частью такого костюма являются штаны
Штаны и этносы
. Оказывается, слово шаровары (укр. шаровари) заимствовано из тюркских языков, где звучит так: «шальвар». На иранском языке слово «шальвар» обозначает как мужские, так и женские штаны. Шаровары являются частью национальной одежды не только украинцев, но и некоторых народов Востока.
Очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени штаны в Афганистане называют «партуг» (звучит почти как русские «портки». В Индии шаровары носят преимущественно мужчины (как часть шальвар камиза).
Запорожские казаки носят шаровары
Гетман украинского казачества. Вот так выглядят украинские шаровары. Они должны быть красного цвета. Сорочка должна быть с вышивкой. Обязательно должен быть широкий пояс, завязанный сбоку.
Костюм и вооружение запорожского казака.
Украинец в национальной одежде запорожского казака. Сабля и трубка (простите, люлька) – для казака обязательны. Ну и длинные опущенные усы и чуб (оселедец) в образе запорожского казака тоже обязательны. Какой казак без чуба, усов и люльки с табаком?
Когда нет красной ткани, то шаровары могут быть и другого цвета. Но все равно что-то (пояс, сапоги) должны быть красного цвета.
Военный прием «казачий спас» в бою был полной неожиданностью для противника. В бою запорожский казак мог сделать вот такой прыжок и выбить противника, а то и сразу двух. Вот для этого и нужны были казаку широченные шаровары, которые позволяли делать шпагат – и не на полу спортзала, а в воздухе. Такую «фигуру» делают, когда танцуют национальный танец «гопак».
Старый запорожский казак.
Больше всего одежда запорожских казаков похожа на национальную одежду турок. Все у запорожского казака турецкое – кобза, жупан, сабля, шаровары. И это неслучайно.
Так кто же они, запорожские казаки? Скорее всего, они потомки турок – некогда воины Османской империи, по какой-то причине не принявшие ислам, а принявшие христианскую веру. Вероятно, на этой религиозной почве они и откололись от Турции – так сказать, религиозный сепаратизм.
Однако ряд ученых считают, что шаровары носили в Киевской Руси в Х веке, поэтому, дескать, украинцы позаимствовали моду на шаровары не у турок. Считают, что этот элемент одежды был позаимствован у сарматов или скифов, о чем свидетельствует множество изображений последних, одетых в просторные штаны.
Очевидно одежда, которая стала национальной для украинцев, была популярна не только на территории современной Украины задолго до возникновения Запорожской Сечи. Но почему-то в Новгородской и Московской Руси моды на шаровары не возникло, хотя вроде бы рюриковичи пришли в Киев оттуда. В Скандинавии викинги тоже такие штаны не носили. (С сайта: http://www.day.kiev.ua/)
На протяжении последних пяти столетий тон в мире задает Западная Европа. Запад даже мыслит себя центром мировой цивилизации. Но ведь только в самом конце XV столетия португальцы и испанцы научились делать корабли, способные пересекать океаны, а в Германии изобрели печатный станок. С этого в Западной Европе началась эпоха Великих географических открытий и книгопечатания.
Но так было не всегда. Столетия и даже тысячелетия западные европейцы были послушными учениками Востока. Это можно почувствовать даже сегодня, не выходя из комнаты. Диван пришел в нашу жизнь из Турции, кофе – из Аравии, башмаки – из Турции, цифры у нас арабские, нефть пришла из Персии, даже нашего Бога Иисуса Христа придумали тоже на Востоке. Штаны носить европейцев научили «восточные варвары».
Кстати, печатный станок в Китае изобрели почти на тысячу лет раньше, чем в Европе. А огромные морские корабли бороздили моря на Востоке уже в VII–VIII веках. Алгебру создали арабы. От того, что мы мало знаем о научных и технических достижениях Востока, эти достижения не становятся менее значимыми.
Мужчины и женщины в молдавской национальной одежде. Молдаване тоже носят широкие шаровары.
Парень и девушка в украинских национальных костюмах.
Вольное Запорожское казачество в XVII веке.
В оформлении одежды Центральной Украины обязательна вышивка. Имеются некоторые различия в традиционной одежде между левобережной и правобережной частями Украины.
Вышивка белыми, серыми или подсинеными нитками в сочетании с ажурым вырезанием ткани была характерна для левобережья. Орнамент геометрический, растительный, значительно реже зооморфный. На правобережье использовали вышивку двуцветную (красный и синий цвета), а с начала ХХ века – и многоцветную.
С конца XIX века получила распространение красно-черная вышивка крестом. Изменился и орнамент: значительное место заняло натуралистическое изображение роз. Для украшения безрукавой и верхней одежды чаще всего использовалась аппликация из хлопчатобумажного бархата – плиса. Кожухи декорировали вышивкой либо аппликацией из кожи.
На юге Украины бурное развитие промышленности и приток населения из других регионов формировали особый тип костюма. Тут раньше, чем где-либо в Украине, широкое применение получили фабричные ткани и кружева, вышивка приобрела полихромность. Орнамент чаще всего был растительным, изображения натуралистическими. Одним из характерных мотивов вышивки здесь стали «виноград» и «мальвы».
Западные украинцы шаровары не носят
Но не везде на Украине широкие шаровары являются элементом национальной одежды. Костюм жителей Карпатского региона отличается пышностью и разнообразием декора. Значительное место в отделке тут занимала вышивка, ткачество и аппликация. Колорит одно-, двух- и многоцветный с преобладанием оттенков красного и черного цветов. Местами одежду декорировали цветным бисером, серебряной или золотой нитью, металлическими пластинками.
Разнообразие и большое количество отделки сообщало верхней одежде из сукна и меха необычайную живописность. При этом использовались различные техники: вышивка, шнуровка, аппликация из кожи и сукна и т.п. Но самое главное отличие – в том, что здесь не носили шароваров. Шаровары вообще не являются элементом традиционной славянской одежды.
Считается, что гуцулы – это древнейший славянский этнос. Однако это вряд ли чистокровные славяне. Даже за последние 2 тысячи лет столько этнических волн прокатывалось по Карпатам! Были здесь и скифы, и гунны, и монголы. И не только стиль и мотивы украшения одежды оставляли здесь пришельцы. Оставляли они в этнических карпатских популяциях и свои гены.
Происхождение слова «гуцулы», как и самого этноса, загадочно и спорно. Одни связывают его со словом «гоцалы» (вроде бы так в старину называли Карпаты), другие – с «кочулами» (кочевниками), а кое-кому из ученых в слове «гуцул» слышатся отголоски румынского hocul (разбойник). Строгий подсчет численности этого этноса не ведется, поскольку в официальных отчетных документах не существует и понятия «гуцулы» (при переписи они регистрируются как украинцы, хотя шаровары не носят).
Гуцулы считаются автохтонным населением Украинских Карпат. Наверное, гуцулы – один из самых древних и интересных этносов Украины. Благодаря определенной географической изолированности, они смогли уберечь в своей культуре и обычаях славянские черты, давно утерянные жителями долин.
Религия гуцулов – католицизм восточного обряда со значительными языческими влияниями. Исторические занятия – овцеводство и лесозаготовки, а в последние годы – строительные работы в сопредельных странах. (Использована информация с сайта: http://otvet.mail.ru/question/27293296).
В верованиях гуцулов значительное место занимает демонология, а также пережитки мужского тайного союза «Аркан», а музыка одноименного танца «Аркан» тождественна кельтскому «Ev Sistr». Но гуцульский танец без слов, в то время как кельтский аналог является застольной песней. По-преданию, гуцулов научили этому танцу богатыри, спустившиеся с гор (явный намёк на кельтскую Лука-Райковецкую археологическую культуру Карпат и Прикарпатья).
Вот так одевались предки сегодняшних западных украинцев. Красиво, не правда ли?
Гуцулы в национальной одежде.
Костюмы жителей Карпатской Украины.
Гуцулы танцуют национальный танец «Аркан».
Такие накидки – тоже элемент национальной одежды гуцулов.
Славяне, русские и германцы шаровар не носят
Не только в Карпатской Украине, но и в Полесье не носили широкие шаровары.
Одежда населения Полесья отличалась неоднородностью традиционного декора. По характеру внешнего вида костюма эту территорию можно условно поделить на две части: правобережную (Центральное и Волынское Полесье) и левобережную ( Восточное Полесье).
В Центральном и Волынском Полесье господствующим способом декорирования являлось ткачество, тогда как для Восточного было характерно равное сочетание вышивки и ткачества. Колорит декора в целом сдержанный, преобладала монохромность. Так, для Центрального Полесья был характерен красный цвет, а для Восточного – белый. Использовались двуцветные сочетания (красный с черным, крсный с белым), которые практически вытеснили одноцветный орнамент к началу ХХ века.
В целом полесская вышивка отличается четким графическим узором геометрического орнамента. Основные мотивы: восьмилепестковые розетки, ромбы, теругольники, а также растительные мотивы с высокой степенью геометризации.
В общем получается, что не славянский это элемент одежды – широкие шаровары запорожских казаков. Чтобы убедиться в этом, посмотрим традиционную одежду словаков и поляков. Уж они-то точно славяне.
Словаки в национальной одежде мало похожи на запорожцев.
Национальная одежда поляков в XVII–XVIII веках. Ничего общего нет с одежной запорожских казаков. Казаки люто ненавидели поляков на подсознательном уровне, а поляки – запорожских казаков.
Герой русских сказок Аника Воин шаровар не носил.
Древние германцы шаровар тоже не носили.
Древние германцы в национальной одежде.
А вот в самой западной Западной Европе до гуннского нашествия штаны не знали, мужчины носили юбки. Мужские юбки до сих пор носят шотландцы, унаследовав их от кельтов. А греческие гвардейцы и сегодня носят юбки. Такова сила традиции.
К истории шаровар
Широкие шаровары роднят запорожских казаков не с Западной Европой, а с Азией, что настолько очевидно, что возразить этому просто невозможно. Давайте посмотрим, откуда же происходят знаменитые украинские шаровары?
Это скиф в широких портах, похожих на шаровары. Это – прототип сарматских шароваров. Как известно, сарматы вытеснили скифов и заняли их территорию. В средневековой Западной Европе мужчины носили либо узкие брюки (в раннем средневековье), либо чулки с юбкой, либо вообще ходили без штанов.
А вот так выглядели национальные костюмы мордвы. Очень похожи на традиционную одежду запорожских казаков, не прада ли?
Донские казаки в 1838 г. Оказывается, не только запорожские казаки носили широкие штаны, прежде они были в моде и на Дону. В широких штанах удобно скакать на коне.
А так вот выглядел донской казак в XVI веке. Его одежда мало отличалась от одежды запорожского казака. Донские казаки в XVI веке служили московскому царю Ивану Грозному. Они нередко ссорились с турками, и турецкий паша жаловался тогда русскому царю: «Уйми ты своих донских казаков». Интересно, а кому в то время служили запорожские казаки?
Донской казак (черкас) в национальной одежде, XVII век. Ну чем не запорожец? Не только шаровары а и усы, и оселедец как у запорожца.
И это тоже донской казак, только еще раньше – в XIV веке. Он – участник Куликовской битвы. И не на стороне Дмитрия Донского воевал, а на стороне хана Мамая.
Но больше всего одежда запорожских казаков все же похожа на одежду турецких воинов янычар. И это не случайно. Южная часть Украины и Приазовья являлись в XVII веке территорией Османской турецкой империи, которая включила в себя Крымское ханство – осколок развалившейся в XV веке Золотой Орды.
Карта Османской империи
Начиная с XIII в., в Золотой Орде, частью которой являлся Крым, среди местного многоконфессионального населения начинает стремительно распространяться ислам. Местное население далеко не всегда с большим рвением принимало ислам. На территории Золотой Орды было немало народу христианского вероисповедания.
Крымское ханство (Крымский юрт) было государством, а после вилаятом (с 1475 г.) Османской империи и существовало с 1441 по 1783 годы. Помимо собственно Крыма оно занимало земли между Дунаем и Днепром, Приазовье и большую часть современного Краснодарского края России. Ханство было аннексировано Российской империей в 1783 году при Екатерине II.
В состав Османской империи Крымское ханство вошло по просьбе хана Менгли Герая. Султан Османской империи Мухаммед очень обрадовался просьбе мусульман Крымского ханства и послал Менгли Гераю с пашами и адъютантами знаки отличия и подарки.
Крымское ханство (красным цветом)
Крымское ханство благодаря поддержке Османской империи было очень серьезным врагом Московской Руси. Во время царствования Иван Грозного крымские татары захватили Москву и пожгли ее. Иван Грозный обязался уплачивать ежегодно дань Крымскому хану по списку от семьи хана и его советников.
Но уже уже год спустя Крымское ханство утратило существенную часть своей мощи и было вынуждено отказаться от претензий на Поволжье. Кстати, одно время и Польша платила дань Крымскому хану. Выплата Московским государством дани Крыму продолжалась до конца 1700 г. и прекратилась лишь в правление Петра I. (С сайта: http://qirim-vilayeti.livejournal.com/938.html).
Крымский хан Ислям Герай (1644–1654 гг.) оказывал военную помощь украинскому гетману Богдану Хмельницкому в войне с Польшей. Благодаря участию крымских войск на стороне восставших украинцев, поляки в течение 1648–1653 гг. понесли ряд сокрушительных поражений, что привело к освобождению части земель Украины из под власти Речи Посполитой.
Но когда Крымский хан стал претендовать на эти земли и захотел включить их в свое ханство, Богдан Хмельницкий стал проводить скрытые переговоры с Москвой. Москва поддержала украинцев, но тоже при условии вхождения Украины в состав Российского государства. Между мусульманской Турцией и православной Москвой запорожцы выбрали Москву. Это привело к войне Крымского ханства и Турции с Россией, которая шла с переменным успехом более 100 лет.
А вто подписание мирного договора Крымского ханства и Турции с Польшей закрепило вхождение в состав Османского Халифата обширных земель Правобережной Украины. (см. на http://qirim-vilayeti.livejournal.com/938.html)
История Османской империи началась в IV веке, когда Осман пришел к власти в Турции. Так выглядела одежда турок османов.
Турки османы при султане Сулеймане носили широченные шаровары
Янычары были превосходными воинами, известными своими подвигами. За 300 лет они смогли создать огромную империю
В 1451 году Мехмед II начал готовиться к осаде Константинополя. В этой осаде решающая роль отводилась артиллерии. У Османов тогда в этой осаде участвовало 1420 пушек. Такие осадные орудия смогли проломить стены крепости. Константинополь был взят турками в 1453 году и превратился в столицу Османской империи Стамбул. Христианское предание рассказывает, что в момент появления турок в храме св. Софии там шла литургия.
К сожалению, Христос не помог византийцам. Султан Мехмед завоевал Константинополь с помощью Всевышнего Аллаха. Так считают турки. Они превратили великолепно изукрашенные церкви в мечети и исламские школы.
Захват древней столицы Восточной Римской империи позволил Мехмеду выставить себя наследником не только героев исламского прошлого, но и наследником Александра Великого и Юлия Цезаря. Итальянский автор того времени записал, что Мехмед «заявляет о том, что он пойдет с Востока на Запад, как в прошлые времена Запад шел на Восток. Мехмед говорит, что в мире должна быть только одна империя, одна вера, одна власть».
Турки осаждают Константинополь. Глядя на эту пушку, трудно поверить, что турки в то время технически отставали от Западной Европы.
Турецкие воины янычары. Они тоже носили широкие шаровары и подпоясывались кушаком, любили красный цвет, как запорожцы. Случайно ли такое сходство? Думаю, что нет.
А что же вольное казачество? Откуда оно взялось? Говоря о происхождении казаков, следует вспомнить наиболее ранние упоминания слова «казак». В хрониках XIV века и даже раньше так называли отряды вольнонаемной стражи, которую держали пограничные с Диким полем государства, княжества или ханства. Вплоть до 1475 г. в Крыму существовала торговая колония генуэзцев, которая держала на своей службе казаков.
Но это были татары по происхождению. «Казак» с тюркского значит «свободный, независимый, неподданный человек». Существовало независимое сообщество свободных людей в степях восточной Европы, потомки которых сейчас называют себя казаками.
Надежные документальные свидетельства о самостоятельных казачьих объединениях относятся к концу века XV в. Именно в XV в. монголо-татарское государство, владевшее территорией от Днестра до Хуанхэ, пришло в упадок в результате политической «замятни».
В Диком поле стало свободнее – но эта свобода доставалась недаром. За нее нужно было сражаться. Распалась на отдельные ханства Золотая Орда, и войско Золотой Орды тоже распалось. Даже в XIX веке левый берег казачьего Дона по традиции звался «ногайским», а правый – «крымским»: по имени тех ханств, которые эти берега контролировали. То же произошло и с казачьим Днепром.
Иначе говоря, свободные казачьи сообщества в Диком поле на этом этапе своей истории существовали в условиях полного вражеского окружения. Ханства – осколки Золотой Орды слабели, но появились и новые империи, на юге – Османская империя, а на севере Московская Русь и Речь Посполитая. Турки уничтожили колонии генуэзцев в Крыму, подчинили татар, балканские государства, опустошили Венгрию и Польшу, исламизировали Кавказ. Их натиск крепчал.
Робкая, разобщенная Европа не решалась противостоять разрастанию турецкой державы в Средиземноморье – хотя этот процесс уже начал принимать для Западной Европы катастрофические масштабы.
Культура казаков того времени представляет собой синтез кочевых и оседлых элементов культуры и технологий. Казаки освоили водные магистрали великих степных рек и бесстрашно выходили в море. Вместе с тем, и седло, и аркан, и лук со стрелой были необходимыми предметами в жизни казака. Земледелием тогда казаки не занимались.
Они говорили: «землю пахать – поруха рыцарству». Промыслами казачества были военные походы, отчасти скотоводство, охота и рыбная ловля. Казаки крепко держались рек, по которым и звались. Реки у казаков звались «с отчествами»: Дон Иванович, Днепр Словутич, Терек Горынович. Такая «гидронимия» не характерна ни для одной из восточнославянских традиций.
Автохтонное происхождение казаков еще не доказано, но и не опровергнуто наукой. Общим языком у казаков сначала был тюркский, а потом они перешли на русский (до XIX века татарский язык у казаков оставался «в домашнем обиходе»). Все важнейшие решения принимал Круг, главой был выборный атаман. Судя по тому, что в XVII столетии и донцы, и запорожцы, и терцы с уральцами – были люди православные, можно судить о том, что православие укоренилось в среде казаков в более ранний период.
По всей вероятности, еще в пору существования Золотой Орды часть казачьего войска стала христианами, а часть мусульманами. Впоследствии казаки-мусульмане стали служить Османской империи и Крымскому ханству, а казаки-христиане оказались на службе у Московской Руси и Речи Посполитой. Только этим можно объяснить такое большое скходство костюмов запорожских казаков и турок османов.
Да и донские казаки прежде носили такие же широкие шаровары. Вот так религиозная рознь разделила некогда единый народ и сделала его части непримиримыми врагами. Турецкий хронист Мустафа Найма писал о казаках: «Можно смело сказать, что во всем мире не найдется людей более смелых, которые менее заботились бы о жизни, менее боялись бы смерти; опытные в морском деле люди рассказывают, что эта голь своей ловкостью и отвагой в морских битвах страшнее всякого врага».
В XVII веке донцы писали московскому царю о специфике своей жизни: «Дворянину твоему Ждану Кондыреву невозможно итти с нами на море, потому что он жил при твоей государевой светлости, человек он нежный и наших нужд, морских походов и пешей службы ему не вынесть. На море нам бывают нужды на хуртины великия, струги наши разносит по морю, так что друг друга не взведаем; многие наши струги на берег выметывает и разбивает, и мы без запасу и воды многие дни бываем. Когда мы прежде на крымские села хаживали, то, бывало, бежим наспех от пристани к пристани день и ночь, а Ждан такую службу не перенесет».
Технический прогресс свел на нет все преимущества казаков. Турция не выдержала натиска христианских стран и стала отступать. Не выдержало бы и казачество, оставаясь независимым, так как экономических и демографических резервов у него не было. Поэтому казаки христиане оказались в составе Российской империи.
Но мода на широкие штаны родилась не у казаков, а у их предшественников. Выше я уже показал, какие широкие штаны носили скифы. У сарматов, вытеснивших скифов из восточноевропейских степей, мода на широкие штаны сохранялась. Потом в Европу пришли тюрки, они тоже носили широкие штаны.
Мамлюки на конях, XVI век.
В Египетском султанате мамлюков (1260–1517) все главные военные и административные должности занимали исключительно мамлюки, носившие шаровары.
Сначала большинство мамлюков составляли тюрки-кипчаки из южнорусских степей, но начиная с 1360-х годов появляется все больше черкесов с Кавказа. Мамлюки по происхождению были мальчики рабы, которых в Египте обращали в ислам и воспитывали как воинов. В конце концов эти воины захватили в Египте власть и основали свою династию.
х обучали арабскому языку и исламской вере, и многие из них умели читать и писать. Именно существование образованной мамлюкской военной элиты в XIII–XIV веках объясняет широкое распространение трактатов об «искусстве верховой езды», владении мечом, луком, копьем, позже об использовании артиллерии и руководстве армиями.
Оказывается, широкие штаны, похожие на шаровары, носили воины Чингисхана, а до него – тюрки. Те и другие пришли в Европу из Центральной Азии.
Халхамонголы – непобедимые воины Чингисхана.
Жиголо и денди Когда-то мужчины с гордостью носили колготы, юбки и трико. Что заставило их переодеться?
«Лента.ру» продолжает серию публикаций о разных видах одежды. Мы уже рассказали про историю шпилек, мини-юбок, мужских платьев и галстука. В новом материале речь пойдет о базе мужского классического гардероба — костюме.
История мужской одежды не беднее женской: в разные времена и в разных странах мужчины носили туники и драпировались в тоги, примеряли шаровары разного покроя и стеганые халаты, пышные куртки и обтягивающие лосины. «Лента.ру» выяснила, как и почему мужчины сменили это изобилие на «скучный» костюм — и так ли уж он на самом деле скучен.
От Ромула до Людовика
Как одевались мужчины Древнего мира, знает любой, кто открывал школьный учебник истории и заглядывал в археологический музей. Аристократы и простолюдины в Египте и Месопотамии, Греции и Риме драпировались в слои ткани: богачи — в дорогую, расшитую золотом, бедняки — в самую простую и грубую. Портновское мастерство и технологии в те времена были не на высоте, и акцент делался не на покрой, а на стоимость материала и отделки. По той же материальной причине разнилась и длина одежд: на тоги аристократов, закрывавшие сандалии, уходило куда больше ткани, чем на короткие туники рабов. Короткой была и одежда воинов: длинные полы мешали в бою.
Столетиями позднее, когда центр европейской культуры сместился от Средиземноморья севернее, мужчины переоделись в штаны: этого требовали соображения практичности. В штанах было удобнее и теплее и сидеть в седле в военном походе, и охотиться, и работать в поле. Длиннополые одежды по традиции остались уделом священников, но и они во многих странах носили штаны под рясой.
Следуя требованиям времени, более изощренным стало и портновское искусство. В Средние века для того, чтобы прослыть щеголем, уже недостаточно было просто задрапироваться в очень дорогую ткань с вышивками и золотой застежкой-фибулой. Аристократы и дворяне гордились друг перед другом мастерством своих портных, умеющих сшить одежду и по моде (которая в прошлом тысячелетии менялась куда динамичнее, чем во всей прежней человеческой истории), и по фигуре.
Навыки портных позволяли создавать контрастные объемы: скажем, на фресках, сюжетных картинах и портретах эпохи Возрождения можно рассмотреть на мужчинах пышные бархатные куртки с прорезями в рукавах и выраженным акцентом на плечи, облегающие штаны-лосины и ностальгическую память об античном гардеробе — верхние плащи в виде прямоугольных кусков яркой дорогой ткани, ниспадающей складками и закрепляющейся на плечах дорогими застежками. Такое излишество позволяли себе только очень состоятельные люди, по преимуществу из дворянского военного сословия. По развевающемуся за плечами плащу во всаднике узнавали военачальника.
Костюм, отдаленно напоминающий современный, — прообраз современной «тройки» — прочно вошел в европейский обиход в XVII столетии. Расцветом мужской аристократической моды — предвозвестницы современной классики — можно считать гардеробные обыкновения, принятые при дворах французских королей Людовика XIII и Людовика XIV («короля-солнце»).
Путь камзола
«Король-солнце» был настоящим щеголем: например, считается, что именно он ввел в европейскую моду высшего сословия прообраз современного мужского галстука. При нем и его придворных, старавшихся не отстать от сюзерена, окончательно оформился стиль, которого парижские, а за ними и европейские и североамериканские модники придерживались до рубежа XVIII-XIX столетий: белая рубашка из тонкого батиста с манжетами и жабо, короткие штаны-кюлоты с чулками и башмаками, поверх рубашки — облегающий камзол длиной до середины бедра или чуть ниже (часто без рукавов, прообраз более позднего жилета), сверху него — кафтан с широкими разведенными в стороны полами и рукавами с широкими обшлагами. В холодную погоду мужчины надевали поверх кафтана просторные суконные плащи-накидки с капюшоном или без такового, похожие на нынешние военные плащ-палатки.