carnet tir дтт что это
Что такое книжка МДП?
Знак TIR на грузовом автотранспорте означает, что доставка груза осуществляется с применением книжки МДП. Она предусмотрена Таможенной конвенцией о международной перевозке, принятой в 1975 г. для облегчения транспортировки товаров через границы государств. Удобство и простоту нового правила оценили во многих странах евразийского, африканского континента, в Америке. Сейчас конвенция TIR функционирует в более чем 50 государствах, позволяя перевозчикам проходить границы с минимальными временными издержками.
Что такое книжка МДП?
Аббревиатура МДП расшифровывается как международные дорожные перевозки. Книжка МДП (carnet TIR) представляет собой блокнот, состоящий из нескольких страниц с подробным описанием перевозимого товара, со сведениями о грузоотправителе, получателе, перечнем сопроводительных документов. Книжка МДП применяется к товарам, которые перевозятся грузовым автомобильным транспортом или прицепами. От обычной доставки колесным ТС МДП-перевозка отличается тем, что кузов или контейнер обязательно должны быть опечатаны на всем пути доставки.
Книжка МДП необходима для платежа таможенных начислений и страхования убытков при осуществлении международной перевозки. Такой порядок значительно ускоряет растаможку, сокращает время простоя товара на таможенном посту. Это возможно благодаря тому, что опечатанный грузовой автомобиль не проходит полную таможенную очистку на транзитных границах. Позволяет распознать автомобильный транспорт, пересекающий границу по упрощенке, специальная синяя табличка на кузове с аббревиатурой TIR белого цвета.
Вместо термина «книжка МДП» может использоваться carnet TIR. В любом случае документ выполняет следующие функции:
В документе содержится полная информация о перевозимом товаре. Из него таможенные органы получают все необходимые сведения для учета и контроля:
Кроме того, в документе содержится номер грузовой машины, реквизиты пломб и отметки таможенных служб. Также особым оттиском на обложке указывают крайнюю дату, до которой следует открыть carnet TIR и приступать к транспортировке.
Carnet TIR имеет желтую обложку. Один из его разделов – грузовой манифест, который включает полные сведения о перевозимом товаре. В документ входит неотрывной желтый лист, отрывные зеленые, белые листы, а также желтый протокол о ДТП. Отрывные листы предназначены для предоставления в таможенных пунктах отправления, ввоза и назначения. Всем carnet TIR присваивается индивидуальный номер, состоящий из семи цифр и двух латинских букв.
Какие льготы дает книжка
TIR-перевозки имеют следующие плюсы:
Кроме того, документ освобождает от сборов либо депозита импортируемых или экспортируемых пошлин в промежуточных таможенных пунктах.
Виды книжек
На сегодняшний день книжка МДП действует в бумажном виде и состоит из отрывных листов. Их количество может составлять 4, 6, 14, 20. Документ с максимальным количеством листов позволяет пройти границы 10 государств. В целях упрощения процедур растаможки сейчас рассматривается предложение о внедрении электронной разновидности carnet TIR.
Как работает книжка МДП?
При переходе границы на таможенных пунктах из книжки в установленной последовательности отрываются листы. Водителю транспортного средства остаются корешки. На одну таможенную зону уходит одна пара листов: на открытие и закрытие МДП. В открытом МДП нечетное количество корешков, в закрытом – наоборот. Важно помнить, что начало транспортировки товара и ее завершение не являются открытием и закрытием МДП. Выехать из таможенной зоны с открытым МДП невозможно. Он всегда открывается и закрывается в пределах одной таможенной зоны.
Оформление книжки МДП
В книжке МДП часть сведений заполняет ее владелец, часть – таможенные органы и выдающая книжку организация – представительство IRU. Оно заполняет от 1 до 5 пункта обложки. 6 – 12 пункты, неотрывной желтый лист бланка оформляет владелец carnet TIR. Пункты с 16 по 23 отрывного листа и белый корешок заполняют таможенники страны-отправления, промежуточных стран и назначения. С 24 по 28 пункты отрывного листа и зеленый корешок заполняют таможенные посты импортирующей страны и страны назначения.
На одно ТС оформляется одна книжка МДП. Ее обязательные реквизиты:
Кроме того, в книжке обязательно дается описание груза. Это нужно для того, чтобы специалисты таможни не пропустили через границу запрещенный товар.
Где можно получить книжку МДП?
Документ выдают представительства IRU стран-участников конвенции TIR. В России такой организацией является АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков). Условия для получения документа:
Особенности применения TIR в России
В 2013 г. между ФТС и российским подразделением IRU возникли разногласия по вопросам растаможки. Из-за этого применять книжки МДП на российских таможенных постах стало сложным. Возникли следующие затруднения:
Таким образом, с carnet TIR можно довезти груз до первого российского пункта таможни. Чтобы передвигаться дальше, необходимо получить транзитные декларации, предъявлять обязательство уплаты госпошлин.
ТИР КАРНЕТ
ТИР-КАРНЕТ (англ. Carnet TIR, книжка МДП) — документ, упрощающий процедуры таможенного транзита грузов, перевозимых на автомобильном транспорте (в том числе в контейнерах), при условии, что кузов или контейнер будет опломбирован и помечен специальным образом. Есть специальные требования и к перевозчикам — право использования книжек могут получить только те, кто прошёл процедуру допуска (требуется аккредитация компании, сертификация транспортных средств, оплата взносов в АСМАП и т.д.).
Исторические сведения
TIR (от фр. Transports International Routiers, русск. «Международные дорожные перевозки», МДП) — это система международных автомобильных перевозок, разработанная в рамках Таможенной конвенции Европейской Комиссией ООН в 1959 году.
Первые предпосылки для внедрения универсальной системы транзита между странами Европы стали складываться наиболее активно в послевоенный период. Уже в 1949 году между рядом стран действовали свои соглашения об ускоренном транзите.
Успех этих стран стимулировал разработку единой Международной конвенции МДП. Первая версия документа была представлена в 1959 г. В силу документ вступил только в 1960 г.
В 1975 году Конвенция была переработана и дополнена, новая редакция вступила в силу с 1978 г.
Этот документ был на тот момент и до настоящего времени остаётся практически единственным международным соглашением, которое регламентирует международный транзит.
Ещё одно крупное обновление Конвенции МДП произошло в 1997 г. (изменения вступили в силу в 1999 г.). Второй пакет поправок по рекомендациям группы экспертов WP.30, которые занимались актуализацией документа, был принят в 2002 г.
Работа над TIR не останавливается и до сих пор.
В настоящий момент Конвенция принята и используется более чем в 70 странах. Сюда входят не только страны Евросоюза, но и представители Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки.
Правом перевозки в системе TIR наделено более 33 тысяч компаний (речь примерно о 1,5 млн. перевозок в год).
В 2003 году ЕЭК ООН запустила новый проект eTIR, который подразумевает использование единой электронной системы для обмена данными (ITDB) между таможенными органами, что ещё больше упрощает процедуры оформления и контроля международного транзита.
Книжка МДП (Carnet TIR)
Правом на централизованный выпуск и распространение книжек МДП наделена только одна организация — Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ, англ. IRU, The International Road Transport Union).
Книжка МДП является международной гарантией в отношении перевозимых по ней грузов.
Документ может содержать от 4 до 20 листов (кратно двум), в зависимости от того, сколько границ будет пересекать транзитный груз:
Обложка блокнота/книжки тоже имеет отрывную часть (на задней стороне).
Одна книжка выдаётся на одно транспортное средство (допускается использование сцепок или погрузка одновременно нескольких контейнеров).
Чтобы пройти процедуру ускоренного таможенного контроля, перевозчику необходимо предъявить Carnet TIR. При начале национального таможенного контроля представителем таможни отрывается соответствующий лист (белый). После завершения процедуры контроля (при выходе из таможенного пространства страны нахождения) отрывается второй лист (уже зелёный). И так на каждой таможне.
Таможен страны назначения в книжке МДП не может быть более трёх (вне зависимости от того, через сколько стран вы планируете провезти свой груз).
Применение Carnet TIR в России
Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 1982 г. До недавнего времени провести груз через границы РФ можно было только через определённые таможенные пункты, перечень которых определялся Приказом ФТС № 2568 (в настоящий момент отменён).
С 2013 года ФТС РФ постановила, что книжки МДП не являются достаточным обеспечением для транзитных перевозок, и потому не освобождают от уплаты необходимых сборов. Для прохождения таможни РФ потребуется предоставить:
Несмотря на решение Высшего арбитражного суда, которое должно было поставить точку в спорах между ФТС РФ и АСМАП, применение системы TIR в России по-прежнему сходит на нет. При пересечении границы России книжка МДП с большой вероятностью будет закрыта (перевозчик будет вынужден проходить стандартную процедуру контроля).
Книжка МДП (международные дорожные перевозки) или Carnet TIR – транспортный документ, который значительно ускоряет и упрощает прохождение процедуры таможенного транзита на границе, гарантирует оплату налогов и пошлин и страхует товарную партию от возникающих при транспортировке рисков.
Действует Carnet TIR во всех странах-участницах Конвенции МДП 1975 года (на сегодняшний день это сорок три страны, включая Европейское экономическое сообщество). Российская Федерация является полноправным членом Конвенции несмотря на то, что в 2013 году у страны были некоторые разногласия с ЕЭК ООН, создателем Конвенции.
Конвенция базируется на четырёх основных принципах:
Применяется при перевозке автомобильным транспортом. При таких перевозках автотранспортное средство зачастую перемещается по территории нескольких государств и пересекает несколько границ. На машине должна быть закреплена синяя табличка с белой надписью «TIR», для упрощённой идентификации на границе.
Книжка МДП (Carnet TIR) представляет собой сброшюрованные листы в обложке, на которых указана подробная информация о товарной партии и все данные о перевозчике и маршруте перевозки. Листы сформированы парами: белый и зелёный. Белый лист оформляется при въезде, а зелёный лист при выезде из той или иной страны. По ходу маршрута листы книжки отрываются таможенниками на границах, проставляются специальные отметки на оставшихся корешках.
Книжка МДП имеет собственный уникальный номер, который состоит из двух латинских букв и семи цифр, а также срок действия, в течение которого она может быть использована.
TIR-перевозки — ключевые особенности и использование МДП-книжек
М ногие бизнесмены занимаются международными перевозками грузов при помощи автомобильного транспорта. Существует множество методов транспортировки грузов, одним из самых надёжных методов являются TIR-перевозки. Какими особенностями обладают TIR-перевозки? Что такое книжка МДП и как она заполняется? Что означает TIR на фурах? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.
Carnet TIR на грузовиках — что это означает, расшифровка
Табличка TIR на фуре в расшифровке обозначает, что груз перевозится согласно Таможенной конвенции о международной перевозке грузов. Конвенция TIR была создана в Женеве в 1975 году для упрощения перевозки грузов через границу. Сегодня конвенция TIR действует в 57 странах, среди которых все страны Европы, США, Китай, Индия, некоторые азиатские и африканские страны.
При пересечении границы перевозчик груза предоставляет таможенным службам документ, который называют книжкой МДП (в Европе и США этот документ называют Carnet TIR).
TIR-перевозки обладают следующими специфическими особенностями:
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24
Перевозка грузов с применением книжки МДП
Книжка МДП — это специальный документ, который содержит основную информацию о грузе и поставщике, а сама транспортировка осуществляется в рамках TIR-конвенции.
Этот документ имеет следующую структуру:
Каждая книжка имеет свой уникальный номер (состоит из 2 латинских букв и 7 цифр).
Чтобы получить Carnet TIR на груз в России, необходимо сделать следующее:
Основная информация о грузе содержится в грузовом манифесте:
ТИР заполняется отправителем груза.
Желательно, чтобы заполнением этого документа занималось компетентное лицо (например, таможенный экспедитор), поскольку заполнение книжки МДП имеет множество нюансов, о которых может не знать простой человек. В книжке не должно быть информации, которая могла бы быть истолкована неоднозначно.
В книжку можно вносить исправления — для этого необходимо:
Как работает МДП
Книжка МДП работает следующим образом:
Также следует помнить, что существует несколько разновидностей книжки в зависимости от общего количества страниц. Страниц может 4, 6, 14 и 20, а изменяться может лишь количество парных отрывных листков с корешками. При пересечении границы таможенники отрывают эти листки, поэтому перед отправкой необходимо подсчитать количество таможен, которые будет пересекать груз, после чего следует подобрать книжку соответствующего объёма.
Отслеживание книжки МДП
В середине девяностых годов была создана электронная система SafeTIR, с помощью которой в любой момент времени можно проверить статус книжки. Осуществить онлайн-проверку можно при помощи официального приложения CuteWise, расположенного на сайте www.cutewise.org.
Основные функции SafeTIR:
Особенности применения ТИР на российской границе
В 2013 году произошёл конфликт между Федеральной таможенной службой и российским отделением IRU относительно растаможки при помощи книжек МДП. Из-за конфликта применение ТИР приобрело определённое количество условий, которые осложняют перевозку груза через российскую границу.
Перечислим эти осложнения:
В каких случаях рекомендуется прибегать к использованию Carnet TIR, можно узнать из данного видео:
Подведём итоги. Во-первых, TIR-перевозки осуществляются в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов, а подписали эту конвенцию 57 стран (все страны Европы, США, Китай, Индия, некоторые страны Азии и Африки). Во-вторых, в качестве основного документа на груз при таких транспортировках используется книжка МЦП (в европейских странах этот документ называется Carnet TIR). В-третьих, при пересечении границы сотрудник таможенной службы отрывает специальные листки, которые содержатся в книжке МЦП, что служит подтверждением того факта, что груз прошёл растаможивание. В-четвёртых, существует открытая база данных SafeTIR, с помощью которой можно отследить свою книжку МЦП.
Что такое мультимодальные и интермодальные перевозки читайте в нашей статье здесь.
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Транспортные документы.
Что такое Carnet TIR, или Книжка МДП? Как работает система МДП?
TIR расшифровывается как Международные Дорожные Перевозки, или МДП. То, что в просторечье называют «ТИРом», имея в виду блокнот с отрывными листками, официально именуется Книжкой МДП или Carnet TIR.
Эта книжка лишь один из элементов достаточно сложного механизма, регулирующего международные автомобильные перевозки. Этот механизм также страхует связанные с международной перевозкой риски.
Собственно МДП — это «универсальная транзитная система, позволяющая транзит товаров из страны отправления в страну назначения под таможенными печатями и пломбами. При этом меры таможенного контроля признаются на протяжении всей перевозки».
Система МДП была разработана в Европе после Второй мировой войны с целью упрощения торговли и транспорта и вводилась в действие в несколько этапов. Она максимально уменьшает административные и финансовые затраты, одновременно предоставляя странам-участницам международную гарантию уплаты таможенных сборов.
Международные автомобильные перевозки по процедуре МДП осуществляются в соответствии с Конвенцией МДП (русский текст конвенции начинается со станицы 195), которая была разработана под эгидой Европейской экономической комиссии ООН в 1954 году. Конвенция была окончательно принята в 1975 году и вступила в действие в 1978-ом.
За внедрение, функционирование и развитие системы МДП отвечает Международный Союз Автомобильного Транспорта (МСАТ, или IRU) со штаб-квартирой в Женеве. МСАТ действует через свои региональные представительства. В России — это Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП).
Хотя РФ также присоединилась в Конвенции, с 2013 года действие книжек МДП на ее территории «на деле» серьезно ограничено.
Как выглядит TIR Carnet, или Книжка МДП
ПРИМЕЧАНИЕ: Блокнот «Книжка МДП» стоит относительно недорого, как любой качественный альбом для рисования, однако сама возможность использовать книжки МДП, т.е. быть полноправным участником международных автоперевозок по системе МДП — удовольствие не из дешевых. Необходимо получить допуск к международным перевозкам в ФТС. После чего транспортная инспекция выдаст вам на каждый тягач карточку допуска к международным перевозкам грузов. Потребуется также заплатить взнос и стать аккредитованным членом АСМАП. Кроме того, надо получить таможенные свидетельства на прицепы, не говоря уже о том, что все ваши транспортные средства должны быть сертифицированы для международных перевозок.
Грузовой манифест TIR Carnet
Тем более, что никаких помарок, допускающих двойное толкование данных, в ТИРе не должно быть в принципе. Все исправления производятся только путем вычеркивания ошибочных сведений. После исправления ошибок или добавления новых сведений изменения на страницах ТИРа обязательно заверяются таможенной печатью. В противном случае ТИР недействителен.
ТИРы бывают 4-, 6- и 14- и 20-листовые в зависимости от того, сколько раз за перевозку вам придется открывать/закрывать процедуру МДП. Соответственно отличается и их цена (цена самого блокнота). Выбирая ТИР, важно заранее знать, сколько листов вам понадобится, а для этого, в свою очередь, четко представлять маршрут и понимать, как на практике происходит перевозка по ТИРу.
Как работает Книжка МДП
При прохождении таможен из блокнота последовательно вырывают листы. Водителю в блокноте остаются корешки. Листы считаются по парам: белый и зеленый. Первый лист = ТИР открыт; второй лист = ТИР закрыт. В открытом ТИРе нечетное кол-во корешков, в закрытом — четное. Часто путают открытие ТИРа с фактическим началом перевозки, а закрытие ТИРа — с её завершением. ЭТО НЕ ТАК.
Речь идет именно о перевозке по процедуре МДП. Как до, так и после этого перевозка может проходить по другой процедуре. Чтобы не ломать голову, руководствуйтесь при подсчете листов ТИРа следующей формулой: 1-й лист = встать под национальный таможенный контроль, начать процедуру МДП, 2-й = выйти из-под национального таможенного контроля, завершить процедуру МДП.
На каждую таможенную зону приходится, таким образом, четное количество отрывных листов. Покинуть таможенную зону с открытом ТИРом нельзя – он всегда должен быть сначала открыт, а потом закрыт для этой зоны. Рассмотрим пример перевозки по ТИРу, последовательно проходящей через три таможенных пространства: Швейцария—ЕС—ТС (Таможенный Союз с двумя местами доставки в РФ).
В итоге вы прошли три таможенные зоны, но вставали под таможенный контроль и выходили из-под него четыре раза: в Швейцарии, в ЕС, и два раза в ТС. Каждый раз вам требовалось по 2 листа, чтобы вначале открыть, а потом закрыть процедуру МДП — итого 8 листов.
Если бы вы, к примеру, взяли книжку МДП с шестью листами, ее хватило бы только до первой таможне назначения в РФ, и дальше пришлось бы ехать по другой процедуре. Если бы вы по каким-то причинам решили проехать по пути через Украину, которая пока не входит ни в ЕС, ни в ТС, вам бы понадобилось дополнительно 2 листа, и вы потратили бы 10.
При планировании перевозки нужно помнить, что вне зависимости от количества листов таможен назначения может быть не больше трех. Для таможен в книжке МДП предусмотрено всего 4 графы, включая таможню отправления. И будь у вас хоть 20-листовой ТИР, ничего от этого не изменится. Сама последовательность таможен тоже очень важна. После того, как ТИР заполнен и открыт, изменить порядок прохождения таможен крайне тяжело и есть риск нарваться на административное правонарушение.
Как работает система МДП в России
С 2013 года действие в ТИРов в РФ было значительно ограничено, причем в основной сфере — сфере импорта. Этому предшествовал затяжной конфликт между ФТС РФ и АСМАП. В итоге ФТС объявила, что вне зависимости от стоимости груза ТИР в России больше не является достаточной мерой обеспечения для уплаты таможенных сборов.
В других странах Таможенного союза — Беларуси и Казахстане — ТИРы при этом действуют, как и раньше, без ограничений. Это привело к достаточно необычному результату: при ввозе товаров в РФ таможня все-таки работает с ТИРом, но только на закрытие. Иными словами, ФТС не может не признавать ТИР, открытый в Беларуси, но сама ТИРы уже не открывает.
В итоге, в настоящий момент по ТИРу можно доехать только до первой российской таможни. В зависимости от ситуации это может быть либо таможня на границе, либо первая таможня назначения по ТИРу (так называемый, внутренний таможенный пост).
В большинстве случаев, когда вы заходите в РФ, минуя сопредельные государства Таможенного Союза (Беларусь или Казахстан), ТИР вам закроют уже на границе. Исключение до недавнего времени составлял т/п «Брусничное» на границе с Финляндией. Там с ТИРами пропускают и можно доехать до первой внутренней таможни. Если же вы заходите в РФ через сопредельные государства ТС, например, Беларусь, то в этом случае вы как бы минуете российскую границу, соответственно ТИР не закрывается и можно доехать с ним до первой таможни назначения в РФ.
Но так или иначе, после прохождения первого российского таможенного поста, будь то пограничный или внутренний, ТИР закрывается. Для последующих мест доставки придется открывать транзитные декларации и предоставлять гарантийное обязательство уплаты пошлин.
Ловушки на российской границе
При этом особое внимание необходимо обратить на очень неприятную ситуацию, когда перевозчик, направляющийся в РФ, по пути попадает в таможенный конвой по Беларуси. Множество перевозчиков уже погорело на этом и еще многие, к сожалению, погорят.
Суть в том, что белорусский конвой доводит перевозчика не до таможни назначения, а просто до первой российской таможни — обычно это один из постов на российско-белорусской границе. Там ТИР принудительно закрывают и никакие увещевания не помогут.
То есть, вы еще даже не доехали до первой таможни назначения в РФ, а ТИРа уже нет и по какой процедуре вы поедете дальше непонятно, хотя во избежание этого вы специально ехали через Беларусь. Необходимо волей-неволей оформлять транзитную декларацию и гарантию уплаты таможенных платежей.
При этом, после закрытия ТИРа на таможне вам дается не более трех часов для открытия новой процедуры транзита. Не успели — едите на СВХ, а там, как повезет — может, просто постоите на небесплатной стоянке, а, может, вас выгрузят на склад, чтобы потом, когда вы, наконец, все оформите, загрузить снова и еще раз взять с вас деньги.
Само по себе выправить все требуемые документы, в принципе, не сложно. Поручительствами для таможенного транзита, например, ведает страховая компания «АРСЕНАЛЪ». Теперь ее агентов, субагентов и суб-субагентов можно найти почти на каждом таможенном посту. Они же, как правило, делают и транзитную декларацию.
Если ваш груз не особо ценный и едите вы не особо далеко — куда-нибудь в центральную Россию — считайте, что вы отделались малой кровью. А вот если выяснится, что для груза предусмотрены дополнительные меры таможенного контроля и направляетесь вы, скажем, в Казахстан, — вы попали.
Тоже самое может произойти и на любом пограничном таможенном посту, если вы заходите в Россию напрямую, минуя Беларусь и Казахстан. До 2013 года подобных сложностей не возникало. Впрочем, АСМАП и МСАТ не теряют надежды повернуть ситуацию вспять и восстановить полноценное действие Книжек МДП на территории РФ.
Гарантийные ограничения
ТИР, без сомнения, очень удобен, однако, как уже отмечалось раньше, не является универсальным решением в области международных автомобильных перевозок. В частности, конвенция МДП гарантирует национальным таможням уплату таможенных сборов на сумму до 60 тысяч евро. Если сборы превышают эту сумму, ТИР уже не действует и требуется дополнительное гарантийное обеспечение.
В Беларуси, как правило, это таможенный конвой, стоимость которого составляет около 300 USD. За эти деньги машину с вашим грузом ведут под конвоем по территории Беларуси до границы с Россией. Оформлением конвоя занимается исключительно предприятие «Белтаможконвой», представители которого находятся на всех пограничных пунктах пропуска Беларуси.
В России наиболее часто используется гарантийные поручительства и гарантийные сертификаты. Гарантийные сертификаты оформляются получателем груза на таможне назначения после предварительного внесения таможенных сборов. НДС при этом берется не по 18% как при растаможке груза, а по 20% как при транзите.
Гарантийные поручительства, со своей стороны, могут быть оформлены самими перевозчиком на всех таможенных постах РФ через агентов и субагентов страховой компании «АРСЕНАЛЪ». (Обычно, это те же таможенные брокеры, получившие соответствующую лицензию). Стоимость поручительства зависит от соотношения суммы таможенных сборов и расстояния до таможни назначения.
Очевидно, что для дорогостоящих грузов ТИР не подходит. Поэтому важно знать стоимость груза и его код по ТН ВЭД, чтобы заранее высчитать размер таможенных сборов и не попасть впросак. Сборы считаются по формуле: пошлина согласно коду ТН ВЭД + 20 процентов НДС от (стоимости товара + пошлина) + сбор за таможенное оформление.
Кто, что и кому гарантирует
Многие склонны рассматривать страховые гарантии по ТИРу как своего рода броню, которая в случае чего защитит от всех бед. На самом деле, все несколько сложнее. МСАТ, конечно, гарантирует национальным таможням уплату таможенных сборов до 60 тысяч евро. Но выгодоприобретателем является вовсе не перевозчик или владелец груза, а национальная таможня. Более того, ничто не освобождает перевозчика от ответственности и финансовых обязательств в случае нарушения им конвенции МДП.
За каждую полученную книжку МДП перевозчики платят в российское представительство МСАТ — ассоциацию АСМАП — страховую премию в размере 12,5 швейцарского франка. Все эти средства затем перечисляются в ОСАО «Ингосстрах». Однако предоставляемое по Договору страхования покрытие не является страховым в обычном понимании этого термина. Это — гарантия, которая не предусматривает получение перевозчиком страхового возмещения. Перевозчик платит за страховку, по которой ему ни чего не причитается.
Выгодоприобретателем по страховому договору выступает так называемая «гарантийная цепь МДП»: АСМАП, МСАТ и междугородные страховщики МСАТ. Представители гарантийной цепи получают от «Ингосстраха» страховые возмещения, когда они оплатили таможне претензии в отношении книжек МДП за перевозчика. Одновременно «Ингосстрах» предъявляет регрессное требование к перевозчику, который ему за страховку заплатил для получения компенсации.
Предварительное Электронное Информирование ЭПИ
Въехать в Таможенный Союз, просто показав ТИР таможеннику на границе, к сожалению, нельзя. Чтоб облегчить себе жизнь, с 2012 года таможня ввела так называемое Электронное Предварительное Информирование (ЭПИ), которое распространяется в том числе на перевозки по ТИРу. ЭПИ — это своеобразная электронная декларация, которая содержит все данные по грузу и перевозке. После подачи ЭПИ таможня присваивает перевозке индивидуальный MRN-номер (Movement Reference Number), который отображается либо цифрами, либо штрих-кодом. Водитель предоставляет этот номер на границе, и таможенник легко находит соответствующую ЭПИ в своей базе данных. Сверив ее данные на своем компьютере с данными в сопроводительных документах, таможня либо подтверждает MRN, либо отправляет ЭПИ на правку.
Для работы с ЭПИ МСАТ разработал собственный онлайн-сервис TIR-EPD. Пользоваться им могут только авторизированные пользователи. Впрочем, если вам уже дали сам ТИР, получить доступ к TIR-EPD несложно. Логины и пароли выдают региональные представительства МСАТ — в России это АСМАП. С руководством по TIR-EPD при желании можно ознакомиться здесь.
Важно: в TIR-EPD можно оформить ЭПИ только в том случае, если вы идете по ТИРу. Если ТИР не используется, например, перевозка осуществляется по транзитной декларации, нужно выбирать другие программы или Портал электронного предоставления сведений ФТС РФ (http://edata.customs.ru/Ed/). В свою, очередь эти программы могут подать ЭПИ и для ТИРа.
Наконец, если вы не хотите связываться ЭПИ, ее готов сделать за вас любой брокер на пограничном пункте пропуска. Стоимость варьирует от количества кодов ТН ВЭД.
Отслеживание книжки МДП – система SafeTIR
В середине 90-х годов в связи с увеличением объема торговли и числа автоперевозчиков, выполняющих перевозки по ТИРу, были созданы дополнительные средства контроля и управления. Одним них стала электронная система контроля за использованием книжек МДП — SafeTIR. SafeTIR через приложение CUTE-Wise (http://www.cutewise.org/) позволяет проверять статус и действительность каждой книжки МДП, в любой момент в режиме реального времени.
Основными задачами системы SafeTIR являются:
Информация о прекращении перевозки МДП передается национальными таможенными органами в МСАТ. После этого, данные становятся доступными для всех участников системы МДП: таможенных органов, выдающей и гарантирующей ассоциации, страховщиков, транспортных операторов. Как отмечается на сайте МСАТ, в 2012 году среднее время передачи данных в систему составляло 1,5 дней. При этом МСАТ намеревается добиться того, чтобы все страны-участницы передавали данные SafeTIR не позднее того же самого дня, в который была прекращена операция МДП.
SafeTIR позволяет таможенным органам проверять статус каждой книжки МДП до принятия этой книжки в оформление.
Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки
Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.
Страшные истории международных перевозок
МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.
Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется. В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.
ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.
По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся.
КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.
Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор. Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).
Документы для международных перевозок
Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List.
Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок
Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.
Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.
Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы. Что думаем мы, простые перевозчики?
Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки
Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).