чем так гордился грушницкий и хотел поскорее с этим расстаться

Грушницкий

Грушницкий – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.

Полное имя

Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись.

Скорее всего, по причине немного презрительного отношения Печорина к нему:

он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель – сделаться героем романа.

«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами

Возраст

ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год.

Отношение к Печорину

Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях.

В конце враждебное. Грушницкий был убит Печориным на дуэли.

Я выстрелил… Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва.

Внешность Грушницкого

Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль.

Социальный статус

я пари держу, что она не знает, что ты юнкер

Впоследствии становится офицером.

Пришел Грушницкий и бросился мне на шею: он произведен в офицеры

За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий полном сиянии армейского пехотного мундира

Родом Грушницкий из не очень богатого рода в глубинке. Имеет неплохое образование и воспитание

накануне отъезда из отцовской деревни

громко отвечал мне по-французски

знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится

Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием

Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…

Дальнейшая судьба

Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого.

Личность Грушницкого

Грушницкий тщеславен, мечтает стать героем романа

он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою.

он из тех людей … Производить эффект – их наслаждение

Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма

Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель

носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель

спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по видимому имеющую какую то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи

Грушницкий говорит вычурно и важно

под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное (о себе)

Грушницкий любит разыгрывать из себя величайшую жертву:

Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил

Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне

В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание

Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня

да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем

Грушницкий совершенно не разбирается в отношениях и других людях

Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко…»

Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!

Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин

я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет. (Грушницкий о себе)

Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении

Грушницкому не чуждо благородство:

Ни за что не соглашусь! – говорил Грушницкий (о нечестной дуэли)

только Грушницкий, кажется, поблагороднее своих товарищей. Как вы думаете?

– Не могу, – сказал он глухим голосом (выстрелить в безоружного Печорина)

Но в тоже время и слабость характера, самолюбие и трусость. По этой причине он и не смог не выстрелить в Печорина под нажимом своего секунданта

но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать

особенно самолюбие его оскорблено

Грушницкий самодовольно улыбнулся

Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться, если бы это было согласно с моими намерениями

О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар! (Печорин о Грушницком)

Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что то не русская храбрость.

Трус! – отвечал капитан (о Грушницком)

О ранении

Грушницкий поехал на лечение из-за ранения в ногу.

Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня

В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание

сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу

нога его вдруг выздоровела: он едва хромает

Статьи в тему:

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Лермонтов Михаил Юрьевич

Книга «Герой нашего времени»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Перечитывая эту страницу, я замечаю, что далеко отвлекся от своего предмета… Но что за нужда. Ведь этот журнал пишу я для себя, и, следовательно, все, что я в него ни брошу, будет со временем для меня драгоценным воспоминанием.

Пришел Грушницкий и бросился мне на шею: он произведен в офицеры. Мы выпили шампанского. Доктор Вернер вошел вслед за ним.

– Я вас не поздравляю, – сказал он Грушницкому.

– Оттого, что солдатская шинель к вам очень идет, и признайтесь, что армейский пехотный мундир, сшитый здесь, на водах, не придаст вам ничего интересного… Видите ли, вы до сих пор были исключением, а теперь подойдете под общее правило.

– Толкуйте, толкуйте, доктор! вы мне не помешаете радоваться. Он не знает, – прибавил Грушницкий мне на ухо, – сколько надежд придали мне эти эполеты… О, эполеты, эполеты! ваши звездочки, путеводительные звездочки… Нет! я теперь совершенно счастлив.

– Ты идешь с нами гулять к провалу? – спросил я его.

– Я? ни за что не покажусь княжне, пока не готов будет мундир.

– Прикажешь ей объявить о твоей радости.

– Нет, пожалуйста, не говори… Я хочу ее удивить…

– Скажи мне, однако, как твои дела с нею?

Он смутился и задумался: ему хотелось похвастаться, солгать – и было совестно, а вместе с этим было стыдно признаться в истине.

– Как ты думаешь, любит ли она тебя?

– Любит ли? Помилуй, Печорин, какие у тебя понятия. как можно так скоро. Да если даже она и любит, то порядочная женщина этого не скажет…

– Хорошо! И, вероятно, по-твоему, порядочный человек должен тоже молчать о своей страсти.

– Эх, братец! на все есть манера; многое не говорится, а отгадывается…

– Это правда… Только любовь, которую мы читаем в глазах, ни к чему женщину не обязывает, тогда как слова… Берегись, Грушницкий, она тебя надувает…

– Она. – отвечал он, подняв глаза к небу и самодовольно улыбнувшись, – мне жаль тебя, Печорин.

Вечером многочисленное общество отправилось пешком к провалу.

По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал; взбираясь на гору, я подал руку княжне, и она ее не покидала в продолжение целой прогулки.

– Разве я похож на убийцу.

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:

– Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна – пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, – а это великий признак!

Мы пришли к привалу; дамы оставили своих кавалеров, но она не покидала руки моей. Остроты здешних денди ее не смешили; крутизна обрыва, у которого она стояла, ее не пугала, тогда как другие барышни пищали и закрывали глаза.

На возвратном пути я не возобновлял нашего печального разговора; но на пустые мои вопросы и шутки она отвечала коротко и рассеянно.

– Любили ли вы? – спросил я ее наконец.

Она посмотрела на меня пристально, покачала головой – и опять впала в задумчивость: явно было, что ей хотелось что-то сказать, но она не знала, с чего начать; ее грудь волновалась… Как быть! кисейный рукав слабая защита, и электрическая искра пробежала из моей руки в ее руку; все почти страсти начинаются так, и мы часто себя очень обманываем, думая, что нас женщина любит за наши физические или нравственные достоинства; конечно, они приготовляют ее сердце к принятию священного огня, а все-таки первое прикосновение решает дело.

– Не правда ли, я была очень любезна сегодня? – сказала мне княжна с принужденной улыбкой, когда мы возвратились с гулянья.

Она недовольна собой: она себя обвиняет в холодности… о, это первое, главное торжество! Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть – вот что скучно!

Нынче я видел Веру. Она замучила меня своею ревностью. Княжна вздумала, кажется, ей поверять свои сердечные тайны: надо признаться, удачный выбор!

– Я отгадываю, к чему все это клонится, – говорила мне Вера, – лучше скажи мне просто теперь, что ты ее любишь.

– Но если я ее не люблю?

– То зачем же ее преследовать, тревожить, волновать ее воображение. О, я тебя хорошо знаю! Послушай, если ты хочешь, чтоб я тебе верила, то приезжай через неделю в Кисловодск; послезавтра мы переезжаем туда. Княгиня остается здесь дольше. Найми квартиру рядом; мы будем жить в большом доме близ источника, в мезонине; внизу княгиня Лиговская, а рядом есть дом того же хозяина, который еще не занят… Приедешь.

Я обещал – и тот же день послал занять эту квартиру.

Грушницкий пришел ко мне в шесть часов вечера и объявил, что завтра будет готов его мундир, как раз к балу.

– Наконец я буду с нею танцевать целый вечер… Вот наговорюсь! – прибавил он.

– Да завтра! Разве не знаешь? Большой праздник, и здешнее начальство взялось его устроить…

– Ни за что, в этой гадкой шинели…

– Как, ты ее разлюбил.

Я ушел один и, встретив княжну Мери, позвал ее на мазурку. Она казалась удивлена и обрадована.

– Я думала, что вы танцуете только по необходимости, как прошлый раз, – сказала она, очень мило улыбаясь…

Она, кажется, вовсе не замечает отсутствия Грушницкого.

– Вы будете завтра приятно удивлены, – сказал я ей.

Источник

Печорин и Грушницкий

сочинение по литературе 9 класса

«Старые приятели»

чем так гордился грушницкий и хотел поскорее с этим расстатьсяПечорин познакомился с Грушницким на Кавказе в действующей армии. Грушницкий — молодой человек (около 20 лет), носящий звание юнкера (кандидат на получение офицерского чина). Выглядит он старше своих лет.

Печорин испытывает неприязнь к манере поведения Грушницкого. Юнкер любит принимать трагическую позу и произносить возвышенные речи. Григорий Александрович быстро догадался, что основная цель Грушницкого — производить эффект среди доверчивых «зрителей» и собеседников, т. е. «сделаться героем романа».

Печорин прекрасно знает, что Георгиевский крест Грушницкий получил за «показную» храбрость. Он видел юнкера в бою: «…махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза».

Грушницкий понимает, что Печорин не попал под его влияние. В обществе они выглядят друзьями, но в душе каждого нарастает злоба. Печорин предчувствует, что когда-нибудь взаимная неприязнь приведет к серьезным последствиям.

Встреча в Пятигорске

С самой первой встречи на водах Печорин с Грушницким продолжают скрытый от посторонних поединок. Преимущество явно на стороне Григория Александровича. Он хорошо изучил Грушницкого, который «не знает людей и их слабых струн».

Грушницкий совершил большую ошибку, когда дал понять Печорину о своей заинтересованности княжной Мери. Для скучающего главного героя возможность позлить юнкера выглядела способом развлечься.

Отношение к княжне Мери

Грушницкий плохо знает женщин. Завоевать сердце молодой красавицы он пытается излюбленным методом. Юнкер «с мрачным видом» произносит готовые искусственные фразы («Что для меня Россия?», «под пулями дикарей»). Его комплименты девушке слишком патетичны и расплывчаты: «один светлый, женский взгляд». Поначалу это производит впечатление на княжну Мери, но с каждым днем настойчивый поклонник все больше ей надоедает.

Опытный в любовных делах Печорин ведет очень тонкую рассчитанную игру. Он досконально знает, как вести себя с неопытной девушкой, и не спеша плетет любовную сеть.

Грушницкий выглядит смешно и жалко. Он ведет с княжной сентиментальные разговоры, заказывает кольцо с надписью «Мери», не спускает глаз с «богини». В это время Печорин сочетает намеренную холодность с практическими действиями: целует девушке руку, защищает ее от пьяного «кавалера», переносит в объятиях через быструю речку.

Предпочтения княжны Мери «вычислить» нетрудно. Для Грушницкого бал становится настоящим шоком. Он не сомневался, что девушка также влюблена в него, и поэтому снисходительно относился к ухаживаниям Печорина. Получив наконец-то офицерский чин, юнкер намеревался окончательно завоевать сердце девушки, но встретил холодный отпор. С Грушницкого моментально слетела «трагическая мантия», за который оказался рассерженный мальчик: «… бросил бешеный взгляд, топнул ногой и отошел прочь».

«Месть» Грушницкого

Убийство Грушницкого обычно ставят в вину Печорину, хотя на самом деле она не так уж и велика. Юнкера сгубили чрезмерная самоуверенность и «романтический фанатизм».

Мери сделала свой выбор. Печорин виноват перед ней, потому что не имел никакого намерения жениться. Но ведь Грушницкий об этом не знал. Он хотел отомстить сопернику из мужского самолюбия. До чувств самой княжны ему не было никакого дела.

Заговор против Печорина был очень грязным и бесчестным. Причем Грушницкий хотел опорочить имя и своей возлюбленной. Вызывая «приятеля» на дуэль, Печорин защищал как свою честь, так и репутацию княжны Мери.

Задумка шайки Грушницкого с незаряженным пистолетом — подготовка преднамеренного хладнокровного убийства. Печорин дважды хотел простить соперника, если бы тот отказался от этого плана: «я бросился б ему на шею»; «вы не отказываетесь от своей клеветы?».

Множество людей погибло на дуэли из-за самых незначительных причин. В этом плане совесть главного героя может быть спокойна. Равнодушный к «радостям и бедствиям человеческим» Печорин до последнего испытывал жалость к «бедняжке» Грушницкому и хотел предотвратить кровопролитие. Обозленный мечтатель сам шел навстречу смерти и буквально потребовал совершить выстрел. Даже в последней фразе он не удержался от торжественного тона: «Нам на земле вдвоем нет места…».

Источник

Характеристика Грушницкого

чем так гордился грушницкий и хотел поскорее с этим расстаться

Одним из ярких персонажей в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является Грушницкий — молодой военнослужащий, товарищ Печорина по службе. Это пустой, самовлюблённый, эгоистичный франт, который является зеркальным отражением главного героя. Характеристика Грушницкого даёт более полное представление о характере Печорина, его самых тёмных сторонах личности. Эти образы во многом схожи, за исключением того, что Печорин является более сложной, утончённой версией Грушницкого.

чем так гордился грушницкий и хотел поскорее с этим расстаться

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Герой нашего времени.

Полное имя — Грушницкий.

Возраст — около 20 лет.

Род занятий — военнослужащий, в начале произведения юнкер, затем — офицер.

Семья — не указано, не женат.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — традиционное для дворянских семейств.

Образование — традиционное для дворянских семейств.

Внешность — привлекательный, смуглый, черноволосый, носит усы, хорошо сложен, большой щёголь.

Характер — слабохарактерный, эгоистичный, сентиментальный, любящий быть в центре внимания, упрямый, хвастливый.

Положительные черты — большой романтик, сентиментальный.

Отрицательные черты — самовлюблённый, эгоистичный, способный на большую подлость.

Произведение — «Герой нашего времени».

Автор — Михаил Юрьевич Лермонтов.

Цитатная характеристика

Описание Грушницкого с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Грушницкого основан на том, что он является военным и имеет чин юнкера. Этот чин имели военнослужащие, которые были кандидатами на присвоение первого обер-офицерского чина. В ходе повествования Грушницкий получает офицерский чин.

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Пришёл Грушницкий и бросился мне на шею: он произведён в офицеры».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня

Грушницкий только начал военную карьеру, прослужив лишь год.

«Он только год в службе…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий уже смог отличиться на службе, получив за проявленную смелость свою первую награду.

«У него георгиевский солдатский крестик».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Во время одного из сражений Грушницкий получил ранение в ногу и отправился на лечение в Пятигорск.

«Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий — небогатый дворянин из глубинки России.

«…накануне отъезда из отцовской деревни…»

«Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами— иногда тем и другим…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий — сослуживец и приятель Печорина.

«Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись. Я познакомился с ним в действующем отряде…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Мы встретились старыми приятелями…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Внешность

Грушницкому не более 21 года, но благодаря мужественному виду он выглядит старше своих лет.

«…ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий — привлекательный молодой человек. Носит усы.

«…хорошо сложен, смугл и черноволос…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«…выразительное лицо его…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«…поминутно крутит усы левой рукой…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Из-за ранения в ногу вынужден передвигаться при помощи костыля.

«…ибо правою опирается на костыль…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Портретная характеристика Грушницкого основана на том, что он настоящий франт, который любит привлекать к себе внимание.

«…по особенному роду франтовства…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий, будучи простым юнкером, вынужден носить солдатскую шинель.

«Моя солдатская шинель — как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Получив офицерский чин, Грушницкий тут же шьёт себе новый армейский мундир.

«За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий полном сиянии армейского пехотного мундира. К третьей пуговице пристёгнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрипели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери»

Грушницкий — франт, который ради соответствия модным тенденциям готов терпеть большие неудобства.

«Он бросил фуражку с перчатками на стол и начал обтягивать фалды и поправляться перед зеркалом; чёрный огромный платок, навёрнутый на высочайший подгалстушник, которого щетина поддерживала его подбородок, высовывался на полвершка из-за воротника; ему показалось мало: он вытащил его кверху до ушей; от этой трудной работы, ибо воротник мундира был очень узок и беспокоен, лицо его налилось кровью…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери»

Грушницкий, будучи совсем юным, отчаянно хотел казаться старше своих лет.

Черты характера и поступки

Грушницкий очень любит привлекать к себе внимание, производить эффект на окружающих. Делает он это всеми возможными способами: жестами, речью, поступками.

«Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Производить эффект — их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий — один из тех людей, которые привыкли говорить много и пышно, совершенно не обращая внимания на собеседника.

«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогаети которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий отличается остроумием, но он не способен метко унизить врага одним словом, поскольку является плохим знатоком человеческой души и зациклен исключительно на собственной персоне.

«Он довольно остёр: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьёт одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий полон романтических иллюзий и отчаянно хочет производить впечатление героя какого-либо романа.

«Его цель — сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Приезд его на Кавказ — также следствие его романтического фанатизма: я уверен, что накануне отъезда из отцовской деревни он говорил с мрачным видом какой-нибудь хорошенькой соседке, что он едет не так, просто, служить, но что ищет смерти, потому что… тут, он, верно, закрыл глаза рукою и продолжал так: «Нет, вы (или ты) этого не должны знать! Ваша чистая душа содрогнётся! Да и к чему? Что я для вас! Поймёте ли вы меня?» — и так далее».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Он мне сам говорил, что причина, побудившая его вступить в К. полк, останется вечною тайной между им и небесами».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Более всего Грушницкий нуждается в том, чтобы впечатлять дам. Ради достижения этой цели он постоянно играет некую драматическую роль. Чтобы привлечь внимание княжны Мери, он мастерски изображает страдания.

«…дамы отошли от колодца и поравнялись с нами. Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне по-французски…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и всё напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание.Княжна Мери видела всё это лучше меня. Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«…очень понятно, что ей стало тебя жалко: ты сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Когда Грушницкий перестаёт играть роль романтического героя, он производит гораздо лучшее впечатление на окружающих.

«Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий имеет славу храбреца, но это напускная смелость, бравада, а не истинное бесстрашие.

«Грушницкий слывёт отличным храбрецом; я его видел в деле; он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость. »

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Дамы на водах ещё верят нападениям черкесов среди белого дня; вероятно, поэтому Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облечении…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

Грушницкий — человек небольшого ума, глупый, неспособный просчитать свои ходы наперёд.

««Ты глуп», — хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 23-го мая

«Ты дурак! — сказал он Грушницкому довольно громко…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

«Дурак же ты, братец, — сказал он, — пошлый дурак!»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

Грушницкий — весьма амбициозный молодой человек, который стремится побыстрее заработать чины и укрепиться в светском обществе. Пренебрежение знати его угнетает.

«Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Другое дело, если б я носил эполеты…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

Повышение по службе становится радостным и долгожданным событием для Грушницкого, который благодаря офицерским эполетам намеревается ещё больше кружить головы дамам.

«Пришёл Грушницкий и бросился мне на шею: он произведён в офицеры».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня

«…сколько надежд придали мне эти эполеты… О, эполеты, эполеты! ваши звёздочки, путеводительные звёздочки… Нет! я теперь совершенно счастлив…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня

Грушницкий много внимания уделяет своему внешнему виду, одежде, с помощью которой намеревается покорять женские сердца.

«…ни за что не покажусь княжне, пока не готов будет мундир…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня

Грушницкий восторженно относится к женщинам, которые служат источником его вдохновения.

«— Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, — сказал Грушницкий с негодованием…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«…не хочу жениться, а компрометировать девушку не в моих правилах».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 12-го июня

«— Любит ли? Помилуй, Печорин, какие у тебя понятия. как можно так скоро. Да если даже она и любит, то порядочная женщина этого не скажет».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня

Грушницкий — заложник собственных страстей. Он с лёгкостью влюбляется в княжну Мери, хотя их отношения изначально обречены в силу большой пропасти в социальном положении.

«…она вышла из галереи с матерью и франтом, но, проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный — даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго её провожал…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Она сидела у окна. Грушницкий, дёрнув меня за руку, бросил на неё один из тех мутно-нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Грушницкий следил за нею, как хищный зверь, и не спускал её с глаз: бьюсь об заклад, что завтра он будет просить, чтоб его кто-нибудь представил княгине. Она будет очень рада, потому что ей скучно…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 13-го мая

«-Да я вовсе не имею претензии ей нравиться: я просто хочу познакомиться с приятным домом, и было бы очень смешно, если б я имел какие-нибудь надежды…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

«Грушницкий, как тень, следует за княжной везде; их разговоры бесконечны: когда же он ей наскучит. Мать не обращает на это внимания, потому что он не жених».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 21-го мая

Для Грушницкого характерны сентиментальные порывы.

«Явно, что он влюблён, потому что стал ещё доверчивее прежнего; у него даже появилось серебряное кольцо с чернью, здешней работы: оно мне показалось подозрительным… Я стал его рассматривать, и что же. мелкими буквами имя Мери было вырезано на внутренней стороне, и рядом — число того дня, когда она подняла знаменитый стакан».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

«Приезд его на Кавказ — также следствие его романтического фанатизма…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«…я мог видеть всё и отгадать по выражениям их лиц, что разговор был сентиментальный…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

«между ними начался какой-то сентиментальный разговор…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 23-го мая

Грушницкий способен быть слишком навязчивым в проявлении своих чувств.

«Грушницкий целый вечер преследовал княжну, танцевал или с нею, или вис-e-вис; он пожирал её глазами, вздыхал и надоедал ей мольбами и упрёками. После третьей кадрили она его уж ненавидела».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 5-го июня

Грушницкий — самовлюблённый молодой человек, которым легко манипулировать.

«У Грушницкого растрёпанная прическа и отчаянный вид; он, кажется, в самом деле огорчён, особенно самолюбие его оскорблено; но ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно. »

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 6 июня

Грушницкий способен быть весьма фамильярным, если речь идёт о женщинах.

«Надобно заметить, что Грушницкий из тех людей, которые, говоря о женщине, с которой они едва знакомы, называют её моя Мери, моя Sophie, если она имела счастие им понравиться».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

Грушницкий живёт не разумом, но сильными эмоциями, страстями. Он получает их, помимо прочего, во время игры в карты.

«— А я пойду шататься, — я ни за что теперь не засну… Послушай, пойдём лучше в ресторацию, там игра… мне нужны нынче сильные ощущения…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

В душе Грушницкого постоянно идёт борьба между совестью и самолюбием.

«Он смутился и задумался: ему хотелось похвастаться, солгать— и было совестно, а вместе с этим было стыдно признаться в истине».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня

«Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении. Но борьба совести с самолюбием была непродолжительна».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

«С тех пор как мы приехали, он в первый раз поднял на меня глаза; но во взгляде его было какое-то беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

«…я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

Уязвлённое самолюбие Грушницкого толкает его на подлость — он распускает в городе грязные слухи о Мери и Печорине.

«Из слов его я заметил, что про меня и княжну уж распущены в городе разные дурные слухи: это Грушницкому даром не пройдёт!»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 7 июня

«…разговор, подслушанный мною, из которого я узнал намерение этих господ подурачить меня, заставив стреляться холостыми зарядами…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

«Лицо его ежеминутно менялось. Я его поставил в затруднительное положение. Стреляясь при обыкновенных условиях, он мог целить мне в ногу, легко меня ранить и удовлетворить таким образом свою месть, не отягощая слишком своей совести; но теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделаться убийцей, или, наконец, оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности. В эту минуту я не желал бы быть на его месте…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

«Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом ещё вился на краю обрыва».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

Воспитание

Как и все образованные дворяне, Грушницкий прекрасно владеет французским языком.

Получивший воспитание, традиционное для дворянских семейств, Грушницкий прекрасно знает правила хорошего тона и неукоснительно соблюдает их.

«…я говорил раза два с княжной, и более, но знаешь, как-то напрашиваться в дом неловко…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

Отношения Грушницкого с другими персонажами

Печорин

Печорин, будучи отличным психологом, смог быстро разгадать суть Грушницкого. Между молодыми людьми нет привязанности, хотя они и считаются приятелями.

«Его цель — сделаться героем романа… Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

В глупом и самовлюблённом Грушницком скучающий Печорин видит свою следующую жертву, с которой можно безжалостно поиграть.

Ослеплённый страстью, Грушницкий доверчиво обращается к Печорину как к человеку, имевшему большой опыт в общении с женщинами. Он просит о дружеском участии, ещё не подозревая, что Печорин играет им.

«— Послушай, — сказал Грушницкий очень важно, — пожалуйста, не подшучивай над моей любовью, если хочешь остаться моим приятелем… Видишь: я её люблю до безумия… и я думаю, я надеюсь, она также меня любит… У меня есть до тебя просьба: ты будешь нынче у них вечером… обещай мне замечать всё; я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймёт? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаённую нашу мысль, то не понимают самых ясных намёков… Вот хоть княжна: вчера её глаза пылали страстью, останавливаясь на мне, нынче они тусклы и холодны…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 23-го мая

Печорин настолько презирает Грушницкого, что считает его недостойным такого сильного чувства, как зависть.

«Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка, он вовсе её не заслуживает».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня

Известие о грязных сплетнях, которые стал распускать Грушницкий, злит Печорина — он намерен жестоко отомстить юнкеру.

«Из слов его я заметил, что про меня и княжну уж распущены в городе разные дурные слухи: это Грушницкому даром не пройдёт

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 7-го июня

«Берегись, господин Грушницкий! — говорил я, прохаживаясь взад и вперед по комнате. — Со мной этак не шутят. Вы дорого можете заплатить за одобрение ваших глупых товарищей. Я вам не игрушка. »

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 12-го июня

«Грушницкий мне не кланяется уж несколько времени, а нынче раза два посмотрел на меня довольно дерзко. Всё это ему припомнится, когда нам придётся расплачиваться».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 15-го июня

«Лицо его ежеминутно менялось. Я его поставил в затруднительное положение. Стреляясь при обыкновенных условиях, он мог целить мне в ногу, легко меня ранить и удовлетворить таким образом свою месть, не отягощая слишком своей совести; но теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделаться убийцей, или, наконец, оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности. В эту минуту я не желал бы быть на его месте».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

«Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

Гордыня и самолюбие Грушницкого пересиливают порядочность и здравый смысл. Ему проще умереть, чем признаться Печорину в совершённой подлости и раскаяться в своём поступке.

Мери, будучи княжной, считает ниже своего достоинства общаться с Грушницким, который не мог похвастать высокими чинами. Она готова оказать помощь раненому солдату, но общаться с ним, принять в свой круг — об этом не может быть и речи.

Нескрываемое восхищение Грушницкого и скука становятся причиной того, что княжна Мери обращает внимание на пылкого юнкера.

«Грушницкий следил за нею, как хищный зверь, и не спускал её с глаз: бьюсь об заклад, что завтра он будет просить, чтоб его кто-нибудь представил княгине. Она будет очень рада, потому что ей скучно».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 13-го мая

«Под окном, в толпе народа, стоял Грушницкий, прижав лицо к стеклу и не спуская глаз с своей богини; она, проходя мимо, едва приметно кивнула ему головой. Он просиял, как солнце…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 22-го мая

Для Мери становится разочарованием тот факт, что Грушницкий — обычный юнкер, а не разжалованный за дуэль офицер, как она представляла ранее.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Грушницкого вместе!

Биография

Грушницкий — молодой военнослужащий, чей возраст на момент повествования не превышает 21 года. Родом из небогатого дворянского семейства, чьё имение расположено где-то в глубинке России. Получил прекрасное воспитание и образование, традиционное для русского дворянства первой половины XIX века.

Пребывая в плену романтических фантазий, Грушницкий в звании юнкера отправился на Кавказ, где в одном из сражений получил ранение в ногу. Для восстановления здоровья отправился на воды в Пятигорск, где повстречал своего товарища по службе, Печорина.

Грушницкий, будучи натурой страстной и импульсивной, влюбился в красавицу-княжну Мери. Печорин, преследовавший свои личные цели, стал ухаживать за княжной, чем спровоцировал конфликт с Грушницким. Горячий юнкер, на днях получивший офицерские эполеты, не смог вынести такого унижения. Он принялся распускать грязные слухи о княжне и Печорине, за что был вызван на дуэль.

Образ Грушницкого

Грушницкий — натура романтическая, страстная, склонная к драматизации. Очень любит находиться в центре внимания, демонстрируя при этом не подлинную свою натуру, а маску героя пошлого романа.

Отличительная черта Грушницкого — фразёрство. Он любит говорить длинными, красивыми, пышными фразами, за которыми, по сути, ничего стоит. Внешний лоск он ценит куда больше содержимого и в общении буквально погружает собеседника в пучину своих витиеватых речей.

Грушницкий полностью зациклен на собственной персоне и потому плохо разбирается в людях, психологии человеческих взаимоотношений. Он становится лёгкой жертвой манипуляций Печорина, так как отличается болезненным самолюбием и тщеславием. Глупый, самодовольный Грушницкий не замечает ни иронии, ни презрения со стороны Печорина, однако моментально реагирует на известие о его романе с княжной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *