bwv 565 что это

История одного шедевра: Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха – одно из самых мощных произведений для органа из когда-либо созданных

bwv 565 что это

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – выдающийся немецкий композитор, органист-виртуоз, создавший за свою жизнь более 1000 произведений.

В творчестве Баха представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Бах — знаменитый мастер полифонии, продолжатель старинных традиций, в творчестве которого полифония достигает расцвета.

bwv 565 что это

Иоганн Себастьян Бах

Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокр. от Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Иоганна Себастьяна Баха).

Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. Некоторые произведения Баха являются обработками произведений других композиторов, а некоторые — переработанными версиями своих произведений.

bwv 565 что это

Портретный бюст Баха, моделированный по реконструкции Сергея Герасимова по черепу композитора

Творческое наследие Баха интерпретируется как обобщение музыкального искусства барокко. Убежденный протестант, Бах написал много духовной музыки. Его Страсти по Матфею, Месса h-moll, кантаты, инструментальные обработки протестантских хоралов – признанные шедевры мировой музыкальной классики.

Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха — Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. Со многими из них Бах был знаком лично.

При жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалия, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода своего творчества (1708—1714 гг) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий, токкат и фуг, но и «Органную книжечку» («Orgelbüchlein») — сборник из 46 прелюдий, в котором демонстрировались различные методы и техники инструментальной обработки протестантских хоралов. Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проводил экспертизу новых органов и хорошо ориентировался в особенностях их настройки.

Токката и фуга ре минор: визитная карточка Иоганна Себастьяна Баха

Токката и фуга ре минор (BWV 565) – визитная карточка Иоганна Себастьяна Баха.

bwv 565 что это

Первая страница токкаты в копии Иоганнеса Рингка

Чаще всего, когда говорится «Токката и фуга ре минор Баха», имеется в виду Токката и фуга BWV 565, но это не является достаточным определением данного произведения, так как Бах написал множество токкат и фуг для органа в разных тональностях, в том числе ре минор, например Токкату и фугу ре минор BWV 538.

Предполагается, что произведение было написано композитором во время его пребывания в Арнштадте – в период между 1703 и 1707 гг: Бах был приглашен на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация. Поскольку инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, это расширяло возможности композитора и исполнителя. Именно в этот период Бах создал много органных произведений.

bwv 565 что это

Памятник молодому Баху в Арнштадте работы скульптора Бернда Гёбеля, 1942г.

Особенностью этого малого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Размер произведения 4/4. Форма состоит из трех частей: токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку.

Токката начинается ярко выделяющимся мордентом, который повторяется октавой ниже. Токката состоит из контрастных по темпу и фактуре эпизодов, оканчивающихся каденциями. Начинаясь с allegro, токката заканчивается в темпе adagio на третьей ступени ре минора (фа), что добавляет незавершенность и дает понять, что это еще не финал.

Фуга является восьмиголосной. Тема фуги написана в технике скрытой полифонии. Дальнейшее имитационное развитие произведения основано на мелодических фигурациях. Интермедия и средняя часть отклоняются в параллельную тональность фа мажор. Реприза, возвращающая фугу в ре минор, начинается со стретты.

Кода представляет собой несколько «импровизационных» контрастных эпизодов (техника развития заимствована из токкаты). Все сочинение завершается плагальной каденцией.

bwv 565 что это

Церковь Св. Бонифация в Арнштадте

Также существует и множество переложений токкаты и фуги. В частности, для фортепиано, гитары, электрогитары, баяна, струнного, джазового оркестра и других исполнительских составов. Известны аранжировки и а капелла.

Примечательно, что, начиная с 80-х годов ХХ века музыковеды оспаривают авторство сочинения, указывая на то, что музыкальный анализ выявляет элементы стиля, весьма нетипичные для Баха, либо и вовсе не встречающиеся в его музыке:

а) Параллельные октавы в начале токкаты (в технике Баха не встречаются);

б) Субдоминантовый ответ в фуге (встречается у Баха очень редко);

в) Педальное проведение темы (фуги) без сопровождения в других голосах (не встречается больше нигде);

г) «Примитивная» гармония, особенно в противосложениях, где превалируют параллельные терции и сексты (очень редко у Баха).

Но один из наиболее авторитетных современных исследователей Баха – Кристоф Вольф, который считает Токкату и фугу вполне аутентичным баховским сочинением, созданным в ранний период творчества композитора, на аргумент стилевой чужеродности параллельных октав возражает, отмечая, что, выписывая октаву, Бах, таким образом, компенсировал отсутствие 16-футового регистра на арнштадтском органе, для которого и предназначалось сочинение.

bwv 565 что это

Орган на хорах церкви Св. Бонифация в Арнштадте

Но сколько бы специалисты и музыковеды не вели споров по этому поводу, бесспорно одно: Токката и фуга ре минор Баха – одно из самых мощных произведений для органа из когда-либо созданных и неоспоримый шедевр мирового искусства.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Источник

Bwv 565 что это

bwv 565 что это

Среди органных сочинений Баха ре-минорная токката и фуга выделяются беспредельной мощью звучания, редким богатством и разнообразием виртуозных средств, драматической патетикой. Рельефность, «объемность» музыкальных образов этого произведения роднит их с образами оперно-ораториальной музыки.

Между различными импровизационными жанрами органного искусства (фантазии, токкаты) нет принципиальной разницы, нет существенных композиционных и структурных различий. За токкатой закрепилось положение наиболее виртуозного из подобных жанров. В ней свободно чередуются эпизоды с блестящей техникой пассажного склада, с фугообразными имитационными построениями, с аккордовым звучанием и гармонической полнотой. Сочетание контрастных по характеру и типу изложения музыкальных построений составляет общий признак токкаты.

Прекрасным мастером монументальных драматических импровизаций был Дитрих Букстехуде. Бах многое перенял у него. Но изменения, внесенные Бахом, коснулись не только содержания, сделавшегося несравненно более глубоким, емким, но и формы, которая приобрела классически четкие контуры, собранность, стройность пропорций.

Из цепи импровизационно нанизанных эпизодов Бах обособляет фугу в отдельную самостоятельную часть; токкате же, как прелюдии или фантазии, отводит роль вступления; она предназначена создать атмосферу, нужную для восприятия более сложно развертываемой музыкальной мысли в фуге.

Токката

Музыкальный материал токкаты максимально насыщен драматическими элементами. С огромным пафосом, подобно коротким возгласам, призывам, звучит начало токкаты:

bwv 565 что это

Напряжение первых фраз передается дальше, распространяется на все более широкие пласты, наполняет все пассажи, секвенции, придает аккордам патетический характер. Высокий драматический накал сообщает небольшой по размерам импровизации нечто могучее, необъятное.

В отличие от соль-минорной фантазии, в токкате нет противопоставления внутренне контрастных образов, нет и непрерывности мелодического развертывания, характерного для ля-минорной прелюдии. Каждое построение токкаты отделено одно от другого яркими каденциями.

Первые два построения, при импровизационности изложения и видимой самостоятельности материала, являются, по существу, свободным варьированием темы:

bwv 565 что это

Третье, заключительное построение суммирует весь материал и его развитие. В токкате, как и во многих других баховских сочинениях, напряженность движения возрастает от раздела к разделу, и кода оказывается, таким образом, драматической вершиной всего произведения.

Ре-минорная токката и фуга обладают исключительной цельностью композиции. Драматический пафос музыкальных образов токкаты, ее виртуозность вполне согласованы с таким же приподнято-патетическим стилем фуги.

Жанровое своеобразие ре-минорной токкаты и ее содержание оказали сильное воздействие на фугу, на ее форму, характер тематического материала и изложения. Виртуозная бравурность стиля и для фуги служит средством драматического раскрытия образа. Тема фуги органично вытекает из токкаты, как бы служит ее непосредственным продолжением:

bwv 565 что это

Скрытое многоголосие в одноголосной теме, особенности в расположении голосов при последующих проведениях и разработке материала — все это создает густую и плотную фактуру, сочное звучание, которым отличается все произведение в целом.

Близкий к гомофонному аккордовый склад фуги делает почти незаметными и малоощутимыми привычные для баховских фуг полифонические переплетения мелодических линий.

Принятые в подавляющем большинстве баховских фуг выдержанные противосложения и сложные контрапунктические приемы развития уступают место свободной разработке с использованием разнообразного тематического материала. Частые развернутые в большие построения интермедии (в ряде случаев — на новом материале) вносят в фугу необычайный для этой формы элемент импровизационности.

Внутреннюю связь двух частей цикла закрепляет кода фуги. Это грандиозная заключительная фантазия, которая патетикой, массивной звучностью, импровизационным характером сменяющихся эпизодов напоминает токкату.

Так характер токкаты определил своеобразие ре-минорной фуги, а тем самым и единство композиции, нерасторжимость ее частей.

Источник

Иоганн Себастьян Бах. Органная токката и фуга ре минор BWV 565

bwv 565 что этоТокката и фуга ре минор – одно из наиболее известных творений Иоганна Себастьяна Баха, хотя бы первые его такты хорошо знакомы даже тем людям, которые далеки от органной музыки. Ее исполняют в эстрадных обработках, в переложении для баяна, электрогитары и джазового оркестра, цитируют в эстрадных песнях, используют в фильмах и заставках к телевизионным передачам… впрочем, это утверждение требует некоторого уточнения: Бахом создано немало органных токкат и фуг, некоторые из них имеют тональность ре минор. Но очень часто, когда говорят о Токкате и фуге ре минор, подразумевают сочинение BWV 565. Столь широкая его популярность не вызывает удивления – даже среди других творений Иоганна Себастьяна Баха не всякое произведение характеризуется таким мощным звучанием, таким драматическим накалом и патетической приподнятостью чувств, такой рельефностью музыкальных образов и насыщенностью развития… Все эти черты позволяют провести параллель между Токкатой и фугой и лучшими образцами кантатно-ораториального и оперного жанра той эпохи.

Токката представляет собою один из импровизационных жанров органного искусства. Весьма сложно провести четкую границу между токкатой и другими подобными жанрами – например, фантазией – однако говорить об отличительных чертах токкаты все-таки можно. К таковым следует отнести особую виртуозность токкаты, а также особый характер движения, устремленность и поступательность в котором сочетается с микродискретностью, выражающейся в выделении ряда отдельных «точек». Для произведения, пронизанного движением, моторностью, наиболее естественными оказываются свободные формы. В эпоху Баха главную роль в токкате играли многочисленные сопоставления: эпизоды, в которых демонстрируется блестящая пассажная техника, свободно чередуются с полифоническими эпизодами в манере фуги. Эпоха Баха знала истинных мастеров подобных драматических импровизационных произведений – таковым был, например, Дитрих Букстехуде, композитор и органист, во многом повлиявший на Иоганна Себастьяна Баха. Но Бах был далек от рабского подражания предшественникам и современникам. Фуга у него не является одним из разделов токкаты – она приобретает характер относительно обособленной части небольшого цикла, а токката становится своеобразным вступлением к ней (примерно так же соотносятся прелюдия и фуга) – токката словно вводит слушателя в атмосферу произведения, помогая ему подготовить свой разум к восприятию такого сложного полифонического произведения, каковым является фуга.

Драматический накал токкаты очевиден с первой же интонации – можно сказать, что произведение начинается с высокой, кульминационной точки, которая и становится источником всего последующего развития. В мощном органном унисоне, в нюансе ff звучит краткое, но очень выразительное вступление, построенное на интонациях патетических, ораторских. Оно задает тон произведению – этот ораторский пафос сохраняется на протяжении всей Токкаты, призывные интонации краткого вступления проникают и в секвенции, и в пассажи, и в аккорды. В токкате ре минор нет таких ярких контрастов, как например, в Органной фантазии соль минор, или непрерывности музыкального развертывания, каким характеризуется Органная прелюдия ля минор – но токката выдерживается в едином образном ключе.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Подобные посты

Жизнь и творчество Луи Моро Готтшалка в контексте американской музыкальной культуры XIX века

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Борис Эмильевич Блох

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Дариус Мийо

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Источник

bwv 565 что это

СОДЕРЖАНИЕ

История

bwv 565 что это

bwv 565 что это

bwv 565 что это

bwv 565 что это

bwv 565 что это

Состав

bwv 565 что это

BWV 565 демонстрирует типичную упрощенную северо-германскую структуру со свободным открытием ( токката ), фугальной секцией ( фуга ) и короткой свободной закрывающей секцией.

Токката

Представление

Время исполнения пьесы обычно составляет около девяти минут, но существует более короткое время исполнения (например, 8:15) и время исполнения более 10:30. Первая часть пьесы, токката, занимает чуть менее трети общего времени исполнения.

Прием

В первое столетие своего существования вся история восприятия Токкаты и Фуги ре минор состоит из спасения от забвения, возможно, не более чем одной рукописной копией. Затем прошло около столетия от его первой публикации в виде малоизвестного органного сочинения Иоганна Себастьяна Баха до того, как оно стало одним из знаковых произведений композитора. В третьем веке композиция превратилась из наиболее часто записываемой органной пьесы Баха в композицию с неясным происхождением. Несмотря на мнение Мендельсона о том, что это было «в то же время познание и что-то для людей», за которым последовала довольно успешная фортепианная транскрипция во второй половине 19 века, только в 20 веке он поднялся выше среднего уровня известности. органная пьеса Баха. Появление произведения (в оркестровой транскрипции Стокски ) в фильме Уолта Диснея « Фантазия» 1940-х годов способствовало его популярности, и примерно тогда же ученые начали серьезно сомневаться в его приписывании Баху.

Что осталось, так это «самая известная из существующих органных произведений», известности которой способствовали различные аранжировки, включая напыщенные настройки фортепиано, версии для полного симфонического оркестра и альтернативные настройки для более скромных сольных инструментов.

Оценка изданий

bwv 565 что это

В 2000 году было опубликовано факсимиле рукописи Рингка. В 21 веке факсимиле стало доступно онлайн, а также различные загружаемые файлы ранее напечатанных изданий. В 2010 году компания Breitkopf & Härtel инициировала новое издание сочинений Баха для органа, в четвертом томе которого появится BWV 565.

Выступления и записи

bwv 565 что это

Ханс-Иоахим Шульце так описывает силу пьесы на конверте пластинки:

Здесь элементарная и безграничная мощь в нетерпеливых восходящих и нисходящих пробежках и перекатывающихся массах аккордов, которая лишь с трудом утихает достаточно, чтобы уступить место логике и равновесию фуги. В репризе первоначальной Токкаты драматическая идея достигает своей кульминации среди летающих весов и с громким звучанием финала.

Аранжировки для фортепиано

bwv 565 что это

В биографиях Баха

В биографии Баха Иоганна Николауса Форкеля в начале 19 века это произведение не упоминается. Форкель, наверное, даже не знал о составе. В биографии Х.Л. Хильгенфельдта он просто указан среди опубликованных работ. Хильгенфельдт считает токкату и фугу фа мажор наиболее совершенными токкатами Баха для органа. В биографии Баха Карла Германа Биттера 1865 года BWV 565 упоминается только в приложении.

В токкате и фуге ре минор сильный и пылкий дух наконец осознал законы формы. Единая драматическая фундаментальная мысль объединяет смелую работу токкаты, которая, кажется, накапливается, как волна за волной; а в фуге вставные отрывки в ломаных аккордах служат только для того, чтобы сделать кульминацию еще более мощной.

В первом томе своей биографии Баха 1979 года Альберто Бассо называет BWV 565 «famosissimo» (самый известный) и «Celebratissima» (самый знаменитый), утверждая, что популярность этих произведений полностью зависит от этого сочинения. Он видит в нем молодежную работу, написанную до 1708 года, которая с ее неразвитой фугой стилистически эклектична, но объединена, не нарушая целостности. Он связывает его с северной школой и упоминает Таусига, Бузони и Стоковки как влияющих на его траекторию. Бассо предостерегает от слишком многого в композиции. Он чувствует, что это может быть доступно каждому, но не является ни заклинанием, ни символизмом, ни тем более суммой чего бы то ни было.

В своей биографии Баха 1999 года Клаус Эйдам посвящает несколько страниц Токкате и Фуге. Он считает это ранним произведением, вероятно, написанным для проверки технических качеств нового органа. Он чувствует, что крещендо, развивающееся через арпеджио, постепенно переходящее к использованию сотен труб одновременно, может точно показать, в какой момент духовая система органа может стать неадекватной. По его мнению, некоторые из наиболее необычных характеристик пьесы можно объяснить тем, что Бах был испытателем органов.

Кристоф Вольф в своей биографии Баха 2000 года рассматривает BWV 565 как раннюю работу. По его мнению, он «столь же освежающе образный, разнообразный и кипучий, сколь и структурно недисциплинированный и необузданный».

В книгах по органным произведениям Баха

До своей биографии Баха 1906 года Андре Пирро уже написал книгу о сочинениях Баха для органа. В этой книге он посвятил BWV 565 меньше страницы и считает это своего рода программной музыкой, изображающей бурю, включающую вспышки молний и грохочущий гром. Пирро полагает, что Бах добился успеха с этой музыкой в ​​небольших немецких дворах, которые он посетил. В целом, он считает музыку поверхностной, не более чем ступенькой в ​​развитии Баха.

В начале 1920-х годов Харви Грейс опубликовал серию статей о органных произведениях Баха. Он считает, что ноты в пьесе нетрудно играть, но что органисту, исполняющему произведение, в первую очередь мешает интерпретация. Он дает советы, как выполнить работу, чтобы она не походила на «бессмысленную схватку». Он описывает фугу как тонкую и простую, но лишь «очень схематичный пример формы». В своем описании пьесы Грейс ссылается на Пирро, развивая аналогию со «штормом» Пирро, и, как и Пирро, он, кажется, убежден, что Бах отправился с пьесой в турне. Его предложения по оформлению органа сравнивают с тем, как это произведение будет играть оркестр.

В 1948 году Герман Келлер написал, что токката и фуга нехарактерны для Баха, но, тем не менее, имеют некоторые из его отличительных черт. Его описание пьесы перекликается с более ранними аналогиями с бурей. Келлер видит унисонные пассажи первых тактов как «нисходящие, как вспышка молнии, длинный раскат грома сломанных аккордов полного органа и бурные колебания триолей».

Переложения для симфонического оркестра

bwv 565 что это

В фильме и игре

bwv 565 что это

Исследование подлинности и реконструкции

Определенное беспокойство относительно авторства BWV 565 существовало задолго до 1980-х годов. От Хильгенфельдта в 1850 году до Элгара в 1920-х годах и до Бассо в конце 1970-х, необычайная популярность этого произведения, кажется, застала ученых и музыкантов врасплох. Из пророчества Мендельсона о том, что это было что-то как для эрудитов, так и для масс, исполнилась только последняя часть. Некоторые ученые, анализировавшие контрапункт композиции, сочли ее некачественной. Они сказали, что это было стилистически слишком близко к стилю галанта конца 18 века, чтобы быть композицией начала 18 века. Предполагаемое время его создания изменилось. Некоторые считали, что композиция была слишком современной, чтобы ее сочинил молодой Бах, или слишком упрощенной, чтобы ее сочинил Бах средних лет. Хотя многие комментаторы обращались к гению Баха, чтобы объяснить дислокацию современности в незрелой композиции, все большее число ученых чувствовали себя неудовлетворенными таким нематериальным объяснением.

В статье 1981 года Питер Уильямс повторил предположения, из которых он увидел выход из головоломки, уже представленной в его книге 1980 года по органным композициям Баха:

Анализ материальных источников для произведения, его старейших сохранившихся рукописей, хотя, по мнению некоторых ученых, недостаточно проводился, был сочтен слишком ограниченным, чтобы дать окончательный ответ на эти вопросы. То, что было доступно в этой области исследования, можно было объяснить противоположным образом. Точно так же, считалось ли более сложное стилистическое свидетельство окончательным или просто косвенным, зависело от того, кто что пытался доказать.

Вопрос об авторстве

В 1961 году Энтони Дэвис заметил, что Токката лишена контрапункта. Спустя полдесятилетия BWV 565 подвергся дальнейшему допросу. Вальтер Эмери утверждал, что скептицизм был необходимым условием для подхода к истории органных композиций Баха, а Фридрих Блюм видел проблемы в традиционной историографии юности Баха. Роджер Булливант считал фугу слишком простой для Баха и видел характеристики, несовместимые с его стилем:

Эти сомнения в авторстве BWV 565 были развиты Питером Уильямсом в статье 1981 года. Гипотезы, предложенные Уильямсом в этой статье, включали, что BWV 565, возможно, был написан после 1750 года и, возможно, был основан на более ранней композиции для другого инструмента, предположительно скрипки. Уильямс добавил больше стилистических проблем к тем, которые уже упоминались Булливантом, среди прочего, параллельные октавы в начале токкаты, истинные субдоминантовые ответы в фуге и примитивные гармонии во всем произведении, с контрсубъектами в фуге, часто перемещающимися через трети. и только шестые. Все эти характеристики либо уникальны, либо крайне редки в органной музыке первой половины XVIII века.

В конце 20 века Ганс Фагиус писал:

. факт остается фактом: токката поразительно неорганизованна и современна, поскольку была написана Бахом около 1705 года, даже если это форма северогерманской токкаты. Однако существует немного органных произведений, обладающих таким духом и энергией, и почему бы гению, подобному Баху, в приподнятом юношеском настроении не создать это уникальное произведение, которое в некоторых отношениях опередило свое время на полвека и которое могло бы достичь успеха? место как одна из самых любимых композиций во всей истории музыки?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *