b flat minor что такое
Таблица обозначений тональностей
Таблица обозначений тональностей
до-бемоль мажор | Ces-dur | C-flat major | 7 ♭ |
ля-бемоль минор | as-moll | A-flat minor | 7 ♭ |
соль-бемоль мажор | Ges-dur | G-flat major | 6 ♭ |
ми-бемоль минор | es-moll | E-flat minor | 6 ♭ |
ре-бемоль мажор | Des-dur | D-flat major | 5 ♭ |
си-бемоль минор | b-moll | B-flat minor | 5 ♭ |
ля-бемоль мажор | As-dur | A-flat major | 4 ♭ |
фа минор | f-moll | F minor | 4 ♭ |
ми-бемоль мажор | Es-dur | E-flat major | 3 ♭ |
до минор | c-moll | C minor | 3 ♭ |
си-бемоль мажор | B-dur | B-flat major | 2 ♭ |
соль минор | g-moll | G minor | 2 ♭ |
фа мажор | F-dur | F major | 1 ♭ |
ре минор | d-moll | D minor | 1 ♭ |
до мажор | C-dur | C major | нет |
ля минор | a-moll | A minor | нет |
соль мажор | G-dur | G major | 1 # |
ми минор | e-moll | E minor | 1 # |
ре мажор | D-dur | D major | 2 # |
си минор | h-moll | B minor | 2 # |
ля мажор | A-dur | A major | 3 # |
фа-диез минор | fis-moll | F-sharp minor | 3 # |
ми мажор | E-dur | E major | 4 # |
до-диез минор | cis-moll | C-sharp minor | 4 # |
си мажор | H-dur | B major | 5 # |
соль-диез минор | gis-moll | G-sharp minor | 5 # |
фа-диез мажор | Fis-dur | F-sharp major | 6 # |
ре-диез минор | dis-moll | D-sharp minor | 6 # |
до-диез мажор | Cis-dur | C-sharp major | 7 # |
ля-диез минор | ais-moll | A-sharp minor | 7 # |
В обозначении тональности указывается тоника (она же — основной тон тонического трезвучия) и лад (в данном случае, мажор или минор), например: C-dur (до мажор), Fis-dur (фа-диез мажор), a-moll (ля минор), es-moll (ми-бемоль минор) и т. п.
В русской традиции тональности обозначаются двояко — кириллицей (до мажор, ре минор, ми-бемоль мажор и т.д.) или латиницей (C-dur, d-moll, Es-dur). В буквенной системе обозначений прописные буквы указывают на мажор, строчные на минор; поэтому зачастую (для краткости) вторая часть обозначения тональности опускается, например, Es расшифровывается как ми-бемоль мажор.
В таблице показаны обозначения тональностей. Мажорные и минорные тональности расположены в порядке кварто-квинтового круга, после каждого мажора идёт параллельный ему минор. Тональности идут от бемольных к диезным, поэтому в последней графе для верхней части таблицы указано число бемолей, а для нижней — диезов. Первые шесть тональностей в таблице соответственно энгармоничны последним шести.
B-flat minor
Смотреть что такое «B-flat minor» в других словарях:
A-flat minor — Infobox Scale scale name=Amusic|flat minor relative=Cb major parallel=Amusic|flat major enharmonic=Gmusic|sharp minor first pitch=Amusic|flat second pitch=Bmusic|flat third pitch=Cmusic|flat fourth pitch=Dmusic|flat fifth pitch=Emusic|flat sixth… … Wikipedia
E-flat minor — Infobox Scale scale name=E flat minor relative=Gmusic|flat major parallel=Emusic|flat major enharmonic=Dmusic|sharp minor first pitch=Emusic|flat second pitch=F third pitch=Gmusic|flat fourth pitch=Amusic|flat fifth pitch=Bmusic|flat sixth… … Wikipedia
B-flat minor — Infobox Scale scale name=Bmusic|flat minor relative=Dmusic|flat major parallel=Bmusic|flat major enharmonic=Amusic|sharp minor first pitch=Bmusic|flat second pitch=C third pitch=Dmusic|flat fourth pitch=Emusic|flat fifth pitch=F sixth… … Wikipedia
D-flat minor — D♭ minor Relative key F♭ major enharmonic: E major … Wikipedia
a-flat minor — ˈ ̷ ̷ˌ ̷ ̷ˈ ̷ ̷ ̷ ̷ noun Usage: usually capitalized A : the minor musical key having a signature of seven flats … Useful english dictionary
b-flat minor — ˈ ̷ ̷ˌ ̷ ̷ˈ ̷ ̷ ̷ ̷ noun Usage: usually capitalized B : the minor musical key having a signature of five flats … Useful english dictionary
e-flat minor — noun Usage: usually capitalized E : the minor musical key having a signature of six flats … Useful english dictionary
Piano Sonata in B-Flat minor — was written by Julius Reubke from December 1856 to March 1857. Although little known, especially compared to Reubke s Sonata on the 94th Psalm for organ, the work is a masterpiece and brilliantly combines Liszt s then new technique of thematic… … Wikipedia
flat n — Q: What do you get if you drop a piano down a mine shaft? A: A flat minor. sharply adv, B n, flat rate … English expressions
Minor chord — minor triad Component intervals from root perfect fifth minor third root … Wikipedia
B Flat Minor Scale
In this lesson, we will learn how to play the B flat minor scale. The three types of minor scales are the natural, melodic and harmonic minor scales. We will take a look at all three of them here.
We will learn the notes, intervals and scale degrees of the B flat minor scale (natural, melodic and harmonic) on the piano, treble and bass clef.
B flat is an enharmonic of A sharp. On piano, the same keys are used to play the two scales. In terms of sound, they are identical. The only difference is the names of the notes. The notes of the A sharp natural minor scale are A♯, B♯, C♯, D♯, E♯, F♯, and G♯.
To learn more about this scale and others, check out my course, Learn Scales & Music Theory & Give Yourself An Upper Hand.
B Flat Natural Minor Scale
The notes of the B flat natural minor scale are B♭, C, D♭, E♭, F, G♭, and A♭. This scale has 5 flats.
Let’s take a look at the intervals of the Bb minor scale.
Here’s a diagram of the B flat minor scale on piano/keyboard.
Here’s the B flat natural minor scale on the treble clef.
Here’s the B flat natural minor scale on the bass clef.
How about the scale degrees? They are as follows:
There’s a formula for forming natural minor scales using whole steps and half steps. That formula is W-H-W-W-H-W-W. “W” stands for whole step and “H” stands for half step.
Let’s form the B flat minor scale with this formula. Of course, our starting note is Bb. From Bb, we take a whole step to C. Next, we take a half step to Db. From Db, a whole step takes us to Eb. Another whole step takes us to F. From F, we go up a half step to Gb. From Gb, a whole step takes us to Ab. Finally, the last whole step returns us to Bb.
The relative major key for the key of Bb minor is Db major. A natural minor scale/key consists of the same notes as its relative major. The sixth note of the major scale becomes the root note of its relative minor.
Let’s now learn the piano fingerings for the Bb minor scale.
On both the left and right hands, the thumb is finger 1, index finger is finger two, middle finger is finger 3, ring finger is finger 4 and pinky (little) finger is finger 5.
Triad chords in the key of Bb minor and their notes:
B Flat Harmonic Minor Scale
Now that we know the notes of the B flat minor scale (natural), we now take a look at the B flat harmonic minor scale.
To play a harmonic minor scale, you simply raise the seventh note of the natural minor scale by a half-step as you go up and down the scale. For example, the notes of the natural B flat minor scale are B♭, C, D♭, E♭, F, G♭, A♭, B♭. To form the B flat harmonic minor scale, we raise the seventh note by a half step and this results in B♭, C, D♭, E♭, F, G♭, A, B♭.
The formula for forming a harmonic minor scale is W-H-W-W-H-W 1/2-H. (Whole step – half step – whole step – whole step – half step – whole step and a 1/2 step – half step.)
Harmonic Minor Scale Intervals
Here’s a diagram of the harmonic B flat minor scale on piano.
Here’s the Bb harmonic minor scale on the treble clef.
Here’s the Bb harmonic minor scale on the bass clef.
B Flat Melodic Minor Scale
Let’s now learn how to form the B flat melodic minor scale. While the harmonic minor scale raises only the seventh note of the natural minor scale by a half step, the melodic minor scale raises both the sixth and seventh notes by a half step.
The notes of the B flat natural minor scale (as we’ve seen) are B♭, C, D♭, E♭, F, G♭, A♭, B♭. For the B flat melodic minor scale we raise the 6th and 7th notes by a half step and this results inB♭, C, D♭, E♭, F, G, A, B♭. These notes are used when ascending. When descending, you go back to the natural minor scale.
Notes of the Bb melodic minor scale ascending: B♭, C, D♭, E♭, F, G, A, B♭.
Notes of the Bb melodic minor scale descending: B♭, C, D♭, E♭, F, G♭, A♭, B♭. (These are the notes of the Bb natural minor scale.)
The formula for a melodic minor scale (ascending) is W-H-W-W-W-W-H. The descending formula is the natural minor scale formula backwards.
Melodic B flat Minor Scale Intervals
Here’s the B-flat melodic minor scale on piano, ascending.
Here’s the B flat melodic minor scale on the treble clef.
Here’s the scale on the bass clef.
My best recommendation on this site for piano lessons is Piano For All. Check it out. Click here to learn all about Piano For All.
Тональность
Используя слово тональнось в первом из указанных смыслов, мы можем сказать: «Данное произведение имеет тональность такую-то» (до мажор, ми минор и т.п.). Таким образом мы скажем, какую именно тональность имеет данное произведение.
Содержание
Некоторые определения
Тональностью, параллельной данной называеся тональность, имеющая то же число ключевых знаков (диезов или бемолей), что и данная. В паре параллельных тональностей одна является мажорной (часто вместо мажорная тональнось говорят просто мажор), а другая минорной (параллельный минор). Параллельные друг другу минор и мажор отличаются на две ступени: минор, параллельный данному мажору строится на его шестой ступени (которая является тоникой этого минора); мажор, параллельный данному минору строится, соответственно, на его третьей ступени.
Энгармоничными друг другу называются тональности, состоящие из одних и тех же звуков, и сами по себе (вне отношения с другими тональностями) являющиеся одним и тем же, но называемые и обозначаемые на письме по-разному. Энгармоничны друг другу, например, Соль-бемоль мажор и Фа-диез мажор, или ми-бемоль минор и ре-диез минор.
Обозначения
Русское название | Принятое в теории музыки немецкое | Английское | Количество ключевых знаков (диезов или бемолей) |
---|---|---|---|
До-бемоль мажор | Ces-dur | C-flat major | 7 |
ля-бемоль минор | as-moll | A-flat minor | 7 |
Соль-бемоль мажор | Ges-dur | G-flat major | 6 |
ми-бемоль минор | es-moll | E-flat minor | 6 |
Ре-бемоль мажор | Des-dur | D-flat major | 5 |
си-бемоль минор | b-moll | B-flat minor | 5 |
Ля-бемоль мажор | As-dur | A-flat major | 4 |
фа минор | f-moll | F minor | 4 |
Ми-бемоль мажор | Es-dur | E-flat major | 3 |
до минор | c-moll | C minor | 3 |
Си-бемоль мажор | B-dur | B-flat major | 2 |
соль минор | g-moll | G minor | 2 |
Фа мажор | F-dur | F major | 1 |
ре минор | d-moll | D minor | 1 |
До мажор | C-dur | C major | 0 |
ля минор | a-moll | A minor | 0 |
Соль мажор | G-dur | G major | 1 |
ми минор | e-moll | E minor | 1 |
Ре мажор | D-dur | D major | 2 |
си минор | h-moll | B minor | 2 |
Ля мажор | A-dur | A major | 3 |
фа-диез минор | fis-moll | F-sharp minor | 3 |
Ми мажор | E-dur | E major | 4 |
до-диез минор | cis-moll | C-sharp minor | 4 |
Си мажор | H-dur | B major | 5 |
соль-диез минор | gis-moll | G-sharp minor | 5 |
Фа-диез мажор | Fis-dur | F-sharp major | 6 |
ре-диез минор | dis-moll | D-sharp minor | 6 |
До-диез мажор | Cis-dur | C-sharp major | 7 |
ля-диез минор | as-moll | A-sharp minor | 7 |
Родство тональностей
Родством тональностей называется соотношение двух тональностей, определяемое количеством и значением общих аккордов (то есть аккордов, состоящих из звуков, которые встречаются в обеих тональностях). Родство тональностей определяется количеством общих звуков. Чем больше общих звуков, тем ближе друг к другу тональности. Существует четыре [1] степени родства тональностей:
Каждая тональность имеет шесть тональностей первой степени родства. Для каждой тональности к первой степени родства относятся следующие тональности:
1. параллельная данной
2. натуральной доминанты
3. ей (последней) параллельная
4. натуральной субдоминанты
6. минорной субдоминанты в случае мажора и мажорной доминанты для минора
Каждая пара из этих тональностей имеет много общих аккордов и между собой. Каждая мажорная тональность имеет две мажорных и четыре минорных тональности первой степени родства, тонические аккорды которых являются в ней трезвучиями II, III, IV, IV гармонической, V и VI ступеней (к до мажору — ре минор, ми минор, фа мажор, фа минор, соль мажор, ля минор). Каждая минорная тональность имеет две минорных и четыре мажорных тональности первой степени родства, тонические аккорды которых являются в ней трезвучиями III, IV, V натуральной, V гармонической, VI и VII натуральной ступеней. (к ля минору — до мажор, ре минор, ми минор, ми мажор, фа мажор, соль мажор).
Степень родства тональностей обусловливает возможность и характер модуляции.
Соотношение тональностей
В мажорно-минорной музыке тональности многообразно и сложно взаимодействуют. Нижеследующие отношения тональностей закреплены терминологически:
В английской терминологической системе параллельные тональности называются «соотносящимися» (relative keys), а одноимённые — «параллельными» (parallel keys), что нередко порождает путаницу в переводах английской музыкально-теоретической литературы на русский язык.
Общая характеристика
Тональный лад (в наиболее употребительном смысле) — это система мажора и минора в музыке XVII—XIX веков, так называемая «гармоническая тональность» (термин Карла Дальхауза), предполагающая активные динамические смены аккордов-ступеней и модуляцию в качестве высшей формы движения. Тоника в такой системе слышна (подразумевается) даже тогда, когда реально в музыке она отсутствует.
Для гармонической тональности типичны регулярные («метричные») смены местных гармонических центров, не отменяющих центрального тяготения, а наоборот интенсифицирующих его. Для формирования тонального чувства большое значение имеет музыкальный метр и метрическая экстраполяция [2] в форме.
Тональность некоррелятивна модальности, поскольку некоррелятивны основные признаки модальных и тональных ладов. В тональности непременно господствует центр, а звукорядная основа соблюдается в разной мере (например, звукоряд гармонического минора, мелодического мажора отклоняется от основной формы звукоряда этих ладов и т. п.). В модальности звукорядная основа непременна, а тяготения могут быть (например, в многоголосной музыке Машо и Лассо), а могут и вовсе отсутствовать (например, в большом знаменном распеве православных).
Средоточием теории мажорно-минорной тональности является теория функций, рассматривающая значения отдельных аккордов в пределах одной тональности и соотношения тональностей как функций высшего порядка. Главные элементы такого рода тональности — функции тоники (T), доминанты (D) и субдоминанты (S), совокупно именуемые «главными тональными функциями».
Категории и функции тональных ладов
Основные категории тональных ладов (на примере гармонической тональности):
Функции тональных ладов:
Состояния тональности
В учении о гармонии Ю. Н. Холопова предлагается классифицировать эти частные формы по четырём критериям (названным «тональными индексами») [7] :
В зависимости от комбинации указываемых индексами критериев тональности отмечаются те или иные состояния расширенной тональности. Некоторым из них (вследствие их характерности) присвоены особые названия:
1. Рыхлая тональность [8] (Ц+ Т+ С+ Ф-), то есть центр однозначен, тоника представлена, диссонанс подчинён, функции не указывают однозначно на тонику-центр.
Примеры: (1) Н. А. Римский-Корсаков. Сказание о невидимом граде Китеже: ария князя Юрия; (2) М. П. Мусоргский. Песня «Видение»; (3) С. В. Рахманинов. Всенощное бдение, ч. III, 1-я строка; (4) Д. Д. Шостакович. 7-я симфония, ч. III и др.
2. Диссонантная тональность (Ц+ Т+ С- Ф+), то есть центр однозначен, тоника представлена, диссонанс самостоятелен (не подчинён консонансу), функции центростремительны (опредёленно указывают на центр).
Примеры: (1) А. Н. Скрябин. 7-я соната, 9-я соната, «Прометей»; (2) С. С. Прокофьев. Сарказмы, № 5, главная тема; (3) А.Берг. Воццек, интерлюдия d-moll иежду 4 и 5 картинами III акта; (4) Н. Я. Мясковский. 7-я симфония, ч. I, главная тема и др.
3. Парящая тональность [9] (Ц+ Т- С± Ф+), то есть центр однозначен, тонический аккорд не появляется, диссонанс может быть подчинён, но может быть и свободен, функции указывают на центр. В отношении такой формы тональности также употребляют термин «атоникальность».
Примеры: (1) Р.Шуман. Крейслериана, № 4, главная тема; (2) М. П. Мусоргский. Детская песенка (A-dur); (3) Ф.Лист. Багатель без тональности; (4) А.Шёнберг. Песня «Соблазн» (Lockung) op.6 № 7; (5) он же, оркестровая песня «Voll jener Süße» op.8 № 5 и др.
4. Инверсионная тональность (Ц 1 2 Т+ С+ Ф+), то есть всё как в обычной гармонической тональности, но — вследствие действия функциональной инверсии [10] — либо окончание не на тонике, либо в начале нет ощущения тоники, либо и начало и конец не на тонике.
Примеры: (1) Н. А. Римский-Корсаков. Садко: Картина 2, хор красных девиц; (2) Ф.Шопен. Скерцо № 2 Des-dur; (3) М. П. Мусоргский. Песня «Сиротка»; (4) П. И. Чайковский. Иоланта: ария Иоланты и др.
Примеры: (1) М. П. Мусоргский. Хованщина: пляска персидок; (2) Чайковский. Романс «Мы сидели с тобой»; (3) А. Н. Скрябин. 5-я соната; (4) Д. Д. Шостакович. 5-я симфония, ч. III, 2-я побочная тема и др.
6. Колеблющаяся тональность (Ц 1-2-3 Т+ С+ Ф-), то есть центр неустойчив (хотя в каждом случае тоника вполне однозначна), диссонанс подчинён, функциональность не указывает на общую тонику. От рыхлой отличается тем, что в той — тоника в конце и в начале одна и та же, здесь нет. От переменной отличается тем, что в той есть сквозное тональное тяготение (при том, что центров два или более), здесь его нет.
Примеры: (1) Н. А. Римский-Корсаков. Садко: Картина 4, песня Веденецкого гостя (часть 1); (2) Р.Вагнер. Кольцо нибелунга: мотив судьбы; (3) Д. Д. Шостакович. 5-я симфония, ч. III, 1-я побочная тема и др.
7. Многозначная тональность (Ц 1-2 Т- С± Ф-), то есть гармония определённа в одной тональности, но примерно так же и в другой в одно и то же время. От колеблющейся отличается тем, что обе тональности слышатся сразу, а не попеременно.
8. Снятая тональность [12] (Ц неопред. Т- С- Ф-), то есть каждый из аккордов, взятый сам по себе, легко угадывается в какой-нибудь тональности, при этом никакой тоники и функциональных тяготений не слышно.
Примеры: (1) Ф.Лист. Прелюды (первый раздел разработки); (2) Ф.Лист. Фауст, вступление; (3) Н. А. Римский-Корсаков. Золотой петушок: антракт к III акту и др.
9. Политональность (Ц 1 +/Ц 2 + Т+ С+ Ф+), то есть сочетаются две музыки, каждая в своей (функционально определённой) тональности.
Примеры: (1) М. П. Мусоргский. Картинки с выставки: «Два еврея» (реприза); (2) И. Ф. Стравинский. Петрушка: ц.73; (3) Р.Штраус. Кавалер розы: заключение оперы; (4) А.Берг. Воццек: акт II, картина 4, тт.425-429 и др.
Bb Minor
B flat Minor scale for guitar.
The Bb Minor is a seven-note scale, also called Natural Bb Minor. Colored circles mark the tones in the diagram, with darker color highlighting the root notes. The root notes are always Bb tones. In the two-octave pattern, the first root note is on the 6th string, 6th fret.
Bb Minor 2 octaves
Bb Minor full fretboard
Bb Minor with note names
The scale displayed with its numeric formula, intervals and scale degrees.
Formula | Notes | Intervals | Degrees |
---|---|---|---|
1 | Bb | Unison | Tonic |
2 | C | Major second | Supertonic |
b3 | Db | Minor third | Mediant |
4 | Eb | Perfect fourth | Subdominant |
5 | F | Perfect fifth | Dominant |
b6 | Gb | Minor sixth | Submediant |
b7 | Ab | Minor seventh | Subtonic |
Notes (ascending) | Interval |
---|---|
Bb-C | M2 |
Bb-Db | m3 |
Bb-Eb | P4 |
Bb-F | P5 |
Bb-Gb | m6 |
Bb-Ab | m7 |
Notes (descending) | Interval |
---|---|
Bb-Ab | M2 |
Bb-Gb | M3 |
Bb-F | P4 |
Bb-Eb | P5 |
Bb-Db | M6 |
Bb-C | m7 |
Abbreviations are used: M / m stands for major / minor and P stands for perfect.
Beneficial to learn this scale is to observe the note steps starting from the root: whole, half, whole, whole, half, whole, whole. The same formula applies for the whole neck.
These are chords built from the notes of this scale:
Bbm, Bbm7, Bbm9, Bbm11 |
Cdim, Cm7b5 |
Db, Dbmaj7, Db6, Db6/9, Dbmaj9, Dbmaj13 |
Ebm, Ebm7, Ebm6, Ebm9, Ebm11, Ebm13 |
Fm, Fm7 |
Gb, Gbmaj7, Gb6, Gb6/9, Gbmaj9 |
Ab, Ab7, Ab6, Ab9, Ab11, Ab13 |
The tones in these chords correspond to the tones of the Bb Minor scale in which Bbm is the tonic triad and Bbm7 the tonic 7th chord.
Start the audio and play along! Use notes from the scale in the diagram above.