чай кан ши кто такой
Чан Кайши
Чан Кайши – очень неоднозначная фигура в истории Китая. Авантюрист и амбициозный лидер, не гнушавшийся сотрудничества с нацистской Германией и милитаристской Японией, с одной стороны, и мудрый правитель, заботящийся о благе, находящихся под его властью людей, с другой.
Ранние годы и участие в Синьхайской революции
Чан Кайши родился 31 октября 1887 года в купеческой семье недалеко от города Нинбо. Имя, под которым он вошёл в историю, является обиходным, полное официальное имя китайского генералиссимуса, которым он обычно и представлялся, звучало как Цзян Чжунчжэн. После обучения в школе Чан Кайши уехал учиться военному делу в Японию и поступил в офицерское пехотное училище. В Японии тех лет проживало много китайских иммигрантов-оппозиционеров, не желавших мириться с властью маньчжуров. Именно там Чан Кайши примкнул к организации, возглавляемой китайским революционером, основателем партии Гоминьдан и будущим главой Китайской республики – Сунь Ятсеном. Продолжать обучение молодой человек должен был в военной академии, но учёба была прервана после того, как в Китае началась Синьхайская революция (1911-1913). Чан Кайши выехал на родину, чтобы поучаствовать в этих событиях.
В рядах революционной армии Сунь Ятсена Чан Кайши вёл борьбу с монархически настроенным генералом Юань Шикаем. Успешные операции и личное мужество принесли молодому офицеру известность и авторитет. В 1914 году он лично познакомился с Сунь Ятсеном, который сделал Чан Кайши своим советником по военным вопросам.
В 1921 году Сунь Ятсен стал чрезвычайным президентом Китайской республики, отныне власть Гоминьдана распространялась на южную часть страны с центром в Гуанчжоу. Чан Кайши же был правой рукой и «младшим братом» Сунь Ятсена. В 1924 году Чан Кайши возглавил военную академию Хуанпу, в которой предстояло готовить кадры для революционной армии (позиция Сунь Ятсена была шаткой, Китай представлял собой несколько разрозненных регионов, каждым из которых управляла военная клика, больше всего власти президента угрожали милитаристы северных областей). Одновременно Чан Кайши оставался главой генерального штаба. В поисках союзников лидеры Гоминьдана обращались к Советской России. Чан Кайши сам выезжал в Москву и по достоинству оценил организацию Красной Армии, уровень её вооружения и профессионализм советских военных специалистов. Но он опасался, что Москва сделает Китай разменной монетой в собственных политических играх и не слишком доверял РКП(б).
Северный поход и раскол партии
Ещё при жизни Сунь Ятсена было организовано несколько походов против северных милитаристов, но они были неудачными. В 1925 году Сунь Ятсен скончался от болезни и Чан Кайши занял его место лидера партии. Его первым значимым мероприятием на этом посту стала организация Северного похода 1925-1927 годов. В подготовке похода участвовал В. К. Блюхер и другие советские военные советники. Во многом именно эта поддержка привела к победе совместных сил Гоминьдана и Коммунистической Партии Китая. Однако политические взгляды самого Чан Кайши становились всё более и более консервативными. Его раздражали КПК, которую он считал марионеткой СССР, и сам факт существования в Китае более чем одной партии. Чан Кайши постепенно стал поддерживать праворадикальное крыло Гоминьдана, а в 1927 году решился на переворот. Он разорвал дипломатические отношения с Москвой и начал вооружённую борьбу против коммунистов. Рядовые члены Гоминьдан были в растерянности. Сначала Чан Кайши был исключён из партии, он уехал в Японию, не оставляя при этом попыток разобщить своих политических противников. Он даже вёл переговоры с А. Гитлером. Но перед лицом угрозы со стороны милитаристской Японии и оставшихся сепаратистов, Гоминьдан был вынужден примириться с Чан Кайши. В свою очередь, тот сам восстановил отношения с СССР из-за начавшей японской военной интервенции. Вместе советско-китайская группа войск сумела отразить японскую агрессию в боях у озера Хасан (1938) и на реке Халхин-Гол (1939).
Участие во Второй Мировой войне и борьба с коммунистами
Близость большой войны на время сблизила бывших соперников: Чан Кайши, СССР и КПК, где укрепил свои позиции Мао Цзэдун. Чан Кайши не предпринимал особенно активных действий против Японии, но роль Китая во Второй Мировой войне всё же была значимой. Китайская разведка даже сумела получить сведения о готовящейся бомбардировке Перл-Харбор. И только недоверие Вашингтона не позволило предотвратить нападение. Пользуясь позицией важного восточного союзника, Чан Кайши смог добиться отмены многих неравноправных договоров, навязанных в своё время Китаю западными державами. Если в начале войны главным союзником Китая, возглавляемого Чан Кайши был СССР, то ближе к её концу Гоминьдан стал сближаться с США в противовес к просоветски настроенному Мао Цзэдуну. 1945 год был пиком могущества и власти Чан Кайши, и уже в 1946 он решил возобновить борьбу с КПК. Ещё не успевший оправиться от мировой войны Китай сразу же погряз уже в войне гражданской.
До 1947 года успех был на стороне Гоминьдана. Но в противостоянии произошёл перелом, и верх стала одерживать КПК. В отличие от Чан Кайши и его сторонников, коммунисты могли предложить китайцам понятную и близкую им идеологию, проводили выгодную крестьянам аграрную реформу. Гоминьдан состоял в основном из крупных землевладельцев, которых большинство китайцев не хотели видеть у власти. К тому же Гоминьдан замарал себя сотрудничеством с нацистами и японскими милитаристами, что вызывало отторжение и у патриотически настроенной буржуазии. У Чан Кайши не хватало людских, военных и материальных ресурсов для продолжения широкомасштабной войны.
Чан Кайши – президент Тайваня
В 1950 году в ходе продолжительных боёв Чан Кайши и его люди были вытеснены на остров Тайвань. Это маленький клочок суши стал оплотом его власти и местом, куда съезжались все недовольные коммунистическим правлением. Всего сюда переехали 2 миллиона человек: военные, предприниматели, интеллигенция. Здесь Чан Кайши провёл следующие преобразования:
Чан Кайши скончался в 1975 году. Он был противоречивой и сложной фигурой, но оставил после себя цветущий остров с развитой экономикой и промышленностью. Лидер Тайваня был женат 4 раза. Его последняя супруга – Сун Мэйлин — много помогала ему во внутренних и внешних делах и способствовала сближению Тайваня с США и Великобританией.
Эта статья посвящена одному из величайших правителей Китая — Чан Кайши
Сегодня мы рассмотрим общественно-политические взгляды Чан Кайши и предложенные им методы построения государства.
Общественно-политические воззрения Чан Кайши
Мировоззрения Чана формировались под влиянием концепции трёх народных принципов, выдвинутых Сунь Ятсеном и категорий традиционной неоконфуцианской философии.
Сформулированные окончательно в трактате получившем название «Судьба Китая» опубликованном в 1943 году в основе, которой лежала попытка сочетать принципы конфуцианской морали в соответствие с веяньями современности при незыблемости конфуцианской этики (что резко отличает его от коммунистического Китая времён культурной революции).
Основой китайского «национального духа и народовластия» он видел в традиционных общественных институтах и обычаях Китая вроде деревенской общины и круговой поруки, которые предлагал консервировать дабы воплотить идеалы Конфуция в жизнь (то есть находили выражения принципы сыновей почтительности, семейной взаимопомощи, которым придавал большое значение Конфуций и забытые китайской интеллигенцией по мнению Кайши).
Причиной разрушения традиционных ценностей Китая Чан Кайши видел пагубном влияние неравноправных договоров, навязанных Цинской империи.
В результате нация превратилась в блюдо ничем не связанных друг с другом песчинок (выражение принадлежит Суню).
Модернизация страны должна была возродить и традиционные ценности Китая.
Для её проведения должны были оставаться на заложенных Сунь Ятсеном принципах, названных им же народными.
1.Национализм (с переосмыслением в сторону этноцентризма, о чем отчасти говорило и принятие нового флага РК, что противоречило взглядам Суня с его идеями о союзе пяти «рас»);
Что интересно, так это избавление некоторых «западных» положений теории. С заменой на элементы социально-политической доктрины да тун (в его конфуцианском значение, ибо в даосизме эта категория онтологическая и обозначает антонимичность (схожесть) с
инноковостью, то есть графическое представление различных понятий подобия и тождества).
Для воплощение этих принципов Кайши разработал программу национальной реконструкции (опирающихся на единства образования, военной подготовки и экономического преобразования)
Выделяя пять направлений:
1.Психология-привидения мышления общества под идеалы конфуцианства;
2.Этика-приоритет общественных интересов перед индивидуальными;
3.Социум-перестройка его в рамках конфуцианских представлений;
4.Демократия-с элементами компаративизма и китайской меритократии;
5.Экономика-массовая национализация и использования государственного планирования;
По сути, это возрождение Древнекитайской Экономической школы;
С принижением участия роли отдельного индивида с заменой Цзинь Тянь (категория конфуцианской экономической модели) на кооперативные органы экономики;
Итогом этой программы должно была стать достижение общества великого единения (с постепенной замены семейной прерогативы на государственную).
Это позволило вернуть Китаю Величие.
Религиозные воззрения Чан Кайши
Напоследок стоит рассказать и о религиозных взглядах Чана
По его мнению Христос представлял борца с трудностями с которыми встретился и Китай-национальной (поддерживал дух божьего народа в годы римского владычества), социальной(простой плотник» призывал к справедливости и осуждал богатых) и интеллектуальной (осуждал жречество и суеверия) поэтому и искренне уверовал в него, несмотря на меркантильный повод для обращения. По его мнению, именно христианство способно обновить дух нации. По прошествии времени он открыто сопоставлял три народных принципа, идеалы конфуцианства и христианства, открыто заявляя об отсутствии противоречий между христианством и традиционной китайской моралью (о тут его предвосхитили известные учителя)
Он открыто говорил о Христе, как о борце за «независимость государства, равноправие наций, свободу человечества и мир во всем мире»
Свои же поражения он уподоблял страстям Христа (кто знает быть может здесь мы видим проведение Господне)
Угроза материальной силы воспринималась им эсхатологическое, как наступление антихриста, понуждающего людей отказываться от истины и Бога. Чрезмерное увлечение благополучием и комфортом также означало, по его мнению, духовное падение общества, неспособного сопротивляться «русским коммунистам и бандитам Чжу и Мао»
С именем Христа он провёл остаток жизни и даже на смертном одре он видел в нем надежду на спасение Китая.
Автор: http://aminoapps.com/p/40d6vi
Для тех кто дочитал до конца: дискорд сервер ищет игроков для геополитической текстовой ролевой игры. Перейдите по ссылке и Вам всё объяснят https://discord.gg/BzdXNek
А теперь давайте вспомним о его супруге с прекрасным американским образованием, которая ездила за помощью в США и без которой это «гениальный» стратег и к власти то не пришёл.
Уважаемый @editors, поставьте тег Чан Кайши и перенесите пост в сообщество Сообщество Лига Историков, пожалуйста.
Усыпальница Хо Цюйбина
В результате одержанных побед хуннская опасность была значительно ослаблена, была захвачена богатая добыча, отвоеванная территория Ганьсу стала плацдармом для дальнейших войн китайцев за обладание «Великим Шелковым путем», хунны были вынуждены отступить в пустыню Гоби. В этот период империя Хань применяет политику переселения бывших врагов на приграничные территории с целью использования изъявивших покорность кочевников в борьбе с внешними врагами.
Хо Цюйбин умер во время очередного похода, сражённый внезапной болезнью (скорее всего, чумой), и его кончина настолько потрясла У-ди, что тот лично замыслил воздвигнуть в память о своём любимце этот необычный погребальный памятник, который должен был, якобы, символизировать гору Цилянь, возле которой Хо Цюйбин одержал одну из самых громких своих побед (или, по другим версиям, скончался от болезни). Очевидно, во всех подобных повествованиях о генерале Хо Цюйбине история создания его погребального ансамбля и, следовательно, возникновение традиции китайской погребальной монументальной скульптуры приписывается замыслам и художественному воображению лично У-ди. Погребение Хо Цюйбина и усыпальница У-ди входят в единый погребальный комплекс “Маолин”.
Лошадь, попирающая сюнну
Скульптурная композиция, изображающая лошадь, попирающую поверженного хунна, расположена с правой стороны от дороги духов, перед могильным холмом. Скульптура высечена из светло-серого камня. Лошадь изображена стоящей, незаседланной и невзнузданной. У нее короткие ноги с крупными копытами, вытянутое туловище, короткая шея, крупная голова и длинный хвост. На теле и ногах выделена мускулатура.
Поверженный хунн изображен лежащим на спине, под животом у лошади. Хунн изображен с непропорционально большим животом, согнутыми в локтях руками и в коленях ногами. В руках у него, скорее всего, лук и стрела.
Другие изображения животных
Загадочность мемориала усугубляется и тем обстоятельством, что, судя по имеющимся археологическим материалам, в предшествовавшей ему древнекитайской погребальной обрядности отсутствовала практика исполнения надземной каменной скульптуры, и, следовательно, при создании данного ансамбля могли быть использованы чужеземные по происхождению художественные и культовые традиции (есть определенное сходство со скульптурами Ассирии, Вавилона и т.д.).
По мнению некоторых исследователей, необычность изображений скульптур вокруг мавзолея Хо Цюйбина, не находящая аналогов в предшествующем и последующем искусстве (уже были изготовлены гораздо более реалистичные «терракотовые воины» Цинь Шихуанди) можно объяснить загадками происхождения Хо Цюйбина. По мнению исследователя М.Кравцовой, мать юного генерала могла происходить из знати индоевропейского племени юэчжи (бывшего давним врагом хунну), которые бежали на территорию Хань. Значительное внимание погребению генерала уделено в статье С.Г. Кляшторного и Д.Г. Савинова, посвященной анализу пазырыкских сбруйных антропоморфных подвесных блях, которые авторы считают важным свидетельством хунно-юэчжийских войн. По их мнению, данный «убедительный иконографический материал» находит точные аналогии в облике пазырыкских антропоморфных личин. И на китайской скульптуре, и на пазырыкских бляхах у изображенных персонажей выделяются одни и те же характерные признаки монголоидности: выдающиеся скулы, низкий лоб, толстые губы, короткий приплюснутый нос, борода и торчащие вверх жестокие прямые волосы. Следовательно, погребальный памятник Хо Цюйбина мог воспроизводить усыпальницы вождей юэчжи, воспоминания о которых, равно как и подлинные юэчжиские вещи, сохранялись в этом семействе.
По другой версии, родиной Хо Цюйбина является нынешняя провинция Шаньси, куда переселяли принявших китайское подданство варваров, хунну в том числе. Значительная часть из них служила при дворе У-ди, например Цзинь Миди (сын хуннского правителя). Многолетний регент при наследника У-ди по имени Хо Гуан был сводным братом Хо Цюйбина, точное происхождение его неизвестно. Исходя из этих данных, Хо Цюйбин может предстать перед нами не как удачливый китайский юноша, а представитель эмигрантских кругов хуннской аристократии, которому без особого сопротивления покорялись хуннские войска. Хо Цюйбин и его дядя Вэй Цин вообще одни из немногих китайских полководцев, побеждавших хуннов.
М.Е. Кравцова О генерале Хо Цюйбине и истории возникновения в Китае традиции каменной монументальной скульптуры.
Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Пазырыкская узда. К предыстории хунно-юэчжийских войн
Л.Н.Гумилев. Хунно-китайская война III-II вв. до н.э.
П.П. Азбелев К атрибуции изваяний с кургана Хо Цюйбина.
Ли Линжун — единственная в истории чернокожая жена китайского императора
Ли Линжун жила во время династии Восточная Цзинь (317—420). Была ли Ли Линжун африканкой, трудно сказать. В исторических записях скудно описана её жизнь, и без воспоминаний прошлого современникам тяжело разобраться в судьбе Ли Линжун.
По редким упоминаниям о чернокожей жене императора можно попробовать приподнять завесу тайны. Вот что говорится в «Истории династии Цзинь»: «Ли Линжун была высокой и чернокожей. При дворе её все называли Кунь Лунь» (эвфемизм для «иноземца с юга»).
К тому же у неё имелись несколько специфических черт, которые отсутствовали у жителей Центральной равнины Китая: она была рослая и крупная, кожа у неё чёрная, а волосы курчавые. При дворе её называли куньлуньской рабыней.
Опять же, согласно историческим записям, куньлуньские рабы происходили из мест южнее страны Лин-и. Согласно исследованию, которое проводилось последующими поколениями, под словами «южнее страны Лин-и» могла иметься в виду Индия, Ближний Восток, а ещё южнее — Чёрная Африка.
Мольбы Сыма Юя о ниспослании ему сына
Но как же Ли Линжун с такой внешностью стала наложницей императора? Расскажем всё с самого начала. В Древнем Китае при дворе у императора имелись бесчисленные жёны и наложницы. В жилах одной из них текла африканская кровь — это была героиня нашего рассказа.
Когда Сыма Юй ещё не стал императором, а был ваном [титул, равнозначный князю], Ли Линжун служила при дворе служанкой и занималась чёрной работой. В те времена у Сыма Юя до этого уже было трое сыновей, но все они рано умерли. После этого никто из наложниц из гарема императора больше никого не рожал. Сыма Юй давно уже перевалило за тридцать лет, а детей не было, и он тревожился, что нет наследника. Во дворец опять набрали много женщин. Однако пролетели годы, а сына у него так и не появилось.
Как гласит китайская пословица, «из трёх видов проявления неуважения к родителям бездетность — самое большое». Сыма Юй отчаянно хотел сына.
В то время кто-то порекомендовал ему искуснейшего гадателя-физиогномиста. Поговаривали, что этот физиогномист с одного взгляда на женщину мог определить, детей какого пола эта женщина может родить. Поэтому Сыма Юй без колебаний возжёг ароматические свечи ради рождения наследника и передал физиогномисту задачу по поводу продолжения рода.
Возвышение Ли Линжун
Физиогномист осмотрел всех наложниц Сыма Юя и осчастливленных им дворцовых служанок и признал, что ни одна из них не может родить вану сына. Но Сыма Юй не сдался и приказал ему продолжить поиски.
Физиогномист расширил диапазон поиска до всех женщин во дворце вана и в конце концов обнаружил Ли Линжун.
Он остановил свой выбор на ней. Пожилой дворцовый слуга ему сказал: «Эта женщина — куньлуньская рабыня. Её продали во дворец ещё ребёнком, и она здесь прядёт и ткёт. И никто не знает, откуда она родом».
Во внешности Ли Линжун узнавались все черты человека африканского происхождения. На взгляд современных людей, в её наружности есть своя прелесть, а в те времена китайцы считали её безобразной. Сыма Юй тяготило то, что физиогномист нашёл ему наложницу из «куньлуньских рабов». Но поскольку это касалось великого дела обретения наследника, продолжения рода, он всё-таки скрепя сердце вызвал Ли Линжун в свои покои.
Вскоре девушка забеременела. Ли Линжун рассказывала другим женщинам, что как-то во сне увидела двух драконов [древние китайцы считали их символом будущего императора], которые положили ей голову на колени, а в живот залетели солнце и луна, и она считает это добрым предзнаменованием. Сыма Юй тоже это услышал и удивился.
Спустя положенное время Ли Линжун по очереди родила двоих сыновей и одну дочь. После этого она стала пользоваться высоким авторитетом и уважением.
В первый год периода Повсеместного порядка (371 г.) 51-летний Сыма Юй вступил на престол и стал императором под именем Цзяньвэнь-ди, а Ли Линжун он пожаловал титул добродетельной супруги императора. Поскольку Сыма Юй не успел объявить её императрицей, Ли Линжун фактически осталась главной наложницей гарема.
Два года спустя Сыма Юй скончался. Престол унаследовал 10-летний Сыма Яо под именем Сяо-у-ди. Статус его матери Ли Линжун становился всё весомее вплоть до того, когда ей пожаловали титул хуантайфэй [мать императора, которая раньше не была императрицей], у которой почётный караул, одежда и украшения такие же, как у императрицы-матери.
Второй сын Ли Линжун Сыма Даоцзы 20 лет спустя написал своему старшему брату-императору письмо, в котором убеждал его пожаловать матушке титул императрицы-матери. Сыма Яо послушался совета брата, и вскоре к Ли Линжун стали обращаться «императрица-мать». После смерти Сыма Яо престол унаследовал его сын Сыма Дэцзун, который стал называть Ли императрицей-бабушкой.
Вот так «некрасивая» иноземка Ли Линжун благодаря неожиданному шансу преобразилась и стала женой императора. Она родила сына, избежала участи быть брошенной женой в сложном и переменчивом императорском гареме. Особенно благодаря тому, что её сыну и внуку посчастливилось унаследовать трон, во второй половине жизни Ли Линжун жилось всё лучше — редкое явление среди императорских жён.
Советник монгольских ханов
Кидани — кочевые монгольские племена, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии. Академик В.В. Бартольд относил киданей к «тунгусскому происхождению с примесью некоторых монгольских элементов»
Ляо или по-монгольски Хятан — государство киданей, которое занимало просторы Северо-Восточного Китая с момента основания киданьской государственности племенным вождём Абаоцзи (Амбагай) в 907 году до мятежа чжурчжэней в 1125 году. Столицы — Шанцзин (верховная, ныне Хуэйнинфу), Ляоян (восточная), Датун (западная), Наньцзин (южная, в районе современного Пекина). Протянувшись от Японского моря до Восточного Туркестана, империя Ляо стала наиболее могущественной державой Восточной Азии. Это сказалось на том, что историческое название Китая в славянской и западной (Cathay) традициях восходит именно к этнониму «кидани».
Однако потом кидани проиграли своим соседям – чжурчженям (предкам маньчжур), и те сменили их в гегемонии над северным Китаем. Род правителей Елюй утратил свой привилегированный статус, и Елюи стали чиновниками на службе чжурчженьской Золотой империи – Цзинь.
В 1212 году, после вхождения войск Чингисхана на территорию империи Цзинь, кидане присоединились к монголам.
Когда Чингисхан первый раз увидел наследника прежней киданьской династии Елюй-Чуцая (1189–1243) весной 1218 года, он был поражен: его высокий рост, длинная борода и зычный голос очень понравились монгольскому завоевателю.
Чингисхан, старавшийся использовать вражду киданей и китайцев с чжурчженями, не случайно обратил внимание на родственника императоров Ляо. Однако Елюй Чуцай был по воспитанию китайским чиновником-конфуцианцем и на слова Чингисхана «Цзинь и Ляо — извечные враги. Мы отомстили им за тебя!» ответил: «Мои отец и дед, дав клятву в верности, служили им. Разве можно враждовать с государями, будучи их подданными?!» Тем не менее, хан оценил такой ответ и оставил Елюй Чуцая при себе. Тот стал известен среди монголов как Урту сахал («Длинная борода») и стал выдающимся государственным деятелем Монгольской империи. Помимо политической деятельности, Елюй Чуцай известен как ученый, врач, поэт, музыкант, историк, философ, буддист и конфуцианец.
Елюй Чуцай консультировал Чингисхана, основываясь на наблюдениях за светилами, помогал выбирать время и место закладки столицы – Каракорума, начала и окончания военных кампаний, составлял монгольский календарь, писал и переводил книги, чертил карты, открывал школы и академии (истории, медицины, астрологии), оставил после себя множество рукописных творений по истории, астрологии, медицине и земледелию.
Джон Мэн охарактеризовал его так: «Дело его всей жизни – помочь Небесам, остановившим свой выбор на данном правителе, преобразовать варварство и невежество в добродетель и мудрость».
Елюй Чуцай наставлял государя: «Хотя мы империю получили, сидя на лошади, но управлять ею, сидя на лошади, невозможно» Н.Я. Бичурин констатирует: «Елюй Чуцай имел высочайшее дарование и далеко превосходил прочих… В распоряжениях правительства можно приметить две или три десятых доли его трудов; и если бы не было тогда Елюй Чуцая, то неизвестно, что бы последовало с родом человеческим». Надо помнить, что Чингисхан и Угедэй серьезно задумывались о том, чтобы полностью истребить китайцев и заступничество Елюй Чуцая помогло изменить их планы.
К числу выдающихся новаторских идей Елюй Чуцая принадлежат:
– впервые в мире ввёл в торговый оборот бумажные деньги: «Во второй месяц (1236 г.) монголы в первый раз ввели ассигнации, названные Цзяо-чао». По представлению Елюй Чуцая, их выпущено на 10 тысяч малых слитков (на 50 тысяч унций серебра)
– разработал и внедрил в государственном масштабе подати и пошлины: сколько собирать с крестьян в зависимости от качества и количества обрабатываемых земель;
– произвёл перепись населения, по которой оказалось 1 040 000 семейств или домов (включая империю Цзинь);
– утвердил порядок развоза государственных указов по всей Империи (почтовая служба);
– широко и повсеместно привлекал к государственной службе грамотных и умных граждан;
– организовал школы для сыновей китайских и монгольских чиновников;
– учреждено Историческое общество.
Так благодаря привлечению к управлению Елюй Чуцая и других учёных монголы превратились из грабителей в правителей.
При Угедэе, сыне Чингисхана, китаец фактически управлял империей, и ему удалось отобрать у монгольских военачальников прерогативу наложения наказаний, назначения судей и сбора налогов на нужды казначейства. Его сообразительность и невозмутимое мужество нравились завоевателям-язычникам, а он знал, как на них влиять. Угедэй злоупотреблял вином, а у Елюй Чуцая был резон желать, чтобы он жил как можно дольше. Возражения никак не действовали на хана, и китаец принес ему железную вазу, в которой некоторое время хранилось вино. От вина края сосуда заржавели.
«Если вино, – сказал он, – так разъело железо, суди сам, что оно сделало с твоим кишечником».
Угедэй был потрясен этой наглядной демонстрацией и стал меньше пить, но все же пьянство стало истинной причиной его смерти.
Во 2-й половине 1230-х годов раздача Угедэем под давлением монгольской знати значительной части территории и населения Северного Китая в уделы (фэнь да) своим родичам и военной верхушке фактически подорвала систему управления, созданную Елюем Чуцаем.
В 1261 г. прах Елюй Чуцая был перезахоронен его младшим сыном Елюй Чжу (вице-канцлером хана Хубилая) на горе долголетия в парке при императорском дворце в Ханбалыке (Пекин).
В честь канцлера там был построен храм, в котором стояли мраморные статуи его и жены.
В 1751 г. по повелению императора Китая Цянь Луня (завоевавшего Джунгарию и Кашгарию) на его могиле сооружен новый храм и поставлен каменный памятник с надписью.
Англичанин Джон Мэн даёт перевод этой надписи: «Хотя мы родились в разных династиях, я уважаю его за ясность перед своим императором. Я сам император, надеюсь, мои министры берут с него пример». Несмотря на разрушение в 1860 году англо-французскими войсками Старого Летнего дворца (Юаньминъюань), этот памятник сохранился по сей день.
Правда ли, что макароны в Италию из Китая привёз Марко Поло?
Во многих источниках можно прочитать о том, что своим появлением в Италии паста обязана знаменитому венецианскому путешественнику, который познакомился с ней в Поднебесной империи. Мы проверили, правда ли это.
(Спойлер для ЛЛ: нет, неправда)
Вот что сообщает нам сайт центра итальянской культуры «Беллингва»: «Многие думают, что спагетти изобрели итальянцы. Однако это не совсем так! Итальянский путешественник Марко Поло в 1295 году привёз сухую и хорошо хранившуюся длинную лапшу из Китая. В своей «Книге чудес» он описывает её как одну из восточных диковин. Итальянцам это блюдо так понравилось, что сразу же началась активная творческая деятельность по придумыванию всё новых видов такой лапши. Нет сомнения, что огромное разнообразие пасты – итальянское изобретение, но мучные изделия подобного типа были известны задолго до Марко Поло у многих народов Азии и Африки».
Аналогичную информацию можно прочитать в таких изданиях, как «Новейшая книга фактов», «Кулинарная энциклопедия», «Собкор КГБ: записки разведчика и журналиста», журнал «Знание — сила», и во многих других источниках.
Паста — один из символов Италии. Сегодня существуют десятки разновидностей этого кулинарного изделия, носящих замысловатые итальянские названия, которые иностранцам очень легко перепутать — ну как отличить каватаппи от кавателли? Однако это вовсе не говорит о том, что паста была в Италии всегда. С другой стороны, упоминание Марко Поло в подобных историях сразу может вызвать недоверие. Ведь венецианец — личность полулегендарная. Существует множество теорий, авторы которых утверждают, что Марко Поло никогда не был в Китае, а свои путевые рассказы придумал по мотивам популярных легенд. Тем не менее современные исследования показывают, что венецианский купец, скорее всего, честно излагал то, что видел сам и о чём ему рассказывали в его длительных поездках. Вопрос в том, насколько правдивы были некоторые услышанные им сведения. В любом случае история с макаронами требует отдельного внимания.
Необходимо отметить, что сам Марко Поло ничего не писал и не издавал. «Книга чудес света» (также известная как «Книга о разнообразии мира») о путешествиях венецианца на Восток в 1276–1295 годах основана на его рассказах, которые услышал и записал литератор Рустикелло (Рустичиано) из Пизы, сосед Марко Поло по генуэзской тюрьме. «Путешествия» состоят из четырёх частей. Первая описывает территории Ближнего Востока и Центральной Азии, вторая — Китай и двор хана Хубилая. В третьей части говорится о приморских странах: Японии, Индии, Шри-Ланке, Юго-Восточной Азии и восточном побережье Африки. В четвёртой описываются некоторые войны между монголами и их северными соседями. Но даже эти пересказы дошли до нас не в оригинальном виде — известно около 150 редакций эпохальной книги.
И если попробовать найти в китайской части «Книги чудес света» сведения об изделиях, хоть немного напоминающих макароны, то ничего не выйдет. А вот в другой книге, где описывается суматранское государство Фансур (ныне территория Индонезии), сказано:
«Здесь нет ни пшеницы, ни других хлебов; люди едят рис да молоко; есть у них и то древесное [пальмовое] вино, о котором я уже говорил. Вот ещё о какой диковине нужно упомянуть: в этом царстве есть мука из дерев. Добывают её вот как: есть тут особенные, большие и толстые деревья, и полны они муки. Кора у них тонкая, а внутри одна мука; из неё они делают вкусное тесто. Много раз мы его пробовали и ели».
Это цитата из более раннего манускрипта, записанного на старофранцузском — языке межнационального общения в Южной Европе в те годы. В более позднем манускрипте, который в 1556 году издал венецианец Джованни Рамузио, есть также дополнение:
«Если удалить первую кору, тонкую, доходишь до древесины толщиною в три дюйма, а сердцевина вся наполнена мукой, как у carvolo (плод дерева, дающий мучнистое вещество. — Прим. ред.). Деревья так толсты, что их могут обхватить только два человека. Жители кладут ту муку в кадки, наполненные водой, и мешают воду палкой; тогда отруби и прочие нечистоты всплывают на поверхность, а чистая мука опускается на дно. Потом воду выливают, а чистую муку берут и делают из неё печенья и разного рода пирожки. Господин Марко много раз ел их и привёз с собой в Венецию; они по виду и по вкусу походят на ячменный хлеб».
Растение, о котором идёт речь, известно как саговая пальма. Крупа, получаемая из его ствола, довольно популярна в Азии и используется для приготовления самых разных блюд. Вот только «печенья и разного рода пирожки», о которых сообщается в манускрипте Рамузио, не очень похожи на макароны.
Откуда же тогда взялись упоминания пасты? Оказывается, если заглянуть в италоязычные издания мемуаров Марко Поло, то слово pasta встретится нам неоднократно. Дело в том, что изначально в итальянском языке оно обозначало густую кашеобразную массу, а также тесто. Поэтому вышеприведённое упоминание муки, из которой «делают вкусное тесто», – пример корректного перевода. А вот блюдо под названием «паста» Марко Поло в ранних манускриптах, как считают учёные, не упоминает, хотя в ряде английских переводов XIX века это слово передано без изменений — pasta.
Кроме того, если бы даже Марко Поло упоминал пасту как блюдо (некоторые источники также приводят слово lagana — старинное обозначение прототипа то ли лазаньи, то ли макарон тальятелле), то это означало бы, что он уже был знаком с этими кушаньями и их названиями в Италии. Тогда версия с плагиатом пасты у китайцев выглядит тем более абсурдно.
И действительно, имеется немало свидетельств распространённости макарон на Апеннинах задолго до возвращения Марко Поло из Азии. В этрусской гробнице IV века до н. э. были найдены приспособления, поразительно напоминающие те, что используются для изготовления макарон. Макароноподобное изделие описывается в кулинарной книге Аппикуса — римского повара, жившего в I веке н. э. при императоре Тиберии. Знаменитый арабский путешественник XII века аль-Идриси, рассказывая о своём посещении Италии, упоминает блюдо itriya («полоска»), которое и в наши дни используется для обозначения спагетти на сицилийском диалекте.
Дошли до нас и юридические документы. Согласно одной бумаге, датированной 2 августа 1244 года, бергамский врач Руджеро ди Брука обязуется на основании акта, составленного нотариусом Джануино де Бредоно, вылечить пациента от болезни ротовой полости. Пациент, в свою очередь, обязуется не употреблять определённые продукты, среди которых упоминается «гладкая паста». Также до нас дошло составленное 4 февраля 1279 года в Генуе завещание некоего Понцио Бастоне, который, среди прочего, оставил наследникам корзину, полную макарон (очевидно, сушёных). Таким образом, Марко Поло никак не мог познакомить жителей Апеннин с пастой или её аналогами — они уже давно были популярны на его родине. Хоть это и не отменяет того факта, что аналог макарон мог быть известен в Китае ещё до этрусков, как показывают раскопки.
Иллюстрация из трактата XIV века, изображающая два этапа изготовления пасты
Что до причин распространения легенды о Марко Поло, привозящем макароны в Европу, то, согласно одной из теорий, в этом отчасти виноват американский журнал The Macaroni Journal. В октябрьском номере (стр. 32) этого издания в 1929 году была напечатана история о моряке с корабля Марко Поло по фамилии Спагетти, который подсмотрел, как жители побережья Китая готовят диковинное для него блюдо. История была абсолютно выдуманной, но, похоже, оставила свой след в информационном поле.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Немного о событиях фильма «Восемь сотен»
Автор: Владимир Вольф.
Октябрь 1937 года. Китайская армия, проиграв битву за Шанхай, начала выводить из города свои войска. Чан Кайши в преддверии международной конференции, на которой должны были осудить японских агрессоров и принять решение о поддержке Китая, приказал оставить в одном из укрепленных пунктов 88 дивизию. Она должна была прикрывать отход основных сил и показать всему миру, что Китай способен биться до конца. Командующий отступающими китайскими войсками Гу Джутун когда-то был командиром этой дивизии. Понимая, что остающиеся по существу становятся смертниками и количество войск особой роли не играет, он решил оставить полк. Командир дивизии Сунь решил, что и этого будет много, и распорядился оставить только один усиленный батальон, в состав которого входило немалое число недавно набранных в армию крестьян. 26 октября батальон под командованием Се Цзиньюаня занял здание склада Сыхан. Склад был построен четырьмя китайскими банками для хранения денег и ценностей и имел очень толстые стены.
Се Цзиньюан, командир обороны склада Сыхан
Перед этим в складе располагался штаб 88 дивизии, и в нем осталось много продовольствия, боеприпасов и медикаментов. Еще одним достоинством склада Сыхан было то, что он располагался у реки, на другом берегу которой находилась международная концессия, контролировавшаяся англичанами. Не желая ссориться с мировым сообществом и понимая, что это может привести к жертвам среди иностранцев, японцы отказались от использования корабельной артиллерии и авиации. В одном из интервью китайским журналистам занявший склад Се Цзиньюан на вопрос,сколько их, сказал, что 800 человек. Хотя на самом деле китайцев было чуть более 400.
27 октября 1937 года началась четырехдневная оборона склада Сыхан, которую позже назовут «героической». Именно этому событию посвящен китайский фильм «Восемь сотен», вышедший в 2020 году и ставший вторым по кассовым сборам в мире. Это действительно очень сильное патриотическое кино, когда начинаешь сопереживать защитникам другой страны. Несмотря на обычную для кинематографистов вольность в трактовке исторических событий, фильм стоит посмотреть.
Горящий склад Сыхан с развевающимся на нем китайским флагом
Автор: Владимир Вольф.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Ещё один русско-японский союз
Автор: Роман Воронов.
Лет семь назад в куче мест активно форсилась фотка девушки, якобы являвшейся дочерью русского и японки.
Девушка действительно милая, правда, никакая не полукровка, но речь сегодня не о ней. Речь о другом союзе русского и японки, гораздо более противоестественном, но реально имевшем место, да ещё и под контролем китайских товарищей.
Автор: Роман Воронов.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Мы будем с тобой торговать и тебе это понравится
Аналогия с опиумом неслучайна. Китайцы и тут оказались впереди планеты всей. В 2010 году был создан АлиЭкспресс. Создатели площадки, Алибаба групп, уже имели онлайн-площадку для оптовой торговли. Новая же платформа создавалась как розничная. Как для мелких перекупщиков, так и для торговли с частными лицами. Местные высоко оценили новый сервис. За рубеж ресурс также прорвался довольно быстро. Настолько быстро, что платформа насчитывала 800 тысяч пользователей спустя всего два года со дня основания. А спустя ещё два года, в 2014, Алишка была признана самым популярным интернет-магазином в России. На сегодняшний день Алибаба групп обеспечивает 80% всего электронного оборота Китая.
Алиэкспресс не смог бы встать на ноги, если он не был бы частью Алибабы. Это проект компании, уже имевшей статус как внутри Китая, так и во всём остальном мире. Алибаба — это гигант китайского бизнеса. Кроме онлайн-площадок у них есть собственная банковская система Alipay. Да-да, та самая, с социальным рейтингом. Но и это ещё не всё. Они занимаются логистикой, инвестициями, облачными вычислениями. У них в наличии массмедиа и развлекательные активы. Ну и оффлайн-магазины, конечно же. В общем и целом Алибаба групп включает в себя около 700 дочерних структур в КНР и ещё 520 в других странах.
Алибаба была создана 28 июня 1999 года. И уже в конце того же года нашла инвесторов в лице американского банка Goldman Sachs и японской компании SoftBank. К 2002 году компания начала выходить в плюс. На следующий год Алибаба уже создаёт собственную платёжную систему Алипэй и сайт торговли Tabao. В том же 2003 году на мировой рынок выходит eBay. Чтобы иметь преимущество, Алибаба сделали регистрацию на своих площадках (напоминаю, мы сейчас говорим о В2В) бесплатной. Это помогло. В 2005 году Yahoo! выкупает 43% акций компании. Но в 2012 году китайцы вернули их себе. В Россию же оптовик Алибабы прибыл чуть позже Алиэкспресса — в 2012 году. Именно в тот год было заключено соглашение с русскими платёжными системами для ведения торговли В2В. В апреле 2021 года Алибаба выхватила штраф в 2,79 млрд. долларов США за монопольное ведение торговли в КНР.
В 1995 году Джек отправился в Сиэтл в качестве переводчика. Там он впервые познакомился с интернетом. Не смог ничего найти про Китай через Yahoo! и понял, что надо с этим что-то делать. А, как известно, хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. Собрав с помощью жены две тысячи долларов, Ма создал свою компанию по разработке веб-сайтов. И привёз в страну интернет.
Не могу не процитировать Джека Ма о дне демонстрации первого сайта:
«В день, когда мы подключились к Интернету, я пригласил к себе друзей. Мы три часа ждали, пока загрузится полстраницы. В ожидании мы выпивали, смотрели телевизор, играли в карты. Но я был так горд. Я доказал (своим гостям), что Интернет существует».
Первые три года офис располагался прямо в квартире Ма. Однако, рост был. И самого Джека смогли также заметить. В 1998 году ему предложили возглавить Китайский международный центр электронной торговли. Должность была принята. Но через год Джек Ма уже уходит с должности ради создания той самой Алибабы. Помимо самого Джека, в основании компании приняли участие 17 его друзей. Название выбрали благодаря той самой сказке про пещеру сокровищ. В 2020 году Джек Ма ушел с должности председателя совета директоров компании. Сейчас Джек Ма является председателем Китайского совета по защите природы.
Как мы все знаем, низкие цены Алиэкспресса компенсируются качеством товара. Обороты столь высоки, что процент брака и просто плохих продавцов практически не заметим. В этот раз прислали какую-то лажу, не совпадающую с фото товара. Огорчило ли это нас? Да, конечно. Будем ли мы заказывать что-то ещё? Разумеется!
Берегите и не давайте себя обмануть, Котятки! Читайте отзывы, требуйте возвраты, любите своих близких! И делитесь в комментариях своими странными покупками с Алиэкспресса!
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Будущее принадлежит Азии (1)
Доброго времени суток, уважаемые!
Никому не подвластно знание будущего. Но мы вправе о нём догадываться, смотря на сегодняшний день. Этим занимается известный индо-американский политолог и аналитик, путешественник и автор Параг Ханна. Пару лет назад он написал книгу «Будущее принадлежит Азии. Глобальный порядок в XXI веке.» Я попробую здесь коротенько, минут на сорок, больше мне не надо о ней рассказать.
Начинает он с Века Азии, который начался в 2017 году с провозглашения инициативы Один пояс и один путь. В рамках её запланировано объединить инфраструктурными проектами большую часть Евразии. Азия почти всегда была важнейшим регионом планеты. Лишь прошлые пару столетий Европе удалось навязать свою гегемонию, которой сейчас приходит конец. Азия догоняет и обгоняет экономически. Азиаты снова видят себя центром Вселенной и средоточием будущего.
Империя за империей появлялись и падали. Одно лишь их перечисление займёт кучу места. Шумеры, Цинь, Хань, Ахемениды, парфяне, Маурьи, Кушаны, Гупты. И все они взаимодействовали с ближними и дальними соседями посредством континентальной сети путей сообщения. Время шло, новые религии пробивали себе дорогу. Христианство, потом Ислам. Омейяды, Аббасиды, сельджуки, Тан. Тысячу лет назад под властью Тан жило уже 60 миллионов человек! Тан сменился Сун, который в свою очеред пал под ударами монголов. Наследники Чингиз-хана, завоевав полмира, опутали его сетью маршрутов, по которому пошли караваны во все концы света. Да они были жестоки, но и толерантны, не навязывая никому своих воззрений. Потом возвысились Тимур и османы. Настала эра Моголов на Индостане. В Китае новая империя Мин объявила себя наследницей Тан и положила начало массовой миграции населения в Индокитай и дальше на острова.
Вторая мировая война ознаменовала пик политического влияния Японии перед её поражением. Холодная война, поделив мир на блоки, дала и шанс на освобождение и рост многим нациям. И они им воспользовались. Были те, кто не захотел входить в блоки (Индия, Индонезия). Но и те, кто воевали с соседями. Развал СССР и окончание холодной войны не стали эпохой мира на континенте. Особенно на Ближнем Востоке. И всё же крах системы социализма стал скорее благотворным событием, повернувшим Азию на путь процветания. Действуя по принципу свободы предпринимательства и наращивая торговлю, всё новые страны из обоих противостоящих лагерей встают на путь обогащения.
Четыре десятилетия изоляции Ирана подходят к концу. Страна снова вплетает себя в Шёлковый Путь. Постепенное движение к Средиземноморью видится персами восстановлением сефевидской традиции. Выход европейцев под санкционным давлением из проектов с радостью был воспринят Китаем и компанией, которые и дороги с трубопроводами строят, и входят в долю при разработке газовых месторождений, и отказываются от доллара в торговле.
В условиях, когда объём китайской торговли внутри Азии превысил японскую в три раза, неудивительно, что юань теснит доллар во взаиморасчётах. К делу подключаются технологии блокчейн. Вряд ли стоит рассчитывать на «смерть доллара» в ближайшей перспективе, конечно. Но процесс идёт.
Азиаты сознают, что ключом к их процветанию явилась глобализация. Они считают рынок своим партнёром, но не господином. И полагаются в значительной мере не на полную свободу рынка, а на государственный капитализм. Так делали корейцы с японцами, не говоря уже о Китае. Сегодня всё новые страны перенимают рецепты успеха. Сговор буржуина и чиновника всегда был обычным делом. Достаточно взглянуть на отношения Джека Ма с КПК. Это всё не просто так. Дело в том, что по сей день костяк азиатской экономики составляют старые добрые семейные частные бизнесы с их сетями. Некоторые называют это «конфуцианским капитализмом». Да, не все средства у 30% миллиардеров мира родом из Азии расходуются разумно и эффективно. Да, коррупция. Но, таки сажают. Таки расстреливают. Глядя на Запад, азиаты не доверяют дикому англосаксонскому капитализма, работая часто по заветам Кейнса. Китайцы даже озаботились судьбой рабочих, которых роботы понемногу лишают занятости.
Экономическим двигателем первых двух волн подъёма Азии послужил западный капитал. Азиаты вкладывают заработанное в западные ценные бумаги, поддерживая стабильность доллара. Инвесторы из Азии стали вкладываться и на территории западных стран. Но время идёт. Теперь их фокус возвращается домой. В 2018 году китайские инвестиции в Штатах рухнули на 90% на фоне торговых войн. Финансируется свой долг и свои рынки капитала. Суверенные ценные бумаги всё чаще деноминируются в местной валюте, а не в долларе. И хотя движение капитала в значительной мере ограничено, страны гармонизируют своё регулирование. Рынок корпоративных ценных бумаг процветает. Компании АСЕАН выходят одна за другой на рынок со своими IPO. Западный капитал тоже увеличивает свой приток.
Несмотря на то, что многие западные экономисты считают, что Азия на самом деле занимается лёгким делом догоняющего развития, автор считает, что на самом деле азиаты могут с ходу перепрыгнуть Запад. Для этого у них самих хватает и денег, и технологий, и таланта. Они всё чаще не копируют, а занимаются поиском своих решений. Поучительной в этом смысле служит судьба Uber, который проигрывает конкуренцию на рынках местным, будь то Яндекс Такси в России, DiDi в Китае или Ola Cabs в Индии.
Пожалуй, излишне будет напоминать о мотивации азиатских кадров. И даже об их образованности. На международных предметных олимпиадах и тестах школьники из Кореи, Сингапура, Южной Кореи не только занимают топ-места, но и демонстрируют высочайшие способности к групповой работе.
Вот так и получается, что в наши дни стагнирующий Запад вынужден сам приспосабливаться под растущие азиатские рынки, чтобы выжить. В Китае трудно пробиться, так иностранные компании идут дальше на юг: в Индию, Пакистан, Индонезию, Филиппины. Штаты сбывают айфоны, сланцевый газ и сою, которая вытесняет кукурузу в качестве ведущей сельхозкультуры. Немцы торгуют своим оборудованием. Англичане поставляют реактивные двигатели. Европейские страховые гиганты наращивают свою клиентуру. Свою богатую жатву получают и рок-певцы, собирая стадионы на свои концерты. Неудивительно, что компании учатся фильтровать базар и извиняться перед клиентом, если ляпнули что-то, не подумав. Как это сделали Mariott и Delta Airlines после высказываний о независимости Тибета и Тайваня.