bhakti marga что это
Bhakti marga что это
Bhakti ID
Be part of our global community and accesss the most exclusive content.
UPCOMING EVENTS
Bhakti Marga and Paramahamsa Vishwananda public events.
How do you find ultimate meaning in life?
Paramahamsa Vishwananda’s path to God.
Find the Divine through daily devotion.
The Living Master
Paramahamsa Sri Swami Vishwananda
His mission is to open the hearts of humanity.
GURU CONNECT
Exclusive content of
Paramahamsa Vishwananda
Find the Divine through daily devotion.
Yoga &
Meditation
Knowledge
Rituals
Devotional
arts
Experience unconditional Divine Love and let your heart open as Paramahamsa Vishwananda gives you His darshan.
SEE THE MASTER ON YOUTUBE
Outer vs. Inner Satisfaction
Paramahamsa Vishwananda talks about what the fear of not having enough does, and how divine knowledge and your association with like-minded people is vital to moving forward.
Сати Казанова рассказала об «учителе», изменившем ее жизнь. Духовное движение назвали омутом долгов и самоубийств
Сати Казанова публично заявила о своем участии в духовном движении «Бхакти Марга». На YouTube-канале организации певица рассказала, как нашла своего «учителя» и обрела счастье после разочарования в славе и отношениях. Эксперт по религиям и сектам рассказал «360», что считает «Бхакти Марга» опасной для людей.
По словам Казановой, ее жизнь была счастливой: популярность, поклонники, деньги. Однако позже певица впала в депрессию, почти не работала и временами даже не хотела жить — настолько разочаровалась и в славе, и в отношениях с мужчиной. Также у нее начались серьезные проблемы с голосовыми связками.
«Я интуитивно молилась: „Господи, ты либо покажи мне какой-то смысл жизни, либо забери меня отсюда“», — рассказала певица.
Однако потом она встретила «учителя» — Парамахамса Шри Свами Вишвананда. Произошло это в 2012 году, на тот момент Казановой было 29 лет. Именно эта встреча, уверена звезда, изменила ее жизнь.
«Я сейчас не способна передать, что я тогда почувствовала, какая это любовь, что просто разрывала каждую клетку, каждый атом моего существа. Это разорвало мне все сознание, я была просто потрясена», — пояснила певица.
По ее словам, «учитель» сказал ей, что она, как публичный человек, может помогать людям своим примером. Сати отказалась от поп-музыки. Теперь она поет мантры.
«Когда я пела поп-песни, у меня как будто скребло в голосовых связках. Когда я пою мантры, как будто у меня нет преград. Я, как птица, лечу в вышине», — подчеркнула Казанова.
Поклонники беспокоятся
Под видео многие пользователи отметили, что рады за звезду, которая выглядит счастливой. Некоторые уверяли, что еще со времен «Фабрики звезд» поняли, какой удивительно нежный голос у Казановой и что ей не место в поп-индустрии.
Однако скептики сочли, что слова звезды «попахивают фанатизмом». Были и те, кто открыто заговорил о секте.
«Обработали ее — теперь как зомби ходит, всех любит, все братья и сестры», — прозвучало в одном из комментариев.
«Секты всегда используют популярных людей для расширения своего влияния», — написал другой пользователь.
Отзывы бывших учеников
Многие экс-последователи «учителя», о котором так лестно отзывается Казанова, не разделяют ее увлеченности. По их словам, в сообществе есть некий культ личности Шри Свами Вишвананды.
«Мы, бывшие последователи и преподаватели Атма Крии (комплекс техник йоги, направленный на развитие истинной любви ко всему, — прим. ред.) обнаружили, что Истинный Бог стал подменяться культом личности Свами Вишвананды. Когда у „гуру“ воспаляется самомнение и он позиционирует себя как личность верховного Бога, это приводит с серьезным искажениям», — рассказали бывшие ученики.
По их словам, техника практик в сообществе сильно отличается от знакомых другим учителям. Бывшие последователи уверены, что этот фактор приводит к сбоям в работе организма и даже к онкологическим заболеваниям.
«Более десятка практикующих АК (практика Атма Крии — прим. ред.) находятся на стадии заболевания онкологией, у некоторых она уже подтверждена, кое-кто уже сделал операцию, два человека уже ушли из этого мира, одна женщина дошла до самоубийства (и это только те, которых мы знаем). Лично мы сами ощущали на себе сбои в работе всего организма», — заявили ученики.
Также, по словам одного из экс-учеников, Свами Вишвананда якобы ездит в путешествия с группами преданных людей, который платят за это «очень приличные суммы денег». При этом «учитель» якобы просил последователей не доверять своему уму, интуиции и даже собственному сердцу, а всецело отдаться воли и милости своего гуру.
Духовное учение или секта?
Движение «Бхагти Марга», основанное Шри Свами Вишванандой, хорошо известно специалистам в области сектоведения. Об этом в разговоре с «360» заявил судебный эксперт — религиовед, специалист в области нетрадиционных религиозных движений и культов, член Русского религиоведческого общества Игорь Иванишко.
«Движение обладает признаками религиозной деструктивности. Члены Российской ассоциации центров по изучению религий и сект (РАЦИРС) неоднократно на различных крупных религиоведческих мероприятиях заявляли о серьезной опасности данного движения для граждан. Деструктивный характер „Бхагти Марга“ подтверждают и члены Европейской федерации центров по исследованию и информированию о сектантстве (FECRIS)», — заявил собеседник «360».
По его словам, несмотря на относительную молодость движения, через его «школу» прошло большое количество людей, интересующихся восточными и околовосточными йогическими и медитативными практиками. В России даже есть клуб бывших адептов Шри Свами Вишвананды, которые считают себя пострадавшими от деятельности «Бхагти Марга».
Бывшие адепты данной секты, побывавшие в разных коммунах „Бхагти Марга“, сейчас предоставляют специалистам в области нетрадиционных религиозных движений и культов уникальный материал о внутренней жизни коммун, конфликтах, мошеннических действиях гуру и его помощников
Собеседник добавил, что у «учителя» сейчас непростые отношения с законом в некоторых странах. По его словам, Шри Свами Вишвананда известен из-за скандалов, касающихся гомосексуальных связей с учениками.
«Коммуны „Бхагти Марга“ представляют опасность для граждан, и дальнейшее их функционирование, по мнению многих специалистов в области сектоведения, будет ежегодно пополнять сообщества, клубы пострадавших», — подчеркнул Иванишко.
Как работает гуру?
Парамахамса Шри Свами Вишвананда — амбициозный неогуру. Основным объектом вербовочной деятельности являются финансово успешные люди, отметил Иванишко.
«Вербовка часто происходит на различных весьма недешевых тренингах, ретритах, презентационных йогических мероприятиях, на которых присутствуют блогеры, творческая интеллигенция, жены-домохозяйки известных бизнесменов и чиновников, золотая молодежь. У малообеспеченных адептов могут возникнуть проблемы с дальнейшим пребыванием в неоиндуистском движении», — пояснил Иванишко.
По словам Иванишко, гуру чаще всего интересуется известными или влиятельными людьми, потому что они могут привлечь поклонников. У ролика Сати Казановой, например, сейчас около 100 тысяч просмотров.
«Парамахамса Шри Свами Вишвананда многих известных своих адептов использует в качестве «говорящих голов», главная задача которых ловить новые жертвы для гуру, привлекать в движение других известных, популярных людей, создавать положительный имидж деструктивной секте, — заключил эксперт по религиям Игорь Иванишко.
Bhakti marga что это
Бхакти Марга: истоки и традиция
Некоторое время назад меня попросили написать серию статей о Сампрадае (традиции), последователями которой являются Шри Свами Вишвананда и все его ученики. Я вовсе не специалист по индийским учениям, и знания мои в этом вопросе весьма отрывочны и поверхностны. Но если вайшнаву предложили служение, отвергать его не следует .
Я прошу благословения своего Гурудева, Шри Свами Вишвананды, на то, чтобы я могла передать доступное мне знание так, как будет наиболее созвучно Его учению. И я прошу благословений Богини Сарасвати, дабы в этот век, когда высшее знание нам практически недоступно, мы могли бы все-таки прикоснуться к нему и использовать его для нашего духовного продвижения. Мои смиренные пранамы Гуруджи, Шри Шри Лакшми Нараяне и Шри Шри Радхе Кришне.
Часть 1. Веданта и Вайшнавизм
Под общим заголовком «Бхакти Марга: истоки и традиция» я планирую написать серию статей об источниках нашего движения.
Но вернемся к двум названным Свами Вишванандой традициям и линиям преемственности, на которые Бхакти Марга опирается, как на основу. Чтобы понять значение и историю этих двух традиций, начнем с общего строения индийской философии.
Итак, в Индии существует 6 ортодоксальных философских школ (так называемые школы индуизма), принимающих авторитет Вед (они называются астика): миманса, веданта, йога, санкхья, ньяя и вайшешика.
Каждая из школ опирается на свой главный трактат, во многих случаях одноименный. В нашем случае нас интересуют Веданта Сутры Бадараяны (ряд источников утверждает, что мудрец Бадаряна и есть Вьясадева) и Йога Сутры Патанджали, которые лежат в основе соответствующих им направлений – Веданта и Йога.
Йога – понятно. Крия Йога не может не вытекать из общей традиции Йоги. Но, может быть, вы спросите меня, причем здесь Веданта? Ведь мы знаем, что Бхакти Марга происходит из вайшнавизма, а Веданта для нас привычно ассоциируется с Адвайта Ведантой и Ади Шанкарачарьей, ее основателем. Ну, вот и совсем не так все было! Все вайшнавские Сампрадаи и школы без исключения принадлежат к направлению Веданты в индийской философии. Веданта – это общее название наиболее распространившихся в Индии традиций (всего их 5), которые признают Божественное происхождение и безусловный авторитет Вед и опираются в своих учениях на Прастханатраю. По иронии судьбы, Майявада – направление, основанное Шанкарачарьей, с которым очень любят сражаться в философских диспутах все вайшнавы, тоже принадлежит к направлению Веданты. Но об этом мы поговорим позже.
Итак, Прастханатрая. Прастханатрая – это основа основ, которую должен знать каждый уважающий себя вайшнав. Прастханатрая – переводится как «три точки отправления», а под этими «точками отправления» имеются в виду 3 вида священных текстов. В состав Прастханатраи входят:
1. Мукхья Упанишады
2. Веданта Сутры (или другое название Брахма Сутры)
3. Бхагавад Гита
Кто-то может спросить, где же в приведенном списке сами Веды? Когда мы говорим «Веды» в голове сразу представляются 4 объемистых тома с текстами:
Ригведа — «Веда гимнов»
Яджурведа — «Веда жертвенных формул»
Самаведа — «Веда песнопений»
Атхарваведа — «Веда заклинаний»
Однако в реальности Веды выглядят не совсем так. Веды – это большое количество разноплановой литературы, объединенной этим общим называнием. Основной частью Вед являются самхиты – сборники мантр, а к ним примыкают дополнительные тексты: брахманы, араньяки и упанишады – комментарии к самхитам, в которых объясняется суть Вед. Язык, на котором написаны Веды – санскрит, сложен, витиеват и многозначен. Чтобы понять его, сначала появились комментарии на первые тексты. А потом комментарии комментариев. А потом комментарии комментариев комментариев. Так рождалась ведическая литература. Упанишады – наиболее глубокие философские комментарии на самхиты, они написаны в незапамятные времена и считаются частью Вед. А Мукхья – это 11 самых древних Упанишад. Именно поэтому они и взяты в качестве одной из точек отправления в школах Веданты. Таким образом, Веды в этом списке литературы представлены в виде Мукхья Упанишад.
Как я писала выше, основные 6 школ индуисткой философии считают Веды не сотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Однако внутри Индии существуют и традиции, которые вовсе не признают Божественность Вед. К таким традициям относятся, как ни странно, Буддизм, Джайнизм и Сикхизм. Их называют «настика» или «отвергающие Веды».
Кроме Прастханатраи, 5 направлений Веданты опираются еще на два важных столпа. Это – ачарья основатель (мулачарья или «учитель веданты» (ведантачарья)) и написанные им Бхашьи – комментарии на Прастханатраи.
Термин «Ачарья» происходит от санскритского корня «чар», который означает «последователь». С помощью приставки «а» (которая означает «совершенно или полностью») и именного суффикса, который означает «тот, кто», формируется значение термина «тот, кто полностью следует дхарме» и/или «тот, кто ведёт других следовать дхарме».
Из 5 основных направлений Веданты, 4 являются вайшнавскими Сампрадаями, то есть почитают верховным Божеством Маха Вишну. А одна называется школой Майявада или Смарта Сампрадаей, и в ней признается, что Господь может почитаться в любой Его форме, потому что все есть Брахман (об этом опять же позже).
4 Вайшнавские Сампрадаи объединяют под собой практически все существующие ныне направления и школы Вайшнавизма. Перечисляю их ниже:
1) Лакшми (Шри / Деви) Сампрадая
Философия: Вишиштха-Адвайта («Квалифицированный Монизм»), принятый Рамануджачарьей
2) Брахма Сампрадая
Философия: Двайта («Дуализм»), принятый Мадхвачарьей
3) Рудра Сампрадая
Философия: Шуддха-Адвайта («Чистый Недуализм»), принятый Вишнусвами и Валлабхачарьей
4) Кумара Сампрадая
Философия: Двайта-Адвайта («Двойственность в Единстве»), принятый Нимбаркачарьей.
5-ая Сампрадая, получившая также название школа Майявада, основанная Ади Шанкарачарьей, проповедует философию Адвайта Веданты – полной не двойственности, за что и снискала повсеместную нелюбовь вайшнавов самого разного толка. Основной тезис Шанкары: «Брахман реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман есть одно и то же» конфликтует с тезисом вайшнавов, мир все же реален, а джива – есть вечная слуга Господа и всегда остается отличной от Него. Об особенностях философий разных Сампрадай я, пожалуй, остановлюсь в следующей статье, чтобы здесь успеть еще разобраться в том, что такое сама по себе Сампрадая.
Наиболее близким по значению к санскритскому слову «сампрадая», пожалуй, является слово «традиция». Сампрадая – это набор практик, правил и определённое мировоззрение, которые передаются из поколения в поколение. Задача Сампрадаи – сохранять знание, но, тем не менее, она остается живым источником знаний и опыта – по мере хода история ряд истин и принципов Сампрадаи могут переформулироваться новым поколением последователей. Сохранность традиции в Сампрадае происходит благодаря живой Гуру-Парампаре – линии преемственности.
Сампрадая представляет собой, по сути, духовный канал. К ней можно присоединиться, получив дикшу в определённой Парампаре. Сампрадая немыслима без Гуру-Парампары! Только живые духовные учителя могут выступать как передатчики традиции. Сохранение чистоты и передача дикши – одно из основных назначений Сампрадаи.
В Вайшнавизме считается, что вне Сампрадаи духовная практика будет бесплодной. Лежащие в основе вайшнавской садханы (практики) мантры достигают эффекта только в том случае, если получены от Гуру, принявшего одну из Сампрадай – то есть традиций. Поэтому каждый духовный искатель, выбирающий идти по пути Вайшнавизма, рано или поздно принимает прибежище у стоп квалифицированного Гуру, имеющего инициацию в одной из 4 традиций. В нашем случае, повторюсь, это традиция Шри Сампрадаи.
Принимая вайшнавского Гуру и Сампрадаю, ученик начинает традиционную практику – ежедневного повторения мантры, либо вслух или в уме, как акт поклонения Вишну или одному из его аватаров.
Наряду с Вайшнавизмом, в индуизме существуют также такие направления как Шиваизм и Шактизм. Деление на эти три направления индуизма – это просто классификация по другому признаку. Как становится ясно из названий, последователи этих направлений почитают за верховное Божество соответственно Шиву или Шакти (Деви). Как правило, последователи этих направлений опираются в своих учениях не на Веды, а на Пураны (Деви-махатмья, Шива Пурана) и другие писания, например, Тантры. Оба направления необычайно древние.
Как однажды пояснил для нас Гурудев, поклонение всем формам Бога ведет в конечном итоге к Нему Самому, к Верховной Личности Бога. Самым древним видом поклонения являлось поклонение Деви. Когда Душа только начинает искать Божественное, она в первую очередь приходит к Матери, к Деви. Мать – милостивый аспект и стоит ближе всего к творению. Мать знает дорогу к Отцу, и ведет своего преданного к Нему. Когда через поклонение Матери Душа дозревает до того, чтобы ради достижения Бога выполнять тапасью и садхану, она приходит к Шиве. Шива – первый и главный среди йогинов и аскетов – помогает Душе продвинутся до ступени преданности – бхакти и самоотдачи. Когда Душа очищается настолько, что становится способной к безусловной Любви, она приходит к Нараяне, к Маха Вишну. Если в первых двух видах поклонения эго человека еще может существовать, то когда мы приходим к Нараяне, для эго не остается места. Достичь Нараяну можно только путем полной и безоговорочной самоотдачи.
На сегодня урок закончен :-))))! В следующей статье мы исследуем философии четырех основных вайшнавских сампрадай и остановимся на Шри Сампрадае.