atf в автомобиле что это
Что это такое ATF масло: тип, свойства и проверка уровня жидкости автоматических трансмиссий
Масло ATF — «кровь» автоматической коробки передач. По свойствам и назначению жидкость для автомата отличается от масла для механики или двигателя. Если залить неправильную жидкость, коробка встанет через 10 километров после старта. Но даже с «правильным» маслом автомат обслуживают по регламенту производителя или чаще, ориентируясь на поведение машины.
Что такое трансмиссионная жидкость ATF
ATF используется, как жидкость для АКПП, а также применяется в вариаторах, DSG, гидравлических системах. Флюиды для 4-, 6-, 8-, 12-ступенчатых коробок различаются по составу и свойствам. Производители подбирают ATF масло для АКПП с учётом конструкций трансмиссии, допустимых нагрузок двигателя машины.
В вариатор заливают масла с пометкой CVT oil или fluid. Маркировка указывает, что такая ATF работает в специфических условиях. В жидкостях для CVT присутствуют добавки, которые помогают ремню работать без проскальзывания, а смазочные свойства изменяются при высоких контактных нагрузках.
Свойства
В отличие от других машинных жидкостей вязкость масла АТФ — 6 — 8 сСт. При таком показателе смесь свободно прокачивается, и передаёт крутящий момент между насосным и турбинным колесом гидротрансформатора с минимальными потерями.
Смазка способна переносить давление до 5 бар, необходимых для сжимания фрикционных дисков. Кроме того, трансмиссионная жидкость содержит присадки, которые исключают пробуксовку фрикционных тормозов, помогая им надёжно сцепляться.
Свойства масла для автоматов определяются спецификациями Dextron, Mercon, Allison и др. Требования Allison разработаны для смазки автоматов в грузовиках и внедорожной технике, а значит для высоких нагрузок и температурных перепадов. Mercon создан для фордовских АКПП, и главный параметр стандарта — быстрый набор скорости.
Общие свойства всех типов ATF:
Чтобы достичь сбалансированной формулы, в химических лабораториях тщательно подбирают состав жидкости.
Состав
В основу трансмиссионной жидкости для АКПП входит минеральное, синтетическое масло или их смесь. Минеральные смазки на 90% состоят из нефтяных фракций. Эти масла дешёвые, но недолговечные. Синтетика при изменении температуры ведёт себя стабильно, поэтому её срок службы дольше.
Помимо основы в масла добавляют элементы, которые и придают смеси рабочие свойства:
Присадки
Флюид со временем загрязняется, испаряется, стареет под действием перепадов температур и активной эксплуатации. Коробка становится проблемной: переключается рывками, перегревается, быстрее изнашивается. Чтобы восстановить работу АКПП, производители смазочных материалов предлагают специальные присадки:
По мнению разработчиков добавки восполнят состав ATF, а коробка будет плавнее переключаться. Снизится шумность, восстановится эластичность и герметичности резиновых уплотнителей.
В реальности «излечение» имеет ограничения по применению. Нужно учитывать изношенность коробки, тип используемой АТФ, общее состояние автомобиля, качество присадки.
История создания ATF
Первое трансмиссионное масло под названием ATF-А разработала компания General Motors в 1949 году. До этого, в автоматах использовали моторные масла, и работа коробки была крайне трудной и недолгой.
С развитием автомобилестроения менялись технологии и стандарты. В 1967 году GM ввёл первый стандарт— Dexron type В. Чтобы было легче обнаружить утечку, жидкость окрашивали в красный цвет.
Следующей спецификацией стал Dexron II. Масло обладало слабыми антикоррозионными свойствами: металлические детали АКПП быстро ржавели. К 1990 годам смазку перевели на синтетическую основу.
С появлением в автоматах ЭБУ и гидроблоков требования к маслу ужесточились. GM разработал новые стандарты Dexron III, VI. Совершенствовалась основа, улучшились фрикционные свойства, обновился пакет модификаторов.
General Motors также внедрил спецификацию Allison С4 с требованиями к смазке, работающей в трансмиссиях грузовиков и тяжёлой техники.
Для своих коробок Ford разработал спецификацию М2С33 в 1959 году. А в 1980-х появился стандарт Mercon. Масла, соответствующие требованиям этих спецификаций, схожи по свои характеристикам с Dexron.
Типы трансмиссионных масел ATF
Самые известные типы жидкостей для автоматов: Dexron и Mercon. На основе требований этих стандартов производители АКПП разработали свои спецификации:
Наиболее популярные специализированные масла с артикулами для заказа сведены в таблицу.
Наименование | Спецификации | Объём/Цена |
Repsol Matic III ATF Dexron III, арт. RP026V51 | Dexron IIIG; Allison C4, Tes 389; Mercon V; Man 339 Type V2/Z2; MB 236.9; ZF TE-ML 16L, 4D, 14B; Volvo 97341; Voith 55.6336 | 1л/500 р. |
Eneos ATF Dexron II, арт. 8801252021506 | Dexron II; Allison C4; Ford EPS-M2C 138-CJ/166-H; GM 613714 | 0,94 л/440 р. |
Shell Spirax S6 ATF Х, арт. 550046519 | Dexron VI; Toyota WS; Mercon LV | 1 л/490 р. |
ZIC ATF SP 3, арт. 162627 | Mitsubishi SP III; Hyundai/Kia SP III | 4 л/1700 р. |
Hyundai ATF SP III, арт. 04500-00400 | Hyundai/Kia SP III | 4 л/2000 р. |
Mitsubishi ATF SP III, арт. 402 4610 | Mitsubishi SP III | 4 л/3200 р. |
Toyota ATF WS, арт. 08886-02305 | Toyota WS | 1 л/750 р. |
Mobil ATF LT 71141, арт. 151009 | MB 236.11; ZF TE-ML 17С, 16L, 4D, 11/14B; Voith Turbo H55.6336; VW TL52162 | 1 л/650 р. |
VAG ATF DSG, арт. G 052 182 А2 | G 052 182 А2 | 1 л/1250 р. |
Honda ATF DW-1 Fluid, арт. 08200-9008 | DW-1 | 1 л/800 р. |
Помимо специальных жидкостей производители смазочных материалов создали Multi ATF. Как заявляют этикетки, смесь учитывает требования многих спецификаций и подходит для большинства автоматов. Наиболее известными «мультами» являются:
Когда менять трансмиссионную смесь
Жидкость для автоматических трансмиссий изнашивается к 60 000 км, или раньше, если машина активно эксплуатируется по бездорожью, в пробках, в жарком климате. Коробка со старым маслом чаще перегревается, больше тупит, быстрее ломается. Предотвратить дорогостоящий ремонт поможет регулярное техобслуживание: проверка уровня и замена смазки.
Признаки отработанного трансмиссионного масла:
Если уровень жидкости оказался ниже нормы, нужно проверить днище на вероятность утечки. Затем долить ту же ATF или сделать замену, чтобы избежать непредсказуемой химической реакции разных смесей.
Превышение нормы приводит к вспениванию флюида и росту давления в коробке. Если не слить излишки, смазка потеряет рабочие свойства, и переключение передач будет происходит с рывками.
Проверка трансмиссионного масла в АКПП
Ненормальный уровень масла ATF может быть связан с неправильной методикой проверки. В разных типах АКПП температура при контроле смазки отличается, поэтому перед самостоятельным техобслуживанием нужно читать мануал к автомобилю.
Проверка по уровню щупа
В автомобилях со щупом трансмиссионное масло АТФ проверяют на непрогретом и прогретом заведённом двигателе. «На холодную» температура смазки 30 — 50℃, а «на горячую» — 60 — 90℃. При остывании жидкость уменьшается в объёме, поэтому проверка с непрогретым двигателем будет ориентировочной.
Чтобы разогреть масло, прокачивают систему, переключая селектор по всем режимам. Затем проезжают 15 — 30 км на средних оборотах, и останавливают машину на ровном участке. Двигатель не глушат, иначе масляный насос отключится. Далее:
Проверка по контрольной пробке
В автомобилях без щупа ATF проверяют по пробке на дне АКПП. Для работы понадобятся:
В некоторые АКПП — DP0, DP2, A6MF и др. — перед проверкой добавляют от 0,5 до 1,0 л чистой жидкости. Заливная пробка находится под капотом.
Машину разогревают, селектор оставляют в режиме «Р». Масло в коробке доводят до рабочей температуры, указанной в инструкции к автомобилю. Показатель контролируют по сканеру. Затем поднимают машину с включенным двигателем на подъёмнике:
Если уровень масла в норме, заливную и сливную пробки закручивают с новой прокладкой.
Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF
Чтобы узнать, какая жидкость применяется в АКПП, нужно посмотреть мануал к автомобилю или поискать информацию на табличке под капотом. Также нужно учитывать климатические условия региона:
На работу коробки передач влияют вязкостные характеристики масла при +100℃. Оптимальный показатель рабочей вязкости — 7 — 8 сСт. Низкая вязкость снижает КПД гидротрансформатора, а высокая ухудшает качество смазки зубчатых передач.
Как правильно смешивать жидкости разных типов
Сложный состав масел АТФ при смешении может давать непредсказуемую реакцию, в результате которой время переключения передач увеличится, появятся толчки и удары. Давление в системе упадёт, а расход топлива вырастет.
Чтобы перейти на новую жидкость, нужно учесть следующие моменты:
Эксперименты с маслами могут привести к дорогостоящему ремонту трансмиссии, поэтому безопасный способ смены жидкости — полная замена с промывкой системы.
Заключение
Жидкость ATF — сложная химическая смесь, предназначенная для плавной работы и защиты деталей автоматов, DSG, гидравлических систем. Рынок предлагает разные типы масел, но выбирать нужно рекомендованное производителем автомобиля. Проверка и замена ATF через 40 — 60 000 км пробега поможет увеличить ресурс трансмиссии и обезопасить машину от неожиданных отказов.
ATF масло для АКПП-Характеристики и применение и совместимость масел ATF
С появлением современных автоматических трансмиссий остро встал вопрос о защите механизмов и узлов агрегатов. Масла для механических коробок, были непригодны, поскольку их характеристики не соответствовали необходимым требованиям. Автоматическая коробка, как и механика, переключает передачи, но автомат действует самостоятельно, и это сильно усложняет его конструкцию. Кроме того, условия работы механизмов и узлов автомата не соответствуют условиям эксплуатации механики, поэтому для него разработали новый ATF тип смазок.
Смазка ATF
Жидкости ATF, это специальные масла, применяемые для работы в АКПП с гидравлическим трансформатором, а так же в некоторых моделях вариаторов. Аббревиатура смазок расшифровывается следующим образом: ATF (Automatic Transmission Fluid, жидкость для автоматических трансмиссий). Назначение смазки, это защита внутренних деталей коробки от коррозии, перегрева и износа, кроме того, с помощью жидкости передаётся импульс от силовой установки трансмиссии. Смазки жидкие, с повышенной текучестью, минеральной, либо синтетической основой.
Трансмиссионная жидкость выполняют следующие функции:
Рабочая жидкость в механических коробках и ATF масло для АКПП, смазки, не похожие друг на друга. Показатели жидкости ATF отличаются от обычного масла по многим характеристикам. Для создания нужной консистенции применяют минеральные масла, добавляя в них специальные присадки. Каждой автоматической коробке подходит определенный вид масла, с присущим ему набором характеристик. Использование не соответствующей жидкости неминуемо ведёт к поломке механизма, поэтому так сложно подобрать продукт, аналогичный оригиналу.
Впервые, спецификация трансмиссионных смазок введена в обиход в 1949 году. Концерн, предложивший сделать это, General Motors, конкурентов и аналогов в то время не было, а жидкость АТФ специально разрабатывалась под АКПП, сконструированную компанией. В данное время, разработкой и стандартизацией трансмиссионных жидкостей занимаются: Hyundai, Toyota, Ford, Mitsubishi, GM.
Типы ATF жидкостей
Первый тип ATF в АКПП произведен компанией GM, он назывался ATF–А. В 1957 году произведена модернизация и появилась новая жидкость под названием Type А Suffix А.
Типы ATF жидкостей, представленных на современном рынке:
Специально для автоматических коробок автомобилей Toyota и Lexus компанией Toyotaразработана жидкость ATF WS. Успешно применяется в автоматических трансмиссиях и автоматах с возможностью ручного переключения. Смазка ATF WS Toyota приоритетная, когда речь идет о её использовании на автомобилях, выпущенных фирмой.
Замена ATF жидкости
Трансмиссионная жидкость относится к расходным материалам, которые периодически меняются. Своевременная замена АТФ в АКПП увеличивает срок службы деталей и механизмов трансмиссии, ведь в процессе работы они подвергаются повышенному износу, продукты которого оседают в масле.
Условия, влияющие на срок замены масла:
Рекомендуемый период замены масла 20-25 тысяч километров пробега и не реже чем раз в 2 года, даже если машина не эксплуатировалась. Связано это со склонностью масла к старению.
Конструкция автоматических коробок требует обязательного снятия поддона и очистки магнитов от металлической стружки и скопившегося мусора. Меняя масло, в обязательном порядке меняется и фильтрующий элемент, для удаления примесей и обеспечения очистки жидкости в дальнейшем.
Процедуру желательно проводить на фирменных станциях обслуживания, оборудованных специальными приспособлениями для откачки остатков жидкости из системы. Самостоятельное проведение операции позволит совершить только частичную замену жидкости, что может пагубно сказаться на эксплуатации агрегата в дальнейшем.
Проверка уровня ATF в коробке
Качество выполнения функций и продолжительность срока службы коробки напрямую зависят от уровня смазывающей жидкости в изделии. Процедуру проверки уровня масла проводят регулярно, поскольку отклонение установленных норм влечёт за собой неприятные последствия:
Контроль уровня жидкости на каждой модели коробки проводится в соответствии с требованиями. Перед выполнением работ необходимо ознакомиться с документацией к изделию и выполнять процедуру чётко следуя установленному регламенту.
Выбор жидкости по ATF спецификации
Для выбора трансмиссионных масел придерживаются критериев, которые стандартизованы и объединены в группы, учитывающие характеристики продукта. Отличительная черта групп масел, наличие различных показателей, температурных фрикционных и др.
Спецификации ATF GM:
Компания Ford так же имеет спецификацию, её название «Mercon», однако широкого применения маркировка не получила, она унифицирована со спецификацией GM. Например: DesxronIII / MerconV.
Компания Crysler так же специфицирует свою продукцию, спецификация носит название «Mopar». В нашем регионе она не распространена, а если и встречается, то так же унифицирована с Dexron.
Классификация Mitsubishi (MMC)-Hyundai:
Классификация Toyota:
Неправильный подбор смеси влечёт за собой большое количество поломок, поэтому необходимо обращаться к документации на изделие и следовать тем рекомендациям, которые там прописаны.
Взаимозаменяемость ATF жидкостей
Эксплуатируя и обслуживая автоматическую коробку передач, необходимо придерживаться четких правил, прописанных в инструкции, особенно, что касается применения ATF жидкости. Случаются ситуации, когда подобрать оригинальную смазку невозможно, в этом случае, её заменяют сторонней продукцией с аналогичными характеристиками.
Взаимозаменяемость жидкостей GM:
Эти правила внесены, из-за возможных реакций, при смешивании жидкостей с различными модификаторами. В результате взаимодействия возможно образование осадка, способного навредить механизмам. По той же причине, при полной замене жидкости на аналогичную по характеристикам рекомендуется провести промывку системы от остатков предыдущего масла.
Смешиваемость жидкостей Toyota выглядит следующим образом:
ATF спецификация | ||||
Dextron II или III | Type T | Type T-II | Type T-IV | |
Dextron II или III | Да | — | — | — |
Type T | — | Да | — | Да |
Type T-II | — | — | Да | Да |
Type T-IV | — | — | — | Да |
Важно! При переходе с ранней модификации Type T, Type T-II на позднюю модификацию Type T-IV, проводится только полная замена жидкости с промывкой. Переход с новой модификации на старую не допускается.
Современные коробки Toyota в качестве трансмиссионной смазки используют новый тип жидкости Toyota ATF WS, стандарта JWS 3324. Это синтетическая смазка, которая обязательна к применению в коробках концерна, в случае её указания в инструкции к изделию. Если в инструкции жидкость не указана, применять её в качестве аналога запрещено.
Важно! Трансмиссионная жидкость Toyota ATF WS не взаимозаменяема с жидкостями производства Toyota и Dexron. Смазка WS имеет особенность впитывать влагу, поэтому ёмкость для хранения открывается один раз.
В случае необходимости трансмиссионная смазка ATF WS заменяется аналогичными по характеристикам маслами сторонних производителей: Idemitsu, Aisin, Zic.
Меняя смазку в АКПП необходимо помнить, что современные трансмиссионные жидкости, это смесь компонентов в определённой пропорции, каждый из которых в отдельности представляет собой конечный продукт. Настройки современных автоматических коробок после 2003 года выпуска чувствительны к смене составляющих и учитывают их специфику в процессе работы. Таким образом, если есть сомнение в типе старого масла, надо делать его полную замену.
Масло ATF. Классификация и характеристики
Рабочие жидкости для коробок-автоматов называются маслами АТФ. И они отличаются от традиционных трансмиссионных смазок. Разберёмся, что такое масла ATF для АКПП, рассмотрим их назначение и классификацию, а также пройдёмся по некоторым особенностям этих смазочных материалов.
Назначение и особенности
Трансмиссионные смазочные материалы условно разделены на две группы:
Трансмиссионное масло АТФ для автоматов используется не только в традиционных коробках, в которых через гидротрансформатор крутящий момент передаётся на планетарные ряды шестерен. Жидкости ATF заливаются и в современные DSG-коробки, вариаторы, роботизированные версии механики, гидроусилители руля и системы гидравлической подвески.
АТФ-масла имеют ряд ключевых особенностей, которые и выводят эти смазочные материалы в отдельную категорию
В среднем цена жидкостей ATF выше, чем у трансмиссионных смазок для МКПП в 2 раза.
Семейство Dexron
Жидкости для трансмиссии Dexron задали в своё время темп для других производителей. Владеет этим брендом компания GM.
Масла Dexron 1 ATF появились ещё в 1964 году, когда автоматическая трансмиссия была большой редкостью. Жидкость быстро вывели из производства из-за запрета на использование китового жира, который был в составе масла.
В 1973 на рынки вышло новая версия продукта Dexron 2 ATF. Это масло обладало низкими антикоррозийными свойствами. Радиаторы система охлаждения АКПП быстро ржавели. Его доработали только к 1990 году. Но стремительными темпами развивающееся автомобилестроение требовало новых решений.
После ряда переработок состава, в 1993 году на рынках появилась масло Dexron 3 ATF. За 20 лет этот продукт несколько раз модифицировался, и к нему приписывались с каждым обновлением индексы: F, G и H. Последняя модификация третьего поколения Декстронов была презентована в 2003 году.
Жидкость ATF 4 Dexron была разработана в 1995 году, но её выпуск никогда не был налажен. Вместо запуска в серию производитель решил совершенствовать уже имеющийся продукт.
В 2006 году вышла последняя на сегодня версия жидкости от компании GM, которая получило название Dexron 6. Эта АТФ жидкость совместима со всеми предыдущими смазками для автоматов. Если узел изначально рассчитан на АТФ 2 или АТФ 3 Декстрон, то можно без опасений заливать АТФ 6.
Жидкости Mercon
Компания Ford для автоматических трансмиссий своих автомобилей разработала собственное масло. Создано оно по образу и подобию Декстронов, но со своими особенностями. То есть о полной взаимозаменяемости речи не идёт.
Предвестником появления закрепившихся надолго жидкостей Mercon стало масло Ford ATF Type F. Сегодня оно относится к устаревшим, но его по-прежнему можно найти на рынке. В коробки, рассчитанные под новые масла, его заливать не рекомендуется. Слабый состав антифрикционных присадок может негативно сказаться на работе гидравлики. Используется ATF Type F в основном для гидроусилителей руля и раздаточных коробок некоторых моделей автомобилей Ford.
Рассмотрим актуальные на сегодня трансмиссионные масла для АКПП от компании «Форд».
Также в линейке моторных масле для АКПП автомобилей «Форд» есть жидкости для вариаторов и DSG-коробок.
Специализированные масла
Относительно небольшую долю рынка жидкостей ATF (около 10-15%) занимают менее известные в широком круге автолюбителей, специализированные масла, созданные для определённых коробок или марок авто.
Справедливости ради, стоит отметить, что все эти масла созданы с использованием приблизительно тех же компонентов, что и масла Dexron. И в теории их можно применять вместо вышеуказанных. Однако автопроизводитель не рекомендует это делать.