что делает аниме с детьми
Психолог объяснил, для каких детей опасно аниме
Детский омбудсмен Подмосковья обвинила мультфильмы для взрослых в самоубийствах подростков
Детский омбудсмен Московской области Ксения Мишонова заявила, что аниме являются серьезной угрозой для российских детей. Уполномоченный по правам ребенка отметила, что мультфильмы, которые в той же Японии идут с маркировкой 18+, у нас находятся в свободном доступе. В начале года по стране прокатилась волна детских самоубийств, одной из причин которых эксперты назвали японскую анимацию. Мы выяснили у специалистов, чем опасны аниме для психики детей и подростков и почему их просмотр подталкивает ребят к смерти.
После серии самоубийств подростков, увлекавшихся японской анимацией, в Санкт-Петербурге местные суды признали запрещенными к распространению в России более десятка аниме и аниме-сериалов с суицидальной и агрессивной направленностью. Случаи добровольного ухода из жизни подростков, замеченных за просмотром японской анимации, в этом году были зафиксированы в разных городах страны, в том числе в Московском регионе.
Говоря об опасности аниме, уполномоченный по правам ребенка Московской области Ксения Мишонова привела в пример случай в Химках, когда попытку суицида совершили две маленькие девочки, одной из которых впоследствии удалось выжить. Школьницы росли в благополучных семьях и хорошо учились, однако выяснилось, что они увлекались аниме. «Аниме, которые в той же Японии идут с маркировкой 18+, у нас доступны в Ютубе детям. Главные герои этих аниме с суицидальной направленностью, периодически заканчивают жизнь самоубийством разными способами, но потом возрождаются вновь. И эти аниме – реальная угроза для наших детей», – отметила омбудсмен.
По мнению клинического психолога Елизаветы Коноваловой, главная проблема аниме в том, что большинство подобных мультфильмов изначально не предназначено для просмотра детской и подростковой аудиторией.
Проблема еще и в том, что для Японии нормальна ситуация, когда аниме отдельно снимаются для детской и взрослой, в том числе молодежной аудитории. У нас же мультфильмы воспринимаются как что-то сугубо детское, поэтому родители часто не понимают, каким контентом увлекается их ребенок, и вовремя не вмешиваются в ситуацию. Хотя иногда именно увлечение аниме становится сигналом к тому, что подросток уже оказался в шаге от смерти.
Аниме склоняет к суициду? Эксперты рассказали, где искать проблему, если ребенок увлекся японской анимацией
Обсуждение в Сети вызвал материал РИА «Новости» под названием «Те же группы смерти. Детей подсаживают на аниме и склоняют к суициду». Автор материала использовал в качестве основы интервью сотрудников Центра защиты детей от интернет-угроз. В частности, просмотр сериалов японских мультипликаторов в тексте назван обработкой.
Две истории
Голографических аниме‐помощниц запустили в массовое производство в Японии
Первая история, опубликованная агентством, рассказывает о девочке, которая постоянно рисовала своих героев в суицидальных ситуациях. Выяснилось, что в одной из групп в социальной сети ее «влюбили» в героя одного из мультфильмов, которые рисовали прямо в группе. Создатели сообщества поставили ее перед выбором: делать, что они скажут, или герой умрет. Девочка согласилась и начала рисовать свои страшные рисунки.
Как рассказал генеральный директор Центра защиты детей от интернет-угроз Владимир Рогов, действие аниме сродни группам смерти, только завуалировано. Девочку отлучили от интернета и записали в спортивную секцию. В итоге бывшая фанатка сожгла свои рисунки.
От супергероев — к цензуре
Само по себе аниме является мультипликацией манги — японских комиксов, которые известны с XII века. Первый мультфильм в Японии появился еще в начале XX века, но эта идея не сразу обрела популярность. Только после Второй мировой войны анимация снова начала вступать в свои права, а к 60-м годам уже появилось то аниме, которое известно всем. Но рассчитано оно было только на детей. В большинстве своем это были сериалы на 20−30 серий.
Аниме бывает разным:
Тогда же сформировались каноны мультипликации для девочек — «махо-седзе», где героиня получала волшебные силы и начинала помогать людям, скрывая свои способности, и для мальчиков — «сенэн», герой с необычными способностями преодолевает испытания и взрослеет.
После технология развивалась и к 80-м годам, которые называли золотым веком аниме, выросшие на детских сериалах подростки потребовали более серьезных тем, но в том же формате. Тогда же началось восхождение гуру японской анимации Хаяо Миядзаки.
Появились фантастические аниме-сериалы, а также мультфильмы в стиле киберпанк о страшном будущем, где победили машины, а всем управляет искусственный разум.
Но в эти же годы увеличение количества возможностей для домашнего просмотра, в частности распространение видеомагнитофонов, появилось эротическое аниме.
Источник фото: voka.me
Комиксы — хентай — с таким содержанием распространялись в Японии и раньше и пользовались повышенным спросом. Однако получить доступ к откровенным материалам было возможно только лицам старше 18 лет. Редакторы позволяли публиковать художникам на страницах своих журналов различные истории весьма откровенного содержания, в том числе с участием девочек-подростков.
Источник фото: YouTube
В начале 90-х годов в Японии появилось движение «Защиты детей от комиксов», которому удалось добиться маркировки откровенных журналов возрастной категорией, а также к цензурированию подобных сцен в аниме.
Причина кроется в состоянии ребенка
«В категорию аниме входят очень разные произведения. Там более 70 поджанров», — объяснила дошкольный педагог-психолог Полина Малахова.
Она подчеркнула, что это как сравнивать литературу: некоторые книги предназначены для взрослых, некоторые — для детей и подростков. Причину такого поведения героев материала она предложила искать как раз не в их увлечениях, а в состоянии.
Косплей vs. расизм. Россиянку обвинили в травле чернокожей «коллеги» по субкультуре
Выбор музыки, литературы и любого вида искусства зависит от того, как себя чувствует подросток. Если в детском возрасте он идеализирует родителей, то после он ищет идеалы за пределами семьи. Это могут быть и старшие товарищи, и герои мультфильмов, и даже певцы различных групп.
Ее мнение частично разделила профессор кафедры культуры Японии МГУ, директор школы аниме и манги в Москве Лиана Арешидзе. Она отметила, что многие подростки, увлеченные анимацией, не получают родительского тепла и внимания, что компенсируется мультфильмами, где много доброго, хорошего и полезного. Впрочем, она не стала отрицать, что иногда в аниме появляются детали, которые действительно должны вызвать настороженность у взрослых.
«Там бывают и факторы, которые настораживают родителей. Но если они это понимают, то должны понимать и то, что если их ребенок из дома бежит во внешнюю среду, значит, в доме чего-то не хватает, того магнита, чтобы он мог быть удовлетворен внутренними отношениями», — пояснила она.
Специалист отметила, что аниме вызывает опасение у родителей, так как это может быть просто другая культура, а то, что подростки объединяются в группы по интересам, то это им свойственно, так как они всегда ищут свое сообщество.
Реакция Сети
Реакция пользователей социальных сетей не заставила себя ждать. В большинстве случаев с авторами РИА «Новости» не согласны. Некоторые пользователи задаются вопросом, чем те же комиксы Marvel отличаются от аниме.
В основном комментаторы сходятся во мнениях, что не стоит искать виноватых в исскусстве и культуре, так как большинство проблем идет из семьи.
Ести и те, кто соглашается с возможными «десятками жертв» по стране, но в рамках статистики это капля в море.
Нашлись и те комментаторы, которые высказались в поддержку автора РИА «Новости» и предложили вообще запретить весь развлекательный контент из США и Японии.
«Те же группы смерти». Детей подсаживают на аниме и склоняют к суициду
«Рисуй, что скажем, или он умрет»
Настя (имя изменено) повзрослела: перешла в пятый класс, серьезно увлеклась рисованием, даже получила в подарок от родителей планшет к новому учебному году. «Первым делом скачала приложение, в котором можно рисовать и получать отзывы о своих рисунках от других пользователей», — рассказывает РИА Новости мать девочки Маргарита (она попросила не указывать фамилию).
Вскоре с красочных пейзажей и животных Настя переключилась на героев японских мультиков. «Я не придавала этому значения — красивые рисунки. Однако через пару месяцев в них исчезли яркие краски. Остался только простой карандаш. А потом добавилась красная ручка: для шрамов и кровоподтеков», — продолжает Маргарита.
На критику родителей девочка реагировала крайне остро и предпочитала обсуждать рисунки в школе или художественной студии с другими поклонниками аниме. К тому же стала хуже учиться: испортился почерк, на уроках, по словам учителей, постоянно уходила в свои мысли. Часто смотрела аниме-мультик, где герой обладает суперсилой — никак не может покончить с собой, хотя очень хочет. Постоянно находилась в плохом настроении. Почувствовав неладное, родители обратились к специалистам.
«Мы начали изучать виртуальную жизнь ребенка. Установили, что за год до этого девочку подписали на безобидное, на первый взгляд, сообщество во «ВКонтакте» со странным девизом «Модно быть овощем». В группе содержалось много видео с аниме-мультипликациями — часть создавали сами участники сообщества», — рассказывает РИА Новости генеральный директор Центра защиты детей от интернет-угроз (центр получил грант президента России — прим. ред.) Владимир Рогов.
Дальнейшие события, о которых родители ребенка даже не подозревали, разворачивались по стандартной для аниме-манипуляций схеме. «Познакомив девочку с мультиками, ее влюбили в одного из аниме-героев. Она начала «шипперить» — следить за сюжетной линией персонажа, обсуждать его с другими поклонниками, подражать ему. Потом создатели группы поставили ее перед выбором: или ты продолжаешь с нами общаться и рисовать то, что мы скажем, или твой герой по сюжету умрет. Ребенок, проникшийся симпатией к вымышленному персонажу, начал воплощать на бумаге суицидальные мотивы, как от него и требовали. Те же группы смерти, только завуалированные», — поясняет Рогов.
По совету психолога центра родители ограничили дочери доступ к интернету, а все свободное время старались занять спортом и поездками за город на выходных. «Настя не сопротивлялась — поняла, что мы желаем ей добра. Постепенно и вовсе забыла про все эти глупости. Окончательно она успокоилась, когда однажды на даче взяла папку со всеми рисунками, пошла к озеру и сожгла их», — облегченно вздыхает Маргарита.
«Беги из дома»
Подсаживаются на аниме не только девочки, хотя их действительно большинство. Все началось, когда Леше (имя изменено) было 14 лет. Раньше подросток неплохо учился, занимался плаванием. А потом вдруг бросил спорт, стал пропускать занятия в школе, резко и неохотно разговаривал с родителями.
«Сын попросту не вылезал из компьютера. Отвлекался, только чтобы нарисовать очередной «шедевр»: в основном это были девушки азиатской внешности — всю комнату ими завесил. Одних сам малевал карандашами, других распечатывал и прикреплял на стену. Зачем он это делает, толком объяснить не мог, да и не хотел», — рассказывает РИА Новости мать мальчика Елена (она также попросила не называть фамилию).
Родители пытались мягко повлиять на ребенка, но иногда не выдерживали и строго отчитывали Лешу за чрезмерное увлечение аниме. «Я сильно переживала, плакала, по психологам ходила. Как-то после очередной ссоры Леша пригрозил покончить жизнь самоубийством. В другой раз, когда мы настойчиво попросили его прекратить заниматься этой ерундой, вообще сбежал из дома. Нашли его полицейские в подмосковных Бронницах. Оказалось, проехал больше ста километров автостопом», — вспоминает мать.
Елена обратилась в Центр защиты детей от интернет-угроз. «Его на самом деле серьезно затянуло аниме-сообщество. В тематических группах мальчик проводил большую часть свободного времени: общался с другими поклонниками японской мультипликации. От одного из них ему и поступил призыв «беги из дома», когда он пожаловался на то, что родители его не понимают. Хорошо, что в соцсетях Леша сообщил о своих намерениях добраться до Москвы: по нашим наводкам полиция его быстро разыскала», — говорит Рогов.
Как заверяет мать подростка, увлечение аниме у него уже прошло. «Бросил, как и все остальное, — ему все быстро надоедает. Однако для детей со слабой психикой это может быть по-настоящему опасно. Знаю, что у других родителей были похожие проблемы, но они неохотно об этом говорят», — делится наблюдениями Елена.
Похожих случаев по стране — десятки. «Мы наткнулись на аккаунт девочки из Хабаровска. В статусе она написала «Ушла в себя, не трогайте меня. В этом мире мне нет места». На всех сохраненных картинках мелькали персонажи аниме. Иногда рисунки сопровождалась подписями вроде «Ты никому не нужна», «Умри, мразь» и так далее», — рассказывает Рогов.
Психолог центра вступила в переписку со школьницей: та призналась, что через девять дней собирается покончить с собой и выбирает сейчас подходящее место. «Писала, что скрывает намерение от родителей и плачет только по ночам — чтобы никто ничего не заподозрил. Связались с родственниками, однако они не отреагировали на наши предупреждения. Пришлось обратиться в региональное управление Следственного комитета «, — продолжает Рогов.
Смотри на меня — делай как я
«Герои многих мультфильмов обычно похожи на свою аудиторию: подростки с проблемами в семье, ищущие себя. Только вот решают они проблемы рука об руку с однополым партнером. Дети проецируют этот опыт на себя, и постепенно в их головы закрадываются мысли о соответствующей сексуальной ориентации», — объясняет старший специалист центра Александр Бирюков.
Однако не стоит думать, что опасны все аниме-мультипликации — проблема в содержании конкретных сюжетов и отношении к ним ребенка. «В Японии рисуют много качественных мультиков. Они неопасны, если не смотреть их целыми днями. Другое дело, когда герои — такие же подростки, как и зрители, при этом гомосексуальны, курят и пьют, а то и вовсе режут себе вены. Еще одна категория — «перевертыши», выдающие отрицательных героев за идеал», — объясняет психолог центра Елена Иванова.
По ее словам, сомнительный контент идет в основном из Америки или Китая, хотя зачастую автор неизвестен: этим занимаются подпольные студии.
Особенно подвержены манипуляциям через аниме дети с проблемами в семье или школе: «Когда у ребенка нет доверительных отношений с кем-то из взрослых или хотя бы друзей, он ищет сочувствие в интернете. Управлять такими особенно легко — они сами стремятся идентифицировать себя с какой-то группой или даже конкретным персонажем», — замечает Иванова.
Специалист дает несколько простых рекомендаций, как уберечь детей от подобных манипуляций: «Главное — сформировать у ребенка критическое мышление, чтобы он не принимал все, что попадается ему на глаза, за чистую монету. Не говорите «нельзя», лучше спросите его, кому и зачем нужно, чтобы он причинил себе вред. Так у ребенка появится собственное мнение, а это для него очень важно. В случае явно суицидальных намерений необходимо убедить подростка в том, что любую проблему можно решить, что он нужен и любим — ребенок должен вам доверять и не бояться поделиться мыслями. К сомнительным группам доступ лучше всего ограничить: даже если просматривать их в фоновом режиме, содержание будет медленно «капать на мозги».
Психолог объяснила, почему просмотр аниме может быть опасен для детей
В Петербурге подросток хотел покончить с собой точь-в-точь как в японском комиксе-аниме «Тетрадь смерти». Из-за этого прокуратура подала иск в Колпинский районный суд с требованием запретить аниме в России. Способны ли японские аниме довести ребенка до суицида и как уберечь детей от роковых ошибок, рассказала корреспонденту ФАН детский психолог Наталья Наумова.
«Тут большое значение имеет именно восприятие ребенка. Если ребенок воспринимает все, что происходит в мультфильме, как реальность, то это может нести опасность для него. Происходит это в связи с тем, что психика детей еще не окрепла», — пояснила психолог.
Наумова констатировала, что сложные взаимоотношения в семье подталкивают ребенка прислушиваться не к родителям, а к мультфильмам с негативными сюжетами.
«Даже несмотря на то, что семья может быть благополучна, ребенок может себя чувствовать в ней лишним. Родители могут заниматься зарабатыванием денег и не в чем не отказывать ребенку, но в тоже время не слышать его», — указала эксперт.
Неработающие мамы тоже могут не замечать проблем ребенка, поскольку заняты собой и бытом. Малыш не вовлечен в семейные дела и начинает чувствовать себя ненужным. Из-за этого у него выстраиваются сложные отношения с друзьями.
«В какой-то момент ребенок делает вывод, что поддержка исходит только от любимых мультфильмов. Находит в них что-то похожее для себя, то, что происходит в его жизни. И когда любимый его персонаж погибает — для него это естественное продолжение сценария, как ему стоит дальше поступить», — объяснила психолог.
«Наверняка помимо этого комикса в его жизни были еще какие-то проблемы. У детей в целом идут разговоры о том, что, если я не нужен в этом мире, то может быть лучше умереть», — рассказала собеседница ФАН.
Подростковый кризис и интересные события в фильме подталкивают подростков на мысли о смерти ради перерождения в более насыщенную и яркую жизнь.
«Важно, чтобы у ребенка выстраивались доверительные отношения с родителями. Когда ребенок попадет в беду, родители должны принять решение и внутри семьи поддержать ребенка. Если нет в семье контакта — тогда дети приходят за помощью к третьим лицам», — резюмировала Наумова.
Это комплексная проблема. Ребенок, который отлично ладит с семьей и сверстниками, не захочет покончить жизнь самоубийством после просмотра мультфильма, заключила эксперт. В каждом фильме человека затрагивает то, что болит. Когда психика ребенка расшатана на фоне ощущения ненужности — принимаются неверные решения.
Аниме-культура: как японские мультфильмы влияют на подростков
Суд Санкт-Петербурга 20 января 2021 года по иску прокуратуры признал запрещенными в России четыре японских анимационных сериала. Позже, 17 февраля, были запрещены еще несколько аниме. Такое решение было принято в связи с тем, что ранее на территории страны произошло несколько детских суицидов, погибшие были поклонниками японских мультфильмов. Так ли опасно увлечение аниме-сериалами и действительно ли они могут оказывать негативное влияние на подростковую психику, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог, экзистенциально-гуманистический психотерапевт Бэлла Азарова.
– Почему подростки увлекаются жанром аниме?
– Аниме привлекает подростков своей необычностью, нестандартностью. Известно, что во время подросткового периода ребёнок пытается решить сразу несколько противоположных задач: с одной стороны, он стремится стать индивидуальностью, понять, чем он отличается от других, с другой – пытается найти своё место в мире, найти свою группу единомышленников. Аниме позволяет подросткам решить задачу, связанную с ощущением собственной индивидуальности, особенности, и одновременно решить вторую задачу – обрести друзей по интересам. Кроме того, несмотря на то, что большая часть аниме предназначена для взрослых, главный герой там подросток со своими проблемами и первыми разочарованиями. Как правило, он отличается от своих сверстников, он бунтарь и борец за справедливость, что откликается юношескому максимализму, и подростки отожествляют себя с этими героями.
– Может ли этот вид анимации влиять на психику подростков? Каким образом?
– Конечно, аниме, как и любой другой вид искусства, может оказывать влияние на внутренний мир и психику всех людей, не только подростков. Так же как фильмы, мультфильмы, книги, аниме вызывает эмоции, заставляет сопереживать, находит в зрителе отклик. Кроме того, Япония – страна сдержанности и самоконтроля, поэтому героев в аниме, как в мире, противоположном реальному, часто создают импульсивными и чувствительными. Такой психотип отзывается зрителям, особенно подросткам. Но если человек психически здоров, он не находится в депрессии, у него развито критическое мышление, то как бы он ни сочувствовал героям, он сможет разделить реальность и фантазию.
Однако при просмотре аниме важно соблюдать возрастной ценз. Так как несмотря на то, что главный герой – подросток, большая часть аниме-сериалов предназначена для людей старше 20 лет. Там могут присутствовать сцены агрессии, жестокости, насилия, сексуальных отношений – для детей и подростков просмотр таких сцен может оказаться травматичным ввиду того, что ещё не развита достаточная критичность мышления. А психическая травма может в дальнейшем выражаться в таких симптомах, как раздражительность, агрессивность или подавленность.
– Есть ли связь между увлечением аниме и суицидальным поведением?
– Если ребёнок психически здоров, он не находится в депрессивном эпизоде и в его поведении не присутствуют суицидальные тенденции (аутоагрессивное поведение, склонность к самоповреждению, увлечение опасными видами спорта), у него доверительные отношения в семье, он уверен в себе, то, посмотрев, например, аниме с негативным сюжетом, ребёнок просто почувствует дискомфорт или грусть. Но это не может спровоцировать у него суицидальные мысли. Просмотр может оказать влияние только в том случае, если ребёнок уже находился в сложном психологическом состоянии, и тот ролик, который он увидел, стал для него последней каплей.
– Какой ещё детский развлекательный контент (мультфильмы, фильмы) может негативно влиять на подростковую психику?
– Каким образом можно регулировать потребление развлекательного контента ребёнком?
– Это должны быть, в первую очередь, возрастные ограничения, которые будут соблюдаться как в офлайн-, так и в онлайн-сфере. При этом родителям необходимо помнить, что метод запрета не даст никакого эффекта. Юношеский максимализм повернёт ситуацию наоборот: если подростку запретить, он сделает назло. Родители для ребёнка – проводники во взрослый мир. Именно они обучают его жизни, учат справляться с негативными эмоциями, решать проблемы. Они помогают ребёнку стать самостоятельным человеком. И если он на пути взросления сталкивается с чем-то неизвестным или непонятным, именно родители должны первыми объяснить ему это.
Если мама или папа замечает, что подросток увлёкся неоднозначным контентом, то в этом случае будет хорошей тактикой попробовать посмотреть этот фильм или сериал вместе и после просмотра обсудить. Можно спросить ребёнка о том, кто из героев ему больше нравится и почему, как он понимает сюжет, почему герой ведёт себя так, а не иначе. Родитель должен попытаться понять интересы ребёнка, осмыслить их. Возможно, они окажутся не так опасны. Если же сомнения всё-таки подтвердились и просмотренный контент угнетает подростка, заставляет его чувствовать себя некомфортно, то в этом случае нужно либо обратиться к медицинскому специалисту, либо постараться увлечь ребёнка чем-то, что ему интересно, на что он сможет переключиться, проводить с ним больше времени и чаще организовывать совместный досуг.