажды забыли ноты на концерт. Наизусть партию не знали, а на сцену выходить через полчаса. Ребята позвонили друзьям, те сфотографировали партию и прислали ее на планшет. Мы тогда посмеялись и удивились находчивости молодых музыкантов. А сейчас электронные ноты – тренд. Возможно, это действительно удобно, но лично меня светящийся в течение длительного времени экран раздражает. Кроме того, никто не даст гарантию, что в самый ответственный момент планшет не выключится.
В канун Нового года музыканты подарили своим зрителям уникальную программу в стиле ретро. Те, кто пришел в театр, смог насладиться советскими хитами – услышать песни Муслима Магомаева, Евгения Мартынова, Яака Йоалы и других. Детям тоже было интересно. Их радовали и уже полюбившиеся постановки, и премьеры.