что делает арт директор ресторана

Арт директор, это кто вообще и чем занимается

Большие организации и крупные компании предусматривают несколько директорских должностей. Каждый из них отвечает за какое-то определённое направление рабочего процесса, организовывает сотрудников, значительно оптимизирует работу предприятия. Давайте разберём должность арт директор, читайте статью до конца и вы узнаете тонкости и плюсы.

Почти любой бизнес требует оригинального подхода, который влияет на его рентабельность, привлечёт новых клиентов, компаньонов. Основным членом рабочего коллектива является специалист, зарплата которого одна из самых высоких в организации, это должность арт директора. Сколько он зарабатывает, будет зависеть от разных показателей. Это человек, который занимается разработкой, творческих проектов, задания по которым получает от вышестоящего руководства. Такие специалисты нужны в области развлечений, отдыха, сфере красоты, здоровья, питания, издательских организациях, дизайнерских структурах и много другого, что делает их ценными сотрудниками.

Профессия арт директор молодая, получила своё распространение в 2000 годах. Это успешно развивающаяся область, она даёт возможность для самореализации творческих людей, тех, кто может предложить что-то интересное и новое. Зарплата в Москве значительно выше, чем в других регионах России. Работа художественного руководителя клуба отличается от того, что делают его коллеги в других областях, например обязанности арт директора ресторана другие. Чем же занимается специалист — подробности в статье.

что делает арт директор ресторана

Что делает арт директор

Основная функция специалиста — внедрение и реализация нестандартных, оригинальных подходов к работе, решение проблем компании. Арт-директор также занимается рекламой, привлекает потенциальных клиентов, способствуя развитию бизнеса.

Специалист анализирует ситуации на рынке, где выбирает стратегию поведения, модель дальнейшей работы всей компании. Ему постоянно приходится учиться, изучать технологии управления. Он принимает участие в разработке, дальнейшей реализации программ, следит, контролирует их исполнение, корректирует или дополняет, проводит обучение сотрудников. В его обязанности входит заполнение документации.

Сотрудник несёт непосредственную ответственность за деньги компании, которые выделяются на проведение творческих мероприятий, согласно утверждённым планам.

Арт директор — зарплата в Москве и России

Это далеко не плохие деньги, поэтому профессия популярна. Если остановиться на конкретном направлении, усиленно его развивать, открываются широкие перспективы для карьерного, личностного роста.

Личные качества арт директора

Поскольку эту должность занимают творческие люди, способные успешно реализовывать свои идеи, но и умеющие руководить штатом личных подчинённых, профессия предъявляет ряд требований к личности:

Плюсы и минусы в работе арт-директора

К плюсам профессии художественного руководителя относится самореализация. Творческим людям нужен постоянный выплеск идей, планов. Эта профессия подходит креативным, талантливым личностям. Достойная оплата труда и ценность профессии на рынке также являются сильным преимуществом.

Как и любая профессия, должность художественного руководителя имеет свои недостатки:

Арт-директор клуба — обязанности

Арт директор развлекательных заведений занимается организацией мероприятий. Художественный руководитель клуба, это режиссёр или администратор. Специалист разрабатывает, утверждает репертуар, взаимодействует с исполнителями, контролирует, корректирует сотрудников.

Обязанности артдиректора ресторана

Арт-директор заведений питания отвечает за координацию специалистов по рекламе, следит за привлекательностью интерьера, названии, подаче блюд — о комфорте посетителей. Сотрудник отвечает за работу персонала, общую удовлетворённость гостей.

Источник

Кто такой арт-директор, сколько зарабатывает специалист и как им стать

что делает арт директор ресторана

Творческие люди нестандартно мыслят, могут полностью забыться в своей деятельности и потеряться во времени, страдают перепадами настроения, берегут индивидуальность, требуют внимания и особого подхода. Кто-то скажет, что это стереотип, другие же будут утверждать, что это реальность.

Как бы то ни было, а управлять креативной группой нужно. Да к тому же необходимо понимать все процессы, чтобы при случае заменить специалистов. Этим и занимается герой статьи. Сегодня я расскажу, кто такой арт-директор, чем занимается, сколько получает и как им стать, плюсы и минусы работы, где учиться на эту специальность.

что делает арт директор ресторана

Особенности профессии

Арт-директор – наставник, руководитель и координатор действий специалистов по креативу: дизайнеров, копирайтеров, иллюстраторов, фотографов, музыкантов, актеров, декораторов, разработчиков игр и других творцов. Он же главный генератор идей, которые лежат в основе создаваемых проектов.

Простыми словами, это художественный руководитель любого детища, связанного с искусством и творчеством. Под детищем подразумевается фильм, театральная постановка, выставка, сайт, компьютерная игра, дизайн-проект, интерьер и т. д.

Арт-директора можно сравнить с проект-менеджером, который тоже следит за каждым этапом создания нового продукта. Но деятельность героя этой статьи шире. Он еще порождает идеи. Иногда знаний и навыков менеджера проектов может не хватать. Арт-директор же как руководитель должен понимать все процессы и уметь их осуществлять. Тут нужен опытный практик, который знает, как и что делают его сотрудники.

Арт-директор сам уже мало работает руками, но может заменить работников, которыми управляет. Его деятельность больше связана с людьми и с нахождением подхода к ним, чем с компьютерами, чертежами или другими инструментами. Профессия предполагает погружение как в творчество и креатив, так и в цифры, исследования и анализ. Поэтому не стоит думать, что подобная специализация – это сплошное веселье.

Арт-директор – это лидер и учитель, который обучает и вдохновляет своих подчиненных. Он следит за тем, чтобы в коллективе, который трудится над воплощением идеи, была дисциплина, четко планирует план работы, задает вектор действий, чтобы у проекта была единая концепция.

Такой специалист нужен при работе над серьезными и крупными проектами. В некоторых случаях, когда задачи слишком обширны и неподъемны для одного человека, арт-директоров назначается несколько. Всеми ими руководит креативный директор.

Функции арт-директора зависят от отрасли, в которой он работает. Чаще всего эти специалисты встречаются в среде графических дизайнеров, но нередко трудятся и в таких сферах деятельности, как:

Во всех отраслях одной из главных задач арт-директора остается понимание потребностей целевой аудитории. Другой важной задачей является креативная и оригинальная презентация пользователям услуги или товара.

Чтобы выполнить свою миссию, специалистам необходимо найти инсайт потребителей. Это скрытая потребность человека, его желание или проблема. Опытные руководители могут посмотреть на мир чужими глазами и понять инсайт целевой аудитории.

Обязанности арт-директора

В небольших компаниях должность арт-директора может отсутствовать. А в тех, где она все же есть, специалист, помимо своих обязанностей, выполняет функции дизайнера, копирайтера, рекламщика и т. д.

В должностную инструкцию входят следующие непосредственные задачи арт-директора:

Есть и специфические функции, которые зависят от места работы и сферы деятельности.

В задачи арт-директора входит проработка любого вида рекламы, мониторинг современных тенденций, анализ рынка, подготовка технического задания, составление отчетов, предложение визуального решения или интересного слогана, формирование общей концепции продвижения бренда, формирование имиджа компании и продукта.

Арт-директор вместе с декораторами, костюмерами, визажистами и другими специалистами трудится над созданием единой концепции спектакля или фильма. В этой среде его именуют художником-постановщиком. Он вместе с режиссером решает, какие декорации и реквизит использовать, в каком стиле будет фильм и какой общий образ использовать в кадре.

В задачи арт-директора входит ответственность за внешнее оформление и дизайн печатных изданий, создание своих или подбор чужих иллюстраций и фотографий, формирование единого стиля журнала или книги, контроль за версткой страниц и контентом на веб-платформах издательства.

Общая атмосфера, декор, стиль и интерьер заведения, каждая деталь, включая даже дизайн и расположение салфеток, организационные вопросы, план мероприятий и развлекательная программа, приглашение популярных артистов, организация концертов и вечеринок, продвижение бизнеса, привлечение новых посетителей – все это ложится на плечи арт-директора.

Арт-директора ведут переговоры с художниками, скульпторами, фотографами, специалистами в декоративно-прикладном искусстве и другими авторами работ, разрабатывают маркетинговые стратегии, подготавливают помещения для выставок, берут на себя организационные вопросы, продвигают работы и создают имя участнику выставки.

Арт-директор работает над разработкой и внедрением индивидуального стиля любого мероприятия: конференции, форума, банкета, симпозиума, свадьбы и т. д. В стиль входит главная идея всей концепции, декорации, световое и звуковое оформление, развлечения. Также специалист контролирует работу декораторов, фотографов, флористов, стилистов, осветителей и пр.

Навыки и качества профессионала

Требования к кандидатам на должность арт-директора:

Личные характеристики профессионала:

Зарплата и карьерные перспективы

Начать карьеру можно с помощника арт-директора. В среднем их зарплата равна 35 000 руб. После получения определенного опыта можно будет уже претендовать на должность и зарплату выше.

Этот путь предназначен для тех, кто только пришел в сферу. Нередко же арт-директоры вырастают из дизайнеров, музыкантов, декораторов, художников и из людей других творческих направлений. Также нередко ими становятся рекламные специалисты, маркетологи, event-менеджеры.

Заработная плата может различаться в зависимости от региона трудоустройства и области деятельности. Например, в дизайн-студиях можно получать в среднем 120 000 руб., в салонах красоты – 60 000–100 000 руб., в рекламных и пиар-агентствах – от 120 000 до 150 000 руб., в ресторанах – около 100 000 руб., а в киноиндустрии зарплата может быть больше 300 000 руб.

Если же говорить о региональном распределении, то в Москве арт-директоры зарабатывают от 60 000 до 180 000 руб., в Санкт-Петербурге – 50–160 тыс. руб., в регионах – до 120 000 руб. В среднем же по России доход арт-директора колеблется от 50 000 до 150 000 руб.

Арт-директор в итоге может стать директором собственного заведения. Некоторые специалисты становятся промоутерами.

Предложения об удаленной работе встречаются редко. Чаще арт-директора работают непосредственно с сотрудниками полный рабочий день.

Плюсы и минусы работы

Теперь разберем достоинства и недостатки работы специалиста.

Начнем с положительных моментов:

Стоит упомянуть и важные минусы:

Как стать арт-директором

Можно пойти двумя путями. Первый – это вертикальный карьерный рост. Подходит для тех, кто хочет стать арт-директором, но никогда до этого не работал в творческой сфере. В этом случае пройти карьерную лестницу нужно от начала до конца, т. е. от стажера до руководителя.

Либо пойти в другом направлении – горизонтальном. Специалист занимается повышением профессионализма, углублением компетенций и расширением зоны ответственности. Он становится лучшим в своем отделе или области и может давать советы и консультировать, заниматься делегированием обязанностей, наставлять и вдохновлять коллег. Этот путь подходит для творческих профессий и людей, которые любят и горят своей работой.

И для первых, и для вторых будут полезны онлайн-курсы, чтобы обрести, обновить и закрепить знания и навыки. Лучшие программы предлагают платформы Skillbox, Нетология, SKVOT, Masters, Среда обучения. Вот некоторые полезные обучающие курсы:

Конечно, совсем неопытному специалисту таких курсов будет недостаточно. Мало будет и вузовского образования по смежному направлению. Необходим практический опыт, который можно получить только во время работы. Кроме этого, надо больше заниматься творчеством, проявлять креатив, ходить на выставки и развивать художественный вкус, анализировать инсайты в рекламе.

Вакансии можно искать на специализированных сайтах по поиску работы. Например, на Яндекс.Работа, HeadHunter или SuperJob.

Заключение

Трогательная классическая музыка в ресторане и громкие клубные басы от диджея, атмосферная телевизионная реклама и современный интерьер в отеле, цепляющая обложка бестселлера и запоминающийся логотип крупной компании – все это элементы работы арт-директора.

Подходит ли вам подобная должность? Только получив первый опыт, можно точно это узнать. Поэтому советую пройти стажировку в компании или агентстве, а после записаться на онлайн-курс.

Источник

В чем заключаются обязанности арт-директора?

Кто такой арт-директор? Под ним следует понимать специалиста, который способен не только проявлять свою креативность. Это еще и эффективный менеджер. Что входит в обязанности арт-директора? Он должен хорошо разбираться в вопросах дизайна, экономики и маркетинга. Специалист обязан отлично знать продукт организации, чтобы уметь сделать его наиболее привлекательным для потенциальных клиентов.

С чем связана проблема поиска профессионалов?

что делает арт директор ресторана

Многие компании на сегодняшний день испытывают проблемы, связанные с поиском такого специалиста. Обычно арт-директоры хорошо разбираются в вопросах дизайна, при этом ничего не понимая в основных механизмах работы компании. Есть и такие специалисты, которые не способны разобраться в достоинствах товаров и услуг компании. В этой ситуации можно заметить ту же самую проблему, которая возникает в процессе подбора интервьюеров: человека наняли, возложили на него надежды, а он просто не способен эффективно работать. Чтобы деятельность компании не пострадала, требуется нанимать профессионалов.

Что должен уметь специалист?

Обязанности арт-директора заключаются в проработке визуальной части рекламы. Он должен сначала генерировать идеи, а затем реализовывать их. Творчества в данной специальности мало. Да и для души поработать сложно. Есть достаточно четкие задачи, которые необходимо решить в самые короткие сроки.

Специалист может работать один. Однако в большинстве случаев ему нужен копирайтер. Также в подчинении арт-директора могут находиться такие специалисты, как дизайнеры, иллюстраторы, фотографы. В сравнительно небольших фирмах, в которых руководство не способно оплатить работу такого количества людей, обязанности арт-директора включают в себя и эти направления.

При каких случаях увеличивается ценность специалиста?

что делает арт директор ресторана

Нет никаких сомнений в том, что арт-директор должен уметь абсолютно все. Необходимо разбираться в вопросах дизайна, проявлять креатив, понимать механизмы маркетинга, менеджмента, экономики. Ко всему прочему он должен быть психологом. И это только минимальные обязанности арт-директора. Если ранее описанных знаний нет, то и ценности для предприятия специалист иметь не будет. На сегодняшний день ценятся и знания графических редакторов.

Важные рекомендации

Следует обратить внимание на некоторые моменты. Они следующие:

Обязанности специалиста в издательском деле

что делает арт директор ресторана

Арт-директор является художественным руководителем и воплотителем проектов. Это общее название, характерное для нескольких аналогичных должностей в самых разных сферах деятельности. Среди них следует выделить рекламу, издательство, кино, телевидение, дизайн и т.п.

В издательстве должностные обязанности арт-директора заключаются в работе над дизайном журналов или газет. Специалист должен сотрудничать с редакторами, выбирать или участвовать в создании требуемых изображений с фотографиями. Обычно руководство над арт-директором осуществляет главный редактор. В достаточно крупных издательских организациях специалист имеет ассистентов. Он осуществляет контроль над деятельностью творческой команды. Соответственно, всю ответственность за нее принимает на себя именно арт-директор.

Что призван делать специалист в ночном клубе?

Обязанности арт-директора ночного клуба заключаются в административных функциях. Он должен организовывать концерты и вечеринки, подбирать репертуары, участвовать в продвижении заведения. Специалист обязан позиционировать ночной клуб, привлекать новых клиентов, организовывать мероприятия развлекательного характера. В его ответственность входит и формирование концепций программ, а также работа с партнерами.что делает арт директор ресторана

Арт-директор ресторана или кафе

В чем заключаются обязанности арт-директора кафе или ресторана? В первую очередь специалист должен продвигать то заведение, в котором он работает. Естественно, он не обязан составлять рекламные тексты и вести переговоры с представителями рекламных площадок. Этими вопросами обычно занимается PR-менеджер, если он, конечно, имеется. Так что же должен делать арт-директор ресторана? Обязанности его заключаются в разработке общей концепции. Именно этот специалист должен задавать вектор развития предприятия.

Общие обязанности специалиста

Какие гости будут желанными? Каким именно образом будет представлено заведение в газетах и журналах? За счет каких мероприятий можно привлечь максимальное число гостей? Это лишь малая часть тех вопросов, которые должен решать арт-директор клуба. Обязанности эти являются актуальными и для ресторанов, кафе, дизайнерских агентств и т.п. Если упростить вышеописанные вопросы, то получится, что арт-директор осуществляет контроль над проектированием концепций и последующим следованием им. Естественно, специалист будет заниматься и организацией самых разных мероприятий, которые направлены в первую очередь на привлечение гостей. А формат этих торжеств будет основываться на общей концепции. К примеру, для ресторана, специализирующегося на французской кухне, уместно будет провести тематический вечер с дегустацией вин. А для пивных ресторанов превосходным решением будет пивной фестиваль. Основная задача арт-директора заключается в повышении дохода. Самые разнообразные программы и мероприятия являются хорошим инструментом для ее достижения. Как демонстрирует практика, в большинстве случаев функциональные обязанности творческого директора не ограничивается вышеописанными задачами.

К чему обязывает должность в салоне красоты?

что делает арт директор ресторана

Рассмотрим такую должность, как арт-директор салона красоты. Обязанности его заключаются в основном в работе с клиентами. Он также должен решать управленческие задачи относительно деятельности заведения по рекламе и сотрудникам. Как и в любом другом случае, главной целью специалиста является увеличение прибыли салона. А для этого надо сделать так, чтобы потенциальный клиент перешел в разряд постоянного. Чтобы добиться своих целей, арт-директор должен отлично знать обо всех услугах и процедурах, которые предлагаются салоном.

Сложности профессии

Деятельность арт-директора достаточно сложная и разнообразная. Этому нельзя научиться теоретически. Профессионализм можно заработать только с помощью опыта. Кроме того, не во всех городах есть школы, в которых обучают этой профессии. Можно получить только основные знания и навыки в других специальностях. А все остальное будет зависеть непосредственно от человека.

Настоящий профессионал обязан через все пройти самостоятельно. Только в такой ситуации он станет понимать, с кем и с чем ему придется работать. Довольно часто до того, как стать арт-директором, человек выступал на сцене, разбирался в работе со звуком и т.п. Часто эту должность занимают артисты и музыканты, ведущие и художники. Другими словами, творческие люди. Просто их увлечения со временем переросли в категорию профессии.

Дальнейший путь арт-директора

что делает арт директор ресторана

Талантливый арт-директор имеет все для того, чтобы построить свою карьеру, став в итоге директором заведения. А при наличии денег всегда можно открыть свой собственный клуб либо организовать дело. Некоторые арт-директоры постепенно становятся промоутерами. По своей сути это та же самая профессия. Только она не привязана к какому-то заведению. Она предоставляет шанс самостоятельно выбирать возможности и обязанности.

Заключение

что делает арт директор ресторана

В данной статье были рассмотрены основные навыки и знания, которыми должен обладать человек, если он хочет стать арт-директором. Обязанности у специалистов в данной сфере разнообразны. Но если человек обладает творческой натурой, то эта профессия покажется ему интересной.

Источник

Что делает арт-директор?

В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, бывшие арт-директора столичных клубов рассказывают о том, в чем, собственно, заключалась их работа.

«Любое развлекательное мероприятие — абсолютно непредсказуемое явление, случайный генератор надежд и ожиданий гостей и артистов, их настроений, погодных условий, различных технических нюансов, спонсорских и агентских желаний, качества и стойкости декораций, скорости барменов, любезности охраны, перечислять можно до бесконечности. Для того чтобы этот сложный и непредсказуемый организм функционировал и принимал правильные формы — нужен арт-директор. Человек, в голове которого есть план мероприятия: от изначальной задумки до финального конца, который он контролирует и корректирует на каждом этапе, учитывая все нюансы и создавая максимально комфортные условия для гостей в силу своего вкуса, возможностей, амбиций, сил, стрессоустойчивости, а самое главное — профессионализма.

Если бы пару лет назад мне сказали, что в роли арт-директора я буду строить индейские типи и лабиринты, руководить хором и бурлеск кабаре, программировать бегущие строки, вешать всю ночь новогодний дождик, красить сценические конструкции, выводить невменяемых и агрессивных людей c площадки, одевать барменов и официантов, продавать и бесконечно переставлять мебель, придумывать сладкую вату из водки, руководить световиками, составлять графики монтажей/демонтажей с самыми невообразимыми временными рамками, убеждать спонсоров дать денег на неизвестных им артистов и самые безумные проекты, искать иностранных музыкантов за четыре дня до мероприятия, танцевать на столах и прыгать по диванам с Каролин Полачек из Chairlift, слушать в гримерке концерт для трех человек от Арчи Маршалла, он же King Krule, выбирать вино в «Азбуке вкуса» с Р. Стиви Муром, смотреть на звезды в московском планетарии с Ариель Пинком, пить водку всю ночь c Джеймсом Ферраро и дегустировать соленые огурцы на кухне с Дином Блантом, то, наверное, я бы снова не задумываясь согласилась, потому что, несмотря на все безумие и непредсказуемость, это чертовски весело и интересно, хотя каждый раз я говорю себе — это был последний».

«У арт-директора много менеджерских обязанностей, одна из них — это проводить время с музыкантами. У меня много таких историй, расскажу несколько. Например, на вечеринку «Capital Bass» приезжал Лил Силва, парень 19-летний из Лондона. Фстеп, промоутер «Capital Bass», попросил меня посадить этого музыканта в такси. Но после вечеринки парень не хотел ехать в отель, хотел дальше тусить. Я был с моими друзьями, и мы пошли в Plunk, я даже не помню, почему именно туда. Был октябрь, но уже выпал адский снег. И мы идем по сугробам огромным, Лил Силва вообще офигевает, приходим в Plunk, там странная вечеринка какая-то драм-н-бейса, еще мы встречаем наших друзей из «Солянки», и начинается жесткий бухач. А Лил Силва говорит, что он хочет найти себе какую-нибудь подругу. Я начинаю ходить по клубу и спрашивать у каждой, не хочет ли она познакомиться с диджеем, который только что отыграл сет в «Солянке». И в итоге я нахожу какую-то казашку. Все мы идем потом ко мне домой, с этой девушкой тоже. Куча людей. В какой-то момент Лил Силва вырубается на пуфике, а мы все пьем и пьем, но где-то глубоко внутри понимаем, что надо его уже везти в аэропорт. Мы заказываем такси, едем и попадаем в адскую пробку. Фстеп уже звонит в панике. Мы очень пьяны, но едем. Доезжаем до аэропорта Домодедово, но из-за пробки опаздываем. А следующий рейс только из аэропорта Внуково, и мы пьяные едем потом туда. Это было очень тяжело.

Еще недавно, в феврале, приезжал диджей Ассолт. Он уже отыграл, заметил девушку какую-то в толпе, подошел к ней и протянул сложенную купюру в 5000 рублей, а в ней презерватив. Видимо, у них так в Атланте все делают — деньги протягивают просто, и все. Девушка пошла с ним в гримерку, но он сидел и молчал там. Девушка уехала домой потом. А на следующий день Ассолт сказал, что хочет поехать в мужской клуб. Но мои коллеги были очень уставшими и сказали, что не поедут с ним. Тогда Ассолт нашел в отеле какую-то брошюрку, заказал себе такси и один поехал в какой-то мужской клуб. Один!

Еще очень интересны бытовые райдеры групп. Иногда такое просят! Вот, например, RL Grime, совсем еще юный музыкант, ему лет двадцать, кажется, просил поле для гольфа, Xbox в гримерке и фильм «День независимости» на DVD. Или Egyptian Hip Hop, они просили какое-то вегетарианское пиво, не знаю даже, что это такое. Но самое классное — это райдер «Коррозии металла», просили стриптизерш или «бухую герлу». Вот небольшой кусок из их райдера (орфография сохранена): «Гостиница (простейшие номера с душем) или квартира трешка (6муз+ тех чел ) на 7 рыл, сразу с поезда или с транспорта, + транспорт по городу. Если в домик не менее 2 отдельных комнаты + холл и кухня. Если мы приезжаем на пол дня, можно один большой гостиничный номер или квартира на несколько часов + ОДИН хозяин. С возможностью приготовления еды. Для этого надо мобилизовать хозяйственную герлу, она должна частично заранее приготовить все ингредиенты (химическая еда по типу ДОШЕРАК непреемлема). Если мы едим в следующий город, желательно подрыватца сразу после концерта и фуршета с местной тусовкой».

«Арт-директор преимущественно составляет программу клуба — причем в российских условиях, когда клуб не может работать только как концертная площадка, арт-директорство помимо концертов и дискотек включает в себя и программинг кучи немузыкальных событий: ярмарки, аукционы, детские игротеки, мастер-классы поваров, лекции и еще кучу всего, что может привести в клуб самый разный народ, — и, конечно, корпоративы и заказники, без которых в Москве не может выжить ни одно место. Помимо этого, арт-директор отвечает за то, чтобы этот самый народ действительно дошел до клуба, — то есть контролирует пиар-активность вокруг всех событий. Остальная часть работы сугубо техническая (впрочем, именно она и занимает все свободное время): обсудить технический райдер, назначить саундчек, разбудить звукорежиссера (который на выходных работает практически круглосуточно), заказать дизайн афиш, ответить на сотню писем в день, посчитать билеты и гонорары артистов, накормить артистов, поздравить артистов или дать им плакательную жилетку и объяснить, почему на их концерт пришли две случайные калеки. Фактически арт-директор клуба — это такой профессиональный handshaker, который помогает артистам сделать их концерт от начала до конца, который понимает, как будет звучать и выглядеть их творчество в конкретном месте. Плюс пиарщик, плюс бухгалтер, плюс мистер «можно-водичку-на-сцену» и капитан «нам-очень-нужен-ксилосинт-без-него-не-состоится-концерт», а также фюрер «в-москве-нет-ксилосинтов-вот-рваный-баян».

Вероятно, главный вопрос, который беспокоит общественность, — слушают ли арт-директора присылаемые демозаписи? Лично я исправно слушал всю музыку, которую мне присылали, и со спокойным сердцем давал группам дни под их концерт на основании таких писем. Правда, ни разу не открывал приложенные MP3-файлы и не открывал ни одного оставленного мне CD — подобная корреспонденция сразу дает понять о легкой неадекватности артиста, а сотрудничать с таковыми не хочется. Но если артист присылает имейлом ссылку хоть телефонное видео последнего концерта, и это видео сообщает о том, что вечер в клубе сложится хорошо, — то почему бы ему не дать дату? С другой стороны, если артистом занимается адекватный менеджер, продвигающий артиста, и если этот артист по жанру музыки и публике соотносится с политикой клуба, то такой менеджер, с большой долей вероятности, может не отлавливать арт-директора на рабочем месте, а дожидаться входящего звонка с предложением — все адекватные артисты на виду, в Москве уж точно. Для бесталанного артиста арт-директор — это «жаба на трубе»; для регулярного посетителя клуба — это «санитар леса», а на самом деле мы просто хотим максимально интересно и разнообразно наполнить расписание клуба яркими событиями. Вот и все. Артистам, особенно начинающим, просто стоит уметь работать в самых разных условиях и уметь привлекать свою аудиторию — это всяко полезно, и в случае гастролей по России, и на фестивалях, и в европейских залах. Зритель приходит в клуб не за кристально чистым звуком — его можно и на альбоме послушать, — зритель приходит ради шоу, ради сценической харизмы артиста. А хорошее шоу сложно испортить плохим звуком, погодой за окном или недосоленным борщом.

Но бывают разные истории. Например, официанты «Мастерской» поколениями из уст в уста передают историю, как группа «Сегодня ночью» напилась до такого состояния, что исполнили четыре песни, после чего концерт превратился в запинающийся конферанс в духе «кому не нравится, могут уходить» — к слову, с тех пор Никита Козлов сменил состав, и теперь они работают очень качественно, на минералочке. Самые забавные истории наверняка всегда связаны с ментами — нас, например, один раз накрыли по ошибке. После беспорядков в Бирюлево московские правоохранители стали искать гастарбайтеров по Москве и среди прочих накрыли наших соседей, реконструирующих магазин «Детский мир». По каким-то причинам они на удачу зашли в «Мастерскую», где как раз в этот день проходил концерт датской мод-группы The Movement: гастарбайтеров на нем, разумеется, не было, но полторы сотни приятных джентльменов с татуировками A.C.A.B. показались правоохранителям подозрительными, и они изрядно задержали концерт. После долгих уговоров (это, кстати, тоже входит в обязанности арт-директора) доблестные служители правопорядка позволили его проведение, но с условием присутствия их представителей в «штатском» — эти самые представители в серых «гражданских» фуфайках, конечно, сильно выделялись на фоне ликующих молодчиков в подтяжках, но уже, скорее, веселили их и концерту не мешали. В общем, все закончилось хорошо — как и для гастарбайтеров, которых утренними «икарусами» свезли обратно к месту профессиональной дислокации».

«Многие считают, что арт-директор клуба — это работа мечты, связанная с исключительно приятным и расслабленным времяпрепровождением, свободным графиком и легкими обязанностями. На самом деле это совсем не так. Я с начала нулевых работал как независимый промоутер, потом занимался пиаром в клубах «Апельсин» и «Икра». Поэтому к началу своего арт-директорства считал, что понимаю про клубы все, знаю всю инфраструктуру изнутри, а работа в небольшом China-Town-Café после более крупных площадок не составит для меня особого труда. Это может показаться парадоксом, но работа в маленьком клубе — намного более стрессовый и энергозатратный процесс. И вот почему: в большом клубе больше штат и больше сотрудников. За работу с прессой там отвечает пресс-атташе, за подготовку пресс-релизов — копирайтер, за пребывание музыкантов на площадке и бытовой райдер — концертный администратор. И так далее. В маленьком клубе почти всеми этими вопросами так или иначе должен заниматься арт-директор.

Конкретно в China-Town-Café мы с моей напарницей (сначала Викой Косаревой, а потом Аней Гавриловой) делили концертную сетку примерно пополам, и каждый отвечал за свои мероприятия. В итоге обязанности у каждого были приблизительно такими: формирование концертного расписания с ценами на билеты (здесь надо уточнить, что в клубе в неделю было 9 мероприятий, без этого его экономика не складывалась: по понедельникам и вторникам — интеллектуальные игры, со среды по воскресенье включительно — концерты, по пятницам и субботам — ночные вечеринки); промоподдержка — написание и редактирование пресс-релизов с последующим размещением на сайте клуба, анонсы в СМИ, социальных сетях и аккредитация; составление технического задания для дизайнера по интернет-баннерам и афишам; согласование технических райдеров со звукорежиссером; частичное администрирование концертов и еще тысяча всяких мелочей.

Мой рабочий день выглядел так: утром работа из дома, к окончанию саундчека к 19–20 часам — в клуб, после концерта — снова домой, к компьютеру, и снова работа до глубокой ночи. В какой-то момент я взял за правило включать мобильный телефон после 15 часов дня — музыканты, желающие выступить в клубе, особенно незнакомые, не утруждают себя никакими нормами приличия и могут звонить как в 7 утра, так и в 2 часа ночи. Поэтому утром надо было избавить себя от разрывающегося мобильного телефона, чтобы спокойно посидеть за монитором, разгрести всю почту и написать важные рабочие письма. Музыканты — люди крайне забывчивые, поэтому у меня было обязательное правило: все договоренности резюмировать в переписке. Вообще, работа арт-директора — она не про чистое искусство (хотя культуртрегерская составляющая для меня очень важна, без любви к музыке это не имеет никакого смысла), она в большей степени про цифры. За нужными клубу и востребованными музыкантами нужно буквально гоняться, конкуренция среди площадок очень велика, а с директорами групп обязательно нужно торговаться, потому что они почти всегда выставляют сильно завышенные гонорары. Небольшие площадки почти ничего не зарабатывают с билетов, весь доход идет с барно-ресторанной выручки, 60–70% которой делается именно на мероприятиях. От этих цифр в конечном счете и зависит успех клуба, с ними нужно работать.

Отдельная история — это общение с владельцами заведения. Как правило, их основной бизнес к площадке не имеет никакого отношения, поэтому погружаться в клубно-ресторанную тему и ее актуальные тренды они не имеют никакой возможности. А значит, практически еженедельно арт-директору приходится вооружаться цифрами, апеллировать к резонансу и рейтингам и доказывать правильность выбранной репертуарной политики.

При такой плотности событий и объемах работа превращается в калейдоскоп очень быстро сменяющихся картинок. Так что особых историй, связанных с ней, у меня нет. Чего уж там греха таить — после концертов случались посиделки с друзьями-музыкантами до 7 утра, но позволить себе вести насыщенную рок-н-ролльную жизнь я не мог. Но тем не менее истории случались: с The National за три дня мы посетили кучу питейных заведений, а потом в их гостиничном номере целый вечер играли в игру, которую музыканты назвали «smert-ushanka»: разделились на две команды и кидали на точность бумажки в купленную на Арбате шапку. Меланхолики-построкеры Peace Burial at Sea оказались большими поклонниками футбола и играли с командой «Апельсина» во дворе по соседству от клуба, а на следующий день ходили на «Гражданскую оборону» и очень прониклись. А вообще, всем рекомендую книгу своего коллеги Григория Гольденцвайга «Клуб, которого не было» про «Икру» — это самое лучшее описание будней арт-директора».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *