человек взятый в системе таких его психологических характеристик которые социально обусловлены
Общее представление о личности
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность» (рис. 56). Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.
Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их определениями.
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.
Мир психологии
психология для всех и каждого
Личность, ее структура. Активность и направленность личности.
Существуют различные определения понятия «личность».
1-я группа: общечеловеческий подход, из которого выходят разные конкретные науки, например определение К. Маркса: «Личность есть совокупность всех общественных отношений».
2-ой подход: отраслевой, в котором исходят из предмета той или иной науки, например социальные науки определяют Личность, как качество субъекта.
3-ий подход: конкретные концептуальные авторские определения в рамках одной науки, но разные по-своему содержанию.
Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.)
Личность, с одной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (И.С. Кон).
Личность является субъектом социальных отношений, т.е., Личность определяется своим отношением к окружающему миру, к другим людям, к окружению. Эти отношения реализуются в деятельности, с помощь которой, чел может проявить себя и сформироваться как Личность.
Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия.
Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.
Понятие «индивид» характеризует человека, как носителя определенных биологических свойств. Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
В понятии человека, как индивида выражаются два основных признака:
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.
Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.
В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует:
Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова.
Направленность личности. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.
Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).
Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Психические познавательные процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.
Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.
Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.
Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.
Структура личности Леонтьева. Внутренняя позиция личности или ее направленность. Ведущая сфера – аффективно-потребностно-мотивационная.
Структура личности Рубинштейна. Зависимость психических процессов от личности.
Структура личности Петровского А.В.:
В зарубежной психологии существует много различных теорий Личности в рамках разных школ. Обобщая концепции выделяют:
Активность и направленность личности.
Основой человека, как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность независимы друг от друга. Деятельность имеет предметный характер в отличие от активности, которая символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается и которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность.
Выделяют произвольную и непроизвольную активность. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса. Непроизвольная активность связанная с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет. К непроизвольному поведению относятся: рефлекторные ответы (например мигательный рефлекс); ориентировочная реакция; ошибочные действия.
Источником Активности человека являются потребности. Потребности характеризуются следующими признаками:
Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями (желанием, тревогой), то они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей, а потребности порождают мотив.
Мотив-это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия.
Направленность личности.
Несмотря на существование разных научных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях Направленность рассматривается по-разному:
Тем не менее, Направленность выявляется в процессе изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и т.д.
Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.
Основная роль Направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:
Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.
Механизмы развития личности. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С. Немов).
Вопрос развития личности интересовал многих ученых. В результате многочисленных исследований и экспериментов были выявлены механизмы развития личности. К ним относятся присвоение, обособление и идентификация.
В отечественной психологии утвердилось положение о том, что личность развивается через присвоениесвоей «всесторонней сущности»: личность человека тоже «производится», т. е. создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Тем самым в психологии создается проблема внешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности.
Идея «присвоения» сама по себе была бы механической, если бы она не была представлена в диалектическом единстве с идеей о внутренней сущности человека, его активности и зависимости обстоятельств от «самоосуществления индивида». Люди творят обстоятельства и друг друга. Даже по отношению к самому себе человек выступает с субъект-субъектных позиций.
Обособление – это отстаивание отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности. Другими словами, это стремление выделиться из числа других. Обособление выступает как процесс индивидуализации.
Обособление бывает внешним и внутренним. К внешнему обособлению относятся физические параметры, внешние данные, национальность, половая принадлежность и др., к внутреннему – индивидуальные психологические особенности, интеллектуальное развитие, черты характера, темперамент и др. Частным случаем обособления является отчуждение.
Идентификация – это процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом, переживание субъектом своей похожести (тождественности) с желаемым объектом. Поэтому идентификация выступает и как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, и как механизм социализации личности.
Дети усваивают нормы, отношения и формы поведения, свойственные их родителям, сверстникам, окружающим людям. Процесс идентификации себя с ними протекает спонтанно. Ребенок перенимает их взгляды и жизненный опыт. Для детей раннего возраста основным источником идентификации служат родители, позже – сверстники и другие взрослые.
Процесс идентификации продолжается всю жизнь. Ее источником могут служить другие люди, являющиеся носителями тех качеств и форм поведения, которые человек хочет в себе выработать.
Определение личности
Проблема полисемантизма имеет место и в толковании термина «личность». В одних случаях
этим словом обозначают совокупность свойств, характерных особенностей, качеств человека,
а в других – самого человека, обладающего совокупностью этих качеств. К примеру, в одной
и той же книге приводятся определения этого понятия.
«Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик,
которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и
отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие
существенное значение для него самого и окружающих» Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – Кн. 1: Общие основы психологии. С. 336.
«Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств
человека, составляющих его индивидуальность» Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – Кн. 1: Общие основы психологии. С. 336.
«Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность
психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для
данного человека мышление и поведение. (Г. Олпорт) Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – Кн. 1: Общие основы психологии. С. 336»
Отсюда видно, что в одних случаях «личность» понимают близко к термину «индивид», а в
других случаях почти как синоним слова «характер». А это уже абсурд, ибо в один
понятийный ряд попадают характер и индивид, свойство и его обладатель.
Об этом говорит и А. Н. Леонтьев. Говоря о необходимости чётко различать понятия
«индивид» и «личность» он высказывает следующую мысль.
«Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами
только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития.
Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не
затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их
индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т.д.; то же
можно сказать и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего
ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, по и великое
множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Кстати
сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как
продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в
психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не фигуральное
только выражение; но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению
индивида; раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах» Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом «Бахрах-М», 2004. С. 177..
Далее на той же странице он говорит: «Личность не есть целостность, обусловленная
генотипически: личностью не родятся, личностью становятся». Но кто становится личностью?
По-видимому, индивид. В литературе, в том числе и психологической нередко можно
встретить выражение типа «Индивиду нужно стать личностью». В таком случае мы наблюдаем
алогизм. Если индивид становится личностью, а она может расщепляться, то это свойство
гомоморфно должно отобразиться и на индивида. Если некто Икс был произведён в капитаны,
а потом этого капитана разрубили напополам, то возможно ли такое, чтобы это не касалось
нашего Икса? Поэтому, на наш взгляд, правильнее будет сказать: личностью не родятся,
личностью не становятся, личность обретается индивидом. Личность – это присущая индивиду
переменная величина, тогда как индивид неизменен. Личность может быть инфантильной или
зрелой, она может обогащаться и обедняться, она может расщепляться и восстанавливать
Цитата из другого авторитетного издания показывает, насколько велики расхождения в
толковании этого фундаментального понятия.
Термин личность («personality») происходит от латинского слова «persona», обозначавшего
маску, которую надевал актер в греческой драме. Люди склонны отождествлять личность с
обаянием, популярностью или публичным имиджем.
Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии,
обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Карл
Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную,
субъективно воспринимаемую сущность, со¬ставляющую самую сердцевину наших переживаний.
Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле
— внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в
понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных
кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли
рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания
жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого,
ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец, Альберт
Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния
индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций
недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических
представлений гораздо многограннее, чем представленное в перво¬начальной концепции
«внешнего социального образа» Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. с.23.
В большинстве определений личность представлена теми характеристика¬ми, которые
«отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и
постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во
времени и окружающей обстановке Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. с.23.
Нам представляется обоснованным остановить выбор на определении Олпорта. Проанализировав
более 50 определений личности, Олпорт предложил следующее: «Личность – это динамичная
организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют
характерное для него поведение и мышление». Черту личности он охарактеризовал как
«предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций» Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. с.23.
Расшифруем это определение. Выражение «динамическая организация» указывает на
нестатичный характер личности. Для сравнения приведём другое определение личности:
«Личность – относительно устойчивая совокупность психических свойств» Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. С. 264. Выражение
«относительно устойчивая» подчёркивает, то, что она находится в постоянном развитии,
сохраняя при этом свою «самость». Словосочетание «психофизические системы» акцентирует
внимание на наличие как психической, так и физической составляющей. Формулировка
«поведение и мышление», по-видимому, призвана обозначать все виды человеческой
активности. Но это не совсем удачная формулировка, ибо обозначение не исчерпывает
обозначаемое. Физическая составляющая жизнедеятельности не ограничивается поведением, а
психическая – мышлением. Возможно, будет лучше следующее определение. «Личность – это
динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которыми
детерминированы все виды жизнедеятельности, включая психические процессы, психомоторные
реакции, привычки, поведение».
Интересен вопрос о том, какова природа личности. Какого рода образованием является
личность: материальной или идеальной? С одной стороны, она не ощущаема органами чувств,
следовательно, идеальна. Но с другой стороны, существование и функционирование,
устойчивость и изменчивость личности обеспечивают вполне материальные мозговые
структуры, афферентные и эфферентные нейрокомплексы (АНК и ЭНК) и устоявшиеся связи
между ними. Скажем, боязливость как свойство личности нематериальна, но её возникновение
и закрепление происходит в результате установления связей между АНК, порождёнными
угрозой, и ЭНК, несущими боязливую реакцию. И когда эта связь между АНК и ЭНК оформится
как наиболее естественный путь разрядки, получается боязливость как черта личности.
Также важен вопрос о врождённых и приобретённых чертах личности. Ясно, что уже к моменту
схода со стапелей человек обладает множеством свойств, в том числе личностного свойства,
в форме неосознаваемых инстинктивных форм реагирования на потенциальные раздражители.
Появление приобретённых черт возможно только потому, что набор врождённых характеристик
позволяет приобретать новые черты и модифицировать их. Формирование новых черт и
изменение уже имеющихся всегда происходит как развитие уже имеющейся личности.
Небезынтересно положение, выдвинутое Д. Келли: «Процессы личности – это проложенные в
психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события». Данное высказывание можно
перефразировать следующим образом: динамика развития личности определяется прокладкой в
психике новых каналов, установлением новых межнейронных связей, т. е. обогащением
когнитивной карты. Эти новые данные позволяют прогнозировать события, тем самым,
предопределяя наиболее вероятную реакцию на внешний стимул.