человек как предмет воспитания так определял содержание педагогики

Человек как предмет воспитания так определял содержание педагогики

1. «. Детский сад следует признать необходимым воспитательным учреждением в ряду других. Настоящая система воспитательно-образовательных учреждений не имеет начала, она начинает дело с середины, нет связи между семьей, переход детей из семьи в школу крут, резок. Детский сад заключает в себе элементы семьи и школы», — писал великий педагог:
П.Ф. Каптерев

2. «В действительной жизни дитя — не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя — уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созиданиями», — писал:
К. Ушинский

3. «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой», — писал:
К.Д. Ушинский

4. «Воспитание, которое всегда и везде гладит ребенка по шерстке только потому, что боится погладить против шерстки, оказывает развитию личности самую медвежью услугу и в большинстве случаев может дать только жалких и средних субъектов — жалких развинченностью воли и вредных необузданностью своего себялюбия», — писал(-а):
Е.И. Конради

5. «Действительно гуманная педагогика — это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя», — читаем мы в книге:
«Здравствуйте, дети!»

6. «Задача воспитателя — следить, чтобы ребенок не смешивал добра с неподвижностью и зла с активностью, чем нередко грешила старая дисциплина. Наша цель — дисциплинировать для деятельности, для труда и добра, а не для неподвижности, пассивности и послушания», — писал(-а):
М. Монтессори

7. «Как для всякого рода человеческого весь мир — это школа от начала до конца веков, так для каждого человека его жизнь — школа, от колыбели до гроба. », — писал:
Я.А. Коменский

8. «Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни», — писал:
А.С. Макаренко

9. «Теория свободного воспитания» в России начала XX в. ярче всего была представлена:
К.Н. Вентцелем

10. «Учиться ни в каком возрасте не поздно», — говорил:
Сенека

11. «Человек как предмет воспитания» — так определял содержание педагогики:
К.Д. Ушинский

12. «Школа радости» для шестилетних детей была организована:
В. Сухомлинским

13. Автор книги «Исповедь матери»:
Е.И. Конради

14. Автор книги «Человек как предмет воспитания»:
К.Д. Ушинский

15. Автор программы «Музыкальные шедевры»:
О.П. Радынова

Источник

Статья по истории педагогики на тему «К.Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ

«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

«Книга наша назначается не для психологов-специалистов, но для педагогов, сознавших необходимость изучения психологии для их педагогического дела».

Ушинский задумывал трехтомный труд, но написать третий том не успел:

Первый том включает в себя методологическое обоснование педагогики в развернутом предисловии (31 страница);

в физиологической части изложены свойства живых организмов, процессы их питания и роста, мускульная система, строение и деятельность нервной системы человека, привычки и навыки как усвоенные рефлексы, участие нервной системы в акте памяти, влияние нервной системы на воображение, чувство и волю).

В психологической части (в несколько раз больше физиологической): весь 1 том посвящен сознанию человека: внимание, ощущение, память, воображение, рассудочный процесс и образование понятий, суждений, умозаключений, индуктивный метод рассуждения, разум.

В 3 томе планировалось изложить все те возможные педагогические правила, вытекающие сами собою из анализа рассмотренных в 1,2 томах законов психофизиологической деятельности.

В предисловии к первому тому своей «Педагогической антропологии» Ушинский писал , что задача педагогической антропологиии не в том, чтобы дать универсальные правила воспитания, годные на все случаи жизни, а в том, чтобы помочь учителям узнать реальные психофизические и психические закономерности человека, чтобы они могли в каждой конкретной ситуации принимать наиболее соответствующее решение об адекватных педагогических мерах. «Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли же при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты? Едва ли найдется хоть одна педагогическая мера, в которой нельзя было бы найти вредных и полезных сторон и которая не могла бы дать в одном случае полезных результатов, в другом вредных, а в третьем никаких»

В первых двух главах, рассматривая существенные свойства растительного организма, К. Д. Ушинский обращает внимание на такие из них, как рост, органы, силы развития, материалы для развития, значение питательного процесса и его условия, влияние питательного процесса на перерождение организмов. Мыслитель полагает, что эти знания важны для педагогов, особенно в организации процессов физического воспитания.

Из них выводятся основы физического воспитания человека. Для хорошего обучения важны: 1) перемена деятельности и 2) полноценный сон. «Вот почему воспитание, заботясь о гармоническом развитии человеческого организма, должно управлять и сном».

При рассмотрении процесса превращения произвольных действий человека в непроизвольные К. Д. Ушинский изучает рефлективные основания привычек. Привычкой он называет «замечательное явление нашей природы», состоящее в том, что «действия, совершаемые нами вначале сознательно и произвольно, от частого их повторения совершаются потом без участия нашего сознания и произвола и, следовательно, из ряда действий произвольных и сознательных переходят в разряд действий рефлективных, или рефлексов, совершаемых нами помимо нашей воли и нашего сознания».

Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания. Детям нужно показывать картины или писать слова на доске, заставлять их внимательно слушать то, что говорит учитель и самих громко и отчетливо произносить и рассказывать заученное по картинке. Чем прочнее усвоятся памятью первые образы, считает мыслитель, тем легче будет проходить дальнейшее обучение. Таким образом, в соответствии с психофизиологическими особенностями детского возраста, важнейшим источником получения новых знаний для детей является опыт, приобретаемый с помощью внешних чувств. Следовательно, большое значение в обучении придается соблюдению принципа наглядности.

Изучив работу физиологическая часть работы Ушинского, воспитатель должен знать, следующие принципы, придерживаясь которым, организм ребенка будет здоровым и работоспособным:

1. Переменная деятельность ребенка, которая поможет заставить ребенка сделать гораздо больше и без усталости, нежели давать его деятельности одно и то же направление.

2. Чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки.

3. В первый год жизни ребенок живет не одной физической жизнью, в его душе и нервной системе подготавливаются основные элементы всей будущей психической деятельности: вырабатываются те силы и те основные приемы, с которыми он впоследствии будет относиться и к природе, и к людям.

4. При усвоении материала, заставить участвовать зрение, показывая карту или картинку; но и в акте зрения заставить участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины, или писать слово четкими белыми буквами на черной доске.

5. Призывать к участию голосовой орган, заставляя ребенка произносить громко то, что он учит, рассказывать по картинке или по карте.

6. Активизировать слух ребенка, заставляя внимательно слушать то, что говорит ясно и громко учитель или повторяют другие дети, и замечать ошибки.

7. Призывать к участию осязание, обоняние и вкус, если изучаемые предметы это допускают.

При таком дружном содействии всех частей нервного организма, дети будут работоспособными и здоровыми, в памяти прочнее залягут первые образы, даваемые учением.

Источник

Человек как предмет воспитания так определял содержание педагогики

человек как предмет воспитания так определял содержание педагогикичеловек как предмет воспитания так определял содержание педагогикичеловек как предмет воспитания так определял содержание педагогикичеловек как предмет воспитания так определял содержание педагогикичеловек как предмет воспитания так определял содержание педагогики

Б. Г. АНАНЬЕВ. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ

Активность человека составляет одну из главнейших проблем педагогики и педагогической антропологии. Ни в каком возрасте, начиная с ясельного, ребенок не является бесформенным куском плоти и мозга, которому воспитание может придать тот или иной вид. Ребенок или подросток является не только объектом воспитательного воздействия, но и соучастником всего процесса воспитания. Постепенное возрастание роли самих детей в процессе воспитания, т. е. увеличение меры обратных связей, есть показатель эволюции их как субъектов определенных видов деятельности. Противоречивая связь в процессе воспитания объекта и субъекта, отнюдь не совпадающая с однозначным делением на воспитателя и воспитанника, видоизменяется в зависимости от того, как происходит формирование человека в трех основных видах деятельности: труде, общении и познании. В каждом из этих видов деятельности складывается определенная система отношений человека к обществу, природе и к самому себе, развиваются те или иные способности. В процессе определенного вида деятельности создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и потенциал развития человека. [. ]

«Советская педагогика», 1965, № 1, с. 30.

Источник

Философские основания педагогической антропологии К. Д. Ушинского

К. Д. Ушинский был первым отечественным педагогом, который тщательно продумал основы педагогической деятельности, осмыслил принципы воспитания и обучения и заложил фундамент такой науки, как педагогика, придав ей систематичность и теоретическую обоснованность.

Он, имея педагогический опыт и обширные познания в области современной ему философии, психологии, физиологии, выдвинул идею о необходимости соединения результатов педагогической практики, личного опыта педагогов и всесторонних научных знаний о ребенке. Эта идея была им успешно осуществлена в его труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Само название работы указывает на влияние идей Н. И. Пирогова, который прямо говорил о человеке как предмете и цели воспитания.

Психология необходима для познания, формирования и развития душевных сил человека, его внутреннего мира. Исторические знания, если историю понимать широко, как изучение развития всех сфер человеческой деятельности на протяжении тысячелетий, по мнению К. Д. Ушинского, позволяют педагогу передать опыт, накопленный человечеством, своим воспитанникам.

Таким образом, знания о человеке в его целостности являются основой педагогической теории и практики. «Все, что способствует приобретению педагогами точных сведений по всем тем антропологическим наукам, на которых основываются правила педагогической теории, содействует и выработке ее».

Данные наук о человеке создают основу для педагогической практики. И, как считает К. Д. Ушинский, «приступая к святому делу воспитания детей, мы должны глубоко сознавать, что наше собственное воспитание было далеко неудовлетворительно, что результаты его большей частью печальны и жалки и, что, во всяком случае, нам надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас». Этой цели можно достичь, используя и применяя знания из области наук о человеке. Для этого необходима педагогическая антропология как сфера знаний о человеке, лежащих в основе педагогической теории и практики.

Всесторонний и научный характер сведений о человеке, лежащих в основе воспитания, позволит, по мнению К. Д. Ушинского, педагогике подняться до высот искусства, причем искусства самого сложного, высокого и необходимого. Идеалом этого искусства является воспитание совершенного человека, и это достижимо только при изучении человека. «Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук, и как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека. Споспешествовать развитию искусства воспитания можно только вообще распространением между воспитателями разнообразнейших антропологических знаний, на которых оно основывается».

В своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К. Д. Ушинский попытался очертить круг проблем и дать возможное для того времени их решение. В первую очередь это касается изучения физической, телесной природы человека, и педагог излагает в первом томе своего труда некоторые сведения из области физиологии и психофизиологии. Затем он переходит к освещению вопросов психической организации и развития человека, того, что имеет отношение к его душе. Большая часть этих проблем обсуждается как в первом, так и во втором томе. Но К. Д. Ушинский в своем исследовании идет дальше и значительную часть второго тома своего антропологического трактата посвящает исследованию духа человека, где касается вопросов нравственности, свободы веры человека. Он вступает в область философии и пытается дать решение вечных вопросов человеческого существования.

В основе педагогической антропологии К. Д. Ушинского лежат идеи философского характера. Они же являются постулатами его педагогической системы. Это представления о развитии организма, сущности человека и смысле его существования.

К. Д. Ушинский определяет сущность воспитания через ключевые понятия «развитие» и «организм». Он пишет: «Слово «воспитание» прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно и историческим обществам, племенам и народам, т.е. к организмам всякого рода, и воспитывать, в обширнейшем смысле слова, значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, минеральной или духовной». Понятия «организм» и «развитие», по мнению педагога, являются основными при выяснении сущности процесса воспитания, поэтому необходимо их осмысление и ясное понимание.

К. Д. Ушинский был хорошо знаком с немецкой классической философией: он неоднократно цитирует И. Канта, оспаривает те или иные положения гегелевской философии, ссылается на других представителей германского идеализма. Несомненно, немецкая классическая философия оказала влияние на формирование философских представлений К.Д. Ушинского. Так, понятие «развитие» берется им в качестве базисного для понимания и определения сущности педагогического процесса. Именно это понятие является одним из системообразующих в философских построениях В. Гегеля, И. Канта, И. Фихте. Немецкая философия оказала огромное влияние на российскую культуру в XIX в., и К. Д. Ушинский не избежал этого влияния, хотя достаточно критично относился к германскому идеализму. В своем антропологическом труде он размышляет о некоей «силе развития», которая, по его мнению, присуща всем живым организмам и управляет их жизнедеятельностью. Педагог не отождествляет силу развития с «жизненной силой», ясно понимая, что последнее понятие преодолено современной ему наукой. Он не пытается дать четкое определение понятию «сила развития», признавая, что для естественных наук это пока еще тайна, нечто непознанное, загадочное, но полагает, что наличие силы развития, как чего-то внутренне присущего живым организмам, отличает органический мир от неорганического.

Идеей развития проникнута вся педагогическая антропология К. Д. Ушинского, сквозь призму этой идеи он рассматривает формирование как тела, так и психики ребенка. Представление о человеке как развивающемся и совершенствующемся существе явилось краеугольным камнем не только педагогической системы К. Д. Ушинского, но и его педагогической антропологии.

Не менее важную роль в философско-педагогических воззрениях мыслителя играет понятие организма. Посредством этого понятия он определяет сущность воспитания. Понятие «организм» К. Д. Ушинский трактует широко, называя организмом «всякое существо, одаренное самостоятельной внутренней силой развития и органами, посредством которых эта сила выполняет органический план существа». Мыслитель прибегает к кантовскому пониманию организма как целого, объединяющего в себе части», существование и функционирование которых обусловлено этим целым. Целостность является основной характеристикой организма, и К. Д. Ушинский выделяет следующие признаки органической системы:

— общий организму план устройства, развития и жизни;

— органы, живущие в целом и целое в своих органах;

— сила развития, от чего бы она ни зависела, выполняющая общий план развития».

Таким образом, К. Д. Ушинский в качестве основного понятия педагогической антропологии берет понятие организма как целостной развивающейся системы и использует его в своих психофизиологических, психологических, философских педагогических построениях. Понимание человека как сложной, целостной и развивающейся системы оказалось чрезвычайно ценным при создании и педагогической системы К. Д. Ушинского, так как это позволило ему использовать данные научных исследований как основу педагогической теории, сформулировать основные цели и задачи педагогики и разработать прогрессивные и эффективные методы воспитания и образования.

Идея целостности органического развития оказалась конструктивной при создании педагогической антропологии как философско-мировоззренческой основы педагогической теории, совокупности взаимосвязанных и системных знаний из области психофизиологии, психологии, этики, искусствознания, философии. Представления о человеке как системном, целостном и развивающемся организме обусловили построение педагогической антропологии, куда Ушинский последовательно и обоснованно включает новейшие для того времени данные из тех областей науки, которые он называет антропологическими, т.е. изучающими человека. Как педагогические, так и антропологические воззрения К.Д. Ушинского проникнуты идеей целостного органического развития.

Таким образом, педагог ясно осознавал качественное отличие душевных (психических) явлений от телесных (физических и физиологических). Вопрос о природе психики, ее «субстрате» в то время являлся предметом философских рассуждений, строились метафизические гипотезы о том, что такое психическое. Собственно научной психологии еще не существовало. Единственным методом исследования было наблюдение, чаще всего в форме самонаблюдения. Однако были накоплены обширные знания о внутреннем мире человека, его душе. И К.Д. Ушинский использует эти знания при анализе психических явлений.

Прежде всего, он выделяет три сферы психических феноменов: сознание, чувства и воля. В то время это был распространенный взгляд на структуру психического бессознательное еще не попало в круг исследований психологов. Проявления бессознательного были известны, но они не привлекали внимания исследователей и трактовались как загадочные и необъяснимые рационально явления. Под сознанием К. Д. Ушинский понимает совокупность таких психических процессов, как ощущение, представление, внимание, память и мышление. Он не пытается дать определение сознания, а ссылается на то, что у каждого человека есть непосредственное чувство сознания, интуитивное понимание того, что такое сознание. Мыслитель последовательно анализирует внимание, ощущение, память, воображение, рассудок и разум, демонстрируя прекрасную осведомленность в современных ему психологических и философских концепциях познания.

Интересны размышления педагога о сущности сознания, его природе. Перечисление и описание феноменов и процессов сознания еще не дают представления о природе сознания. К. Д. Ушинский не соглашается с утверждением И. Канта, что человек, познавая реальность посредством сознания, не в состоянии само сознание сделать объектом познания, выйти за его пределы, взглянуть на него со стороны. К. Д. Ушинский полагает, что это возможно. В деятельности человека как в зеркале отражается сознание. «Но можем ли мы узнать сознание, если не прямо, то хотя бы в отражении? Таким отражением для сознания является его деятельность, и в ней то мы старались познакомиться с сознанием».

Но насколько верно это отражение? В своей аргументации К. Д. Ушинский апеллирует к собственному сознанию каждого, вернее к ощущению истинности содержания индивидуального сознания. Однако аргументы выглядят не совсем убедительными, так как субъективный опыт отдельного человека нередко приводит к искажению реальности.

Еще один способ определения сознания, к которому прибегает мыслитель, носит «апофатический» характер. К. Д. Ушинский показывает, чем не может быть сознание. Оно не может быть самостоятельным существом, а только свойством какого-либо существа. Сознание не может быть чем-то материальным, оно носит идеальный характер, так как его процессы не материальны и для их возникновения необходимо участие двух явлений: нервной системы и души. «Сознание, следовательно, есть одна из душевных способностей».

Пытаясь определить природу сознания, К. Д. Ушинский обращает внимание на наличие произвольных психических процессов (произвольных внимания, памяти, воображения и рассудка) и указывает на то, что все они сопровождаются «осознанием»: человек осознает, что он делает, произвольно запоминая или воображая. Таким образом, сознание, объединяя произвольные психические процессы, проявляется именно в них. И в этом сознание почти неотличимо от самосознания, а последнее, согласно К. Д. Ушинскому, присуще только человеку и вводит нас в сферу духа.

Целостное восприятие психической жизни человека выражается в следующем утверждении педагога: «Во всяком душевном акте человека высказывается вся его единая и неразделимая душа. ». Такой, в современной терминологии, холистический подход не только помог К. Д. Ушинскому в изучении детской психики, но и позволил ему взглянуть на мир ребенка как на целостный мир, имеющий свои законы развития, где все взаимосвязано, и неоднозначно. Эта педагогическая установка имела огромное влияние как на педагогическую практику в России XIX в., так и на развитие отечественной педагогики в дальнейшем.

К. Д. Ушинский писал, что понимание ценности всех сторон психики в процессе воспитания и образования очень важно для педагога, так как «он должен дать пишу сердцу, уму и вере, чтобы не окорнать человека. ». Признавая ценность веры, педагог анализирует этот феномен. Прежде всего, он констатирует факт, что «вера врождена человеку», «человеку одними знаниями не прожить, и потому вера нужна ему как дополнение знаний».

У детей наблюдается врожденная способность верить. Но в процессе воспитания необходимо придать этой способности определенные формы, «облагородить». По мнению К. Д. Ушинского, самой приемлемой формой веры является христианская, а, точнее, православная вера. «Та вера хороша, которая удовлетворяет человеческой натуре, открывая ей бесконечную и не эгоистическую деятельность, дает терпимость, дает место науке, свободе мысли, не признает ничьей власти над моею совестью, стоит за свое, но свое не навязывает, не допускает произвола, хранит исторические предания, признает свободу воли, а не фатализм. словом, наша святая вера».

Согласно К. Д. Ушинскому, возникновение христианства также связано с потребностями и свойствами человеческой души. Он аргументирует это тем, что если бы борьба за существование была единственной формой человеческой жизни, то проповедь любви и милосердия («религия слабых и угнетенных») не приобрела бы такого распространения среди людей. Распространение христианства связано и с тем, что это религиозное учение содержит великие психические истины, глубокое знание о человеческой натуре. «Такого глубокого понимания души и ее коренного свойства мы не встречали нигде: ни в философско-религиозных системах Востока, ни в философских системах классического дохристианского Запада».

К. Д. Ушинский полагает; что Евангелие содержит великие психологические истины, верное знание о душе человека. Эта «евангельская психология» широко распространилась в мире и оказала влияние на развитие человечества, на формирование определенного мировосприятия у множества людей. И поэтому К. Д. Ушинский спрашивает: «. каким же образом психолог может не знать этой психологии, может обойти ее, ограничив свои познания теориями Гербарта, Бенике или какого-нибудь другого кабинетного ученого?».

Христианское учение необходимо знать не только как предмет веры, но и для глубокого изучения человеческой души и духа. Педагоги должны знать психологические основы религиозной веры: как и почему возникает религиозная потребность, как можно ее развить, какие формы может приобрести потребность в вере, какие психические явления способствуют или препятствуют этому.

Сферу духа составляют психические явления высшего порядка: самосознание, дар слова, эстетические, нравственные, религиозные потребности и чувства.

Несмотря на всеобщую причинную обусловленность, человек свободен в выборе той или иной возможности, он сам становится причиной того или иного действия, а значит, того или иного события. В этом проявляется его личная свобода, свобода воли. Причем в сфере теоретических исследований человек руководствуется, главным образом, рассудком, практическая деятельность требует работы разума. Отсюда К. Д. Ушинский прямо выводит в качестве следствия такое соображение, касающееся педагогической деятельности: «Воспитатель не ученый, не человек умозрений, а практик и потому-то его действиями и намерениями должны руководить не односторонние увлечения рассудка, стремящегося удалить противоречия, а всестороннее понимание разума, который видит современные пределы знания. Этим-то спокойным разумом, прежде всего, должен обладать зрелый человек, который берет на себя воспитание незрелых поколений». А такая зрелость ума, способность к трезвому и спокойному размышлению, по мнению педагога, возможны лишь на основе изучения человеческой природы, в ее историческом развитии и современном состоянии. Следовательно, изучение антропологических дисциплин совершенно необходимо при обучении педагогов.

В своих исследованиях природы и сущности человека К. Д. Ушинский затрагивает проблему смысла человеческого существования. Прежде всего, педагог отмечает, что для человека чрезвычайно важно иметь цель в жизни. Это гораздо важнее, чем достигать ее. Наличие цели наполняет жизнь человека смыслом. Причем цель должна быть такова, чтобы человек в постоянном стремлении к ней ее не достигал. Иначе жизнь его потеряет смысл. Это происходит в силу того, что смысл человеческому существованию придает только деятельность или труд, согласно терминологии К. Д. Ушинского.

Труд, по определению педагога, «есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно-человеческой цели в жизни». Поэтому деятельность наполняет смыслом человеческое существование человека. Деятельности или труда требуют тело, сердце и ум человека. Саморазвитие человека немыслимо без труда. «Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад».

Согласно К. Д. Ушинскому, атрибутами человеческой деятельности являются свобода и творчество. Только свободный, творческий, созидающий труд придает смысл жизни и является условием развития телесных и духовных сил человека.

Все вышесказанное позволяет назвать К. Д. Ушинского родоначальником деятельностного подхода в педагогике. Для него смысл существования и деятельность человека слиты воедино. Для мыслителя сущность человека проявляется в его деятельности. Это идеи, идущие из немецкой классической философии, где Я-субъект зачастую трактуется как проявление изначально присущей миру активности, деятельности. К. Д. Ушинский преломил эту идею в своей педагогической концепции сквозь призму цели содержания педагогической деятельности. В результате идея изначальной,, спонтанной активности человека, проявляющейся в его деятельности, позволила педагогу поставить такие цели и задачи перед педагогикой, которые изменили в корне ее смысл и сущность, а именно не формирование человека, соответствующего определенному образцу, идеалу, предлагаемому данным временем, обществом, культурой, а воспитание деятельной, творческой, свободной личности, способной изменить что-то в этом мире к лучшему.

Таким образом, К. Д. Ушинский, следуя христианской традиции в трактовке природы человека, используя современные ему достижения в области анатомии, физиологии, психологии человека, опираясь на ряд философских идей, таких как идея развития, целостности, противоречивости человеческой природы, создает свою концепцию человека, которая является основой его педагогической системы, ставшей впоследствии практическим руководством для многих российских педагогов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *