человек вмещает как наивысшее добро так и низшее зло считал

Соотношение добра и зла в личности человека

Думаю, многим с детства знакомы знаменитые строчки из стихотворения Владимира Маяковского:

«Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:
Что такое хорошо и что такое плохо?» [3]

В своём эссе я хотел бы рассмотреть один этический вопрос: какого человека можно считать хорошим, какого плохим, и есть ли между ними чёткая граница?

Начну с того, что мир, увы, не делится на хороших и плохих людей. Такого деления никогда не было, нет, и вряд ли такое деление когда-либо предвидится.

Все люди не совершенны. Все люди имеют те или иные слабости, которые в случае их неподавления перерастают в пороки, разрушающие личность изнутри. Все люди имеют те или иные недостатки и черты характера, которые порой хочется спрятать куда-нибудь подальше. Причём спрятать не только от глаз окружающих людей, но даже и от своих собственных, поскольку порой бывает просто стыдно за то, что было сделано или сказано. Здесь хотелось бы вспомнить один мини-опрос, позволяющий понять, что плохое не всегда является воплощением зла, а хорошее воплощением добра.

Как было продемонстрировано, недостатки есть у всех. Все люди в своей жизни хотя бы один раз ошибались и совершали хотя бы один плохой поступок. Но также были и случаи, когда вроде бы безупречные люди совершали в дальнейшем то, что делало их воплощением зла не только в глазах современников, но и в глазах последующих поколений.

Поэтому ошибочно говорить, что тот или иной человек плохой или хороший, поскольку нет абсолютно хороших и абсолютно плохих людей. «Между светом и мраком – миллионы теней и переходных оттенков! И разумный человек всю жизнь учится их различать» [4].

А потому важно не наличие у человека тех или иных недостатков, а то, превозносит ли человек в себе хорошее и стремится ли он побороть в себе если не всё плохое, то хотя бы его большую часть.

Человек, который мыслит подобным образом и ставит перед собой подобные цели, может, по сути, считаться хорошим. Однако хорошим не в том смысле, что он соответствует некоторому идеалу хорошего, прописанному где-либо или же высказанному в устной форме. Этот человек хороший в том смысле, что он стремится в сторону добра, каждый день убивая в себе очередную отрицательную черту и тем самым, всё дальше и дальше удаляясь от злого начала.

Однако и у этого человека есть недостатки, и в его жизни были прорехи, и он совершал проступки, о которых сожалел в последующем. Однако этот человек хороший в том смысле, что он выбрал конечным пунктом своей жизни добро. В отличие от тех, кто выбрал этим пунктом зло или, что ещё опасней, не определился, в каком именно направлении он движется по жизни. Ведь в таком случае этот человек может стать умелым орудием в руках тех, кто хочет сеять хаос и ненависть вместо того, чтобы нести гармонию и любовь.

Человек не может быть абсолютным воплощением добра, но он может стремиться к этому идеалу через ежедневное самосовершенствование и преодоление в себе плохого. Как в своё время отметил Станислав Ежи Лец, «граница между светом и тьмой – ты» [5]. А значит, от самого человека зависит, позволит он плохому окончательно укорениться в себе или же будет бороться со всем тем плохим, что пытается пересечь границу его души или уже пересекло, но ещё не успело закрепиться внутри. Только так, через постоянную борьбу с самим собой, возможно постижение разницы между плохим и хорошим, разницы между светлым и тёмным.

Только научившийся различать светлое и тёмное внутри себя, научившийся видеть границу между ними в себе сможет различить их и в окружающем мире, чтобы дать грамотную оценку тем или иным событиям.

При этом следует сказать, что наличие тех или иных недостатков, плохих качеств у человека, чёрных страниц в его жизни вовсе не означает конец упомянутой борьбы, а наоборот говорит, что борьбу эту надо наоборот усилить. И уж тем более наличие каких-либо отрицательных черт у человека вовсе не говорит, что человек плохой.

Вспоминается одна история, описанная средневековым японским мыслителем Ямамото Цунэтомо в трактате «Хагакурэ».

Таким образом, в жизни любого человека бывают моменты, когда он оступается, совершает какую-нибудь ошибку, или что ещё хуже теряет связь с окружающим миром, а порой и с самим собой, словно проваливаясь в бездонный колодец, на дно которого проникает лишь небольшой лучик света. Но если человек не прекращает борьбы и за этот свет, даже оказавшись на самом дне колодца, он спасётся вопреки всем попыткам тёмного взять над ним верх. Ведь, как было сказано в Новом Завете, «не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» [1].

Пока человек будет бороться со злом внутри себя, он не станет плохим. И даже если он не будет соответствовать идеалам хорошего, он всё равно будет хорошим в том смысле, что он стремится к добру и не прекращает своей борьбы за господство добра в своей душе, а также добрых поступков в своей жизни.

Однако, важно, чтобы человек не только осознал то, что ему нужно двигаться в сторону добра, но и поверил в то, что он сможет пройти этот путь. Ведь, «самое страшное неверие — это неверие в самого себя» [7].

Без веры в успех, а вместе с тем и без веры в свои возможности, человек не сможет добиться должного результата, не сможет сдвинуться даже на шаг, не говоря уже о том, чтобы пройти меньшую или большую часть пути в сторону добра. Но если человек поверит в то, что он сможет пройти этот путь, то он пройдёт его, а вместе с тем изменит не только себя, но и окружающий мир. Ведь, как было сказано в Новом Завете, «умный человек сможет выжать воду даже из камня» [1].

Конечно, человек, решивший стремиться к добру, не сможет пройти этот путь в одиночку, без поддержки близких людей и без помощи Бога, но первый шаг должен сделать всё-таки сам человек, ведь если он не захочет изменить себя, то ему никто не сможет помочь. Но что нужно для того, чтобы человек сделал этот первый шаг? Достаточно ли для этого просто рассказать ему, что есть добро, а что есть зло? Конечно же, нет. Мало донести до человека, «что такое хорошо и что такое плохо». Человек должен увидеть эту разницу сам, и лучше всего на примере чужой жизни. Ведь не зря же говорил Лев Николаевич Толстой, что «самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни» [6].

Источник

Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»

В статьях и репликах многочисленных авторов очень часто встречается мысль об относительности добра и зла. Мол, все здесь зависит от точки зрения: то, что с одной стороны — добро, с другой — зло, то, что для одного человека — добро, то для другого — зло. Эта «свежая» мысль некоторым кажется очень глубокой и гораздо более мудрой, чем «наивный» и «примитивный» тезис об абсолютности и неизменности добра и зла. Между тем, мысль эта доступна и понятна даже дикарям, один из которых, как известно, сформулировал ее предельно четко: «Если я украду у соседа банан — это добро, а если сосед украдет банан у меня — это зло». Именно эта доступность и прельщает многих наших философствующих современников. Прельщает настолько, что они даже не считают нужным свою мысль развивать и обосновывать. Но посмотрим на проблему чуть шире.

Прежде всего отметим, что здесь происходит подмена понятий. Есть субъективные представления людей о том, что хорошо, а что плохо, что такое добро и зло. Но есть и объективно, реально существующие добро и зло. В идеале представления людей должны совпадать с реальностью, в действительности же довольно часто они существенно отличаются от реальности. Вот эти-то различия и вводят нас в заблуждение.

Но для начала дадим определение, что такое истинные, реальные добро и зло.

Сейчас вряд ли кто-нибудь считает, что мир состоит из отдельных независимых частей, хотя именно это предположение может хоть как-то оправдать тезис об относительности добра и зла. Наверное, сейчас каждый знает, что мир представляет собой единую сложную систему, все части которой теснейшим образом взаимосвязаны на всех уровнях. Между прочим, это было известно еще с глубокой древности. Точно так же с древности было известно, что судьба мира и всех его частей напрямую зависит от поведения каждой части мира. Все части мира имеют свои функции, и все они являются клеточками единого живого организма. Понятно, что клеточки организма не должны враждовать друг с другом и уничтожать друг друга. Вред, причиняемый клеточке, оборачивается вредом всему организму и, следовательно, вредом всем клеточкам. Так вот, добро, абсолютное добро — это гармония мира и всех его частей. А зло, абсолютное зло — это любое разрушение гармонии мира или его отдельных частей. Самая близкая аналогия здесь — человек (добро) и болезнь (зло). Здоровый человек гармоничен и самодостаточен, болезнь разрушает гармонию и должна быть уничтожена, что пойдет человеку только на пользу. Вот на этом основываются все известные нам религии светлого направления начиная с зороастризма.

Теперь вернемся к субъективным представлениям людей о том, что хорошо, а что плохо. Всегда ли им можно доверять? К сожалению, нет. Человек не совершенен, очень часто он не понимает даже того, что лично ему хорошо, а что плохо, что для него самого добро, а что зло.

Простейший пример — курение. Любой курильщик будет вас уверять, что курение помогает ему собраться с мыслями, расслабиться, упростить общение с другими курильщиками и т.д. То есть он полагает, что курение — добро для него. Любые ограничения на курение он воспринимает как зло, как попытку ограничить его свободу. А что в результате? Пергаментная кожа, желтые зубы, табачный запах изо рта, хриплый голос, одышка, наконец, различные болезни вплоть до рака легких. Наверно, ни один больной раком не станет настаивать, что его болезнь — благо для него. Он будет проклинать свое легкомыслие, табачные компании, врачей, которые его не предупредили. То же самое происходит в случае других дурных привычек: пьянства, наркомании, неправильного питания и др.

То есть даже в таких элементарных случаях, когда связь поступка и его следствия довольно очевидна и локальна, мы не в силах оценить, что для нас на самом деле добро, а что зло. Что ж тогда говорить о более сложных ситуациях, когда следствия нашего поступка могут быть гораздо более сложными, глобальными, вызывать результаты в отдаленном времени и через длинные цепочки событий? Тем более, мы можем ошибаться в оценке, что есть добро и зло не для нас самих, а для другого человека, для природы, для мира в целом.

Никто и ни при каких обстоятельствах не может быть заинтересован в каком бы то ни было разрушении гармонии мира. Дисгармоничный мир не соответствует нашей сути, не приспособлен для нас. Кроме того, наше участие в разрушении мира (служение злу) притягивает к нам самим несчастья и лишает нас помощи свыше. За любое свое зло мы рано или поздно ответим по полной программе. В лучшем случае — при жизни, в худшем — после смерти.

Разрушая свое тело, корежа и пачкая свою душу, насилуя свою совесть, мы наносим вред не только себе, но и миру в целом, разрушаем гармонию мира. Это не наше личное дело, которое никого не касается, это преступление, за которое с нас спросится. Унижая, обманывая, насилуя других людей, мы тем самым наносим вред гармонии мира. Даже если это приносит нам какую-то материальную прибыль или мнимое моральное удовлетворение, мы должны прекрасно понимать, что на самом деле это зло, причем зло как для нас самих, так и для мира в целом. Если мы разрушаем природу, то мы опять-таки должны понимать, что мы творим зло, даже если нам кажется, что мы обеспечиваем себе более удобную и безопасную жизнь. Никакой относительности добра и зла нет и в помине, есть только наши заблуждения, наша неспособность понять истинные причины и следствия наших поступков.

Например, идет война между странами. Каждая из воюющих стран воспринимает другую страну как зло, а себя как добро. В действительности же злом является сама война, разрушения и смерти, вызванные ею. Служителями зла выступают те, кто развязал войну и те, кто своими действиями способствует ее разрастанию, ужесточению, продолжению, уничтожению людей, умножению ненависти. Добром является мир, отсутствие войны, добрососедские отношения между странами.

Другой пример. Покупатель приходит в магазин. Ему, возможно, хочется ограбить кассу магазина, украсть товар с полки, обсчитать продавца, и он считает это добром для себя. Продавцу же, возможно, хочется повысить цены, продать негодный товар, обсчитать покупателя, и он считает это добром для себя. В действительности же добром будет честное совершение покупки без всякого обмана и насилия.

Как же не ошибиться при оценке, что является истинным добром и истинным злом?

Во-первых, нам может помочь наш разум, если он вооружен правильным знанием о природе и сущности добра и зла. Надо четко понять, что мы склонны ошибаться, принимать свои желания за добро и препятствия к исполнению своих желаний за зло. Надо признать, что истина выше нас и не зависит от нас. И все наши представления о мире неизмеримо проще истинного мироустройства. Отвечать же мы будем не за то, насколько наши поступки соответствовали нашим представлениям о мире, а за то, насколько они соответствуют объективным законам мира.

Во-вторых, нам может помочь наша совесть, то есть тот неподкупный судья, который находится внутри нас, который точно чувствует, что на самом деле хорошо, а что плохо. И если совесть наша категорически возражает против какого-то поступка, то мы должны отказаться от него, какие бы выгоды он не сулил. А если совесть подсказывает нам, как поступить, то надо слушаться ее, даже если это грозит нам неприятностями. Только надо прислушиваться к ее голосу.

Наконец, в третьих, мы можем руководствоваться верой, религией. Все светлые религии имеют систему моральных запретов и предписаний. Если пользоваться ими во всех ситуациях, то можно избежать самых серьезных грехов, выбрать правильный путь, даже если мы не понимаем, почему нам надо поступать именно так. И еще может помочь «золотое правило»: надо поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

А надеяться только на свои житейские представления о том, что хорошо и плохо, не стоит. Ошибок, причем зачастую очень серьезных ошибок, при этом не избежать.

Источник

«Добро и зло»: аргументы

Подборка аргументов для итогового сочинения в 2019-2020 году по направлению «Добро и зло» (для выпускников 11 класса).

Список коротких рассказов по направлению ДОБРО И ЗЛО

Видеоразбор аргументов ДОБРО И ЗЛО

Истинная доброта в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Два видеоурока по разбору направления ДОБРО И ЗЛО

Урок 1

Урок 2

Добро в пьесе Горького «На дне»

В этой пьесе 3 персонажа ярко иллюстрируют добро: Лука, Наташа, Васька Пепел.

Лука убежден, что всем необходимо добрее относиться к людям. Он жалеет окружающих, но и не стремится помогать им. «Добрый, жалостливый», однако он не правдив, позволяет им стремиться к «фантастическому», лжет Актеру о «бесплатной лечебнице», и тем самым фактически обрекает его на погибель, когда выясняется правда. Все его старания уничтожить зло по сути ничем не подкрепляются, потому что он не предпринимает никаких действий для совершения добра.

Наташа добра, не равнодушна, ей искренне жаль жену Клеща, она предлагает ему стать снисходительнее, в завершении пьесы героини не станет.
Васька Пепел — не несет в себе зла, но он недолюбливает Клеща за его озлобленность. Он убежден, что следует проживать свою жизнь достойно, чтобы уважение было к самому себе. Васька стремится перестать быть вором, ему жаль Наташу, он хочет уехать вместе с ней в Сибирь, чтобы начать жизнь с чистого листа. Он отказался принимать участие в преступном сговоре (убить мужа Василисы). Но мечты Васьки о новой жизни не сбылись, он оказался за решеткой за непреднамеренное убийство Костылева.

Что превращает человека в злого А.И. Солженицын «Матренин двор»

Один из ключевых персонажей произведения А. И. Солженицына «Матренин двор», до глубины души поражающих своей жестокостью — это Фаддей. Он давно любил Матрену, но отправился проходить срочную службу в армии, а затем на войне его объявили без вести пропавшим. С тех пор его семья утратила надежду на то, что сын вернется, а Матрену взяла в качестве супруги младшего сына. Женщина не стала возражать: тяжелые времена заставили согласиться с участью домработницы, поскольку семья в ней нуждалась. Когда Фаддей вернулся, он не понял ситуации и проявил крайнюю жестокость, обвиняя во всем, что произошло брата и любимую. Время текло, но обида не забывалась. Матрена, которая потеряла всех детей и мужа, именно в этот момент получает от Фаддея на воспитание Киру. Он и настоял на том, чтобы женщина отдала горницу.

После гибели Матрены Фаддей не смог простить обиду и холодно принял участие в разделении ее имущества. Жестокости героя нет предела и оправдания: Матрена всегда оказывала помощь в трудные времена его семье, только по этой причине она и оказалась ему неверна.

Сила доброты главной героини рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»

Яркий персонаж, который является иллюстрацией идеи добра — это Матрена. Героиня — простая крестьянка, которая готова помочь всем, кто к ней обращается. Женщина с радостью помогает окружающим бескорыстно, ни от кого не требует денег, всегда стремится приносить пользу. Она проживает в скромном доме, из питомцев у нее колченогая кошка и коза. Невзирая на всю ее доброту, судьба героини оказалась тяжелой. Но она не обозлилась на людей, не стала замкнутой. Лишившись родных детей, Матрена воспитывала приемную девочку (Киру). Она выросла и не привязалась к матери, не выражала ей теплых чувств. Однако и это не обидело, не сделало жестокой Матрену. Напротив, героиня проявила все добро, которое находилось в ее душе и отдала горницу названной дочери.

Вскоре Матренина судьба трагически завершилась: она тащила груз через ж/д переезд и попала под поезд. И только когда матери уже не стало, Кира скорбела на похоронах. После прочтения произведения А.И. Солженицына нельзя не согласиться с автором: добро даже одного человека определенно меняет мир к лучшему.

Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Крайне остро категории зла и добра поднимаются в трудах о войне, когда очень сложно совершать добро: в условиях войны нет места жалости. Казак Андрий вынужден выбирать. Юноше трудно, у него горячее сердце и открытая душа, он активно участвует в войне с поляками, но однажды ему становится известно, что погибает его любимая в осажденном им городе. Панночка молила казака о том, чтобы накормить умирающую от голода мать. Андрий оказывается перед сложным выбором: помочь любимой и проявить доброту и оказать одновременно помощь врагу, проявив тем самым предательство по отношению к боевым товарищам.

Борьба между добром и злом, Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В великом романе Ф. М. Достоевского присутствует яркий персонаж, душа которого не имеет ни капли жестокости. Она переполнена добром. Автор убежден: сопереживание, сострадание может пробудить человечность в людях. Сонечка Мармеладова была вынуждена продавать свое тело, чтобы обеспечить пропитание детям собственной мачехи, отцу-пьянице, таким образом она демонстрировала сочувствие. Невзирая на эти трудности, она сохраняет душевную доброту и не становится жестокой. Сонечка повстречала Раскольникова, героиня разделила его боль, отнеслась к нему со всем добром, и помогла спастись его душе.

Безусловное сострадание и доброта, Ф.М. Достоевский «Идиот»

Добрым по-настоящему можно назвать такого человека, которого заботят интересы других больше, чем свои собственные. Он готов в любой момент помочь тем, кто в этом нуждается и глубоко сопереживает людям. Все эти качества характерны герою произведения Ф.М. Достоевского «Идиот» — князю Льву Николаевичу Мышкину. Он из знатного рода, осиротел в молодом возрасте, несколько лет находился за границей из-за эпилепсии. Люди называют его странным, но отмечают, что он — очень интересная личность. Он удивляет их внутренней глубиной, неординарностью мыслей, но одновременно поражает крайней прямолинейностью. Тем не менее, все без исключения считают его открытым и добрым.

Доброта героя начала проявляться буквально сразу после того, как он познакомился с главными персонажами. Он оказался в центре семейной ссоры: сестра Гани Иволгина была против его свадьбы и в знак этого сделала плевок в его лицо. Мышкин встал на ее защиту, получив пощечину от Гани. Но князь не разозлился, а пожалел Иволгина. Герой убежден, что Ганя будет искренне раскаиваться из-за этого поступка.

У князя была еще одна важная черта характера — неиссякаемая вера в людей. Однажды он сообщил Настасье Филипповне: она гораздо лучше, нежели показывает окружающим. Его сопереживание людям, притягивает к князю людей. Его полюбила и Аглая, и Настасья Филипповна.

Удивительная особенность Мышкина в его глубоком чувстве сострадания к людям. Однако он не оправдывает отрицательные поступки, но сопереживает и с пониманием относится к боли людей, их совершивших. Полюбив Аглаю, он отказывается жениться на ней из-за того, что ему жаль Настасью Филипповну, он не способен ее бросить.

Лев Мышкин жалеет даже Рогожкина, убившего Настасью. Его сострадание не знает границ и абсолютно безусловно.

Добро или эгоизм, Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В культовом романе Ф. М. Достоевский создал образ героя, который является олицетворением поля битвы между добром и злом, и душевных терзаний, связанных с этим. Эти категории живут в главном персонаже романа рядом. Родион Раскольников сам по себе является добрым человеком, искренне любит людей, обожает сестру и свою мать, помогает им, неравнодушен к выпившей девочке, но одновременно демонстрирует невероятный эгоизм, злость и жестокость. Герой создал теорию том, что люди делятся на два разряда. В соответствии с ней, заранее определено, кто должен жить, а кто умереть.

Родион любил людей, страдал и сопереживал им, но жестоко расправился со старухой-процентщицей, а также ее сестрой Лизаветой. По убеждению героя, он решился на преступления во имя добра. Появляется парадокс: в основу добра положено зло, и борьба этих противоположных категорий постоянно ведется в его душе. Автор стремился продемонстрировать читателю на примерах рассуждений героя, насколько тяжело дается преодоление себя, когда стараешься выбрать путь добра, но внутреннее зло этому мешает.

Добрая душа Юшки в рассказе А. Платонова «Юшка»

Яркий герой, который был вынужден мириться с жестокостью людей — помощник кузнеца Юшка. Такое прозвище он получил в народе. Не только взрослые, но даже дети постоянно издевались над Юшкой, били, бросали в него песок, камни. Герой без обид и злых чувств терпеливо переносил все издевательства. Иногда ребята специально старались позлить Юшку, однако это было бессмысленно, порой им казалось, что он даже не жив. А герой считал, что все так демонстрируют свое внимание и любовь к нему.

Все деньги, которые зарабатывал Юшка, он никогда не тратил, пил одну воду. Он уезжал куда-то каждое лето в неизвестном направлении, всегда держал это в тайне и называл разные места.

От чахотки Юшке становилось постоянно хуже. И вот в очередное лето ему не удалось отправиться в поездку. Он вынужден был остаться и вечером, когда шел домой с работы жестко ответил на насмешки прохожего. Герой заявил: раз он появился на этом свете, значит нужен миру для чего-то. Задира не ожидал, что Юшка ответит и толкнул его в грудь, от чего наш герой упал и умер.

При прочтении произведения выяснилось, что летом герой навещал приемную дочь, копил деньги для ее содержания в пансионе. Она знала, что названный отец болен, получила профессию врача и пыталась всеми способами ему помочь. Не сразу ей удалось узнать о том, что отца не стало, когда он не прибыл на очередную встречу — дочь начала поиски. После того, как девушке стало известно о трагедии, она не перестала оказывать помощь людям и осталась работать там, где жил Юшка, а люди стали ее называть «Юшкиной дочерью». Таким образом, по мнению автора, добро создает добро.

Источник

Как раскрыть тему «Добро и зло»

Разбираем направление «Добро и зло», учимся понимать и раскрывать проблематику этого направления в итоговом сочинении 2019-2020 учебного года.

Пояснение по направлению «Добро и зло» от ФИПИ

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

Как можно раскрыть тему «Добро и зло»

Видеоразбор направления ДОБРО И ЗЛО

Что такое ДОБРО

Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством).

О ком-чем-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо.

Синонимы:

Доброе (полезное) дело, благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение, щедрость, благость,

Глагольная сочетаемость:

Дать добро, делать добро, добро побеждает, желать добра, творить добро, хотеть добра, быть не к добру, делать добро, поминать добром.

Эпитет:

Абсолютное, деятельное, объективное, нравственное, полезное, истинное, семейное, совершенное, мировое, малое, общественное, вечное, великое, божественное, чистое, моральное, всеобщее, человеческое.

Что такое ЗЛО

ЗЛО относится ко всему, что получает от нас отрицательную оценку, или порицается нами с какой-нибудь стороны; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле «зло» обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка.

Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро.

Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только зло. Из двух зол выбрать меньшее.

Досада, злость. Сделать что-н. со зла З. берёт. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).

Синонимы:

Несчастье, неправда, злость, язва, неприятность, ярость, беда, желчь, злоба, гнев, досада.

Глагольная сочетаемость:

Делать зло, желать зла, зло берет, зло взяло, зло сделать, победить зло, причинять зло, противиться злу, сделать зло, творить зло, укротилось всякое зло, уничтожить зло, хотеть зла

Эпитеты:

Абсолютное, большое, великое, огромное, воплощённое, меньшее, мировое, безусловное, необходимое, несомненное, страшное, очевидное, кажущееся, вопиющее, малое, главное, действительное, чистое, невидимое, бессмысленное, моральное, общественное, истинное, тяжкое, чужое, внутреннее, немалое, всеобщее, духовное, физическое.

Что нужно ещё знать по направлению «Добро и зло»

Два полезных видеоурока по направлению ДОБРО И ЗЛО

Урок 1

Урок 2

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *