чем продиктована необходимость использования такого композиционного приема как сказка в сказке
И его сказка для детей «Щелкунчик и мышиный король»
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822), один из самых ярких талантов Германии начала XIX столетия, был человеком с детства очень одиноким. Родился он в Кенигсберге 24 января 1776 года. Мальчику едва исполнилось два года, когда брак его родителей был расторгнут, и мать, забрав ребенка, переехала в дом своего брата. Дядя, Отто Вильгельм, был человеком сурового нрава. В семье царила атмосфера ограниченной и лицемерной морали. Любви и ласки ребенок не видел. Утешение находил в музыке. Мечтал стать композитором. Впрочем, очень рано он пристрастился и к рисованию, мечтал о живописи. Поэзия волновала его ум не меньше. Трудность состояла лишь в выборе меж искусствами.
Но семья настояла на юридическом факультете. Так человек, которому было суждено войти в историю поэтом, писателем, композитором и художником, был вынужден искать более «земное» занятие: он становится нотариусом, адвокатом — государственным служащим. Юноше кажется, что под «архивной пылью» будущность его сереет, пропадает. Он попадает в Варшаву, крупнейший культурный центр Пруссии. Здесь Гофман, не прекращая опостылевшей службы, окунается в мир искусства: руководит Филармоническим обществом, дирижирует концертами, читает Доклады на музыкальные темы. Когда в Варшаву вошли войска Наполеона и все прусские правительственные учреждения были распущены, Гофман очутился без средств, но зато и необходимость ходить на службу отпала.
Вот тут-то он и предается всецело поэзии. Выпускает сборник под названием «Фантазии в манере Калло» (1814). Сборник назван в честь французского художника Жака Калло (1592— 1635): Гофмана зачаровывали его офорты, на которых легко узнаваемые типы людей соседствуют, а порой сливаются с невероятными существами, словно бы явившимися прямиком из преисподней. Как у Калло, фантазии Гофмана и странны, и страшны, и смешны. Среди этого причудливого собрания помещена и сказка «Щелкунчик и мышиный король». Именно с этой прекрасной сказки начинается настоящая детская литература.
Гофман сразу же находит удобную для детского чтения форму: весь текст разбит на компактные главки, которые ребенок может за один раз прослушать перед сном или самостоятельно прочесть, не уставая. Но откладывать книжку не хочется, потому что каждая главка, завершая одну небольшую тему, останавливается в преддверье другой, несущей новую тайну.
История Щелкунчика начинается с точного указания времени и места действия.
Двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник.
Деловое, казалось бы, указание на время действия на самом деле сразу же включает читателя в сказочную ситуацию. Двадцать четвертое декабря — сочельник Рождества Христова. В ночь под Рождество всегда свершаются чудеса. В комнату не вносят лампы для того, чтобы свет первой звезды прорезал тьму и ознаменовал дивный момент рождения божественного младенца. Герои сказки — восьмилетняя девочка Мари и ее брат Фриц — уже достаточно большие, чтобы знать о чуде переживаемой ночи. Это знание не остается рассудочным, оно выливается в смутные томительно-прекрасные ощущения: «. им чудилось, будто над ними веют тихие крылья и издалека доносится прекрасная музыка». Откуда это, издалека? Из рая, конечно!
Значение места действия, так точно воссозданного Гофманом, не оставляет сомнений — это модель мира. Темная детская, где дети сидят взаперти, является как бы миниатюрным воспроизведением нашей земной сферы жизни. Она отграничена от таинственной гостиной проходной комнатой. Проходная комната и есть граница меж мирами — нейтральная полоса. Ну а гостиная. Конечно же, она — сверкающее подобие высшего блаженного края.
Светлый луч скользнул по стене, тут дети поняли, что младенец Христос отлетел на сияющих облаках к другим счастливым детям. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: «Динь-динь-динь-динь!» Двери распахнулись, и елка засияла таким блеском, что дети с громким криком: «Ах, ах!» — замерли на пороге.
Светлый луч звезды возвещает о главном чуде этой ночи: границы меж мирами раскрылись, младенец Христос в сопровождении сонма ангелов спускается на землю к другим счастливым детям, а сами дети получили право доступа в райский сад, посреди которого высится древо жизни. Рай — прежде всего царство света. Блаженство сияния после мрака заточения — главное из райских блаженств. И Гофман не жалеет слов для воспроизведения образа светозарного мира:
Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали на темных ветках Вокруг дерева все пестрело и сияло.
Смоделированный родителями для детей рай превосходит все ожидания Мари и Фрица. «Не знаю, кому под силу это описать!» — восклицает Гофман.
По замыслу взрослых, более всего должен был восхитить детей главный подарок — изумительный замок с золотыми башенками, где прохаживаются кавалеры и дамы, а детишки пляшут под музыку. Однако когда Фриц просит крестного Дроссельмейера, смастерившего эту хитроумную игрушку, заставить обитателей замка двигаться по-другому, выясняется, что это невозможно: «Механизм сделан раз и навсегда, его не переделаешь», — отрезает он.
Кажется, будто слово «замечательный» вырывается из уст Мари, хотя на самом деле, очарованная, она не произносит ни звука. Слово сказано Гофманом, и это самое первое слово, которое относится к Щелкунчику. Поэт говорит за Мари: в миг потрясения маленькой героини он сливается с ней. Когда же он хочет объективно обрисовать «замечательного человечка», то признает, что тот и нескладен, и несуразен, в общем, довольно уродлив. Но Мари ничего этого не замечает.
Образы девочки и уродца Щелкунчика, безусловно, возникают как отзвук фольклорного мотива Красавицы и Чудовища. Однако во всех народных сказках Красавица, отправляясь к Чудовищу, приносит себя в жертву. Только много позже она начинает жалеть доброе чудовище. С Мари же все иначе: он «полюбился ей с первого взгляда» и кажется ей «миловидным», «хорошеньким», «красивым». Значит это одно: Мари обладает тем удивительным зрением, которое позволяет ей проникать взглядом в самую глубь явления и постигать его сущность. Пока, разумеется, на инстинктивном уровне. В первый момент встречи она, конечно же, не понимает, что Щелкунчик — заколдованный принц. Но она видит перед собой прекрасное существо с ласковыми глазами, а не жалкого уродца, который и не человек вовсе, а так, щипцы для щелканья орехов. Взгляд Мари — взгляд ребенка и прирожденного романтика. Но это еще не значит, что каждый ребенок — романтик. Фриц тут же демонстрирует свою «антиромантичность»: он ломает зубы Щелкунчику да еще и смеется над его страданиями. Так вновь подтверждается истина: романтический герой — личность и впрямь исключительная не только среди взрослых, но даже и среди детей.
Именно на обыкновенных людей с их поверхностным зрением и рассчитано было колдовство королевы Мышильды. Во всех народных сказках злые силы стремились отвратить сердца людей от прекрасных принцев и принцесс. Для этого они обращали их красоту в безобразие. Но Мышильда превращает юного племянника Дроссельмейера не просто в уродца, а в инструмент, в механизм, таким образом вышвыривая его вообще за пределы жизни. Вот уж коварство так коварство! Точный был расчет! Фриц вот, как и задумывалось, увидел в Щелкунчике только инструмент. И Мари, которую механизмы тоже не интересовали, должна была от Щелкунчика отвернуться. Однако. В этом-то и состоит вся слабость злодеев: не в состоянии они представить себе, что чувствует светлая душа и на что она способна.
Чуть позже, когда Мари, как и положено сказочной героине, ради своего избранника пройдет через множество жестоких испытаний, крестный скажет ей:
Ах, милая Мари, тебе дано больше, чем мне и всем нам. Ты. — прирожденная принцесса: ты правишь прекрасным, светлым царством.
«Прирожденная принцесса» — такой термин изобретает Гофман. Означает он — «истинная романтическая героиня». Но жребий истинного романтического героя тяжел: герой обречен на одиночество. Будем честны: это не только удел, но и результат свободного выбора.
Как только в жизнь Мари вошел Щелкунчик, у нее появилось сокровище, которое она тщательно охраняет от чужих взоров. Она строит свой внутренний мир, строит в тишине и в тайне, и сознательно совершает выбор — одиночество. Мари, «сама не зная почему, не решилась признаться» маме в том, что «лежало у нее на сердце». Однако, сделав выбор, она не представляет себе, как он опасен.
Оставшись наедине с Щелкунчиком, она шагнула из уютной детской в царство добрых и злых чар. Переход из одного мира в другой совершается в определенный сакральный час: часы бьют полночь. И тут раскрывается пол, и появляется семиглавый мышиный король со своим войском. В ночь перед Рождеством, когда все границы разомкнуты, не только ангелы слетают с небес, но и хтонические, т.е. подземные, связанные со смертью, существа выползают из своих темных нор. Для Мари начинается время испытаний.
Когда утром мама находит девочку на полу в луже крови и без сознания, это страшно. Обморок — подобие смерти. Мари пребывала в нем несколько часов. Это не что иное, как ситуация «едва-не-смерть», которую проходят все герои народных сказок: они умирают, чтобы возродиться в новом качестве.
Вот и Мари, вернувшись к жизни, меняется: она явно взрослеет, становится гораздо смелей; такая кроткая раньше, она гневно выговаривает Дроссельмейеру:
О, крестный, как ты гадко поступил! Почему ты не поспешил на помощь Щелкунчику, почему ты не поспешил на помощь мне, гадкий крестный?
Родители в ужасе, но крестный, оставшись наедине с девочкой, объясняет ей свое невмешательство и ее собственную роль — это роль героини:
. много придется тебе вытерпеть, если ты возьмешь под свою защиту бедного уродца Щелкунчика! Ведь мышиный король стережет его на всех путях и дорогах. Знай: не я, а ты, ты одна можешь спасти его.
И Мари готовит себя к борьбе, к лишениям. Но то, что в мире грез сопряжено с такой глубокой серьезностью, в мире реальном все считают бредом, а затем — ложью. Это ее-то, такую правдивую девочку, объявляют лгуньей! Ей даже запретили вообще упоминать о Щелкунчике. Девочку окружает темная стена непонимания, одиночество превращается в трагический удел:
Теперь бедняжка Мари, разумеется, не смела и заикнуться о том, что переполняло ей сердце и вместо того, чтобы играть, как бывало раньше, могла часами сидеть смирно и тихо, уйдя в себя.
Один лишь крестный Дроссельмейер понимает Мари и помогает ей понять самое себя. Для этого он рассказывает ей сказку о принцессе Пирлипат. Вот кто претендует на роль прирожденной принцессы! Но Пирлипат, королевская дочь, оказывается истинной виновницей уродства Щелкунчика. Раздумывая над ее историей, Мари понимает свою миссию: она должна снять чары с заколдованного принца. Никто не говорит ей о том, как это можно сделать. Никто, кроме ее сердца.
Мари сидела около стеклянного шкафа и, грезя наяву, глядела на Щелкунчика. И вдруг у нее вырвалось:
— Ах, милый господин Дроссельмейер, если бы вы на самом деле жили, я не отвергла бы вас, как принцесса Пирлипат.
Эти-то слова и следовало произнести, и как раз с таким чувством, рвущимся из сердца. Они и были заклинанием. Раздается грохот, Мари падает со стула без сознания. Сказка заканчивается свадьбой! Когда Мари приводят в чувство, мама пеняет ей: «Ну, можно ли падать со стула? Такая большая девочка!» А девочка и впрямь большая. И неслучайно со стула падала и опять сознание теряла. Как должно произойти ее внезапное взросление — уже не внутреннее, а внешнее? Как Щелкунчик может переродиться в юного и пригожего Дроссельмейера, племянника крестного? Да, через заклинание, а затем через волшебное действие: оземь девочка грянулась — встала уже невестой.
На свадьбе у них плясали двадцать две тысячи нарядных кукол, а уж музыка гремела. Музыка прошла через всю сказку. Мы слышали и серебряный колокольчик, возвестивший о Вифлеемской звезде, и жутковатую песнь часов, и победный гром военного гусарского оркестра Фрица, и страшную музыку сражений. Но мы не только слышали, мы видели эту сказку о любви и мужестве, видели и нарядных кукол, и пестрый убор елки. И наконец, золотую карету, запряженную серебряными лошадьми, в которой молодой Дроссельмейер увез свою невесту.
Этот праздник музыки, красок, поэзии и мудрости подарил нам великий сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман.
Вопросы и задания
1. Расскажите, что вы знаете о личности Гофмана. Какое значение в его жизни имели музыка и изобразительное искусство?
2. Объясните, какую роль играют в сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» точное указание времени и подробное описание места действия.
3. Чем продиктована необходимость использования такого композиционного приема, как «сказка в сказке»?
4.Что означает для Гофмана и его героев понятие «прирожденная принцесса»?
5.Какую роль в сказке играет крестный Дроссельмейер и его замечательные поделки?
6. Почему в качестве антигероя Гофман изобразил мышь?
Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы
Композиция — это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.
Она помогает читателю глубже понять содержание произведений, поддерживает интерес к книге и помогает в финале сделать нужные выводы. Иногда композиция книги заинтриговывает читателя и он ищет продолжение книги или другие произведения этого писателя.
Это интересно: что такое парцелляция, примеры в русской литературе.
Композиционные элементы
Среди таких элементов можно выделить повествование, описание, диалог, монолог, вставные рассказы и лирические отступления:
Это важно знать! Что такое метонимия в русском языке?
Виды композиции
Не пропустите: Эпифора в литературе, примеры использования.
Композиционные приёмы
Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.
Сюжетная композиция
В развитии сюжета есть свои этапы развития. В центре сюжета обязательно стоит конфликт, но читатель узнаёт о нём не сразу.
Сюжетная композиция зависит от жанра произведения. Например, басня обязательно заканчивается моралью. Драматические произведения классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были иметь пять актов.
Интересно знать: Что такое литота в русском языке?
Композиция сказки
Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.
Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки. Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди».
Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:Жили-были или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.
Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».
Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут — поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».
Литературная композиция — это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.
Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.
Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.
Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством использования приема «изосказка» в старшей группе
Алина Платонова
Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством использования приема «изосказка» в старшей группе
) Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда,
когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания, что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
(Слайд №2) В настоящее время проблема развития речи стала особенно актуальной и значимой на современном этапе образования. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В период дошкольногодетства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и представлениями окружающего мира, в результате чего возрастает степень связности его речи.
(Слайд №3) В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников. Одни из них являются традиционными и основными, это,как вам известно:
— словесные методы, как правило, связанные с художественным словом.
(Слайд №5) Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками можно в работе с дошкольниками использовать и инновационные комбинированные методы.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию такой нетрадиционный прием, стимулирующий речевое развитие детей дошкольного возраста, как изосказка. Этот прием:
— активизирует связную речь детей, формирует творческие способности воспитанников;
— способствует взаимодействию сразу трех видов памяти: тактильной, слуховой и зрительной;
— повышает интерес детей к рассказыванию сказки, слепленной или нарисованной своими руками;
— развивает мелкую моторику.
Как я применяю на практике прием изосказка? Я использую его на занятиях по речевому развитию (при изучении текста)и в режимных моментах: при составлении сказок, рассказов, проговаривании потешек, чистоговорок, чтении художественной литературы. При использовании приема изосказка воспитатель не обращает внимание на технику рисования или лепки.
Хочу сразу обратить ваше внимание, чтобы состоялось такое занятие, где применяется прием изосказка, я обязательно провожу предварительную работу.
Например, перед проведением занятия по нанайской народной сказке «Айога», мы с детьми играли в игру «Назови лишнее». Из перечисленного ряда слов дети выбирали лишнее, не входящее в основное, смысловое значение групп слов и объясняли почему. Предложила такие ряды слов (Слайд №6):
улыбка, радость, грусть, веселье;
доброта, забота, внимательность, злость;
щедрый, добрый, жадный, заботливый;
лживый, справедливый, честный, культурный;
трудолюбивый, смелый, аккуратный, ленивый.
Обсудили значение пословицы: «Человек красив не лицом, а поступками», коротко рассказала об образе жизни и месте проживания нанайцев. Затем я предложила послушать сказку «Айога», чтение сопровождала показом презентации. Вот кадры презентации по сказке (Слайд№7).
На самом занятии я рассадила детей группами, попросила детей пересказать содержание сказки, сопровождая пересказ рисованием.
(Слайд №8) При этом я задавала наводящие вопросы, подсказывала, исправляла ответы, давала советы. В конце занятия мы делились впечатлениями, рассматривали рисунки, давали оценку друг другу. На этом занятии я стараласьдостигнуть следующей цели:
• учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;
• формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости;
• воспитывать заботливое отношение к близким.
Судя по ответам, настроению, поведению детей, могу сказать, что цель занятия была достигнута. Дети остались довольны.
Перед проведением занятия по теме «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» я провела словарную работу, беседу о русских народных сказках, загадывала загадки про корову, прочитала своим воспитанникам сказку, учила называть его героев, учила рассказывать сказки, включая в традиционный текст, другие малые формы фольклора (песенки-потешки, например, «Дай молочка, Буренушка…»; присказки) или заменяя одного или нескольких героев сказки. Само занятие проходило, как пересказ детьми содержания сказки, ответы детей на вопросы воспитателя по тексту сказки, и одновременное составление картины из счетных палочек. Форма организации детской деятельности в данном случае – парная. (Слайд №9)
Используя прием изосказка на этом занятии, я стараласьвыполнить такие задачи:
1. Формировать умение внимательно слушать, договаривать фразы за воспитателем.
2. Учить отвечать на вопросы воспитателя.
3. Обогащать словарь детей.
4. Учить пересказу текста.
5. Развивать внимание, мелкую моторику.
(Слайд №10,11) А эти кадры – результаты занятия по башкирской народной сказке «Лиса-сирота» с применением приема изосказка. Форма организации детской деятельности – парная. Перед занятием мы посмотрели мульфильм «Лиса-сирота» из мультипликационного сериала «Гора Самоцветов» по мотивам сказок народов России. (Слайд №12).
И закреплением работы над этой сказкой стало участие детей моей группы в постановке башкирской народной сказки «Лиса-сирота» (Слайд№13).
После прочтения сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» решила также провести занятие используя прием изосказка. Предпоследнюю главу «Что они нашли за потайной дверью» мы прочли еще раз и одновременно рисовали.
Таким образом, нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видный результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении
Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.