что делает бухгалтер кассир

Должностные обязанности бухгалтера-кассира

что делает бухгалтер кассир

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Должностные обязанности бухгалтера-кассира

что делает бухгалтер кассир

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Многое из того, чем сейчас занимается почти каждый бухгалтер-кассир, уже давно и безнадежно устарело. Одним лишь обновлением должностной инструкции (далее – ДИ) эту проблему не исправить. Нужны инновационные решения.

Что должен знать бухгалтер-кассир?

Работать бухгалтером-кассиром не сможет даже очень опытный кассир-администратор без профильного высшего образования и опыта работы в бухгалтерии, даже если он отлично знает, как:

Помимо этих и других знаний, используемых обычным кассиром, бухгалтер-кассир обязан знать:

Знания должны быть закреплены практикой – работой в бухгалтерии длительностью не менее:

Впрочем, если компания не применяет профессиональные стандарты, то требования могут быть смягчены. Однако именно мы не рекомендуем этого делать, так как штрафы за нарушения могут быть огромными.

Функции и обязанности бухгалтера-кассира на предприятии

Функционал бухгалтера-кассира раскрывает его задачи в общем виде и необходим для дальнейшей разработки и конкретизации должностных обязанностей.

Например, в трудовом договоре с бухгалтером-кассиром его функционал может быть отражен так: «Работник принят для выполнения трудовых обязанностей в должности старшего бухгалтера-кассира».

Этого достаточно, если учесть, что трудовая функция (ст. 15, 57 ТК РФ) определена, как работа по соответствующей специальности (должности) согласно штатному расписанию.

Если за бухгалтером закреплен конкретный участок работы, то в договор вносят более конкретную формулировку, например: «Работнику поручена работа с банк-клиентом».

Собственно, бухгалтером-кассиром в случае работы только с безналом должность именуют обычно только в торговле – сфере деятельности, где потребность в бухгалтерах-кассирах априори высока.

В трудовом договоре можно прописать не только функционал, но и должностные обязанности по конкретной должности, но разумнее всего:

Внесение изменений в ДИ, как правило, не влечет необходимости изменять обязательные условия трудового договора.

Когда необходим пересмотр должностных обязанностей

В изменении должностных обязанностей все чаще возникает необходимость из-за внедрения инновационных технологий. Например, именно инновации позволили нашей компании брать участок «Касса» дополнительно на аутсорсинг у наших клиентов – крупных розничных торговых сетей. В обязанности наших специалистов, по сути заменивших собой бухгалтеров-кассиров клиента, входит:

Такие не совсем типичные должностные обязанности появились благодаря тому, что наши IT-специалисты внедрили автомодули:

Кроме того, мы создали электронный архив для сохранения кассовых документов в заданном каталоге.

Права бухгалтера по кассовым операциям

Участок «Касса» – это не только наличная выручка, но и многое другое, в частности:

В зависимости от деятельности компании перечень прав бухгалтера по кассовым операциям может быть различен, но он всегда сопряжен с возложенными обязанностям.

Например, если бухгалтер-кассир ведет расчеты с подотчетными лицами (выступает как совмещающий должность), то он вправе направлять работникам в письменном виде требования:

Если компания не перешла на полностью безналичный оборот или выручку не всегда снимают инкассаторы, то право бухгалтера – потребовать у руководства оборудовать помещение кассы в соответствии с требованиями законодательства о работе с наличностью. Впрочем, бухгалтеры-кассиры предпочитают реализовывать свои права исключительно через главного бухгалтера.

Ответственность бухгалтера по кассе

Если участок «Касса» предусматривает работу с наличностью, то с бухгалтером заключают договор о полной материальной ответственности. Также он несет ответственность за выдачу денег без соответствующих доверенностей на представителей:

Однако если выручку забирают в банк инкассаторы, а все остальные операции переведены исключительно в безналичную форму, то круг ответственности может быть иным. Например, наши сотрудники несут ответственность за то, чтобы все кассовые документы были:

И самое главное – электронные технологии практически исключают любой сговор на участке «Касса» и любые «схемы» с неучтенной выручкой.

Должностная инструкция бухгалтера-кассира – образец

Моменты, которые необходимо отразить в ДИ бухгалтера-кассира, зависят от того, применяет или нет ваша компания профессиональные стандарты.

Представленный ниже образец ДИ сформирован:

Таким образом, вне зависимости от того, по какому принципу вы сформируете ДИ, даже ее скрупулезное применение бухгалтером-кассиром не позволит уменьшить:

Таким образом, имеет смысл пересмотреть приоритеты и здраво оценить, так ли необходимо тратить время на составление идеальных должностных инструкций, пытаясь предусмотреть все на свете. Возможно, будет гораздо проще сразу передать кассовые операции на аутсорсинг.

Источник

что делает бухгалтер кассир

Назначение должностной инструкции

Должностная инструкция представляет собой документ, в котором в отношении каждой конкретной должности описываются:

Этот документ не входит в число обязательных для разработки на предприятии, но весьма желателен в первую очередь для самого юрлица, поскольку позволяет достичь нескольких целей:

Должностную инструкцию разрабатывает, как правило, руководитель того подразделения, к которому относится конкретная должность, поскольку именно руководитель подразделения отвечает за организацию работы в нем и распределение функций между сотрудниками.

Утверждает инструкцию руководитель юрлица. Перед утверждением, если это установлено принятой схемой документооборота, она может дополнительно согласовываться, например с юридической, кадровой службой.

Особенности должности бухгалтера-кассира

Наличие должности бухгалтера-кассира характерно для крупных предприятий с бухгалтерией из нескольких человек.

Основные обязанности бухгалтера-кассира — работа с наличными деньгами:

Соответственно, бухгалтер-кассир как кассир должен знать:

О том, какими способами можно оформлять кассовую книгу с применением компьютера, читайте в статье «Порядок ведения кассовой книги в электронном виде».

Чтобы вести учетные операции по своему участку, бухгалтер-кассир должен также знать:

О том, какие проводки чаще всего используют для отражения операций по кассе, вы узнаете из статьи «Бухгалтерские проводки по кассовым операциям».

Кроме того, на бухгалтера-кассира могут возлагаться какие-либо дополнительные обязанности, например вытекающие из его функций, связанных с взаимодействием с банком, или сопутствующие его поездкам.

Если обязанности кассира не являются для выполняющего их бухгалтера основными, они войдут в его должностную инструкцию составной частью. Но в любом случае с бухгалтером, выполняющим функции кассира, необходимо заключить договор о полной материальной ответственности.

Оформление трудовых договоров является одним из важнейших элементов соблюдения трудового законодательства. Получите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и проверьте, все ли нюансы трудового договора с бухгалтером-кассиром у вас учтены.

Форма и образец должностной инструкции

Определенной формы должностная инструкция не имеет. Каждая организация оформляет ее в порядке, установленном ею самостоятельно. Обязательными условиями для этого документа являются:

Копию инструкции рекомендуется выдавать каждому работнику, который с ней ознакомлен.

Содержание инструкции, как правило, формируется в следующей последовательности:

Образец должностной инструкции бухгалтера-кассира можно увидеть на нашем сайте.

Итоги

Оформление должностной инструкции позволяет со всей определенностью очертить круг обязанностей по конкретной должности. А это, в свою очередь, дает возможность правильно распределить работу в подразделении и контролировать выполнение работником возложенных на него функций.

Источник

Должностная инструкция бухгалтера-кассира

Должностная инструкция бухгалтера-кассира предназначается для формализации основных аспектов рабочего процесса сотрудника, нанимаемого на обозначенную должность. В документе перечисляется весь спектр факторов, определяющих готовность специалиста к эффективному выполнению его должностных обязанностей. По этой причине, хотя необходимость инструкции официально не закреплена в законодательстве, данный документ включается в состав стандартного перечня трудовой документации организации.

Образец должностной инструкции бухгалтера-кассира

1. Общие положения

Лицо, претендующее на данную должность, должно соответствовать следующим требованиям:

Бухгалтер-кассир обязан разбираться в следующих вопросах:

2. Функции

3. Ответственность

Бухгалтер-кассир может быть привлечен к ответственности в следующих случаях:

4. Права

Бухгалтер-кассир обладает следующим набором прав:

5. Условия труда

Зачем составляется инструкция?

Должностная инструкция входит в число документов, регулирующих трудовые отношения внутри фирмы. Инструкцию составляют с целью:

И для специалиста, и для его нанимателя документ служит не только для выстраивания рабочих отношений, но и как средство профилактики внутренних конфликтов на предприятии.

Принципы написания должностной инструкции

В действующем законодательстве нет установленных требований по составлению должностных инструкций. Такая ситуация дает простор для работодателей по составлению разделов документа исходя из своих нужд. На практике работодатели используют типовые инструкции, дорабатывая их в соответствии с особенностями деятельности компании. В инструкцию включают 4 базовых раздела, конкретизирующих основные направления работы специалиста:

Крупные работодатели могут добавлять к этим разделам и дополнительные, когда требуется более четко прописать какие-то моменты. Так, в некоторых инструкциях отдельно добавляют разделы про условия работы, должностные связи, требования к квалификации и условия для оценки качества специалиста.

Требования к сотрудникам можно прописывать, опираясь на соответствующий профессиональный стандарт, порядок применения которого определен в статье 195.3 ТК. Также статья 57 ТК прямо гласит, что требования к квалификации сотрудников должны определяться на основе соответствующего профстандарта. Но такое требование предъявляется только к тем работам, где сотрудникам предоставляют специальные льготы и компенсации, либо на них накладывают ограничения. В противном случае работодатель может самостоятельно прописывать требования к сотрудникам.

Общий раздел

Базовый раздел, посвященный описанию основных аспектов рабочего взаимодействия. Здесь прописывают требования к квалификации кандидата, ожидаемые от него навыки, кто его замещает на время отсутствия и тому подобные моменты. Основным в разделе является список навыков, которые требуются от специалиста. Данные навыки должны соответствовать его рабочим обязанностям.

В небольших организациях обязанности кассира может выполнять штатный бухгалтер. Для этого со специалистом заключается соответствующий договор, по которому за дополнительную плату бухгалтер берет на себя и функции кассира.

Функции

Здесь дается краткое описание работ, которые закреплены за специалистом. Важно не перегружать специалиста второстепенными обязанностями, что может создать помехи для него в выполнении основных функций.

Ответственность

В разделе в общем виде дается перечень оснований для привлечения работника к ответственности. Конкретные виды наказаний тут не описывают, поскольку степень вины определяется лишь в ходе соответствующих разбирательств.

Права

Раздел дает перечень прав специалиста. Эти права стандартны, но работодателем могут добавляться дополнительные возможности для бухгалтера-кассира. Так, можно делегировать ему право привлекать других работников фирмы для решения своих задач.

Условия работы

Один из тех разделов, которые включаются в инструкцию по желанию нанимателя. Его отдельное включение имеет смысл, если наниматель предоставляет дополнительные льготы, такие как оплата обучения или предоставление фирменной спецодежды.

После написания документа его содержание должно быть согласовано с руководством компании. Далее ДИ распечатывается на фирменном бланке. На заключительном этапе ставятся подписи. Подписывают должностную инструкцию сам нанимаемый специалист, директор фирмы, а также, в случае необходимости, иные лица, с которыми согласовывалось назначение. Печать фирмы в ДИ можно не ставить.

Источник

Исполнение обязанностей кассира бухгалтером: допустимо ли?

что делает бухгалтер кассир

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Исполнение обязанностей кассира бухгалтером: допустимо ли?

что делает бухгалтер кассир

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Из-за отмены действовавшего с советских времен постановления, прямо запрещавшего исполнение обязанностей кассира бухгалтером и, тем более, главбухом, все чаще именно эти работники вынуждены вести кассу. Однако прежде чем возложить дополнительные обязанности, руководителю необходимо хорошенько подумать, а правильно ли это и есть ли разумная альтернатива?

Может ли главный бухгалтер быть кассиром?

В настоящее время отсутствуют какие-либо нормативно-правовые запреты, препятствующие главбуху исполнять обязанности кассира в порядке совмещения или совместительства. Другой вопрос, а стоит ли это делать, даже заключив с главбухом договор о полной материальной ответственности.

На кассовых ордерах не зря предусмотрены подписи различных работников компании. О последствиях пренебрежения этим очевидным правилом коллегиальности ради безопасности свидетельствуют многочисленные приговоры, где фигурируют главбухи-кассиры. Например, как в приговоре № 16 от 18 сентября 2017 года по делу № 01-0222-2017:

Если же вы полностью доверяете своему главбуху и уверены, что он сможет вести кассу, то необходимо все как следует оформить, а не отдать «устное распоряжение», как в приведенном нами отрывке из приговора. Однако прежде необходимо подсчитать, действительно ли экономически выгоднее поручить кассу главбуху, а не отдать ее на аутсорсинг.

Полагается ли доплата?

Как показывает практика, устное возложение на главбуха обязанностей кассира или же выполнение им таких обязанностей «по умолчанию» связано с желанием руководства сократить фонд оплаты труда. Ведь при официальном оформлении необходимо указывать размер доплаты.

Для того чтобы избежать многочисленных проблем (начиная с создаваемых банками и заканчивая уголовным преследованием) необходимо оформить все правильно. Есть только два варианта оформления:

Отметим еще раз, что и в том и в другом случае предусмотрена доплата (ст. 151 ТК РФ).

Возложение обязанностей кассира на бухгалтера: образец приказа

Если в целях экономии выбирается вариант совмещения, целесообразно воспользоваться еще одной подстраховкой и на основании дополнения к трудовому договору оформить кадровый приказ. При этом важно учесть, что, в отличие от оформления совместительства:

Если ваша программа для кадрового учета не доработана под такой случай, вы можете использовать наш образец.

Отметим, что выбор фиксированного оклада или процентной ставки и в дополнительном соглашении к трудовому договору, и, соответственно, в кадровом приказе – полностью по усмотрению сторон. Как правило, главбухи и кадровики предпочитают процентную ставку, чтобы позднее не вносить изменения в дополнительное соглашение и не оформлять еще один кадровый приказ при повышении зарплаты в целом по компании.

Условия совмещения

Большинство компаний выбирают совмещение не только ради экономии фонда оплаты труда, но и из-за более мягких условий его применения по сравнению с совместительством. Так, например, компании не нужно будет:

Согласно письму Минтруда России от 16.06.2015 № 14-2/ООГ-4111 для совместителей введены следующие ограничения продолжительности рабочего времени:

При этом для совмещающих должности учет рабочего времени вести не нужно, ведь главбух, например, работает кассиром в свое основное рабочее время. Еще одно послабление – никаких минимальных и максимальных размеров доплаты за совмещение трудовое законодательство не предусматривает (ч. 1–3 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ, письмо Роструда от 31.08.2012 № 1180-6-1).

Главбух порой согласен на совершенно кабальные условия совмещения. Однако такое вынужденное согласие порождает у него внутренний протест, усугубляемый заключенным договором о материальной ответственности. При слабых моральных устоях такое состояние подталкивает к весьма нелицеприятным поступкам и даже преступлениям.

Как правильно оформить совмещение?

Решение оформить совмещение должностей главбуха и кассира будет правильным при условиях, когда:

Вот как, например, выглядит трудовое участие ответственных за кассу работников наших клиентов на аутсорсинге:

При этом даже сохранение кассовых документов в заданном каталоге с их последующей архивацией выполняем мы.

Также мы возьмем на себя отнимающую у главбухов много времени рутину:

Согласитесь, что при наличии хотя бы небольшого количества перечисленных учетных моментов оформлять совмещение в корне неверно. Главбуху попросту не хватит времени на исполнение своих основных обязанностей.

Задержки в офисе по окончании рабочего дня тоже ни к чему хорошему не приведут, так как наверняка увеличится количество бухгалтерских ошибок, что при работе с деньгами совершенно недопустимо.

Источник

Должностная инструкция бухгалтера по авансовым отчетам

что делает бухгалтер кассир

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Должностная инструкция бухгалтера по авансовым отчетам

что делает бухгалтер кассир

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Налоговики, особенно начинающие, с особым интересом рассматривают авансовые отчеты, даже если проверка не по НДФЛ. Нередко требуют авансовые отчеты и банки. Нюансов оформления настолько много, что компании передают этот участок на аутсорсинг или берут «на подотчетников» отдельного бухгалтера и самостоятельно разрабатывают для него подробную должностную инструкцию.

Обязанности бухгалтера по подотчетным лицам

Если в компании возникает много проблем по командировочным расходам, то из обычного бухгалтера-кассира, имеющего опыт учета товарно-материальных ценностей (далее –ТМЦ) и оформления приказов делают еще более универсального специалиста. После того, как он подпишет новую должностную инструкцию, в его обязанности будет входит не только:

Другие обязанности бухгалтера в новой должности вы можете изучить, в частности, в наших статьях:

Осуществляя аутсорсинг участков бухгалтерии наших клиентов, мы уже давно выделили участок «Авансовые отчеты» из-за обилия специфики в различных компаниях.

Обязанности наших бухгалтеров можно взять за основу, если выдачу наличности (пополнение карт) ваш бухгалтер по авансовым отчетам не осуществляет. В частности, наши клиенты доверяют нам такие функции, как:

Конкретный перечень возможных обязанностей бухгалтера по подотчетным лицам (авансовым отчетам) вы можете найти в представленном ниже образце должностной инструкции.

Должностная инструкция бухгалтера по авансовым отчетам – образец

Поскольку должностная инструкция специалиста по сути самого широкого профиля включает в себя обслуживание смежных участков бухгалтерии, то:

Можно составить должностную инструкцию на основе уже разработанных отделом кадров инструкций, по которым работают:

Причем в отношении налогов речь идет не только о НДФЛ, возникающем в случае превышения нормированных расходов. Бухгалтер по авансовым отчетам должен уметь определить для расчета по налогу источник расходов:

Немаловажен и такой, ставший в настоящее время очень проблемным из-за усиленной проверки налоговикам, налог, как НДС.

Чтобы выполнить свои многочисленные обязанности, бухгалтер по авансовым отчетам должен хорошо знать свои права по отношению к другим работникам компании.

Права работника

Бухгалтер по авансовым отчетам – типичный пример работника, которому не подходит должностная инструкция, составленная на основе профстандарта. Дело в том, что профстандарты еще не успели привести в соответствие с изменениями в п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

В частности, бухгалтеры получили право письменных требований недостающих документов от работников, начиная с 26 июля 2019 года – даты вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 № 247-ФЗ. Отметим, что использовать такое право целесообразнее с упоминанием графика документооборота – краеугольного камня в работе бухгалтера по авансовым отчетам.

Если по каким-то причинам график документооборота в компании отсутствует, бухгалтер может использовать свое право вносить предложения по повышению эффективности своего труда, предложив ввести график. Остальной перечень прав в последние годы был неизменен, и его по сути можно взять из любой бухгалтерской должностной инструкции.

За что несет ответственность бухгалтер по расчетам с подотчетными лицами?

Участок по учету авансовых отчетов – очень ответственный. Он важен как для контроля денежной наличности и учета реально произведенных затрат, так и для правильного расчета налогов. Контролировать такие расчеты жизненно необходимо любой компании.

Если бухгалтер по авансовым отчетам производит денежные расчеты, например, по командировочным расходам, то с ним можно заключить договор о полной материальной ответственности. Однако заключать такой договор допустимо только по типовой форме из которой следует, что ответственность установлена только в пределах «вверенного имущества», то есть денежных средств.

Если в результате бухгалтерских ошибок возникнут проблемы с налогами, взыскать деньги за причиненный ущерб, нанесенный компании, полностью будет проблематично. Компании, которые уже понесли такие убытки или осознают их высокую вероятность, как правило, выбирают аутсорсинг.

Например, наша компания страхует свою профессиональную ответственность. В отличие от других компаний, мы готовы компенсировать клиентам убытки, которые теоретически могут возникнуть вне рамок страховых случаев, но по нашей вине. Более того, убытки мы готовы возместить и тем компаниям, которые перестали быть нашими клиентами. Такое возможно в течение трех лет со дня расторжения договора, если ошибки привели, например, к искажению отчетности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *