человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы знаки препинания
Расставьте знаки препинания?
Расставьте знаки препинания.
Укажите номера предложений, в котором нужно поставить одну запятую.
1) Как ласково пригревало солнце и какой чудесный аромат приносил с лугов ветерок!
2) Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
3) Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.
4) Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.
5) Когда стало совсем темно и месяц стал осторожно заглядывать в окна в горницу внесли горящую яркую лампу.
СРОЧНО?
Помогите разобрать по членам предложение «Биография Гоголя, которую мы читали на уроке, была интересной» и предложение «Ласковый ветерок вмиг стал порывистым и сильным».
Лиса подползла к полынье где плавала Серая Шейка.
Днём и ночью бьются о скалы морские волны.
В воздухе стоял аромат душистых трав а с неба глядело ласковое солнце.
Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат.
Расставьте знаки препинания?
Расставьте знаки препинания.
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.
Расставьте знаки препинания Укажите номера предложений в которых нужно поставить одну запятую 1?
Расставьте знаки препинания Укажите номера предложений в которых нужно поставить одну запятую 1.
Иван Бунин проклял октябрь и навсегда уехал за границу.
Быстрое течение захлестнувшее галчонка с головой подхватило птенчика и понесло поставить знаки препинания если надо?
Быстрое течение захлестнувшее галчонка с головой подхватило птенчика и понесло поставить знаки препинания если надо.
Луна зашла стало темно?
Луна зашла стало темно.
Цвет озера особенно хорош осенью когда на черную воду слетают жёлтые листья.
Расставьте знаки препинания.
Какое из этих предложений сложное?
Наконец ему удалось открыть окно?
Наконец ему удалось открыть окно.
Вдруг стало темно, что я растерялся.
Синтаксический разбор предложения Стало теплее пригревать солнце?
Синтаксический разбор предложения Стало теплее пригревать солнце.
Определи тип речи?
Горячее, свежее солнце удивительно приятно печет, но не парит.
Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат.
На центральной улице живёт очень важный человек.
С)Птичьи голоса наполняли лес. Птичьи голоса наполняли (Что? ) лес (дополнение, выражено существительным).
Золотая осень, перелётные птицы, ясное небо, добрые слова, умная девочка, голубые глаза. Была(сказуемое, двумя линиями) ранняя (определение, волнистой) осень (подлежащее, одной линией). Дети (подлежащее, одной линией) составляли (сказуемое, двумя л..
Осень красивая птицы быстрее небо голубое слова чёткие девочка маленькая глаза изумительные.
Я думаю, что это и вправду так. Что люди стали намного реже писать письма. Я думаю, что это произошло потому что, появились мобильные телефоны. Через которые мы можем позвонить, написать SMS, появились социальные сети. И это все заменило письма.
Экономия достигнута благодаря, усовершенствованию производства.
Тест по русскому срочно помогите
А14. В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (Что) бы вовремя приехать (на) встречу, мы вышли пораньше.
2) (По) причине затяжного (не) настья поход был отменен.
3) Мещерский край так (же) скромен, как и картины Левитана,
и есть в нем то (же) величие и спокойствие, что и в картинах
художника.
4) Мы взглянули (на) право, но дороги так и (не) увидели.
А15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Лес (1) ещё недавно синевший впереди (2)неожиданно побледнел
(3) растворяясь (4) в косых потоках ливня.
1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 3
А16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Накинув нарядные уборы (1) березы первыми вступили (2) в
осенний танец (3) весело и быстро захвативший (4) весь лес.
1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3
А17. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1)Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.
2)Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные
законы.
3)Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками
воды.
4)Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким
голосом.
А18. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены).
1) Он скептик и материалист.
2) Пруд как блестящая сталь.
3) Точность и краткость первые достоинства прозы.
4) Бедность не порок.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Солнце пригревало совсем по-летнему () и вернувшиеся из
теплых краев скворцы начали вить гнезда.
1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И
запятая не нужна.
2)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не
нужна.
3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна
запятая.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И
нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определенную
группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных
исследовательских судах.
1) 1, 2 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 3
А21. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
С природой Алексей жил одной жизнью: он понимал и
журчанье ручья, и говор листвы, и шепот трав.
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает
на причину того, о чем говорится в первой части.
1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами
предложения.
2)Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит
условие того, о чем говорится во второй части.
3)Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.
Задание 15 ЕГЭ 2015
Задание 15 ЕГЭ 2015
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
Она просто клала голову на сложенные бутербродом ладони и в
следующую секунду уже видела какой-нибудь приятный сон.
Осенью и природа засыпает и люди готовятся к зиме.
Без нитки да иголки шубы не пошить.
1) Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.
2)Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4)Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
5) Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.
1)Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
2)В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
3)На улице весь декабрь то снег то дождь…
4)Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
5) Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.
1) Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.
2) Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.
3) Рябина прекрасна и по весне и осенью.
4) Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.
5) Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались.
1) Старый князь был ещё в городе и его ждали каждую минуту.
2) Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
3) Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.
4) Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.
5) Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.
1) Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.
2) Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.
3) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.
4) Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.
5) Соревнования из-за дождя не состоялись и решено было перенести
их на ближайшее воскресенье.
1) Много желал да ничего не поймал.
2) Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.
4) Соревнования из-за дождя не состоялись и решено было перенести их на ближайшее воскресенье.
5) В лесу одному шумно и жутко и весело
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.
Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
Ночью ветер злится да стучит в окно.
Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
У церкви сиротливо мерцал одинокий фонарь да ещё здание школы светилось огнями.
Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
Ветер достиг силы урагана и визжал долго и зло.
Газеты ничего не подсказывали да и мало их было.
Люди сильно проголодались лошади тоже нуждались в отдыхе.
Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или пáрами.
На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
Дети каждый день сыпали на подоконник для синиц и воробьев крошки и крупу.
Высота горных хребтов определяет как характер растительности так и своеобразие животного мира.
У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи.
Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.
Венчики трав качались от ветра и осыпали наши плечи желтой цветочной пылью.
Выпускник историко-филологического факультета Петербургского
университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по
языкознанию золотой медалью и ему предложили остаться в
Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью
И стар и млад понимали тогда значение происходящего.
Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
И в науке и в литературе и в музыке в целом всегда открыта универсальная тайна наших способностей.
Казалось, что всё в этом роскошном парке чужое и каждую минуту
нас могут прогнать.
Вот крик и снова все вокруг затихло.
С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья и по
тропинкам в октябре нельзя ступить.
Каждая нация имеет свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.
При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.
Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.
Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.
Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.
Дачники лениво или гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
Задания с запятыми по русскому языку. Запятые. Общее задание. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую
Вариант 1
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
2) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
3) Она просто клала голову на сложенные бутербродом ладони и в
следующую секунду уже видела какой-нибудь приятный сон.
4) Осенью и природа засыпает и люди готовятся к зиме.
5) Без нитки да иголки шубы не пошить.
2.
1) Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.
2)Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4)Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
5) Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.
3.
1)Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
2)В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
3)На улице весь декабрь то снег то дождь…
4)Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
5) Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.
4.
1) Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.
2) Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.
3) Рябина прекрасна и по весне и осенью.
4) Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.
5) Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались.
5.
1) Старый князь был ещё в городе и его ждали каждую минуту.
2) Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
3) Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.
4) Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.
5) Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке. 6. 1) Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом. 2) Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером. 3) Самоварчик уже был готов и стоял на столе. 4) Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг. 1) Много желал да ничего не поймал. 2) Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника. 3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи. 4) Соревнования из-за дождя не состоялись и решено было перенести их на ближайшее воскресенье. 5) В лесу одному шумно и жутко и весело. нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них. 2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари. 3) Ночью ветер злится да стучит в окно. 4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться. 5) У церкви сиротливо мерцал одинокий фонарь да ещё здание школы светилось огнями. 1) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. 2) Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком. 3) Ветер достиг силы урагана и визжал долго и зло. 4) Газеты ничего не подсказывали да и мало их было. 5) Люди сильно проголодались лошади тоже нуждались в отдыхе. 1) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка. 2) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели. 3) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или пáрами. 4) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки. 5) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения. 1) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное. 2) Дети каждый день сыпали на подоконник для синиц и воробьев крошки и крупу. 3) Высота горных хребтов определяет как характер растительности так и своеобразие животного мира. 4) У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи. 5) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы. 1) Венчики трав качались от ветра и осыпали наши плечи желтой цветочной пылью. 2) Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью и ему предложили остаться в 3) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью 4) И стар и млад понимали тогда значение происходящего. 5) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени. 1) И в науке и в литературе и в музыке в целом всегда открыта универсальная тайна наших способностей. 2) Казалось, что всё в этом роскошном парке чужое и каждую минуту нас могут прогнать. 3) Вот крик и снова все вокруг затихло. 4) С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья и по тропинкам в октябре нельзя ступить. 5) Каждая нация имеет свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле. 1) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев. 2) Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди. 3) Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах. 4) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей. 5) Дачники лениво или гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев. Задание 15. Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1. Было тоскливо и только через некоторое время на лестнице вспыхнуло пламя свечи. 2. К ночи снегопад закончился и усилились морозы. 3. Музыка звучит если не у вас то у вашего соседа. 4. Вася встал сегодня ни свет ни заря. 5. Анисимов смотрел на синее небо и плывущие облака и вспоминал прошедшее лето и Женю. Если вы хотите знать, почему 1 – это правильный ответ, смотрите пояснение А. Если вы хотите знать, почему 2 – это неправильный ответ, смотрите пояснение Б. Если вы хотите знать, почему 3 – это правильный ответ, смотрите пояснение В. Если вы хотите знать, почему 4 – это неправильный ответ, смотрите пояснение Г. Если вы хотите знать, почему 5 – это неправильный ответ, смотрите пояснение Д В таких предложениях перед союзом запятая нужна. Сложносочиненное предложение – сложное предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными союзами : Было холодно, но пришлось идти в школу. Сочинительные союзы – И, ИЛИ, ЛИБО, НО, А, ДА, ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ОДНАКО… Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении и один главный член в односоставном. Двусоставное предложение состоит из двух главных членов (есть и подлежащее, и сказуемое, хотя бы частично): Сапунцов готовился к ЕГЭ. Односоставными называются предложения с одним главным членом: Люблю грозу в начале мая. Сделанного не воротишь. Выполните задание. Погуляли хорошо. Скучно жить на этом свете. Вот парадный подъезд. Наступила ночь, и Петухов принялся готовиться к завтрашнему экзамену. – это сложносочиненное предложение, две основы Было тоскливо, и только через некоторое время на лестнице вспыхнуло пламя свечи. – это сложносочиненное предложение, состоит из двух частей; первая часть – односоставное безличное предложение, вторая часть – двусоставное. Выполните задание. Поставьте запятые. 1. Но дурной каламбур не утешение для русского человека _ и я надумал записывать рассказ Максима Максимыча о Бэле. 2. Про батарею Тушина было забыто _ и только в самом конце дела князь Багратион послал туда князя Андрея. 3. Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха _ и мысль о смерти не приходила ему в голову. 4. Нехлюдов услышал быстрые шаги _ и в дверь постучались. 5. Ему было около тридцати пяти лет _ и мы за то почитали его стариком. 6. Старайся думать о хорошем_ и мысли созреют в добрые поступки. 7 Природа поздней осенью засыпает _ и люди готовятся к долгой зиме. 8. Надвигалась гроза _ и тучи заволокли всё небо. 9. У церкви иногда сиротливо мерцал одинокий фонарь _ да ещё здание школы по вечерам светилось огнями. 10. Ночи были весенние _ да холодало целый месяц. 11. Нас ветер обдал пылью _ и мы слышим скрип мельничных колес. 12. Вокруг нас природа молчала _ и лишь вдалеке слышен был крик орла. 13. Мальчик остался дома _ и хозяйка принялась его учить шить. 14. Он был счастлив _ и ему вместе с тем было лестно. 15. Было очень прохладно _ и пахло осенью. 16. Страшно выли провода на столбах _ да громыхали вывески. 17. Бесплодной почвы нет _ и Сахару можно сделать плодородной. 18. Я сразу позвонил _ и он явился с кружкой воды. 19. Идешь по лесу_ и за тобой наблюдает множество глаз. 20. Все проходит _ да все забывается. 21. Моя речь произвела сильное впечатление _ или она меня просто не слушала. 22. Мир разноязычен _ и люди стараются жить единым разумом. 23. Всходило солнце _ и вслед за ним обсыхала трава. 24. День выпал теплый _ и кое-где в последний раз зардела рябина. 25. Нужно читать книги _ и они нас научат понимать смысл жизни. Сравните с правильным вариантом. 1. Но дурной каламбур не утешение для русского человека, и я надумал записывать рассказ Максима Максимыча о Бэле. 2. Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела князь Багратион послал туда князя Андрея. 3. Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль о смерти не приходила ему в голову. 4. Нехлюдов услышал быстрые шаги, и в дверь постучались. 5. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. 6. Старайся думать о хорошем, и мысли созреют в добрые поступки. 7 Природа поздней осенью засыпает, и люди готовятся к долгой зиме. 10. Ночи были весенние, да холодало целый месяц. 11. Нас ветер обдал пылью, и мы слышим скрип мельничных колес. 12. Вокруг нас природа молчала, и лишь вдалеке слышен был крик орла. 13. Мальчик остался дома, и хозяйка принялась его учить шить. 14. Он был счастлив, и ему вместе с тем было лестно. 15. Было очень прохладно, и пахло осенью. 16. Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески. 17. Бесплодной почвы нет, и Сахару можно сделать плодородной. 18. Я сразу позвонил, и он явился с кружкой воды. 19. Идешь по лесу, и за тобой наблюдает множество глаз. 20. Все проходит, да все забывается. 21. Моя речь произвела сильное впечатление, или она меня просто не слушала. 22. Мир разноязычен, и люди стараются жить единым разумом. 23. Всходило солнце, и вслед за ним обсыхала трава. 24. День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина. 25. Нужно читать книги, и они нас научат понимать смысл жизни. Если у двух частей сложносочиненного предложения есть общий в торостепенный член , в водно е слово или общее придаточно е, запятая перед И не нужна. Сложносочиненное предложение – сложное предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными союзами : Было холодно, но пришлось идти в школу. Сочинительные союзы – И, ИЛИ, ЛИБО, НО, А, ДА, ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ОДНАКО… Вводное слово служит для выражения отношения говорящего к высказанной мысли и не являются членами предложения: разумеется, конечно, по-видимому, наверное и др. Общий второстепенный член – один на все части сложного предложения: Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза. Сложноподчинённое предложение – сложное предложение, состоящее из главного и придаточных, которые присоединяются к главному подчинительными союзами и союзными словами . Леса шумели так, будто океаны прорвали плотину . Подчинительные союзы – ЧТО, ЧТОБЫ, КОГДА, ЕСЛИ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО … К ночи снегопад закончился и усилились морозы. – в предложении две основы, но есть общее обстоятельство – к ночи. Не нужна запятая. Выполните задание. Поставьте запятые. 1. Камни побелели _ и по ним легко идти. 2. Из окошка далеко блестят горы _ и виден Днепр. 3. Шум стройки доносился отчетливо _ и впереди вспыхивали огни электросварки. 4. На чердаке было совсем светло _ и шум ветра не казался в нем таким зловещим. 5. Но и в этой комнате стояла пустая ванна _ и была пролита вода. 6. Осенью природа засыпает _ и люди готовятся к зиме. 7. От долгого сиденья у него затекли ноги _ и заболела спина. 8. Вдалеке надвигалась гроза _ и тучи заволокли всё небо. 9. Для счастья людям нужен мир _ и не нужна война. 10. Землю подсушил мороз _и запорошило первым нежным снегом. 11. Отсюда блестит река _ и виден весь город. 12. У него покраснел лоб _и выступили слезы. 13. Где-то звонко капала вода _ и стрекотали кузнечики. 14. Может, он вчера еще приехал _ и я забыла. 15. Когда приятели вернулись в свой город, был уже ноябрь _ и на улицах лежал глубокий снег. 16. На другой день Орлов вернулся к обеду _ и они помирились. 17. Стало быть, ей было известно ее положение _ и она понимала его. 18. На небе были звезды _ и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. 19. В сенях пахло свежими яблоками _ и висела волчья шкура. 20. Рано утром очень прохладно _ и пахло осенью. 21. Бывает, идешь по лесу _ и за тобой наблюдает множество глаз. 22. Поздней осенью природа засыпает_ и люди готовятся к зиме. 23. В лесу природа молчала _и лишь слышен стук дятла. 24. По ночам в городе стало теплее _ и пахло огурцами. 25. После всего этого пошел дождь_ и стало теплее. Сравните с правильным вариантом. 1. Камни побелели, и по ним легко идти. 2. Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. 3. Шум стройки доносился отчетливо, и впереди вспыхивали огни электросварки. 4. К счастью, на чердаке было совсем светло и шум ветра не казался в нем таким зловещим. 5. Но и в этой комнате стояла пустая ванна и была пролита вода. 6. Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме. 7. От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина. 8. Вдалеке надвигалась гроза и тучи заволокли всё небо. 9. Для счастья людям нужен мир и не нужна война. 10. Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. 11. Отсюда блестит река и виден весь город. 12. У него покраснел лоб и выступили слезы. 13. Где-то звонко капала вода и стрекотали кузнечики. 14. Может, он вчера еще приехал и я забыла. 15. Когда приятели вернулись в свой город, был уже ноябрь и на улицах лежал глубокий снег. 16. На другой день Орлов вернулся к обеду и они помирились. 17. Стало быть, ей было известно ее положение и она понимала его. 18. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. 19. В сенях пахло свежими яблоками и висела волчья шкура. 20. Рано утром очень прохладно и пахло осенью. 21. Бывает, идешь по лесу и за тобой наблюдает множество глаз. 22. Поздней осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме. 23. В лесу природа молчала и лишь слышен стук дятла. 24. По ночам в городе стало теплее и пахло огурцами. 25. После всего этого пошел дождь и стало теплее. Запятая ставится перед союзами а, но, да=но, однако, зато. Запятая ставится перед второй частью двойного союза как…,так, не только…,но и, не столько…,сколько, насколько…,настолько, хотя и…,но, если не…,то, не только не…а, не то чтобы…а и др. Дни стояли пасмурные, однако теплые. Музыка звучит если не у вас, то у вашего соседа. Петухов хорошо сдал как зачеты, так и экзамены. Сапунцов не то чтобы не хотел заниматься французским, а никак не мог начать. Выполните задание. Поставьте запятые. 1. Марина не только не отказалась от идеи нарисовать на стене троллейбус _а уже пригласила художника. 2. Феликс хотя и старался выполнять домашние задания _ но почти никогда не успевал сделать это. 3. Я вас ждала как позавчера _ так и вчера. 4. Петухов не столько мечтал об университете _ сколько хотел вырваться из школы. 5. Ей не то чтобы мешали быть самой красивой _ но не поддерживали в этом стремлении. 6. Захар вполголоса не только приказал Дику ждать _ а сам пошел на голоса и шум. 7. Эта история не так интересна _ как поучительна. 8. Стрельцы признавали вину не столько в вооруженном бунте _ сколько в его замысле. 9. В первый раз после двухнедельного отсутствия русские войска не только удержали поле сражения_ но прогнали французов. 10. Кабинет как был запечатан_ так и остался. 11. Вахнов на мгновение приобрел если не уважение _ то сочувствие. 12. Пахло в кухне не то чтобы вкусно_ а приторно. 13. И не настолько стало важно сочинять сказки_ насколько было это занятие интересно. 14. Мы не только увлекались музыкой_ но старались изучать танцевальные движения. 15. Хотя это было сделать трудно_ но очень важно. 16. Мы это ощущаем как быстро_ так и легко. 17. Эта музыка была не столько громкая_ сколько раздражающая. 18. Вам важно знать как теоремы_ так и особенности построения графиков. 19. Не только мальчишки_ но и девчонки бросились играть в футбол. 20. Хотя он шел и тихо_ но все же вприпрыжку. 21. Нам интересно работать как с собаками_ так и с кошками. 22. Хотя нас много_ но это его не останавливает. 23. Работа важна на столько_ на сколько интересна. 24. Он как и не старался_ так и мог не уснуть. 25. В некоторых случаях определения с одинаковым основанием можно отнести как к однородным_ так и к неоднородным. 1. Марина не только не отказалась от идеи нарисовать на стене троллейбус, а уже пригласила художника. 2. Феликс хотя и старался выполнять домашние задания, но почти никогда не успевал сделать это. 3. Я вас ждала как позавчера, так и вчера. 4. Петухов не столько мечтал об университете, сколько хотел вырваться из школы. 5. Ей не то чтобы мешали быть самой красивой, но не поддерживали в этом стремлении. 6. Захар вполголоса не только приказал Дику ждать, а сам пошел на голоса и шум. 7. Эта история не так интересна, как поучительна. 8. Стрельцы признавали вину не столько в вооруженном бунте, сколько в его замысле. 9. В первый раз после двухнедельного отсутствия русские войска не только удержали поле сражения, но прогнали французов. 10. Кабинет как был запечатан, так и остался. 11. Вахнов на мгновение приобрел если не уважение, то сочувствие. 13. И не настолько стало важно сочинять сказки, насколько было это занятие интересно. 14. Мы не только увлекались музыкой, но старались изучать танцевальные движения. 15. Хотя это было сделать трудно, но очень важно. 16. Мы это ощущаем как быстро, так и легко. 17. Эта музыка была не столько громкая, сколько раздражающая. 18. Вам важно знать как теоремы, так и особенности построения графиков. 19. Не только мальчишки, но и девчонки бросились играть в футбол. 20. Хотя он шел и тихо, но все же вприпрыжку. 21. Нам интересно работать как с собаками, так и с кошками. 22. Хотя нас много, но это его не останавливает. 23. Работа важна на столько, на сколько интересна. 24. Он как и не старался, так и мог не уснуть. 25. В некоторых случаях определения с одинаковым основанием можно отнести как к однородным, так и к неоднородным. Однородными называются членами предложения, которые относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос. Ни он, ни его близкие не верили такому счастью. Он то ходил по комнате, то останавливался возле окна. Вася встал сегодня ни свет ни заря. Выполните задание. Поставьте запятые. 1. Легкий ветерок то просыпался _ то утихал. 2. Долго ль мне гулять по свету _ то в коляске _ то верхом _то в кибитке _ то в карете _ то в телеге _ то пешком. 3. Овсяников разъезжал _ либо на беговых дрожках _ либо в небольшой красивой коляске с кожаным верхом. 4. Ну что за человек – ни рыба _ ни мясо! 5. Звезды то мигали слабым светом _ то исчезали. 6. Он иногда был то шумно весел _то грустен. 7. Он лишь подсвечивали то стены пещерного зала _ то наиболее красивый сталагмит. 8. Ни люди _ни птицы его в лесу не слышали. 9. Или слишком поздно _ или слишком рано должно это произойти. 10. Из большой комнаты в «номерах» доносились то ли дружный хохот _ то ли рыдающие стоны гитары. 11. А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы _ то внушительно поучал дочь. 12. Не было ни бурных слов _ ни пылких признаний. 13 После разлуки с Лермонтовым она не могла смотреть ни на людей _ ни на попутные села и города. 14. Нигде не было видно ни воды _ ни деревьев. 15. Высоко в небе парил не то коршун _ не то ястреб. 16. Дни были то солнечные _ то хмурые. 17. Ни то _ ни сё_ ни житель света _ ни призрак мертвый. 18. Пускай да послужит он в армии _ да понюхает пороху. 19. Легкий ветерок не то просыпался _ не то утихал. 20. Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках _либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом. 21. Он была ни жива _ ни мертва. 22. Ни богу свечка _ни черту кочерга. 23. Ни в городе Богдан _ ни в селе Селифан. 24. Нельзя было тронуться ни взад _ни вперед. 25. Жизнь моя в Петербурге ни то_ ни сё. Сравните с правильным вариантом. 1. Легкий ветерок то просыпался, то утихал. 2. Долго ль мне гулять по свету то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком. 3. Овсяников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой коляске с кожаным верхом. 4. Ну что за человек – ни рыба ни мясо! 5. Звезды то мигали слабым светом, то исчезали. 6. Он иногда был то шумно весел, то грустен. 7. Он лишь подсвечивали то стены пещерного зала, то наиболее красивый сталагмит. 8. Ни люди, ни птицы его в лесу не слышали. 9. Или слишком поздно, или слишком рано должно это произойти. 10. Из большой комнаты в «номерах» доносились то ли дружный хохот, то ли рыдающие стоны гитары. 11. А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь. 12. Не было ни бурных слов _ ни пылких признаний. 13. После разлуки с Лермонтовым она не могла смотреть ни на людей, ни на попутные села и города. 14. Нигде не было видно ни воды, ни деревьев. 15. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб. 16. Дни были то солнечные, то хмурые. 17. Ни то ни сё, ни житель света, ни призрак мертвый. 18. Пускай да послужит он в армии, да понюхает пороху. 19. Легкий ветерок не то просыпался, не то утихал. 20. Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом. 21. Он была ни жива ни мертва. 22. Ни богу свечка, ни черту кочерга. 23. Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. 24. Нельзя было тронуться ни взад ни вперед. 25. Жизнь моя в Петербурге ни тони сё. Запятая ставится при отсутствии союза И перед первым из перечисляющихся членов предложения, если союз И повторяется хотя бы дважды. Обратите внимание: запятая ставится и перед первым И тоже. Запятая не ставится, если члены предложения соединены неповторяющимся союзом И, ДА=И, ИЛИ, ЛИБО. Если союз И стоит перед первым из перечисляемых членов предложения, запятая перед ним не нужна. Однородными называются членами предложения, которые относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос. От дома и от деревьев, от голубятни и от галереи побежали длинные тени. Анисимов смотрел на синее небо и плывущие облака и вспоминал прошедшее лето и Женю. Вкус ребенка извилист, прихотлив и неожидан. Он был занят только собой и тогда, и теперь Выполните задание. Поставьте запятые. 1. Стук ставни и завывание ветра заставляли бледнеть _и мужчин _и женщин _и детей. 2. Он рощи полюбил густые_ уединенье _тишину _и ночь _и звезды_ и луну. 3. Вот уж _и стука _и крика_ и бубенцов не слыхать. 4. Старшая сестра Нина постоянно вышивала оборки_ и воротнички _и составляла разные узоры. 5. Он очень загорел_ похудел_ и побледнел_ и чувствовал смертную тоску. 6. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. 7. Я прислушивался к голосам народного творчества_ и природы _и брал напетое_ и подсказанное ими в основу своего творчества. 8. Светлые полосы от огня_ и черные тени ночи плясали вокруг костра _ и ползали по земле где-то в пространстве. 9. Едет витязь степью _ и горами _ и видит крест на холме _ и несколько пещер. 10. И дни _ и ночи до утра в степи бураны бушевали _ и ветки снегом заметали _ и заносили хутора. 11. Русский народ смышлен_ и понятен _ усерден _ и горяч ко всему благородному_ и прекрасному. 12. Солдаты шли скоро_ и молча _ и невольно перегоняли друг друга. 13. Он схвати Ваню большими руками _ и прижал к груди _ и засмеялся тихим смехом. 14. Казачки сидели на земле_ и завалинках хат_ и звонко болтали 15. Море вечно _и неумолкаемо шумит _ и плещет. 17. Со всех сторон слышались и смех _ и песни. 18. Татьяна верила преданьям простонародной старины _и снам _и карточным гаданьям _ и предсказаниям луны. 19. Много в нашем саду и за оградой деревьев и кустарников. 20. Темнота раннего зимнего утра скрывала_ и площадку на берегу_ и полотняный поселок из палаток _ и самих людей. 21. Он приезжал нас навестить либо в понедельник _ либо во вторник. 22. Я хочу быть отроком светлым _иль цветком в луговой межи. 23. Она требует самоотвержения_ чистоты души_ и чистоты помыслов. 24. Колокольчик звонко плачет_ и хохочет_ и визжит. 25. Был счастье_ и горе _радость _ и боль. Сравните с предлагаемым вариантом. 2. Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. 3. Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать. 4. Старшая сестра Нина постоянно вышивала оборки и воротнички и составляла разные узоры. 5. Он очень загорел, похудел и побледнел и чувствовал смертную тоску. 6. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. 7. Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества. 8. Светлые полосы от огня и черные тени ночи плясали вокруг костра и ползали по земле где-то в пространстве. 9. Едет витязь степью и горами и видит крест на холме и несколько пещер. 10. И дни и ночи до утра в степи бураны бушевали, и ветки снегом заметали, и заносили хутора. 11. Русский народ смышлен и понятен, усерден и горяч ко всему благородному и прекрасному. 12. Солдаты шли скоро и молча и невольно перегоняли друг друга. 13. Он схвати Ваню большими руками, и прижал к груди, и засмеялся тихим смехом. 14. Казачки сидели на земле и завалинках хат и звонко болтали. 15. Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет. 17. Со всех сторон слышались и смех, и песни. 18. Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям. и предсказаниям луны. 20. Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу, и полотняный поселок из палаток, и самих людей. 21. Он приезжал нас навестить либо в понедельник, либо во вторник. 22. Я хочу быть отроком светлым иль цветком в луговой межи. 23. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. 24. Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и визжит.
|