чернышевский что делать брифли

«Что делать?»: краткое содержание и анализ произведения

чернышевский что делать брифли

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

Галерея сильных и волевых персонажей представлена в произведении «Что делать?». Краткое содержание позволит получить общее представление об этом многоплановом романе. Какие темы и идеи раскрыты в «Что делать?» Краткое содержание по главам с подробным анализом читайте в статье.

«Что делать?»: краткое содержание

Роман «Что делать?» Чернышевский создал в период с 1862 по 1863 год. Выбрав направление социологического реализма, автор создал утопию, которая тем не менее покорила читателей и продолжает привлекать внимание новых поколений. Краткое содержание «Что делать?» таково:

Начало истории

Однажды в петербургской гостинице находят записку, которую оставил постоялец. Он пишет, что вскоре станет известен в связи с Литейным мостом, но что в происшествии никого не следует винить. Позднее выяснится, что в ту ночь на мосту кто-то выстрелил в себя — из воды вытащили фуражку с дырой от пули.

Тем же утром на даче на Каменном острове молодой даме Вере Павловне служанка приносит письмо. После его прочтения героиня безутешно рыдает, даже пришедшему молодому человеку не удается ее успокоить. Она твердит, что оба они теперь в крови.

Завязка

После вступления автор романа «Что делать?» рассказывает историю главной героини Веры Павловны. Девушка росла в хорошей семье, но ее мать искренне считала, что для девушки главное — успешно выйти замуж, а потому постоянно подбирала дочери подходящие партии. Для Веры Павловны невыносимой была мысль выйти замуж по воле родителей, но выхода она не находила.

Решение пришло случайно, когда к ее брату пригласили учителя Дмитрия Сергеевича Лопухова. Вера познакомилась с ним, начала общаться и вскоре поделилась своими бедами. Дмитрий нашел оригинальный способ ее спасти — сделал девушке предложение.

После этого события Вера увидела необычный сон: будто бы ее выпустили из подвала, после чего с ней беседовала удивительная красавица. Девушка пообещала помогать всем, кто оказался в такой же ситуации, как ранее она сама.

Развитие сюжета

чернышевский что делать брифли

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

Семейная жизнь Лопуховых оказалась необычной. Вместе они жили как друзья, но не как супруги, чем сильно удивляли квартирную хозяйку. Однако их все устраивало. Дмитрий работал, а Вера занялась открытием швейной мастерской. Туда она пригласила девушек, которые нуждались в собственном источнике дохода.

Главная героиня видит второй сон — поле с колосьями и грязью. Последняя стала символом заботы о насущном, и именно на ее основе растут колосья.

К Лопуховым часто приходит Александр Кирсанов — друг и сокурсник Дмитрия. Вере Павловне нравится с ним общаться, а потому она удивляется и обижается, когда Александр внезапно пропадает. Молодой человек влюбляется в жену друга и предпочитает это скрывать. Но Вера также испытывает к нему нежные чувства и не знает, что с этим делать. В третьем сне неведомая женщина объясняет ей ее чувства.

Кульминация и развязка

Как же разрешить такую ситуацию достойно? Лопухов находит выход и инсценирует самоубийство. О том, что это подлог, Вера узнает от человека по фамилии Рахметов, который также был другом их семьи. Успокоенная этим сообщением героиня становится супругой Кирсанова.

Брак оказывается похожим на предыдущий, только в нем присутствует любовь между супругами. Вера Павловна занимается швейными мастерскими, чувствует поддержку мужа. В четвертом вещем сне она видит, как жили женщины в разные века. Все это время они оставались рабынями, собственностью мужчин, но теперь могут достичь свободы и равноправия.

Описывая краткое содержание романа «Что делать?», невозможно не упомянуть оригинальную концовку произведения. Среди людей, которых принимают у себя Кирсановы, оказывается чета Бьюмонт. Екатерина Васильевна, которая раньше была знакома с Александром, приходит в гости с мужем Чарльзом, который оказывается Лопуховым.

«Что делать?»: анализ произведения

чернышевский что делать брифли

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

О любви и не только поведал в своем романе Чернышевский. «Что делать?» затрагивает социальную, экономическую и философскую стороны жизни, отношения отцов и детей, просвещение, значение силы воли. Есть на страницах романа даже революционные намеки. Проводя анализ произведения, важно обратить внимание на следующие аспекты:

«Что делать?»: история создания

К работе над романом автор приступил в декабре 1862 года, а закончил его в апреле 1863 года. Тогда его арестовали за радикальные взгляды, писатель находился в Петропавловской крепости. Роман продуман как ответ тургеневскому опусу «Отцы и дети», а потому в некоторых моментах произведения схожи.

Чтобы провести цензуру, Чернышевский обрамил политические подтексты и социальную тематику в любовный контекст, добавил в качестве сюжетной линии сны главной героини. Поэтому роман напечатал «Современник», но вскоре произведение запретили. Повторное разрешение на публикацию выдано только в 1905 году.

Роман «Что делать?»: тема

Неординарный и запутанный сюжет романа отражает мотивы, актуальные для русской литературы XIX века. На основе описанных ситуаций читатель поразмышлять о:

чернышевский что делать брифли

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

После интригующего начала тематика раскрывается через призму жизни Веры Павловны. На ее примере видим важность вопросов любви и брака, в особенности для женщин, чье мнение в те времена зачастую не учитывалось вовсе. Идея о равноправном труде представлена в истории создания главной героиней швейных мастерских. Вопросы дружбы, взаимоуважения и понимания остаются в центре внимания автора и читателя в течение всего повествования.

Композиция «Что делать?»: произведение с необычным сюжетом

С помощью необычного подхода к композиции автор раскрыл сразу несколько тем и завуалировал запрещенные мотивы. В начале создается впечатление, что задача автора — описать любовную историю. Но это лишь маска, призванная скрыть социально-политическую составляющую романа. Последняя раскрывается в описании сновидений Веры Павловны.

Автор нанизывает эпизоды, раскрывая постепенно главные мотивы поведения героев и основную тему произведения. Интересен прием, который связан с появлением образа Лопухова в начале и в конце. Это формирует обрамление истории.

Жанр «Что делать?»: роман-утопия

Это произведение определяют как роман с несколькими сюжетными линиями и открытой центральной проблемой. В нем переплетаются любовный, философский, социально-политический жанр и утопия. Направление, в котором создано произведение, — реализм.

Актуален ли сейчас роман «Что делать?» Краткое содержание позволяет с уверенностью дать утвердительный ответ на этот вопрос. Несмотря на минувшие годы и реформы, которые произошли в обществе, мы все еще движемся в сторону описанной Чернышевским утопии. Поэтому полезно знакомиться с такими произведениями и делать выводы для развития собственной жизни.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Краткое содержание Чернышевский Что делать?

В утро находки на одной из дач Каменного острова, вышивает молоденькая дама по имени Вера Павловна. У нее хорошее настроение, она поет песню об освобождении рабочих.Но в один момент состояние ее меняется, когда служанка приносит письмо. Вера Павловна плачет, закрывая лицо. Входит молодой мужчина и бросается успокаивать Веру. Но женщина отталкивает его, срывается на крик:» Ты в его крови!» В письме говорится о том, что его автор уходит с жизненного пути обоих, дорогих ему людей.

Так начинается их совместная жизнь, которая кажется не совсем обычной, так молодые люди спят в отдельных комнатах, стучатся, перед тем, как войти друг к другу, стучатся, перед встречей одеваются. Вера вполне комфортно себя чувствует в семейной жизни, и даже открывает свою швейную мастерскую, набрав в нее женщин, получающий процент от дохода мастерской. Жизнь безмятежно течет и семейная пара «обрастает» друзьями.

К ним часто захаживает друг Лопухова- Кирсанов Дмитрий. Он очень сближается с Верой, но понимая, что влюблен, начинает отказываться от прихода в гости. Вера чувствует то же самое и в подтверждении тому ей снится сон, где она читает дневник, в нем написано, что к Дмитрию она испытывает только благодарность.

Понимая, что он лишний, Лопухов инсценирует самоубийство, а сам отправляется в Америку для обучения и заработка. Узнав,о том, что страшное событие всего лишь постановка, Вера успокаивается и выходит замуж за Кирсанова.

Лопухов, через некоторое время возвращается в Россию под псевдонимом Бьюмонта. Тут он удачно женится. Бьюмонты и Кирсановы дружат семьями.

На первый взгляд роман Чернышевского имеет под собой только любовную линию. Но это не так. Он отражает грядущие перемены в экономике, философии, социальных взглядах и является предвестником революции. Современники находили в героях романа себя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

18 век, восстание альбигойев. Ватикан посылает крестовый поход. Начинается действие, сторож Бертран распевает песню, которая многократно повторяется на протяжении всей пьесы

Произведение повествует о многочисленном семействе Пряслиных, которых жизненная судьба разбросала в разные концы света, но основной костяк семьи в качестве брата и сестры Михаила и Лизы остаются жить в родной деревне.

В романе Вильгельм Телль показаны непростые времена, когда происходило становление Швейцарии. Страна была поделена на три кантона, которыми управляли наместники императора.

Главный герой рассказа – Лысцев Матвей, охотник. Это было главное дело его жизни. Районная заготовительная контора даже выделила ему мотоцикл, как премию за работу. Но в 40 лет здоровье Матвея стало хуже

В одном чисто английском доме жила английская семья мистера и миссис Смит. Даже часы в их доме били по-английски. Однажды вечером супруги обсуждали ужин. Мистер Смит сидел с газетой в руках, а миссис Смит штопала носок.

Источник

Краткое содержание «Что делать?» по главам, краткий пересказ | Н. Г. Чернышевский

чернышевский что делать брифли
Вера Павловна и
Дмитрий Лопухов.
Телеспектакль
1971 г.

Роман «Что делать?» Чернышевского — это одно из самых известных произведений русской литературы середины XIX века.

Краткое содержание романа «Что делать?» по главам, краткий пересказ

II. Первое следствие дурацкого дела

В то же утро главная героиня романа, молодая дама Вера Павловна получает следующее письмо:

Автор признается, что он вставил эти эффектные, загадочные сцены из середины романа специально, чтобы завлечь читателя. По его словам, такие трюки работают. Автор признает, что у него нет художественного таланта, но все же он считает свой роман не хуже других произведений известных авторов.

Глава первая

Жизнь Веры Павловны в родительском семействе

Главная героиня романа, молодая дворянка Вера Павловна Розальская живет со своими родителями и 9-летним братом Федором в Петербурге на Гороховой улице. Вере тяжело живется в родной семье. Мать Марья Алексеевна, грубая и злая женщина, обзывает и бьет Веру.

Когда дочь взрослеет, мать решает выдать ее замуж за богатого человека. В это время на красавицу Веру обращает внимание хозяин их дома, господин Сторешников.

Однажды мать вывозит Веру в оперу, туда же приезжает и сам Сторешников. В театре Сторешников врет своим приятелям, что Вера его любовница. Девушка слышит их разговор на французском языке. Мать Веры не владеет французским и ни о чем не догадывается. Она просто рада, что богатый Сторешников ухаживает за ее дочерью.

Позже в тот же вечер Сторешников ужинает в ресторане со своими знакомыми Жаном, Сержем и француженкой Жюли, содержанкой Сержа.

Они обсуждают Веру. Оказывается, Сторешников бросил свою любовницу Адель ради нового увлечения, то есть ради Веры. Врун Сторешников настаивает на том, Вера его любовница. Жан требует от него доказательств: он просит его привезти Веру завтра в ресторан и обещает оплатить ужин, если та явится. В противном случае Жан разорвет дружбу со Сторешниковым.

Этот циничный разговор возмущает Жюли. Она заявляет, что, даже работая «уличной женщиной» в Париже, она никогда не видела столь низких и подлых людей, как Жан и Сторешников. Она решает поехать к Вере и предупредить ее о пари Сторешникова с Жаном.

В тот же вечер Сторешников придумывает план: он решает завтра вывезти Веру с матерью на прогулку, а затем пригласить их в ресторан, подсыпать матери снотворное, после чего та потеряет сознание. Вера же растеряется, и Сторешников приведет ее ненадолго в комнату ресторана, где будет Жан с приятелями. Таким образом пари будет выиграно. Такое появление Веры в ресторане разрушит ее репутацию, но Сторешникова это мало волнует.

На следующий день он, как и задумал, приглашает Веру с матерью на прогулку. Вера беседует со Сторешниковым на французском, чтобы ее мать ничего не поняла. Вера говорит ему, что вчера он поступил подло, выставив ее своей любовницей. Она просит его уйти и больше не приходить. Не ожидав такого отпора, молодой человек уходит.

Мать требует от Веры объяснений, почему вдруг сбежал жених. Вера просит оставить ее в покое. В этот момент к Розальским приезжают Жюли с Сержем.

Жюли и Серж говорят Марье Алексеевне, что они якобы приехали нанять Веру в качестве учительницы по фортепиано. Жюли говорит с Верой по-французски и предупреждает ее о подлых планах Сторешникова.

Жюли признается Вере, что она не жена Сержа, а его содержанка и что в высшем обществе Петербурга ее считают дурной женщиной. На самом деле Жюли — умная, добрая и прямая женщина. Она и Вера решают завтра тайно встретиться в Гостином дворе, чтобы продолжить разговор. Вера благодарна Жюли за заботу. Обе плачут от счастья, что познакомились. С этого дня они становятся подругами.

Серж и Жюли рассказывают матери Веры правду о Сторешникове. Та приходит в бешенство.

В тот же вечер Жюли срочно приглашает к себе Сторешникова.

Сторешников приходит к Жюли в надежде, что та поможет ему выпутаться из его положения. Жюли предлагает ему план: она попросит Жана отложить ужин и будет тянуть время, пока Жан окончательно не забудет об обещанном ужине и Вере. Взамен Жюли просит Сторешникова оставить Веру в покое и не упоминать ее имя в обществе.

В то же время Жюли советует Сторешникову подумать о женитьбе на Вере, ведь добрая, красивая, пусть и небогатая Вера может стать ему отличной женой.

На следующий день Вера и Жюли встречаются в Гостином дворе. Жюли покупает для Веры вуаль, чтобы прикрыть ее лицо, а затем везет ее к себе. Знакомые не должны видеть Веру в компании такой «дурной женщины», как Жюли, иначе это может разрушить репутацию незамужней девушки.

Жюли советует Вере принять предложение Сторешникова, если тот посватается. Но Вера отказывается выходить замуж не по любви, а ради денег и положения в свете. Она хочет честных отношений, в которых не нужно манипулировать, хитрить и т.д.

Спустя несколько дней Сторешников делает Вере предложение через ее мать. Вера отвечает матери отказом. Разъяренная мать готова побить дочь за отказ, но та грозится уйти из дома, если та тронет ее пальцем. Мать смиряется и выжидает, что будет дальше.

Тем временем мать Сторешникова узнаёт о его сватовстве к Вере и приходит в бешенство. Сторешников боится матери, но в то же время он чувствует за собой власть, так как по документам это он, а не мать, является хозяином их большого дома.

Разругавшись с сыном, госпожа Сторешникова вызывает к себе отца Веры. Тот на ходу врет ей, что они, Розальские, и не собирались принять предложение Сторешникова, так как Верочка не пара такому богатому жениху. Этот ответ успокаивает женщину. В порыве щедрости она разрешает семье Розальских переехать в более комфортную квартиру в этом же доме, а также повышает зарплату отцу Веры (он служит управляющим этим домом). Кроме того, она дарит Розальским свое пальто и часы.

Она сообщает сыну, что Вера не собиралась за него замуж. Тот в недоумении мчится к Вере, чтобы выяснить правду.

Тем временем отец Веры рассказывает жене о своей беседе с хозяйкой. Марья Алексеевна злится на мужа, дает ему пощечину и таскает за волосы. В разгар их потасовки в квартиру вбегает Сторешников. Он умоляет Веру дать ему шанс загладить вину. Вера соглашается отложить решение, но уверяет, что она все равно откажет ему. Сторешников рад, что ему дали шанс.

Через несколько недель мать Сторешникова смиряется с будущим браком сына и Веры и даже ведет себя приветливо с будущей невесткой.

Три-четыре месяца Сторешников ухаживает за Верой и ведет себя как «шелковый». Мать Веры надеется, что брак состоится.

Источник

Николай Чернышевский — Что делать:
Краткое содержание

Из рассказов о новых людях

Летней ночью 1856 года на мосту раздался выстрел. Тела самоубийцы не нашли, только его простреленную фуражку. В одной из гостиниц обнаружили его предсмертную записку. Им оказался Дмитрий Сергеевич Лопухов, молодой медик и муж Веры Павловны Розальской. Ей он отправил письмо, в котором обещал не мешать счастью Веры и своего друга, тоже медика, Александра Матвеича Кирсанова. Потрясенная его смертью Вера хочет круто изменить жизнь: уехать, забыть Кирсанова, самой зарабатывать на жизнь учительницей или гувернанткой.

Автор романа невысокого мнения о читающей публике. Всем подавай любовную интригу – он так и сделал. Но пишет он совсем для других людей: «добрых и сильных, честных», которым книга будет полезна.

Глава 1

Вера, красавица-смуглянка, выросла в семье управляющего Павла Константиновича Розальского и Марьи Алексеевны. С 13 лет она недурно шила, а с 16 лет давала уроки музыки. Ее отец управлял домом Сторешниковых, изредка давал деньги под залог, и собрал небольшой капитал. Его жена, «неученая и нечестная», проворачивала куда более сомнительные сделки, но и капитал ее был больше. Всю жизнь она боялась бедности, и требует, чтобы дочка влюбила в себя богатого хозяйского сына, офицера Михаила Сторешникова.

Сам Сторешников врет друзьям и «уличной женщине», француженке Жюли, что Верочка его любовница. Жюли не верит ему, ей жаль и Веру, и свою исковерканную жизнь.

Для Веры Сторешников лгун и подлец, она гонит его. Жюли становится ее подругой. Она предвидит, что отвергнутый Сторешников захочет жениться на Верочке. Но девушка хочет «быть независима и жить по-своему».

Глава 2

Федору, младшему брату Верочки, находят учителя Лопухова, студента-медика, гордого и смелого. Он хорошо зарабатывает уроками, мечтает после учебы не о приеме богатых пациентов, а о занятиях наукой. Таков и его друг Кирсанов.

Лопухов убеждается, что Верочка милая и смышленая девушка, с душой, не охотница до денег Сторешникова. Они дружат, беседуют о жизни, женской доле в обществе, об уничтожении бедности. Лопухов за разумный эгоизм: в делах должна быть польза, выгода для личностного и профессионального роста. Лопухов ищет Вере место гувернантки, чтобы она могла уйти от матери и «жениха» Сторешникова.

Первый сон Верочки

Видит Верочка, что она разбита параличом и сидит в подвале. И некая девушка по имени «Любовь к людям» исцеляет ее и выпускает на волю в поле. Незнакомка – «невеста» Лопухова, и у нее много имен. Вокруг радуются жизни другие узники подвалов.

Но днем Верочка узнает, что работы с проживанием для нее нет. Никто не хочет связываться с ее рассерженной матерью. Влюбленный Лопухов предлагает Верочке стать его женой. Она рада. Но уроки она не бросит, будет сама зарабатывать на жизнь.

Лопухов размышляет, какой будет их жизнь. О науке, учебе придется забыть, деньги нужней. Пару тайком рискнул обвенчать священник Алексей Мерцалов, хороший знакомый Лопухова. Грозную Марью Алексеевну Лопухов успокоил тем, что ему не нужно за Верочкой приданого. Автор видит в Марье Алексеевне корыстную, но безвредную женщину, которая делает все, как умеет, для благополучия семьи.

Глава 3

Вера Павловна, выйдя «из подвала», власти матери, организует швейную мастерскую на дому, нанимает швей. С первыми заказами ей помогает Жюли. Вера Павловна радуется новой жизни среди «чистых людей»: Кирсанова, Мерцалова с женой Натальей.

Второй сон Веры Павловны

Ей снится беседа мужа с Мерцаловым. Оба рассуждают о «реальной» и «фантастической» грязи: только из первой вырастает пшеница. Так и с людьми: богатство и безделье их портят. Без труда нет движения, нет жизни. Во сне она видит свою мать слабой, безвольной, себя в нищете и с каким-то повесой. Выходит, в действиях матери наяву есть своя правда, польза для всех. Опять появляется девушка-«Любовь к людям», объясняет, что «злые» разные. Когда-нибудь все они оценят и полюбят добро.

Доход швейной мастерской Веры Павловны за 3 года заметно увеличился. Швеи любят деловую и справедливую хозяйку. Прибыль делится поровну, без обид. Вопросы жилья, питания, помощи заболевшим, свадеб – все решается сообща. Во время работы мастерицы слушают лекции.

Кирсанов, тайно влюбленный в Веру Павловну, старается реже бывать у Лопуховых. Болезнь друга невольно сближает его с Верой. Кирсанов, как и Лопухов, «новый тип людей»: дельный, предприимчивый, надежный. Таких людей все больше, они будущее здорового общества.

Среди швей есть чахоточная Крюкова. Когда-то Кирсанов любил ее. Они расстались, чтобы не усугублять ее болезнь. Теперь она, уже умирающая, отвлекает его от безответного чувства к Вере.

Третий сон Веры Павловны

Вере снится, будто некая Гостья заставляет ее читать дневник. Оказывается, в нем Вера писала о том, что благодарна Лопухову за спасение «из подвала», уважает его, но не любит!

Вера в ужасе от такого сна. Лопухов постепенно понимает, что причина ее сна в Кирсанове. Она невольно сравнила с ним мужа. Лопухов чувствует, что в ней рождается чувство к Кирсанову. Он настаивает, чтобы друг бывал у них чаще, чтобы удостовериться, что эти двое всем сердцем любят друг друга. Потом он надолго едет по каким-то «заводским делам». И «стреляется» на мосту.

После трагической новости о Лопухове Веру Павловну поддержал друг семьи Рахметов. Это был человек, сделавший себя сам. С независимым умом, целеустремленный. Из породы «особенных» людей, «двигателей двигателей». Сам талантливый студент, он не чуждался черной работы, снабжал деньгами бедных, но одаренных студентов, много ездил по миру. Его прозвали Никитушкой Ломовым (бурлак-богатырь). Однажды он влюбился, но не стал связывать себя узами брака, и ушел от той женщины. Для него общее благо важнее личного.

У Рахметова еще одно письмо ото Лопухова. Кажется, из него Вера Павловна понимает, что Лопухов «сошел со сцены» ради ее счастья. Честнее расстаться, чем врать или враждовать. Автор агитирует читателей заниматься саморазвитием. Убеждает, что уровень Веры Павловны, Лопухова и Кирсанова легко достижим.

Глава 4

Труд, наслаждение и отдых – основа жизни всякого сознательного человека. Отдых – остаться наедине с самим собой, отдаться внутренней жизни. Лопухов не видел пользы в жертве жены, сохраняющей развалившийся брак. Более того, подыгрывать ей ему стало скучно. Он дал ей и себе свободу. Все это Вера Павловна узнала из письма неизвестного студента, знакомого Лопухова. Тот же человек написал Кирсанову, что Лопухов был бы рад счастью Кирсанова и Веры Павловны. Они так подходят друг другу.

Бегство Веры Павловны куда глаза глядят отменяется. Она венчается с Кирсановым, организует еще одну швейную мастерскую, открывает магазин. Вместе они рассуждают о том, что женский организм крепче, выносливее мужского. Слабость женщин в эмоциях и в привычке считать себя слабыми. Чтобы быть на равных, Вера Павловна берется изучать медицину. Оба помогают друг другу расти личностно и в профессии.

Четвертый сон Веры Павловны

Сон о том, как менялась роль женщины в истории, о приближении ее к равноправию. Сперва среди цветущей природы она видит царицу Астарту. Она рабыня мужчины. Потом является город, но царица Афродита в нем – лишь объект поклонения красоте, любви. В ней не видели человека. В Средневековье рыцарь поклонялся Прекрасной даме, царице «Непорочности», пока она не становилась его женой, «подданной», подчиненной.

В эпоху Просвещения явилась новая царица «Равноправность». В ней было все хорошее от прежних цариц, а еще – внутренняя свобода, жажда равенства. Вера Павловна узнает в лице этой богини себя. Потом ей показывают «Новую Россию», где свободные и счастливые мужчины и женщины трудятся для общей пользы в «раю на земле».

К Вере Павловне с просьбой помочь с открытием швейной мастерской обращается Катерина Полозова. Она восхищена порядками и разумной экономией в мастерских Веры Павловны.

Главы 5-6

После свадьбы Бьюмонты поселяются в одном большом доме с Кирсановыми. У Полозовой своя швейная мастерская. Вера Павловна готовится к экзамену на медика. Так они и живут: весело и дружно, работая и отдыхая. Круг «новых людей» вокруг них ширится.

Читательский дневник по роману «Что делать?» Чернышевского

Сюжет

Юная Вера Розальская, дочка управляющего Павла Константиныча, рвется из-под власти расчетливой матери Марьи Алексеевны, которая толкает ее к браку с богатым, но легкомысленным офицером Михаилом Сторешниковым. Вере снится сон, как она выходит из «подвала» на свободу. Наяву ее спасителем и мужем стал студент-медик Лопухов, которого наняли в семью учителем. Это «новый человек», материалист, здоровый эгоист, который живет трудом, наслаждением и отдыхом. Он бросает учебу ради заработка. Вера Павловна независима, тоже работает, открывает швейную мастерскую. В семью вхожи друзья: медик Кирсанов, венчавший их священник Мерцалов.

Во втором сне Вера узнает, что колосья, как и люди, растут из «грязи» реальной жизни, дел, движения. В третьем сне Вера признается самой себе, что уважает, но не любит Лопухова. Ей ближе Кирсанов. Сам Кирсанов давно безнадежно влюблен в нее. Лопухов инсценирует самоубийство на мосту, чтобы освободить всех. Через Рахметова, «особенного человека», чье время занято учебой и работой на пользу всех, Вера узнает, что Лопухов был бы рад ее счастью с Кирсановым. Она венчается с Кирсановым, открывает еще одну мастерскую и магазин, учится на медика, чтобы стать равной мужу. Он видит в ней не только женщину, но и личность.

В своем четвертом сне она видит, как на смену богиням Астарте, Афродите, Непорочности приходит царица Равноправность. Она видит себя, новый тип женщины, в этой царице. Через несколько лет выясняется, что Лопухов жив. Под именем торгового агента Бьюмонта он приезжает в Россию, женится на Катерине Полозовой, дочке миллионера. Полозова с помощью Веры Павловны организует собственную мастерскую. Семьи знакомятся, живут рядом, собирают вокруг себя все больше новых, полезных обществу, людей.

Отзыв

Роман о «новых людях», изменивший взгляды общества на жизнь, труд, любовь и выбор в браке, дружбу, роль женщин. Человек должен расти как личность, профессионал, приносить пользу как себе, так и обществу. Автор объясняет, что надо делать: любить добро, свою страну и народ, всю жизнь учиться и трудиться, ценить науку, жить с радостью в кругу единомышленников, искать свое призвание, уважать права женщин, строить семью на осознанном выборе. Автор предвидит, что новых людей станет еще больше, и тогда наступит рай на земле. Сны Веры Павловны – ступеньки к «Новой России», от «подвала», рабства, пустоты к свободному труду, торжеству разума и счастью. Рахметов – образ «особенного человека», для которого общее важнее личного. Он символ «нового человека» будущего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *