cad payment term что это
Наличные Против Документов
Полезное
Смотреть что такое «Наличные Против Документов» в других словарях:
НАЛИЧНЫЕ ПРОТИВ ДОКУМЕНТОВ — (cash against documents, CAD) Условия оплаты экспортных товаров, в соответствии с которыми отгрузочные документы на товары отсылаются в банк, агенту и т.д. в стране, куда отгружены товары, а покупатель затем получает эти документы, оплачивая… … Финансовый словарь
«НАЛИЧНЫЕ ПРОТИВ ДОКУМЕНТОВ» — принцип расчетов по внешнеторговым поставкам, согласно которому оплата экспортных товаров импортером осуществляется после прибытия документов, подтверждающих отгрузку товаров по условиям контракта. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
«НАЛИЧНЫЕ ПРОТИВ ДОКУМЕНТОВ» — форма расчетов, при которой экспортер получает платеж после предъявления в банк отгрузочных документов или импортер получает документы на товар после его оплаты … Большой бухгалтерский словарь
НАЛИЧНЫЕ ПРОТИВ ДОКУМЕНТОВ — форма расчетов, при которой экспортер получает платеж после предъявления в банк отгрузочных документов или импортер получает документы на товар после его оплаты … Большой экономический словарь
Документы против акцепта — (Д/А) (documents against acceptance, D/A) Метод платежа во внешней торговле, при котором экспортер пересылает отгрузочные документы вместе с переводным векселем (bill of exchange) банку или агенту в порту назначения. Банк или агент передают эти… … Финансовый словарь
ДОКУМЕНТЫ ПРОТИВ АКЦЕПТА (Д/А) — (documents against acceptance, D/A) Метод платежа во внешней торговле, при котором экспортер пересылает отгрузочные документы вместе с переводным векселем (bill of exchange) банку или агенту в порту назначения. Банк или агент передает эти… … Словарь бизнес-терминов
торговый платеж — наличные против документов Способ оплаты товаров, при котором документы о праве собственности передаются покупателю после уплаты соответствующей суммы наличными [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе … Справочник технического переводчика
CAD — cash against documents наличные против документов … Финансово-инвестиционный толковый словарь
CASH AGAINST DOCUMENTS
Смотреть что такое CASH AGAINST DOCUMENTS в других словарях:
CASH AGAINST DOCUMENTS
cash against documents: translation cash against documents ˌcash against ˈdocuments noun [uncountable] BANKING an arrangement in which a. смотреть
CASH AGAINST DOCUMENTS
Условия оплаты экспортных товаров, в соответствии с которыми отгрузочные документы на товары отсылаются в банк, агенту и т.д. в стране, куда отгружены товары, а покупатель затем получает эти документы, оплачивая наличными сумму, указанную в счете-фактуре, банку, агенту и т.д. Обладание отгрузочными документами позволит покупателю получить товары, когда они прибудут в порт назначения; такой порядок оплаты и получения товаров носит также название “документы против товара” (documents against presentation). Сравни: documents against acceptance (“документы против акцепта”). смотреть
CASH AGAINST DOCUMENTS
сокр. CAD фин., торг. платеж против документов, наличные против документов (форма расчетов, при которой покупатель может получить документы на товар только после уплаты соответствующей суммы) Syn: payment against documents documents against payment documents against presentation See: documentary collection. смотреть
CASH AGAINST DOCUMENTS
cash against documents: übersetzung cash against do|cu|ments 〈[kæ̣ʃ əgɛ̣nst dɔ̣kjumənts] Abk.: c. a. d.; Wirtsch.〉 Bezahlung gegen Dokumente [engl.]
CASH AGAINST DOCUMENTS
выплата наличных против документов, по получении документов
CASH AGAINST DOCUMENTS
выплата наличных против документов, по получении документов
CASH AGAINST DOCUMENTS (CAD)
фр.paiement contre documentsисп.pago contra (presentación de) documentos«наличные против документов»Форма оплаты, используемая в международной торговле. смотреть
6 Types of Payment Terms for Exporters
Table of Contents
The most common payment terms for contracts are “open account” (the seller delivers without any guarantee, and expects the payment at a later stage), “documentary collections” (the exchange of the documents representative of the goods and the payment are managed via banks), “letters of credit”, “cash in advance”.
CASH IN ADVANCE (CA)
Cash in advance is one of the most secure payment terms for sellers, and the least secure for buyers. Indeed, Seller ships the goods to the buyer only after receiving the full (or partial) payment for the goods (upfront payment).
Payments are made by wire transfer or by company checks (in the US). In the project materials industry, cash in advance payment terms are rather rare and may occur for stock and fast-track deliveries only.
What is “TT Payment”?
A bank transfer, otherwise called telegraphic transfer or telex transfer (“T/T”) is the electronic transfer of funds from a buyer/importer to a seller/exporter, via a bank or a similar institution.
For most countries and banks, as a buyer confirms a wire transfer, the funds cannot be recovered from the beneficiary (such payments are irrevocable). ACH payments may be an exception, i.e. they can be revoked.
T/T payments expose the buyer to high risks.
Alternative payment risks, described below, have been introduced to minimize the payment risks for buyers (and suppliers) in international trading operations.
OPEN ACCOUNT
Under open account payment terms, the supplier ships the goods to the buyer without receiving upfront payments and collects the due amounts at a later date (15, 30, 60, 90 days or more).
Discounts on the invoice face value may be granted, on the sale invoice, for anticipated payments.
This type of payment, which is quite common, has an opposite nature to “cash in advance”, as it is very favorable for the buyer and unfavorable for the seller (who bears the full payment risks).
Payments in open account are generally accepted by suppliers with low negotiation power or by suppliers that have long-lasting relationships with the buyer.
Credit Insurance
Some sellers subscribe credit insurance contracts believing that they will protect their “open account” sales.
A common trait of these types of contracts, which are generally expensive, is that they actually cover the creditor in case of bankruptcy of the debtor but they do not cover the seller when the buyer rejects payment for any due or undue cause.
When a buyer disputes a delivery, the insured seller has to turn to the Law, and not to the credit insurance company, to get the payment.
BANK’S DOCUMENTARY COLLECTION
Under this payment terms, the seller gets paid and the buyer and the seller exchange the documents representative of the goods and the payment via the intermediation of a remitting and a collecting bank).
This type of payment works in this way:
CASH AGAINST DOCUMENTS (“CAD” or “DP”)
Cash Against Documents (“CAD” or “D/P”) are widely used payment terms in international trading operations.
CAD is a payment term in which an exporter instructs his bank to hand over the shipping documents to the importer when the importer fully pays the accompanying bill of exchange or draft.
Under a CAD agreement, the seller receives the payment of the goods if the buyer pays the due amount and withdraws the pre-agreed documents (generally through its own bank).
The shipping document set includes, generally, the commercial invoice, packing list, test certificates, inspection documents, bill of lading, insurance certificate, mill test reports, and allows the importer to take possession of the goods.
The advantages of CAD are:
This payment term is represented in the illustration below:
Risks of Cash Against Document Payment:
The main risk of CAD payment term is that buyers may not collect the goods and the shipping documents after the shipment has taken place.
Hence, DAP is a very different arrangement than the payment by letter of credit, where the seller basically no payment risk in case compliant documents are sent to the issuing bank within the validity of the credit.
Due to this fact, sellers shall be very careful with DAP payment terms as they generate unpaid invoices and excess stock.
LETTER OF CREDIT
A Letter of Credit, simply defined, is a written instrument issued by a bank at the request of its customer, the Importer (Buyer), whereby the bank promises to pay the Exporter (Beneficiary) for goods or services, provided that the Exporter presents all documents called for, exactly as stipulated in the Letter of Credit, and meet all other terms and conditions set out in the letter of Credit.
A Letter of Credit is also commonly referred to as a Documentary Credit.
Letters of credit are used between trade partners that do not know themselves well, are located in remote locations and do not accept the payment risks of other payment terms as open account, bank transfer, and, cash against documents.
The terms “Letters of Credit” /or L/C) and “Documentary Credit” (D/C) have the same exact meaning. The first is more common in USA and Asia, whereas the latter is common terminology in Europe.
HOW TO ISSUE AN LC
Before issuing an LC, the importer shall have approved credit limits sanctioned by the issuing bank.
Moreover, imports and exports transactions that involve foreign currencies are subject to foreign exchange regulations and other International rules like UCPDC 600, URR etc.
Generally, the issuing bank requires the importer to submit an LC Application form to issue a Letter of Credit.
After receiving the application, the bank issues a draft LC that the importer and exporter can review and, in case, amend. As the LC is agreed between the parties, the issuing bank submits the LC to the exporter advising bank, who in turn informs the seller. As an LC is received, the seller can start the manufacturing or delivery operations with strong payment security.
TYPES OF LETTERS OF CREDIT
There are a few types of letter of credit, the most common are:
STANDBY LETTER OF CREDIT
A standby letter of credit is a guarantee of payment by a bank on behalf of a client. It is a loan of last resort in which the bank fulfills payment obligations at the end of a contract in case of failed payment by the bank’s client.
Standby letters of credit are issued not to be used, normally. Standby letters of credit help prove a business’ creditworthiness and pay back ability.
Types of Standby Letters of Credit
TRANSFERABLE LETTER OF CREDIT
A transferable letter of credit is a special transferable form of a documentary letter of credit opened for the benefit of the intermediate seller (the first beneficiary).
The transferable form allows the intermediate seller to apply to the nominated bank with a request of transferring the letter of credit in whole or in part to the supplier (the second beneficiary).
In case the intermediate seller purchases products from multiple suppliers, it has the right to instruct the nominated bank to transfer the letter of credit by parts to each of the suppliers.
CONFIRMED LETTER OF CREDIT
A confirmed LC is a letter of credit with higher payment security than unconfirmed letters of credit: indeed, such type of letter of credits are guaranteed both by the issuing and the confirming bank. Confirmed LCs are frequently used when selling to countries subject to political risks, that may generate default of the local issuing banks.
The beneficiary of an LC may request his bank to confirm the credit (“add confirmation”), paying a cost, if the issuing bank has accepted such a possibility under the terms of the credit.
By adding a confirmation, the confirming bank (the seller’s bank, generally) commits to honoring the letter of credit in case the beneficiary submits a compliant set of documents within the validity of the credit.
Such undertaking from the confirming bank is separate from, and in addition to, the undertaking of the issuing bank.
BENEFITS OF CONFIRMED LC
The exporter may be interested in adding confirmation to the letter of credit in the following cases:
Banks confirm LCs at a cost that is expressed as an interest rate or a fixed fee (or a combination of both). Generally, the cost is an interest rate ratio (example Libor) plus a spread (confirmation fee). The higher the risk for the confirming bank, the higher the cost.
BACK TO BACK LETTER OF CREDIT
Back to back LC’s are interesting instruments used by skilled traders/intermediaries to finance buy and sell transactions without using own capital or collaterals.
Under this schema, the trader who is the beneficiary of the letter of credit from an end user may leverage the “main LC” (export LC) and obtain a “secondary” LC (import LC) from his bank in favor of its supplier(s), without using own capital for the transaction.
A back to back transaction involves two different (but connected) letter of credits:
Under this schema, the intermediary uses the export LC as collateral to get an import LC issued by his bank, without financing such LC with own funds.
The back-to-back LC schema is represented here:
CONDITIONS FOR A BACK TO BACK LC
The key conditions to put in a place a back to back schema are:
Not all banks accept a back to back schema, as it involves some degree of risk for the bank itself. However, when banks can ensure a consequential cash in and cash out, and know the terms of the transaction well, a back to back LC may be arranged.
BENEFITS OF BACK TO BACK LETTER OF CREDIT
TRANSFERABLE VS BACK TO BACK LETTER OF CREDIT
Differently from “transferrable” LCs, which require the end user to approve the transfer of the credit from the original beneficiary to a new beneficiary (condition that is seldom accepted, as risky), a back to back LC does not require such approval and is a private arrangement between the beneficiary of the “main LC” /”export LC” and its bank.
The end user and the manufacturer of the goods may be totally unaware of the fact that a back to back arrangement has been put in place to execute the transaction.
Условия оплаты в международных контрактах
Вопрос об условиях оплаты за поставленный товар во время проведения предварительных переговоров, как правило, отодвигается на второй план.
Прежде всего, стороны обсуждают характеристики и цену на товар. А ведь перечисление денег за границу – один из наиболее рискованных моментов во внешнеторговых операциях. Кроме того, некоторые условия оплаты могут повлиять на цену товара.
Думаю, вряд ли кто отважится с уверенностью дать универсальный совет как соблюсти паритет интересов при заключении международной сделки. Вопрос об условиях оплаты обычно решается «на месте», исходя из конкретных условий сделки.
Однако, для того чтоб вести такой диалог необходимо хотя бы говорить на общем языке, а это невозможно без знания стандартных международных условий оплаты.
Предоплата – Cash In Advance
В международной, как и в любой другой сделке, покупатель стремится первым получить товар, а продавец – деньги. Казалось бы, идеальный вариант, прописать в контракте такие условия оплаты, при которых это происходит одновременно или в минимальный временной промежуток.
Но не все так просто в реальной жизни. Например, поставщику необходимо приобрести материалы для производства продукции и получить гарантии, что товар, который он произведет, заказчик потом обязательно выкупит. При обсуждении условий оплаты с китайскими поставщиками этот вопрос возникает довольно часто. Поэтому хотите вы того или нет, первую сделку вам скорее всего придется проводить по предоплате.
Как минимизировать свои риски в этом случае?
Первое – постарайтесь не платить всю сумму сразу.
Стандартные условия оплаты при работе с китайскими поставщиками:
При таких условиях оплаты вы не заморозите всю сумму в предоплате и хоть как-то минимизируете свои риски. Можно даже немного поторговаться и договориться на меньший авансовый платеж, скажем в 20 или 25 процентов.
При перечислении предоплаты Настоятельно рекомендую не использовать никаких серых схем, скупой платит дважды. Используйте только банковский телеграфный перевод – Telegraphic Transfer (обычно его обозначают как T/T).
Пример условий оплаты (предоплата)
Условия оплаты:
Платежи за Товар, поставленный по настоящему Контракту, будут производиться в долларах США согласно условиям настоящего Контракта, и осуществляться Покупателем телеграфным банковским переводом на счет Продавца, указанный в п. … настоящего Контракта в следующем порядке:
30% (Тридцать процентов) от стоимости партии Товара оплачивается в течение … банковских дней с момента подписания Контракта.
70% (Семьдесят процентов) от стоимости партии Товара оплачивается до поступления Товара на таможенную территорию РФ.
Все банковские документы оформляются на английском языке.
Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на счет Продавца
В случае если Продавец не осуществляет поставку на условиях и в сроки, оговоренные данном Контракте, Продавец обязуется вернуть 100% (Сто процентов) предоплаты на счет Покупателя в течение … дней от даты перечисления первого авансового платежа Товар.
Аккредитив – Letter Of Credit (L/C)
Аккредитивные условия оплаты при международных расчетах, пожалуй, являются наиболее сложными с технической точки зрения. При данной форме оплаты вам никак не обойтись без помощи банка.
Поэтому применению этой формы платежей мы решили выделить отдельную статью, которую так и назвали – «Аккредитив в международных расчетах». Отметим лишь, что условия оплаты в форме аккредитива являются наиболее надежными с точки зрения соблюдения интересов всех сторон международной сделки.
Пример условий оплаты (аккредитив)
Условия оплаты:
Платежи за Товар, поставленный по настоящему Контракту, осуществляются Покупателем в долларах США.
Покупатель открывает в течение … календарных дней от даты подписания настоящего контракта в (Наименование банка) безотзывный документарный в пользу Продавца на …% стоимости Товара.
Срок действия аккредитива – … дней.
Аккредитив подчиняется Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов, редакция 2007г., Международной торгово-промышленной палаты №600.
Если Покупатель не откроет аккредитив во время, указанное в пункте …, настоящего Контракта, Продавец имеет право соответственно продлить срок поставки Товара указанный в пункте … настоящего Контракта, либо на срок задержки открытия аккредитива, либо на срок, необходимый для приведения аккредитива к условиям пункта … настоящего Контракта.
Если срок действия аккредитива будет продлен, то срок действия настоящего Контракта будет продлен автоматически.
Платеж по аккредитиву осуществляется против предоставления Продавцом в исполняющий банк следующего пакета документов: (перечень подтверждающих документов с указанием количества экземпляров оригиналов и копий)
Телеграфный рамбурс разрешен.
Вышеуказанные документы предоставляются Продавцом в банк-эмитент не позднее … календарного дня после даты транспортного документа, но не позже срока действия аккредитива, и оплачиваются по предъявлении.
Все банковские расходы, связанные с аккредитивом, и, в случае необходимости, увеличением и продлением аккредитива, будет нести Покупатель.
Аккредитив не должен содержать никаких других условий кроме оговоренных настоящим Контрактом.
Товарный кредит – Open Account
Условия оплаты, к которым стремится каждый покупатель, и по возможности пытается избежать поставщик. Опять же исходя из личного опыта, скажем, что китайские поставщики предоставляют товарный кредит лишь при некоторых условиях:
¹ Во-первых, вы надежный покупатель, работающий с данной компанией много лет.
² Во-вторых, наличие достаточно больших объемов и стабильности закупок, что подтверждает ваши далеко идущие планы.
³ В-третьих, у вас сложились достаточно прочные деловые и личные связи.
Если все эти факторы сложились воедино, есть вероятность предоставления товарного кредита. Однако высока возможность того, что предложенная цена будет включать в себя расходы по обслуживанию кредита поставщика, страховку по экспортным операциям или дополнительную маржу поставщика.
При долгосрочных крупных поставках продавец тоже попадает в зависимость – налажено производство, стабильные объемы и тому подобное. В случае возникновения временных финансовых затруднений у покупателя, китайский поставщик может принять условия оплаты в форме товарного кредита.
Не будем также забывать про высокий уровень конкуренции на китайском рынке, некоторые поставщики, готовы рискнуть. Это тоже может подтолкнуть китайского партнера на принятие условий оплаты в форме товарного кредита.
Пример условий оплаты (товарный кредит)
Условия оплаты:
предоплата в размере …% от стоимости Товара, указанной в п… Контракта, оплачивается в течение … банковских дней с момента подписания настоящего Контракта, остаток суммы в размере …% от стоимости Товара оплачивается в течение … дней после поступления Товара на таможенную территорию РФ.
В случае если Продавец не осуществляет поставку на условиях и в сроки, оговоренные в п…. настоящего Контракта, Продавец обязуется вернуть 100% (Сто процентов) предоплаты на счет Покупателя в течение … дней с момента перечисления предоплаты.
Как видите, в вышеприведенном примере есть элементы и предоплаты и товарного кредита. Таким образом, мы хотели показать образец того как можно сочетать различные условия оплаты, в зависимости от конкретных условий сделки.
Расчеты по документарному инкассо
В то время как авансовый платёж (Предоплата – Cash In Advance) является идеальным вариантом для экспортёра (продавца), а платежи по открытому счету (Товарный кредит – Open Account) являются идеальными для импортёра (покупателя), документарное инкассо представляет собой компромисс с выгодами для обеих сторон.
Документарное инкассо, напротив, позволяет экспортёру сохранять контроль над товаром до получения оплаты (или до получения гарантии оплаты). При такой схеме экспортёр, отгрузив товар, собирает необходимые коммерческие документы, такие как счёт и коносамент, и направляет их вместе с траттой в банк, выступающий в качестве агента экспортёра. Банк выдаст импортёру коносамент только, если импортёр произвёл оплату против тратты или акцептовал обязательство сделать это в будущем.
В ходе переговоров документарное инкассо может быть предложено в качестве удобного компромисса. С точки зрения относительных преимуществ для экспортёра и импортёра, оно находится посередине между продажей по открытому счету (которая является выгодной для импортёра) и аккредитивом (который выгоден для экспортёра). Экспортёр предпочтет документарное инкассо продаже по открытому счёту. И, наоборот, импортёр предпочтет документарное инкассо документарному аккредитиву.
Применяют две формы документарного инкассо:
— D/P – Documents against Payment — «документы против платежа» (или «деньги против документов») – Импортёр оплачивает тратту для того, чтобы получить коносамент (документ, который позволяет импортёру принять поставленный товар); следовательно, данная форма инкассо называется банками «деньги против документов» или «документы против платежа», «D/P» или «D/P по предъявлении».
— D/A – Documents against Acceptance — «документы против акцепта» — В данном случае импортёр акцептует тратту для того, чтобы получить коносамент. Акцептуя тратту, импортёр соглашается с безусловным юридическим обязательством произвести оплату в соответствии с условиями тратты.
Documents against Payment (D/P)
D/P — Documents against Payment — «платеж против документов» при расчетах по инкассо.
Схема проведения инкассовой операции
В этих международных сделках купли-продажи Банк берет на себя функцию агента продавца, получая деньги от покупателя в стране его проживания.
Документарное инкассо – это сумма, инкассированная Банком со счета покупателя в определенное время против финансовых,торговых или только торговых документов. Т.е. экспортер передает в Банк отгрузочные документы (чаще всего, когда груз перевозится морем), например: инвойс, коносамент, упаковочный лист, сертификаты происхождения и качества и др.. При этом экспортер дает поручение Банку выслать документы в Банк покупателя, уполномочив этот Банк выдать документы Покупателю только после осуществления платежа в пользу экспортера или после акцепта векселя.
Операция проводится по поручению экспортера, определяющего условия инкассирования и предоставляющего своему Банку документы, на основании которых должен быть произведен платеж. Оба Банка, выполняющие инкассо, выступают в роли посредников и не несут ответственности за неоплату или неакцепт документов. Их обязанности ограничиваются выполнением указаний Клиента — выдавать документы против оплаты, акцепта векселя.
Инкассовая форма расчетов выгодна экспортеру тем, что банки защищают его право на товар до момента оплаты документов. Право на товар импортеру дают товарораспорядительные документы, во владение которыми он вступает после их оплаты или выполнения других условий инкассо. Импортеру инкассовая форма расчетов выгодна тем, что она подразумевает оплату действительно поставленного товара.
Существующие формы инкассо регламентируются «Объединенными правилами инкассо», разработанными Международной Торговой Палатой (редакция 1995 года).
Продавец должен знать, что эта форма расчетов не гарантирует оплату на основании документов, если покупатель не может или не хочет платить, поэтому она целесообразна, если покупатель и продавец пользуются взаимным доверием.
В рамках инкассо по схеме D/P импортёр несёт только риск того, что отправленные товары могут не соответствовать тем, что указаны в счёте и коносаменте. Банки не подвергаются никаким рискам в связи с документарным инкассо (кроме как риску своей собственной халатности при выполнении инструкций). Это именно та причина, по которой инкассо, как правило, существенно дешевле, с точки зрения банковских комиссий, чем документарный аккредитив.
За выполнение инкассовых операций банки (выдача документов, предъявление векселей к платежу, выдача документов без оплаты и проч.) взимают комиссию в соответствии со своими собствеными Тарифами. Ставка комиссии, как правило, составляет от 0,1% до 0,2% от суммы представленных на инкассо документов.
D/A – Documents against Acceptance — «документы против акцепта»
Если в контракте есть условие об оплате «по истечению, например, 120 дней после отгрузки», то Продавец должен перенести это условие в свое инкассовое поручение, а Банк Продавца должен будет инструктировать Банк Покупателя выдать Покупателю документы против акцепта тратты по наступлении срока платежа, т.е. дата отгрузки + 120 дней.
Банковский перевод — Telegraphic Transfer (T/T)
или Wire Transfer или Bank Transfer — это обычный банковский перевод. Его обычно используют для перевода денег при способе Предоплата – Cash In Advance (см. начало статьи). Часто указывают способ оплаты Т/Т, подразумевая под ним условия предоплаты — Cash In Advance
Послесловие
Как видите, в вышеприведенном примере есть элементы и предоплаты и товарного кредита. Таким образом, мы хотели показать образец того как можно сочетать различные условия оплаты, в зависимости от конкретных условий сделки.
В данной статье мы не ставили целью перечислить все возможные варианты оплаты по международному Контракту (например, чек, драфт или вексель), а постарались как можно полнее описать те условия оплаты, которые чаще всего используются при работе с китайскими поставщиками.
Определение порядка перечисления денег за импортируемый китайский товар является одним из важных моментов переговоров. Поэтому прежде чем обсуждать условия оплаты, постарайтесь реально оценить свои риски и понять риски партнера.
И еще, прежде чем принять окончательное решение, и определить какие условия оплаты вы укажите в международном контракте, обязательно обратитесь в обслуживающий вас банк (или несколько банков) и посоветуйтесь. Этот совет точно будет не лишним.