bizagi modeler что это
Сравнительный обзор BPM-систем
На внедрение любой IT-системы требуется много времени, сил и средств. А когда речь идет о таком глобальном решении, как BPM-система, внимания приходится уделять еще больше.
Нельзя запускать проект, опираясь на возможности наскоро выбранного продукта и обещания вендора, есть масса аспектов, которые нужно обдумать и взвесить. А последствия неправильного выбора и осознание своей ошибки уже во время работы, «на половине пути» может стоить дорого.
При выборе BPM-системы нужно опираться на требования ваших процессов и учитывать возможности по дальнейшему их развитию и улучшению. Надеюсь, что этот обзор поможет быстрее сориентироваться, какая система подходит именно вам, и сделать свой выбор, исходя из ее функциональных особенностей.
Обзор BPM-решений
Рассматриваемые BPM-решения: ELMA BPM Suite, Bizagi BPM Suite и Bonita Open Solution. Все они являются популярными и востребованными. Кроме того, данные решения во многом схожи функционально.
Рассмотрим их главные компоненты:
В статье мы рассмотрим реализацию этих возможностей, а также:
Моделирование бизнес-процессов
ELMA BPM
ELMA BPM – разработка российской компании ELMA, предназначенная для управления бизнес-процессами.
Моделирование бизнес-процессов в системе ELMA осуществляется в специальном графическом редакторе «Дизайнер ELMA» в нотации BPMN 2.0, которая, к слову, была целиком переведена на русский язык именно специалистами данной компании и доступна для свободного скачивания на сайте ELMA.
После создания графической модели, выбора параметров процесса и определения данных, с которыми работает бизнес-процесс, он публикуется на сервере системы и становится исполнимым в веб-интерфейсе. Каждый запущенный экземпляр бизнес-процесса создает пользователям системы карточки задач, в которых они должны отчитываться о своей деятельности. Карточки, кстати, гибко настраиваются, поэтому с ними удобно работать.
Почти все действия для автоматизации исполнения бизнес-процессов можно сделать мышкой, но иногда приходится прибегать к скриптам. Для реализации наиболее сложных вещей можно использовать сценарии, то есть программирование. Плюс в том, что сценарии создаются на популярном языке C#, так что разобраться в написании скриптом для ELMA не составит труда. И специалистов, знающих этот язык, на рынке предостаточно.
К сожалению, вендоры очень часто вставляют в свой софт какие-то собственные языки, руководствуясь ошибочным представлением, что там работать легче. В итоге получается такая система, под которую найти разработчика просто невозможно. На рынке их может вообще не быть, поэтому остается два варианта – или идти к тому же вендору за помощью (на то он наверняка и рассчитывает), или пытаться вырастить своего специалиста (что, опять же, без привлечения вендора почти нереально).
Поэтому использование популярного языка смело можно назвать большим плюсом системы.
В ELMA поддерживается импорт и экспорт в формат XPDL – это универсальный формат, который позволяет выгружать и загружать модели бизнес-процессов.
Попробовав в качестве эксперимента загрузить в ELMA процесс, ранее нарисованный в Business Studio, убеждаюсь (после небольших доводок), что все работает без каких-либо проблем.
Добавлю, что в системе ELMA реализована отладка процессов и инструменты для их тестирования (верификации). При публикации модели процесса автоматически выполняется верификация синтаксиса – проверка правильности модели и проверка сценариев на наличие ошибок.
Кроме того, в отличие от остальных решений, в ELMA возможна пошаговая отладка процессов, сценариев и пользовательских форм, что экономит массу времени.
Рис. 1. Интерфейс графического редактора «Дизайнер ELMA»
Рис. 2. Форма заполнения заявки (в режиме отладки) в системе ELMA
Процессы в ELMA можно непрерывно улучшать, причем прямо «на ходу», без остановки исполнения. Так что есть возможность учитывать все особенности организации.
Если в системе обнаружены «проблемные» процессы или наметился срыв показателей, то есть два варианта устранения проблемы:
улучшение текущего процесса (постоянные улучшения) с последующей оценкой показателя, или изменение самого показателя процесса.
Возможно, плановое значение изначально задано неверно, и стоит его скорректировать, как и сам процесс.
Также всегда можно вернуться к более ранним версиям и просмотреть историю улучшений бизнес-процесса – система хранит все версии. Вносить изменения в процессы можно даже после внедрения этих процессов в работу. Вы быстро вносите коррективы в структуру процесса и сразу проверяете эффективность изменений на практике.
Следующий участник обзора – Bizagi – тоже отличается своими механизмами исполнения процессов.
Bizagi BPM Suite
Система весьма известная и популярная. Bizagi BPM Suite состоит из компонентов, выполняющих отдельные функции:
Моделирование бизнес-процессов осуществляется в нотации BPMN. Поддерживается наиболее полный уровень соответствия спецификации BPMN. Но самая сильная сторона продукта – красочный графический редактор.
«Рисовать» простые схемы удобно, но как только увеличивается их сложность, так возникают трудности, например могут быть потеряны описания событий и потоков, либо объекты при копировании «приклеиваются» друг к другу, и в таком случае помогает только загрузка предыдущей версии схемы.
Есть возможность коллективного проектирования. Готовая модель процесса загружается в Bizagi Studio, где можно определить всю информацию, нужную для автоматизации процесса. Этот же модуль позволяет интегрировать систему с прочими корпоративными приложениями. Автоматизация процессов осуществляется в графических интерфейсах, необходимость программирования есть только при спецификации скриптовых задач.
Далее автоматизированный процесс загружается на сервер, где происходит его дальнейшее исполнение. Эта процедура несложная в том случае, если вы хорошо ознакомились с документацией. Сходу догадаться о многих нюансах непросто.
В веб-интерфейсе выполняются пользовательские задачи и производится контроль исполнения процесса. Система создает подробные отчёты по процессу в целом и отдельно по каждой задаче. Отчёты доступны в веб-интерфейсе.
Внесенные изменения процесса в модуле Studio немедленно отражаются на сервере, и все запущенные экземпляры процесса начинают работать по новой модели, без остановок.
Bizagi дает возможность обмена моделями между приложениями, поддерживается импорт и экспорт в форматы XPDL и MS Visio.
Рис. 3. Моделирование процессов в Bizagi BPM Suite
Затрудняет работу необходимость постоянного переключения между окнами редакторов, при таком количестве окон требуется постоянная смена фокуса внимания. Это все очень сложно, особенно, для человека, впервые открывшего систему.
Важно учесть, что Bizagi BPM Suite испанская разработка, и в России у компании нет официального представительства. Это довольно серьезный недостаток, ведь когда вендор находится в другом государстве, тяжело внедрять его продукт.
Bonita Open Solution
Bonita Open Solution – французский вендор. Представительства в РФ, как и у предыдущего решения, нет. Не так давно, по некоторым данным, была переведена только пользовательская часть системы, в целом, российской локализации нет.
В opensource-версии системы отсутствуют средства мониторинга процессов. В свою очередь, в коммерческом варианте системы они есть. Решение состоит из трёх основных компонентов, разделенных по назначению:
Моделирование процессов Bonita Open Solution происходит в нотации BPMN. Поддержка нотации довольно полная. Решение поддерживает импорт диаграмм из формата XPDL, но без возможности экспорта в него. Также нет и поддержки BPEL.
Моделирование и автоматизация процесса в Bonita Studio производится в одном окне, что очень удобно. Выбор данных и участников, генерация интерфейсов к этапам процесса производится в том же окне, что и создание графической модели. Нет необходимости постоянно переключаться между окнами редакторов, это ускоряет разработку процесса.
Рис. 4. Моделирование бизнес-процессов в Bonita Studio
Интеграция с другими корпоративными приложениями
ELMA BPM
Одно из неоспоримых преимуществ BPM-систем – возможность интеграции с различными программными решениями. Они позволяют увеличить гибкость создаваемых моделей бизнес-процессов. В частности, применяется SOA – Сервис-ориентированная архитектура, позволяющая легко интегрировать модели бизнес-процессов в другие приложения.
В системе ELMA есть средства интеграции с основными корпоративными приложениями (SOA, CRM, почтовые сервисы, оповещения на почту и по sms). Для российских пользователей плюс системы состоит в тесной интеграции с «1С: Предприятие». У системы богатая поддержка работы с веб-сервисами, что полностью задокументировано разработчиком. Поэтому интегрировать ELMA с любой внешней системой не составляет труда. Кроме того, есть поддержка работы с сервисной шиной (ESB) и интеграция с шинами передачи данных на уровне моделирования бизнес-процессов (JMS, MSMQ). Портлеты ELMA встраиваются в корпоративные Порталы: SharePoint, Bitrix.
Bizagi BPM Suite
Стоит отметить гибкие возможности BizAgi BPM Suite по интеграции с внешними системами и приложениями. Эти возможности позволяют связать процессы с любой другой системой. Такие возможности конфигурации включают в себя различные механизмы на уровне интеграции данных и на уровне процессов. Поддерживаются следующие виды интеграций:
Bonita Open Solution
BOS может взаимодействовать с большим количеством приложений и сервисов с помощью программных соединителей – коннекторов. Поддерживаются базы данных, почтовая служба, веб-сервисы и др. Коннекторы позволяют системе подключаться к внешним базам данных (к примеру, данные справочников, информация о заказах или клиентах), а также получать информацию из внешних систем в интерфейс процесса и записывать данные во внешние системы по результатам исполненного процесса.
Интерфейс
ELMA BPM
Интерфейс системы в целом удобный, простой и понятный. Это касается всех ее компонентов. К ней легко адаптироваться, потому что интерфейс Внутреннего Портала одинаковый для работы со всеми приложениями системы. Его можно легко сделать очень простым и удобным для конечных пользователей. Любая информация может отображаться в красивом и понятном формате.
Рис. 5. Создание заявки в интерфейсе системы ELMA 3.5
Настраиваются и формы задач, и документов, и карточек произвольных объектов. Для разных групп пользователей система может выглядеть по-разному. Есть конструктор форм, который работает без дополнительной верстки html-страниц.
В интерфейсе портала можно работать с мобильных устройств (смартфонов и планшетов). Кроме того, в интерфейсе возможно настроить аналитику и другие функции портала.
Bizagi BPM Suite
Пользовательский интерфейс Bizagi BPM Suite представляет собой набор настраиваемых форм, которые привязываются к операциям бизнес-процесса и отображаются для получения и ввода данных при выполнении соответствующей операции.
Часто систему позиционируют как имеющую простой и интуитивно понятный интерфейс, но мне сложно с этим согласиться, да и в интернете есть много высказываний о том, что настройка интерфейсов сопровождается сложностями (в основном это низкое быстродействие, трудности с выделением и перемещением объектов, добавлением подписей и др.) Нет как таковой настройки портала, внешнего вида главных страниц, как, например, это реализовано в ELMA. Конструктор экранных форм Bizagi подходит для быстрого создания и ввода данных в рамках процесса, но с ограниченной сложностью презентационной логики. На более сложные задачи уходит больше времени и сил.
Рис. 6. Интерфейс системы Bizagi
Bonita Open Solution
Продукт имеет удобный графический интерфейс для моделирования бизнес-процессов. Можно моделировать бизнес-процессы и создавать собственный интерфейс. В Bonita Studio встроен графический конструктор экранных форм Bonita Form Builder, он позволяет создавать веб-интерфейсы для работы с бизнес-процессами.
С помощью конструктора Bonita Form Builder возможно изменять внешний вид интерфейса для конечного пользователя. Bonita Portal позволяет протестировать разработанный бизнес-процесс в веб-интерфейсе, настроить права доступа пользователей к процессам. В веб-интерфейсе портала пользователи получают задачи и работают с экранными формами, разработанными в Bonita Form Builder, также интерфейс портала доступен пользователям с мобильных устройств (смартфонов и планшетов). Дополнительно в интерфейсе возможно настроить аналитику и другие полезные функции портала.
Рис. 7. Интерфейс Bonita Studio
Недостатки систем
Нотация BPMN 2.0 русифицирована, и русские названия элементов модели процесса значительно облегчают общение с бизнес-пользователями, но соответствие нотации у ELMA BPM менее полное, чем у Bizagi. Разработчики ELMA сконцентрировались только на тех элементах, которые реально можно автоматизировать, а поддержка неисполнимых элементов довольно слабая.
При этом всё актуальнее для компаний становится вопрос реализации нотации BPMN, поскольку неполная ее поддержка может затруднять пользователю разработку модели процесса. Графический редактор системы довольно тяжелый. Если нужно просто сделать что-то неисполнимое, приходится ставить большую тяжелую систему, ждать пока запустится сервер, все это требует времени.
Bizagi BPM Suite
У Bizagi тяжелый интерфейс. Конечно, удобно рисовать процессы, но со всем остальным дела обстоят хуже. Тяжело адаптироваться к системе. Нет средств верификации процессов, это при том, что система позволяет моделировать весьма сложные процессы, которые требуют проверки. Нет и возможности симуляции бизнес-процессов, поэтому увидеть, как процесс исполняется, можно лишь исполнив его.
Процедура запуска процессов в работу в целом более сложная. Для этого требуются квалифицированные специалисты. В лучшем случае этим занимаются специалисты вендора, который находится как правило в существенном удалении. Партнеров, которые находятся в России и смогут помочь, крайне мало, и их квалификация зачастую вызывает сомнения.
Bonita Open Solution
Нет средств статической верификации процессов (доступна их симуляция с различными параметрами и формированием отчётов по результатам).
Недостатком BOS также является отсутствие поддержки динамического изменения бизнес-процесса, затрудняющее оптимизацию процессов. Данное упущение является существенным для BPM-системы, поскольку после запуска системы в работу любое изменение намного сложнее реализовать. Возможность изменения процесса во время его исполнения входит в число ключевых концепций BPM.
Пользователи отмечают сложности с использованием русского языка в системе. Если название процесса написать русскими символами, он не находится при запуске в отдельном окне. Нельзя прописать по-русски и элементы процесса, поскольку может возникнуть конфликт имен при совпадении количества символов в пределах процесса. Все имена в таком случае переводятся на английский язык и символы заменяются на «нижнее подчеркивание». Цветовая гамма – красный, черный, белый… И вообще, внешний вид системы какой-то агрессивный. Думаю, это очень сильно утомляет, к тому же нельзя быстро его перенастроить.
Стоимость систем
Есть бесплатная версия на пять рабочих мест. Также вендор предлагает коммерческие версии: легковесную Экспресс-версию на бесплатном СУБД Firebird. В качестве базовой предлагается «Стандарт» версия на MS SQL. Версия Стандарт стоит примерно в полтора раза дороже «Экспресса».
Стоимость лицензии – менее 10 тысяч за 1 рабочее место. А в случае с версией «Экспресс» — значительно ниже.
Также ELMA предлагает корпоративную версию, которая поддерживает кластерную архитектуру для обеспечения высокой производительности в больших организациях. Данная версия работает как на корпоративной версии MS SQL, так и на Oracle. Цены на корпоративную версию на сайте разработчика найти не удалось.
Bizagi BPM Suite
Система доступна в двух вариантах:
Enterprise Edition. Корпоративные решения BizAgi BPMS разработаны для крупных предприятий. Они обеспечивают все функции, необходимые в большом количестве BPM проектов. В системе могут работать от сотен до тысяч пользователей.
Xpress-издание – BizAgi BPMS Xpress – сравнительно недорогое решение для малых и средних предприятий. Позволит оценить преимущества BPM небольших (пробных) проектах, прежде чем начать работу со всеми функциями BPM. BizAgi BPMS Xpress может одновременно использовать максимум только 50 пользователей.
Стоимость лицензий – около 100$ за одного пользователя.
Bizagi Process Modeler – дизайнер бизнес-процессов распространяется бесплатно.
Bonita Open Solution
Решения системы – Bonita Portal, Bonita Studio и Bonita Engine платные, на официальном сайте есть подробное описание всех модулей, но нет информации по их стоимости. Есть бесплатная Opensource-версия.
Выводы
Все три рассмотренные системы достаточно близки функционально и нельзя сказать, что какая-то намного лучше или хуже другой. У каждой из них есть свои недостатки и преимущества. Например, отладка бизнес-процессов есть только у ELMA, а в остальных системах данный механизм не реализуется.
За красотой интерфейса в ряде систем скрывается неудобная настройка. Усложняет внедрение BPM-решений и территориальная удаленность вендоров. Что же касается функциональных возможностей, здесь во многих вопросах, конечно, Bizagi держит уверенное первенство. Но, что особенно приятно, отечественная разработка – ELMA BPM уже не только может поравняться силами со своими западными коллегами, но и в чем-то их превзойти.
Bizagi. Описание. Пример.
Эту статью я написал в продолжение статьи о BPM-системах. И здесь я хочу рассказать о принципах работы BPMS на примере конкретной системы — Bizagi. Я постараюсь пояснить, как происходит процесс моделирования, разработки и исполнения бизнес-процесса в этой системе на практическом примере.
Bizagi: Model. Build. Run
Bizagi — это BPM-система, разработанная одноименной компанией, и направленная на моделирование, исполнение, автоматизацию и анализ бизнес-процессов. Система Bizagi включает 3 модуля для полноценной настройки процессов:
Рассмотрим каждый из этих модулей подробнее.
Modeler
Modeler — это дизайнер бизнес-процесса, где моделируется последовательность действий и событий. Важно понимать, что созданный в Modeler бизнес-процесс — это только картинка, графическое отображение моделируемого процесса, но еще не сам автоматизированный алгоритм действий. Непосредственно сами ответственные за бизнес-процесс, роли и бизнес-правила назначаются на следующем этапе программирования и не зависят от того, какой дизайн вы смоделировали на этом этапе. Дизайн бизнес-процесса нужен просто для того, чтобы согласовать схему работы с пользователями. Вы можете использовать один из трех способов моделирования бизнес-процесса:
Созданный в Modeler бизнес-процесс вы можете редактировать, сохранить, экспортировать в различных форматах (pdf, html). Моделирование бизнес-процесса производится в формате BPMN 2.0. Этот формат несколько отличается от известного многим BPMN 2.0, я с этим столкнулся на практике. Некоторых возможностей, которые подразумеваются в BPMN 2.0 и в некоторых других программах, созданных для работы исключительно с моделированием, в формате Bizagi вы не найдете. Например, здесь нет так называемой “внешней сущности”. Зато в Bizagi имеются собственные разработки, которых нет в других системах, например, Mailstone — промежуточный этап. Созданные в Modeler карты бизнес-процессов можно как “расшаривать” на портале Bizagi, так и использовать коллаборатив, то есть несколько сотрудников могут выполнять совместную работу, что очень удобно. Мodeler имеет русскоязычный вариант интерфейса, в отличие от двух других модулей. Еще раз напомню, что Modeler предназначен только для моделирования бизнес-процессов. То есть если вам необходим только дизайн бизнес-процесса, этого модуля вам будет достаточно. Если же вам необходимо не только моделировать, но и разрабатывать и исполнять бизнес-процессы, вам понадобится модуль Studio, в котором есть свой моделер бизнес-процессов.
Studio
Смоделированная карта бизнес-процесса должна заработать. Пользователь должен входить в систему и взаимодействовать с различными формами. Studio позволяет разработать интерфейс и формы, с которыми будет работать человек. Ниже мы подробнее рассмотрим все аспекты разработки бизнес-процесса в Bizagi Studio. Хочу отметить, что Modeler и Studio бесплатны. В базовый пакет Studio включены до 20 тестовых пользователей.
Engine
Engine — это среда исполнения, которая позволяет пользователям заходить в систему и работать в ней, выполняя определенные бизнес-процессы. Лицензии Engine платные. Бесплатен только тестовый режим. В Engine предусмотрено два вида лицензии:
При этом компаниям, в которых работает до 50 пользователей, предоставляется скидка 50% — это так называемый Starter kit, направленный на поддержку малого и среднего бизнеса. Если на предприятии работает более 50 пользователей, придется оплачивать полную стоимость лицензий.
Engine предполагает пошаговое исполнение разработанного бизнес-процесса с учетом всех прописанных в Studio условий.
Без модуля Engine вы не сможете полноценно работать в системе и исполнять прописанные бизнес-процессы.
Как работает Bizagi
Что мы делаем в Bizagi, если нам необходимо автоматизировать какой-либо бизнес-процесс? Рассмотрим алгоритм действий на примере согласования заявки на расход денежных средств. В статье про BPM-системы мы видели, как этот бизнес-процесс был реализован на реальном проекте посредством учетной системы, сейчас мы посмотрим, как это правильно организовать в системе BPM.
1. Моделирование Моделирование бизнес-процесса происходит путем перетаскивания графических элементов, предложенных в Bizagi, в рабочую зону. Выше я писал, что интерфейс Studio, представлен на английском языке, но в самой карте бизнес-процесса мы можем использовать русский язык. Мы моделируем схему бизнес-процесса Payment Request: определяем начало процесса, события, оповещения, бизнес-правила и конец бизнес-процесса. Задача заключается в контроле оплаты счетов. Последовательность действий данного бизнес-процесса выглядит так:
1. Сотрудник, которому поступает счет на оплату, должен создать запрос на оплату.
2. Руководитель должен проверить запрос и выбрать один из вариантов действия:
3. При первом варианте Сотрудник получает уведомление об отказе руководителя. На этом бизнес-процесс заканчивается. 3. Во втором случае Руководитель должен Распечатать, подписать запрос и отправить его в бухгалтерию, на этом бизнес-процесс заканчивается. Графическая карта бизнес-процесса выглядит так:
2. Разработка структуры данных После того, как бизнес-процесс смоделирован, мы приступаем к разработке структуры данных. На данном этапе мы прописываем, в каких формах, каких полях хранятся те или иные данные и указываем их связи. В нашем примере мы должны разработать три сущности (Entity):
Для каждой из этих сущностей необходимо прописать атрибуты (поля), которые будут доступны для заполнения. Атрибуты делятся на:
На скриншоте видно, какие атрибуты прописаны для каждой сущности.
Также необходимо указать связи между этими сущностями. Мы прописываем, что сущности Причины отказа и Контрагенты входят в сущность Запрос на оплату счета. 3. Создание форм (пользовательского интерфейса) После того, как мы разработали структуру данных, нам необходимо решить, как пользователь заходит в систему, как взаимодействует с ней. И вот здесь нам необходимо создать пользовательский интерфейс. Когда мы смоделировали бизнес-процесс, мы входим в него и видим, что каждый из этих квадратиков на схеме, обозначающих этапы, — это форма, которую необходимо разработать.
Форма — это то, с чем впоследствии будет работать пользователь.
Хочу обратить ваше внимание на то, что разрабатываются только те формы, над которыми работает пользователь. Если какой-то из этапов предполагает автоматическое действие (например, оповещение Сотрудника об отказе в оплате), для него форму разрабатывать не нужно. В нашем примере необходимо разработать 3 формы:
Эти формы используют одни и те же данные. Основа в каждой из этих форм одна — запрос на оплату счета. Но каждая следующая форма имеет более расширенный функционал, чем предыдущая. Например, в форме Проверки запроса есть вся информация из формы создания запроса + статус заявки (Одобрено или нет). А следующая форма имеет по сравнению с предыдущей еще и возможность печати запроса. При необходимости ненужные поля из предыдущих форм можно скрыть.
Здесь важно понимать, что это все-таки не одна, а три разных формы. И каждая из них создается заново либо копируется с предыдущей формы, после чего в нее вносятся необходимые изменения.
Теперь рассмотрим сам процесс создания формы (например, Создания запроса на оплату). Форма создается посредством выбора и перетаскивания в активное окно необходимых полей. Для выбора предлагаются поля (атрибуты), которые мы назначили конкретным формам на предыдущем этапе.
Форма создания запроса в итоге будет выглядеть так:
Здесь мы видим поля:
Также для более удобного использования форм можно воспользоваться Layot (варианты расположения частей формы). Макет формы можно разделить:
На этапе создания форм можно настроить видимость полей и функции редактирования для разных пользователей. Например, у следующего этапа Проверки запроса есть своя форма, в которой руководителю видны поля, созданные сотрудником на предыдущем этапе, но руководитель эти поля редактировать не может. Зато ему доступны собственные поля, которые не видны сотруднику: поле Одобрено с вариантами Yes/No.
Поле Причина отказа становится видным для руководителя, только если в поле Одобрено он выбрал вариант No. То есть видимость полей можно настроить не только в формате Видно-Не видно, но и в зависимости от каких либо условий. Это условие выглядит так PaymentRequestApproved is equal to false
Если Руководитель установил вариант Yes, становится доступной функция распечатать запрос на оплату. Для него уже никакие функции недоступны, кроме Generate template.
4. Определение бизнес-правил Далее необходимо разработать бизнес-правила, чтобы система автоматически делала некоторые вещи на основании каких-либо данных. В Bizagi предусмотрено три этапа установки бизнес-правил:
Define Expressions На этапе Define Expressions идет определение вариантов поведения системы при тех или иных условиях. В нашем случае это результат проверки запроса, два варианта (две стрелки), которые ведут от Результата проверки. При нажатии на стрелку, ведущую к следующему этапу, открывается форма, в которых заполняются условия перехода на тот или иной этап. Если по результатам проверки руководитель отказывает, то процесс переходит в стадию Оповестить о причине отказа.
Если по результатам проверки Руководитель одобрил запрос, процесс переходит на этап Распечатать счет. Activity Actions На этапе Activity Actions мы можем прописать предопределенные поля. Предопределенные поля могут заполняться в трех случаях (на выбор):
Например, на этапе Создания запроса на оплату, мы можем указать, что при открытии формы у нас есть два предопределенных поля:
=Me.Case.Creator.Id
Perfomance Следующий шаг — это Perfomance. Здесь мы прописываем, кто на каком этапе работает с бизнес-процессом, отвечает за его выполнение.
5. Описание правил оповещения После того, как мы прописали, как работают бизнес-правила, мы описываем правила оповещения. Сотрудник не может постоянно находиться в одной системе, у него есть текущие дела и работа в других программах. Как он будет получать информацию об изменениях по бизнес-процессу, которые требуют его участия? Это настраивается с помощью Notification. В BPMN 2.0 есть такое понятие, как notification, и здесь мы можем оповещение привязать к системе. Оповещения бывают двух видов:
Использовать можно оба вида оповещений одновременно. В нашем бизнес-процессе при смене этапа (Одобрен или Не одобрен запрос на оплату), Сотруднику отправляется сообщение о том, что счет одобрен или требует уточнения. 6. Создание печатной формы В нашем примере сотрудник, кроме электронного документа, хочет получить еще и печатную форму. То есть, если руководитель одобрил запрос на оплату, то он распечатывает, подписывает документ и отдает секретарю для дальнейшей передачи в бухгалтерию. Документ сохраняется не только в системе, но и в печатной форме. В системе можно создавать, так называемый, document templates. Для печатной формы запроса можно использовать word, excel или простой текст. Мы создали форму, которую должен распечатать тот, на ком заканчивается процесс, и поставить свою подпись. В этой печатной форме видна вся основная информация по запросу:
При получении такой формы бухгалтерия сразу может идентифицировать счет, который необходимо оплатить.
Исполнение бизнес-процесса
После того, как мы разработали бизнес-процесс в системе Bizagi, необходимо создать пользователей, указать их структуру, после чего эти пользователи смогут работать в системе. Рассмотрим, как происходит исполнение созданного нами бизнес-процесса: Пользователь выбирает бизнес-процесс из тех, что предложены в системе. В данном случае это бизнес-процесс Request Payment. Открывается форма создания запроса. 1. Пользователь заполняет необходимые поля (поле Дата и Автор заполнены автоматически). Пользователь прикрепляет счет на оплату.
2. Руководитель получает оповещение о том, что необходимо Проверить запрос. 3. Руководитель входит в форму запроса, где видит форму проверки запроса с доступными действиями — выбрать, одобрен или не одобрен запрос. Если руководитель выбрал Yes: 4. Появляется кнопка Generate document для распечатки запроса. Руководитель выводит печатную форму и подписывает ее. 5. Сотрудник, инициировавший запрос, получает уведомление об одобрении счета Если руководитель выбрал No: 4. Сотрудник, инициировавший запрос, получает уведомление об отказе в оплате счета. Бизнес-процесс исполнен.
Еще несколько слов о Bizagi
В Bizagi вы всегда сможете посмотреть аналитику по исполнению бизнес-процессов. В системе предусмотрена интеграция: возможно “снаружи” подключаться к Bizagi, либо из самой Bizagi подключаться к другим программам посредством API. Она использует web-сервисы и SOAP. Необходимо также напомнить, что система имеет локализацию — варианты на разных языках. Есть в Bizagi Modeler и русский перевод. Сразу скажу, что этот перевод, к сожалению, не всегда правильный. К тому же, вся документация Bizagi представлена только на английском. Поэтому я предпочитаю работать с системой на английском языке. В заключение хочется отметить, что создание бизнес-процесса — долгая и трудоемкая работа, так как мы пишем практически новое приложение, для которого разрабатываем с нуля структуры данных и формы.