azalia bios что это

Azalia codec что это в биосе

Опция AC97 & Azalia Link A позволяет выбрать режим работы интегрированного звукового контроллера.

Azalia Only (или Azalia) – звуковой адаптер будет работать, используя технологию HDA (High Definition Audio);

AC97 (или Disabled) – звуковой адаптер будет работать, используя технологию AC’97.

Опция также может иметь другие названия:

Audio Controller Select

Примечание 1. Интегрированный аудиоадаптер – это встроенный в материнскую плату аппаратный аудиокодек (микросхема), предназначенный для кодирования или декодирования аналогового звукового сигнала в цифровой сигнал и наоборот.

Примечание 2. AC’97 (audio codec ’97) – это стандарт для аудиокодеков, обеспечивает преобразование аналоговых сигналов в цифровые и наоборот, поддерживает частоты дискретизации (48 кГц, 96 кГц). Данный стандарт используется в материнских платах, звуковых картах.

Примечание 3. HD Audio является усовершенствованием спецификации AC’97, обеспечивает воспроизведение большего количества каналов, более высокое качество звука. Поддерживает 24-разрядное качество звучания, частоты дискретизации (96 кГц,192 кГц).

На новой материнке вместо старого доброго AC97 стоит новый аудиокодек от Realtek по новому стандарту Azalia.
Вещь хорошая, куча приятного, например, автоматическое определение воткнутого в разъем прибора и переключение потоков. Воткнул наушники не глядя в любой разъем, сразу все переключилось само собой куда надо.
Но вот проблема. По этой спецификации разъём mini jack 3.5 должен иметь дополнительно нормально разомкнутый контакт. Воткнул чего-нить туда, он и замкнулся.
Продавцы о таком не слышали. Перерыл все интернет-магазины- нету такого разъема в каталогах. Все разъемы с дополнительными нормально замкнутыми контактами.
Можно, конечно и обыкновенный мини-джек взять, но тогда переключать придется ручками. А хочется же приятного, что бы оно само.
Сейчас сижу, приклепываю туда микроконцевичок самодельный, но что-то оно как-то коряво выходит. То заедает, то залипает.
Может оно где-то есть такое готовое, да я не знаю.
Пока это писал, пришла мысль реле поставить для инвертирования.

В корпусах с аудиоразъемами на передней панели имеется размыкатель. Не во всех.

Я в курсе. Но ради аудиоразъема менять корпус, это уже слишком.

Curious: автоматическое определение воткнутого в разъем прибора и переключение потоков. Воткнул наушники не глядя в любой разъем, сразу все переключилось само собой куда надо.
У меня AC’97 распаян на мамке асус, 8.1 тянет. Так же есть вышеописанная ф-ция. Все пашет как часики. Никаких спец.джеков не надо =). Да и вообще мало что понял из вопроса.

Насколько я понял, материнка начинает опознавание подключеного устройства, как только замыкается «нормально разомкнутый» контакт.
Вот только я не понимаю, что Вы хотите, удлинитель? Тогда как замыкать тот контакт на метеринке? Или у Вас есть выход на материнке для «лицевого выхода»?

Curious: Но ради аудиоразъема менять корпус, это уже слишком
Есть еще «заглушки» в 5,25 отсек. Может них есть?

Насколько я понял, материнка начинает опознавание подключеного устройства, как только замыкается «нормально разомкнутый» контакт.
Вот только я не понимаю, что Вы хотите, удлинитель? Тогда как замыкать тот контакт на метеринке? Или у Вас есть выход на материнке для «лицевого выхода»?

Curious: Но ради аудиоразъема менять корпус, это уже слишком
Есть еще «заглушки» в 5,25 отсек. Может них есть?

Дошли руки разобраться со своим HD AUDIO (он же Azalia), точнее с подключением разъёмов передне панели. В сети инфы не нашёл, поэтому решил отписАться здесь, для потомков т.с. azalia bios что это
Такой кодек установлен на большинстве современных материнок, и в числе прочих удобствий, предполагает автоопределение вставленного джека. Как отмечено выше, с помощью нормальноразомкнутого контакта. Владельцы новых корпусов, могут не беспокоиться, а у других такого нет (ест-но речь идёт о выносных разъёмах на передней панели). Но «нет ничего не возможного, для человека с интеллектом» (с) azalia bios что этоВыдрать подходящий концевик со старого цэдэрома (как раз длинный шток и ход) и приклеить его напротив задней дырки (хе, хе. ) – пол дела, надо его ещё и подключить куда-нибудь.
Стандартная распиновка гребёнки на материнке такая:
azalia bios что это

Кодек может работать и в старом режиме AC’97 (справа), для этого надо скинуть галку «Автоопределение подключения. » в настройках драйверов. Но нас интересует первый вариант. В результате антинаучных опытов (методом тыка), было выяснено, что момент «втыкания» определяется по замыканию контактов 6 MIC2_JD, либо, соответственно, 10 LINE2_JD с контактом 7 F_IO_SEN. JD это, надо полагать, «джоинт детект», а F_IO_SEN – хз. В авторском варианте, тыканье призводилось через килоомный резистор – срабатывает, так и оставленно.
Для чего, собственно, вся возня, и что имеем в итоге? Автоопределение работает, при включении наушников в гнездо на морде, автоматически тухнут остальные колонки. Плюс ко всему, на фронтальном выходе оказался на удивление мощный, и неплохой усилитель для наушников. Гораздо мощнее, чем на заднем. Трети волюме вполне хватает, хотя я и люблю погромче. azalia bios что это

azalia bios что это

А можно было не «тыкать», а почитать книжки azalia bios что это
Например эту:
Гук М. Ю. Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 1072 с: ил,
ISBN 5-469-01182-8

(Есть в сети)
Вот оттуда:
azalia bios что это

Другие идентичные по назначению опции: HD Audio, Azalia Codec, Azalia HDA Controller, HDA Controller и др.

azalia bios что это

Опция High Definition Audio предназначена для включения или выключения на материнской плате поддержки одноименной технологии, используемой для работы с цифровым звуком. Как правило, опция может принимать два значения – Enabled (Включено) и Disabled (Выключено).

Принцип работы

High Definition Audio (HD Audio, Аудио высокой четкости) – это стандарт подсистемы обработки и вывода звука для персонального компьютера. Во время разработки технология также была известна под кодовым названием Azalia, и в некоторых BIOS она носит именно такое название.

Эта технология была разработана компанией Intel в 2004 г. в качестве замены для устаревшего стандарта вывода звука AC’97 и предназначалась для размещения в чипсетах материнских плат. Новый стандарт по сравнению с AC’97 мог работать с многопоточным и многоканальным звуком, поддерживал высокую разрядность и частоту дискретизации звука. Основной упор при разработке стандарта High Definition Audio делался на его использование в домашних кинотеатрах и HD-телевидении. В настоящее время встроенными звуковыми системами, основанными на стандарте HD Audio, оснащено большинство материнских плат персональных компьютеров.

Среди основных характеристик стандарта можно выделить следующие:

Первоначально требования спецификации стандарта HD Audio оказались настолько высоки по сравнению с AC’97, что долгое время далеко не все кодеки для контроллера HDA полностью ему соответствовали. Также принятие этого стандарта привело к тому, что пользователи стали реже использовать звуковые карты в виде плат расширения, удовлетворяясь достаточно высокими характеристиками встроенных в материнскую плату аудиосистем, основанных на HD Audio.

Начиная с Windows XP SP3, операционные системы линейки Windows имеют встроенные драйверы для устройств, поддерживающих стандарт HD Audio. Для более ранних ОС Windows, вплоть Windows 2000, также существуют драйверы HD Audio. Кроме того, поддержка стандарта HD Audio встроена в операционные системы линеек Linux, FreeBSD и Solaris.

Существует несколько аппаратных реализаций контроллера HD Audio, разработанных компаниями Intel, Nvidia и AMD. Кодеки, которые могут быть использованы с этими контроллерами, также разрабатываются несколькими компаниями – Realtek, Conexant, IDT, VIA, Wolfson Microelectronics и др.

Обычно материнские платы, оснащенные HD Audio, позволяют выводить разъемы для микрофона и наушников, как на заднюю панель компьютера, так и на переднюю. Однако 3,5-мм разъемы стандарта HD Audio не идентичны аналогичным разъемам стандарта AC’97, а также обычным аудио-разъемам, хотя к ним можно подключать стандартные наушники и динамики. В отличие от разъемов AC’97, подключение наушников к разъему HDA не отключает вывод сигнала на динамики.

Опция BIOS High Definition Audio предназначена для включения или выключения контроллера HD Audio на материнской плате. Помимо значений Enabled и Disabled (Включить и выключить), во многих BIOS существует также значение Auto, подразумевающее автоматическое определение BIOS необходимого варианта. Также во многих BIOS данная опция может иметь и другие названия – Azalia HDA Controller, Azalia Codec, NB Azalia, HDA Controller и т.д.

Стоит ли включать?

Если вы собираетесь использовать возможности встроенной в материнскую плату аудиосистемы, основанной на стандарте High Definition Audio, то в этом случае вы должны выбрать вариант опции, равный Enabled или Auto. Если же вы по какой-либо причине не хотите использовать встроенный звук или просто желаете пользоваться отдельной звуковой картой, установленной в слоте расширения, то вы должны выбрать вариант значения Disabled.

Источник

High Definition Audio

Другие идентичные по назначению опции: HD Audio, Azalia Codec, Azalia HDA Controller, HDA Controller и др.

azalia bios что это

Опция High Definition Audio предназначена для включения или выключения на материнской плате поддержки одноименной технологии, используемой для работы с цифровым звуком. Как правило, опция может принимать два значения – Enabled (Включено) и Disabled (Выключено).

Принцип работы

High Definition Audio (HD Audio, Аудио высокой четкости) – это стандарт подсистемы обработки и вывода звука для персонального компьютера. Во время разработки технология также была известна под кодовым названием Azalia, и в некоторых BIOS она носит именно такое название.

Эта технология была разработана компанией Intel в 2004 г. в качестве замены для устаревшего стандарта вывода звука AC’97 и предназначалась для размещения в чипсетах материнских плат. Новый стандарт по сравнению с AC’97 мог работать с многопоточным и многоканальным звуком, поддерживал высокую разрядность и частоту дискретизации звука. Основной упор при разработке стандарта High Definition Audio делался на его использование в домашних кинотеатрах и HD-телевидении. В настоящее время встроенными звуковыми системами, основанными на стандарте HD Audio, оснащено большинство материнских плат персональных компьютеров.

Среди основных характеристик стандарта можно выделить следующие:

Первоначально требования спецификации стандарта HD Audio оказались настолько высоки по сравнению с AC’97, что долгое время далеко не все кодеки для контроллера HDA полностью ему соответствовали. Также принятие этого стандарта привело к тому, что пользователи стали реже использовать звуковые карты в виде плат расширения, удовлетворяясь достаточно высокими характеристиками встроенных в материнскую плату аудиосистем, основанных на HD Audio.

Начиная с Windows XP SP3, операционные системы линейки Windows имеют встроенные драйверы для устройств, поддерживающих стандарт HD Audio. Для более ранних ОС Windows, вплоть Windows 2000, также существуют драйверы HD Audio. Кроме того, поддержка стандарта HD Audio встроена в операционные системы линеек Linux, FreeBSD и Solaris.

Существует несколько аппаратных реализаций контроллера HD Audio, разработанных компаниями Intel, Nvidia и AMD. Кодеки, которые могут быть использованы с этими контроллерами, также разрабатываются несколькими компаниями – Realtek, Conexant, IDT, VIA, Wolfson Microelectronics и др.

Обычно материнские платы, оснащенные HD Audio, позволяют выводить разъемы для микрофона и наушников, как на заднюю панель компьютера, так и на переднюю. Однако 3,5-мм разъемы стандарта HD Audio не идентичны аналогичным разъемам стандарта AC’97, а также обычным аудио-разъемам, хотя к ним можно подключать стандартные наушники и динамики. В отличие от разъемов AC’97, подключение наушников к разъему HDA не отключает вывод сигнала на динамики.

Опция BIOS High Definition Audio предназначена для включения или выключения контроллера HD Audio на материнской плате. Помимо значений Enabled и Disabled (Включить и выключить), во многих BIOS существует также значение Auto, подразумевающее автоматическое определение BIOS необходимого варианта. Также во многих BIOS данная опция может иметь и другие названия – Azalia HDA Controller, Azalia Codec, NB Azalia, HDA Controller и т.д.

Стоит ли включать?

Если вы собираетесь использовать возможности встроенной в материнскую плату аудиосистемы, основанной на стандарте High Definition Audio, то в этом случае вы должны выбрать вариант опции, равный Enabled или Auto. Если же вы по какой-либо причине не хотите использовать встроенный звук или просто желаете пользоваться отдельной звуковой картой, установленной в слоте расширения, то вы должны выбрать вариант значения Disabled.

Источник

Azalia Internal HDMI Codec

материал № 11887

КОММЕНТАРИИ к «Azalia Internal HDMI Codec»

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Проявления неисправностей, связанных с данным параметром (0)

IT-WIKI (0)

Параметры BIOS (7)

Описание значений параметров:

Описание значений параметров:

Параметр включает/отключает звуковую карту.

Описание значений параметров:

— AC97 Controller
— Audio Device
— Azalia Audio, Azalia Codec
— Azalia/AC97 Audio, Azalia/AC97 Selection
— HDA Controller
— High Definition Audio
— NB Azalia
— OnBoard AC97 Audio
— OnBoard Audio
— Onboard CMedia Sound, Onboard Creative Sound
— OnChip Audio Controller
— VIA-3058 AC97 Audio

Описание значений параметров:

— Front Panel Support Type
— Legacy Front Panel Audio
— High Definition Front Panel Audio

Описание значений параметров:

Описание значений параметров:

Описание значений параметров:

Статьи (0)

Корзина не предназначена для покупки товаров, поскольку сайт не занимается продажами.

Функция корзины заключается всборе компьютерных комплектующих в собственную базу (требуется регистрация на сайте) и сравнении их между собой.

Сбор компьютерных комплектующих в собственную базу: Эта фанкция необходима для виртуальной сборки компьютера. Требуется регистрация на сайте.

Сравнение комплектующих: Можно сравнить только комплектующие следующих групп: 1. Жёсткие диски. 2. Твердотельные диски. 3. Оперативная память. 4. Видеокарты. 5. Центральные процессоры. 6. Материнские платы.

Источник

Аудио высокой «четкости»: мифы и реальность

Технология Intel® High Definition Audio (она же Azalia) по замыслу её создателей должна прийти на смену изъезженной вдоль и поперёк архитектуре компьютерного звука AC-97. Последняя получила широчайшее распространение на всех типах платформ, включая мобильные решения, но рано или поздно будет вынуждена сойти с дистанции. Вообще-то старение AC-97 пока ещё не столь заметно. «Ветеран» AC-97 может поупираться ещё довольно долго, благодаря всяким ревизиям-обновлениям, хотя запас «расширений» уже исчерпан. Главное преимущество продвигаемой «Интелом» новаторской технологии (далее сокращенно HD Audio) – это 32 битный многоканальный (7.1) звук с частотой дискретизации до 192 кГц. Для специалистов это преимущество весьма сомнительно, но на народ действует гипнотически. Посему настал черёд разобраться, стоит ли принимать во внимание «новинку» (которая уже год, как тихой сапой продаётся) при выборе компьютера.

Есть у HD Audio и другие преимущества. Например, поддержка 16 микрофонов. Всё дело в микрофонной решётке, выделяющей голос из окружающих шумов, что (не без хитрых алгоритмов) помогает распознавать слитную речь. Это скорее задел на светлое корпоративное будущее, чем реалии современного быта. Устаревающий стандарт AC-97 был готов обслуживать 2 мономикрофона (один стерео), но на практике производители ограничивались единственным моновходом, очевидно, по причине отсутствия массового спроса. Не спешат использовать кучу микрофонов и новоявленные HD Audio устройства. Так, в ноутбуках с Sonoma, которая потенциально поддерживает HD Audio, даже стереовходы лично мне ещё не встречались ни разу.

Самым «слабым» местом AC-97 были драйверы, которые разрабатывались сторонними производителями по принципу «кто во что горазд». HD Audio обещает обслуживаться готовыми драйверами операционной системы (разумеется, от MicroSoft), но на деле системными драйверами для такого сложного устройства, как аудиокарта (не важно, встроенная, или нет), ограничиться будет крайне сложно. В любом случае, потребуются дополнительные драйверы от тех же сторонних производителей.

Как выяснилось, удобство инсталляции «plug’n’play» у AC-97 было реализовано лишь частично. HD Audio берётся довести это «до ума». Похвально! Но верится с трудом.

Что действительно революционно у HD Audio, так это поддержка многопоточности с динамическим распределением каналов (памяти) DMA для каждого потока в отдельности. То есть предоставляется возможность озвучивать одновременно несколько источников, причём с разной частотой дискретизации (например, воспроизводить фильм с Dolby Digital 5.1, и параллельно не забывать про монофонический голосовой чат). Полоса пропускания составит для вывода до 48 Мбит в сек, а для ввода – 24 Мбит в сек. Это позволит воплотить в жизнь доктрину «цифрового дома», стерев границы между бытовым и компьютерным аудио. Фактически, в ближайшем будущем появится некая штуковина вроде домашнего развлекательного центра, обслуживающего всё видео и аудио в нашей квартире. Более того, стабильная синхронизация для каждого потока заложит «мину замедленного действия» под профессиональные аудиорешения. Однако, всё это лишь в перспективе, а действительность выглядит не столь радужно. О чём в подробностях чуть ниже.

Даешь все домашнее видео и аудио в руках одного компьютера!

Если верить информации, выложенной на сайте Intel, на данный момент HD Audio поддерживается чипсетами Intel® 915G, 915P и 925X Express. Что-ж, лиха беда начало…

А что же конкуренты? Похоже, AMD сделал ставку не на ту лошадку. Поначалу, заморочив головы с кодированием-декодированием в Dolby Digital, аудио от AMD (точнее, от NVIDIA, родоначальницы чипсета nForce), не долго поражало воображение покупателей. Помнится, года два назад NVIDIA грозилась сделать «лучший в мире звук на РС». Полная аппаратная поддержка DirectSound и DirectX 8.0, конечно, хорошо, но для долговременного успеха явно не достаточно. Например, кодирование в реальном времени в DolbyDigital с хорошим качеством выходящего сжатого звука в случае шести каналов требует прорву вычислительных ресурсов даже для 16 битного сигнала. А слабо 24 бит 96 кГц в DTS сжать? Какое конкретно качество после сжатия в состоянии обеспечить nForce, так и осталось тайной. Фирма не удосужилась поведать, а журналисты слепо поверили на слово. Это надо же было такое придумать: сжимать непонятно как, чтобы ради одного цифрового шнурка передавать многоканальный сигнал на внешний Hi-Fi ресивер! Короче, идея фикс. На сегодняшний день продвинутое аудио как таковое в списке перспективно-приоритетных направлений NVIDIA не значится. Возможно, какие-то замыслы держатся в строжайшей тайне, хотя серьёзных предпосылок для этого не видать. Было бы что по существу держать в секрете!

Краткий справочник (вместо теории)

АЦП (ADC)Преобразователь аналогового сигнала в цифровой. Передаваемый (а также хранимый где-либо) цифровой сигнал представляется в двоичном виде как упорядоченная последовательность нулей и единиц. Один нолик (или единичка) эквивалентен одному биту. Кстати, количество информации измеряется битах, а восемь бит дают один байт.
Разрядность АЦП (ADC bits)Количество бит (иными словами, разрядов) у АЦП фиксировано. Чем больше бит, тем бОльшая по значению амплитуда может быть представлена, и тем больше динамический диапазон (см далее). Следует различать линейные (ещё их называют мультибитными) и однобитные (типа дельта-сигма и т.п.) преобразователи. В однобитном преобразователе прибегают к передискретизации (см далее), тем самым косвенно наращивая число бит в формируемом цифровом сигнале. Не все разряды мультибитного АЦП вносят одинаковый вклад в формирование цифрового сигнала. Как правило, крайние биты у силу принципиальных ограничений работают в полсилы, что приводит к сокращению количества эффективных бит. Поэтому, например, у 20 битного АЦП эффективных бит может оказаться около 16, а у какого-нибудь разрекламированного 24 битного АЦП (на самом деле однобитного дельта-сигма) случается к.п.д. и того меньше. Чем выше количество эффективных бит, тем лучше у АЦП реальный динамический диапазон (см далее), соотношение сигнал шум и т.д.
Частота дискретизации (sampling frequency)Частота, с которой при получении цифрового сигнала выхватываются в аналоговом сигнале отдельные уровни амплитуды (дискреты), переводимые тем или иным способом в численные значения. Чтобы корректно озвучить цифровой сигнал (т.е. преобразовать его обратно в аналоговый), необходимо знать величину частоту дискретизации, при которой происходила «оцифровка».
Передискретизация (oversampling)Упрощенно говоря, захват дополнительных точек (дискрет) в промежутках между временнЫми отсчётами, задаваемыми частотой дискретизации. Используется для повышения точности цифрового сигнала при искусственно заниженной разрядности (вплоть до 1) преобразователей.
Искажения (distortions)Искажения подразделяются на нелинейные, переходные, амплитудно-частотные и фазово-частотные. Нелинейные искажения, в свою очередь, делятся на гармонические (когда при подведении одной частоты возникают и другие частоты, кратные подводимой, назваемые гармониками) и интермодуляционные (когда при подведении двух разных частот возникают частоты, являющиеся суммой или разностью подводимых частот). Нелинейные искажения оцениваются посредством разнообразных придуманных коэффициентов. Так, THD (total harmonic distortion) отличается от THD+N тем, что для оценки отбираются лишь гармоники, а широкополосные шумовые составляющие не учитываются. Следовательно, THD+N характеризует нелинейные искажения какого-либо преобразователя более полно, но смешивает в одну кучу гармоники и шум. Коэффициент интермодуляционных искажений обозначается как IMD (inter modulation distortion) и свидетельствует о том, как одна частотная компонента (например, 10 кГц) влияет на другую (1 кГц). Какие искажения наиболее ощутимы на слух, зависит как от значения частоты, так и от комбинации множества факторов. Например, так любимые эстетами звука лампы в усилительных каскадах дают чётные (более заметные на слух) и нечётные гармоники, причём очень мощные, хотя и ослабевающие экспоненциально по мере роста частоты. Многие гитарные distortion эффекты превносят кучу гармоник, но на слух это в целом воспринимается позитивно. Так что оценки величины нелинейных искажений указывают на потенциальные неточности воспроизведения/записи звука, но мало говорят о том, насколько приятен или неприятен будет звук на слух.
ЦАП (DAC)Преобразователь цифрового сигнала в аналоговый. В принципе, выполняет все процедуры намного быстрее и проще, чем АЦП, поэтому дешевле в разработке и производстве. Чем выше текущая частота звуковых составляющих в цифровом сигнале, тем сложнее ЦАПу восстановить истинную форму в выдаваемом аналоговом сигнале.
Кодек (codec)Совмещённый АЦП/ЦАП.
Программное (реже аппаратное) кодирование-сжатие и декодирование видео- или аудиопотоков.
Разрядность** цифрового сигнала** (Bit depth)В отличие от разрядности, ЦАП и АЦП однозначно свидетельствует о динамическом диапазоне цифрового сигнала как такового. При этом динамический диапазон равен максимально возможному. Например, для 8-битного сигнала это 48 дБ, для 16-битного – 96 дБ, для 24-битного 144 дБ (предел человеческого слуха

120 дБ), а для 32-битного – аж страшно подумать – 192 дБ. Цифровые сигналы с такими диапазонами могут быть созданы лишь искусственно, т.е. на компьютере (или другом цифровом устройстве) с процессором, имеющим более высокую точность. Например, для 24-битного сигнала желательна точность в 32 бита для целых чисел, иначе проявятся искажения, превносимые дискретностью.Динамический диапазон (dynamic range)Разница между самым «тихим» и самым «громким» сигналами, воспроизводимыми (записываемыми) с допустимыми искажениями. Выражается в децибелах (dB): 20 * log (AMPLITUDE _ max / AMPLITUDE _ min).Сигнал/шум (SNR)Упрощённо говоря, обратное отношение максимального неискаженного сигнала к фоновому шуму, фиксируемому в отсутствии этого сигнала. Выражается в дБ. Всегда имеет отрицательное значение из-за того, что логарифм от числа меньше единицы – отрицательный. На практике превышает динамический диапазон по абсолютному значению. При обработке фонового шума стандартизованным взвешивающим фильтром, учитывающим восприятие на слух человеком, указывают dBA.Битрейт (bitrate)Поток цифрового звука, измеряемый в килобитах в секунду (kbps). Обычно употребляется в отношении звука, закодированного со сжатием с потерями качества. Например, поток несжатого 16-битного стереосигнала с частотой дискретизации 44100 Гц составляет: 16 * 2 * 44100/1000=1411.2 кбит/с, что равно 176.4 кбайта/с. При сжатии с битрейтом 128 кбит/с получаем теоретический выигрыш по объёму в 1411.2/128=11.025 раза. На практике эффективность сжатия зависит от спектрального состава музыкального материала и от способа (по сути, алгоритма) сжатия. Для каждого алгоритма существует свой предел оптимальности сжатия/качества. Выигрыш по сжатию ещё не означает пропорциональный проигрыш по качеству. Некоторые люди замечают на слух ухудшение качества при битрейте ниже 128, другие – при 256. Существует сжатие с переменным битрейтом, в этом случае его величина «пляшет» на усмотрение кодера вокруг величины задаваемого изначально битрейта. Такое сжатие время от времени должно допускать незначительное ухудшение качества по мере необходимости (когда сигнал наиболее насыщен разными частотными составляющими), тем самым обеспечивая более плотную упаковку в среднем при достаточно высоком качестве. Однако в силу несовершенства алгоритмов резкое изменение качества во времени иногда заметно на слух.Диапазоны рабочих и слышимых частотСистема слуха среднестатистического человека реагирует на сигнал чистого тона (одной фиксированной частоты, генерируемой искусственно) от 16–20 Гц до 16–20 кГц. Возникает закономерный вопрос, а зачем лезть в неслышимый ультразвук за 20 кГц? Тем более, что на высоких частотах человек воспринимает не изменение звукового давления как таковое, а его огибающую во времени? Кстати, именно последнее спасает сидюшную дискретизацию в 44.1 кГц, при которой на один период самых высоких частот приходится всего лишь чуть более 2 точек (сэмплов), тогда как для правдоподобного «геометрического» отображения волны надо бы как минимум 5 точек. Измерения звуков реальных инструментов показывают, что ощутимые по амплитуде субгармоники простираются вплоть до 100 кГц, хотя основная по мощности гармоника может не превышать 1 кГц. Правда, амплитуда субгармоник стремительно уменьшается по мере роста частоты, что естественным путем делает весьма приличным звучание в ставшем нормой для Hi-Fi рабочем диапазоне 20 Гц–20 кГц. Природа восприятия звука пока не разгадана, и какую роль играют самые высокочастотные компоненты ученым неведомо. Отдельные проведённые эксперименты свидетельствуют, что ультразвуковые компоненты, оставаясь по отдельности неслышимыми для человека, лишь СТИМУЛИРУЮТ восприятие слышимых звуков. Также известно, что для точной передачи в цифре ударно импульсных сигналов запас по частоте дискретизации очень даже не помешает. Факт остается фактом: расширение рабочего диапазона частот до 50–100 кГц делает звучание более реалистичным. Только вот заметить это суждено далеко не всем: у каждого из «гомо-сапиенс» система слуха работает по-разному, а большинство людей не обладает тонким слухом.

Практические аспекты на примере CMI 9880/8 CH Azalia Audio Codec от C-Media

Сам по себе кодек – это ещё полдела. Качество звука в немалой степени обеспечивается за счёт развязки аналоговых цепей (прежде всего питания) от цифровых, а также фильтров на звуковых выходах. Тем не менее, если кодек с его ЦАПами и АЦП «убогий», то хорошего звука ждать неоткуда, как ни упирайся с передовыми алгоритмами обработки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *